Метапредметные результаты обучения при работе с текстом
статья на тему

Богданова Лариса Анатольевна

Опыт взаимодействия педагогов образовательного учреждения при разработке и решении задач образовательной программы школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metapredmetnye_rezultaty_obucheniya_pri_rabote_s_tekstom.docx34.99 КБ

Предварительный просмотр:

Метