"Двойной дневник" - эффективный прием обучения исследовательской работе с текстом
методическая разработка по русскому языку
Методический материал для учителя содержит статью, презентацию и схему-таблицу для ученика
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
двойной дневник | 21.91 КБ |
Схема-таблица для ученика | 13.31 КБ |
презентация | 73.01 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМА «ДВОЙНОЙ ДНЕВНИК»
ПРИ РАБОТЕ С ТЕКСТОМ
(на уроках русского языка и литературы по ФГОС)
- Определение понятия
Прием «двойной дневник» предполагает связывание прочитанного текста с актуальными для учащихся вопросами и проблемами. Технически дневник организуется следующим образом: лист бумаги делится на два столбца. В левом столбце записываем (конспектируем) те части текста, которые привлекли особое внимание. В правом столбце необходимо написать комментарий к фразе, которая была отмечена слева: почему записана именно эта цитата? О чем она заставляет задуматься?
Таким образом, читая текст, нужно прерываться и делать записи в «Двойном дневнике». Можно заранее условиться о минимальном количестве записей. Этот прием позволяет формировать и совершенствовать умения тезирования, цитирования, верного оформления записи текста.[1]
- Анализ методической литературы
-Пример выполнения задания приемом «Двойного дневника» по упражнению учебника «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11кл. Базовый уровень» А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой (текст статьи Д.С. Лихачева «Любовь, уважение, знание»):
Текст (тезисы, цитаты) | Моя интерпретация |
| Культурное наследие – памятники архитектуры, живописи, литературы. Согласен с утверждением. |
| Что имеем – не храним, потерявши – плачем. |
| Кто не ценит прошлого, у того нет настоящего |
| С исчезновением памятника исчезает дух того времени, в котором он создавался |
| Согласен. Ассоциация: строки из песни «С чего начинается родина» |
| Любовь к Родине, уважение к другим и самому себе, знание прошлого, истории. В этой фразе смысл названия, идея. |
-Работа с литературоведческим текстом о детстве (биографии) писателя[2]. Знакомство с фактами биографии (5кл.- детство писателя) А.С. Пушкина, оказавшими влияние на становление личности поэта, осуществляется с помощью таблицы «Двойного дневника», где левая колонка заполнена, а правую - ребята заполняют на уроке самостоятельно при чтении текста учебника и прослушивании сообщений (презентаций) учителя и учащихся.
Детство А.С. Пушкина | Мои замечания об услышанном |
Прадедушка – Абрам Петрович Ганнибал | |
Бабушка – Мария Алексеевна Ганнибал | |
Отец поэта – Сергей Львович Пушкин | |
Мать поэта – Надежда Осиповна Пушкина | |
Лев Сергеевич, Ольга Сергеевна – брат и сестра поэта | |
Арина Родионовна Яковлева – няня поэта | |
Никита Тимофеевич Козлов – «дядька» поэта |
-Работа по подготовке к сочинению/изложению
Подготовка к сочинению на тему
«Эпизод в рассказе «Муму»»
(Герасим и Муму)[3]
Подготовка к анализу эпизода. Заполнение таблицы. Составление общей характеристики произведения.
План анализа эпизода | Рабочие материалы к сочинению |
Общая характеристика произведения | 1852г. – время создания. Герасим и Татьяна, Муму, барыня. Воплощение в образе немого Герасима стремления народа к внутренней свободе. |
Место эпизода в сюжете произведения | Развитие действия |
Функции эпизода | Прояснение мысли автора, раскрытие характера Герасима |
Место и время действия в эпизоде | Весна, берег реки |
Способ организации текста | Монолог повествователя |
Как раскрывается характер Герасима в эпизоде? Какой герой? | Добрый, благодушный, гуманный, добросердечный, душевный, ласковый, милостливый, мягкосердечный, отзывчивый, простодушный, участливый, чуткий, внимательный, душевный, отзывчивый, чувствительный, заботливый |
- Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)
Этапы работы по данной технологии: 1)вызов – пробуждение имеющихся знаний, интереса к полученной информации, актуализация жизненного опыта; 2)осмысление содержания – получение новой информации, соотнесение новой информации с собственными знаниями (один из приемов на этом этапе – «Двойной дневник»); 3)рефлексия – осмысление, рождение нового знания, выражение новых идей и информации собственными словами.
Такое трехчастное строение работы вполне соответствует логике работы с текстом: предтекстовый этап, текстовый этап и послетекстовый этап.
(таблица с.95-96: деятельность учителя, учащихся, методы и приемы)[4]
- Метод проектов
Метод проектов способствует развитию и совершенствованию умений информационной переработки текста, развитию исследовательских способностей учащихся, предполагает индивидуальную или групповую работу. Такой вид деятельности включает в себя несколько этапов: предварительный выбор темы, составление плана, изучение литературы по теме и сбор материала, создание собственного текста, содержащего анализ литературы и собственные выводы по теме, трансформация полученной информации, ее преобразование с учетом поставленной задачи, защита, предполагающая устное выступление с краткой характеристикой работы.
При исследовании учащимися 5-7 классов какого-либо языкового, литературоведческого явления, анализе художественного текста очень удобно в основе работы использовать «Двойной дневник».
(разработка Панфиловой, работы учащихся).
- Литература
1.Добротина И.Г. Современные модели уроков русского языка в 5-9 классах: пособие для учителей общеобр.учреждений/ И.Г. Добротина. – М.: Просвещение, 2014
2. Пахнова Т.М. Русский язык. Комплексная работа с текстом: дидактические материалы/Т.М. Пахнова. – М., 2006.
3.Современные подходы в преподавании русского языка и литературы (в помощь учителю, внедряющему ФГОС). Методическое пособие./ Сост. Меренкова О.Ю. – М., 2015
4. Соловьева Ф.Е. Уроки литературы к учебнику Г.С. Меркина «Литература» 5кл.- М., 2013.
5. Цыбулько И.П. Русский язык. Планируемые результаты. Система заданий. 5-9 классы: пособие для учителей/ И.П. Цыбулько; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М., 2014.
[1] Добротина И.Г. Современные модели уроков русского языка в 5-9 классах – М: Просвещение, 2014. С.106.
[2] Соловьева Ф.Е. Уроки литературы к учебнику Г.С. Меркина «Литература» 5кл.- М., 2013. С.77-80
[3] Там же, с.159-161
[4] Добротина И.Г. Современные модели уроков русского языка в 5-9 классах – М: Просвещение, 2014. с.95-96
Предварительный просмотр:
«ДВОЙНОЙ ДНЕВНИК»
учени_____ 5класса ____
Ф.И.__________________________
Тема______________________________________________________
Художественное произведение (автор, название)
Предмет исследования______________________________________________
Термин____________________________________________________________________________________________________________________________________
Цитаты из художественного текста | Мой комментарий | |
Выводы
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«ДВОЙНОЙ ДНЕВНИК»
группы учащихся 5 класса ____
Ф.И.______________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема_________________________________________________________________
Художественное произведение (автор, название)
Предмет исследования_________________________________________________
Термин____________________________________________________________________________________________________________________________________
Цитаты из художественного текста | Моя интерпретация | |
Выводы
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Прием «двойной дневник» предполагает связывание прочитанного текста с актуальными для учащихся вопросами и проблемами. При чтении текста нужно прерываться и делать записи в «Двойном дневнике». Этот прием позволяет формировать и совершенствовать умения тезирования , цитирования, верного оформления записи текста Что такое «двойной дневник»?
дневник организуется следующим образом: лист бумаги делится на два столбца В левом столбце записываем (конспектируем) те части текста, которые привлекли особое внимание. В правом столбце необходимо написать комментарий к фразе, которая была отмечена слева: почему записана именно эта цитата? О чем она заставляет задуматься?
Пример выполнения задания приемом «Двойного дневника» по упражнению учебника (текст статьи Д.С. Лихачева «Любовь, уважение, знание»): Текст (тезисы, цитаты) Моя интерпретация 1.Культурное наследие надо оберегать Культурное наследие – памятники архитектуры, живописи, литературы. Согласен с утверждением. 2.Горестные и грустные картины действительности. Что имеем – не храним, потерявши – плачем. 3.Пример вандализма на Бородинском поле Кто не ценит прошлого, у того нет настоящего 4.«Утрата любого памятника культуры невосстановима» С исчезновением памятника исчезает дух того времени, в котором он создавался 5Любовь к Родине начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе Согласен. Ассоциация: строки из песни «С чего начинается родина»
Изучение биографии писателя Детство А.С. Пушкина Мои замечания об услышанном Прадедушка – Абрам Петрович Ганнибал Бабушка – Мария Алексеевна Ганнибал Отец поэта – Сергей Львович Пушкин Мать поэта – Надежда Осиповна Пушкина Лев Сергеевич, Ольга Сергеевна – брат и сестра поэта Арина Родионовна Яковлева – няня поэта Никита Тимофеевич Козлов – «дядька» поэта
«Двойной дневник» в современных образовательных технологиях Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) Метод проектов способствует развитию и совершенствованию умений информационной переработки текста, развитию исследовательских способностей учащихся, предполагает индивидуальную или групповую работу. Вызов Осмысление содержания Рефлексия
ЛИТЕРАТУРА 1.Добротина И.Г. Современные модели уроков русского языка в 5-9 классах: пособие для учителей общеобр.учреждений / И.Г. Добротина . – М.: Просвещение, 2014 2. Пахнова Т.М. Русский язык. Комплексная работа с текстом: дидактические материалы/Т.М. Пахнова . – М., 2006. 3.Современные подходы в преподавании русского языка и литературы (в помощь учителю, внедряющему ФГОС). Методическое пособие./ Сост. Меренкова О.Ю. – М., 2015 4. Соловьева Ф.Е. Уроки литературы к учебнику Г.С. Меркина «Литература» 5кл.- М., 2013. 5. Цыбулько И.П. Русский язык. Планируемые результаты. Система заданий. 5-9 классы: пособие для учителей/ И.П. Цыбулько ; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М., 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа "История обучения по страницам дневников"
В работе рассматривается система образования начала ХХ и ХХI века на основе исследования школьных дневников гимназистки Новоторжской гимназии и ученицы Выдропужской школы....
Исследовательская работа над текстом
В статье отражены основные этапы работы над текстом....
Английский для любознательных (обучение стратегиям работы с текстом)
Для того чтобы текст стал реальной и продуктивной основой обучения всем видам речевой деятельности, важно научить учащихся различным операциям с материалами текста, разнообразным манипуляциям с разнох...
Сюжетно-ролевая игра как эффективный прием формирования коммуникативных умений учащихся основной школы при обучении иностранным языкам
В статье рассматриваются теоретические подходы к сюжетно-ролевой игре в основной школе, отмечается, что игра по сути носит деятельностный характер, моделируя при этом ситуации общения и формируя комму...
Метапредметные результаты обучения при работе с текстом
Опыт взаимодействия педагогов образовательного учреждения при разработке и решении задач образовательной программы школы...
«Эффективные приёмы работы с текстом, используемые для обучения детей с интеллектуальной недостаточностью»
В статье рассматриваются приёмы формирования осознанного чтения у детей с нарушением интеллекта....
- Мне нравится (15)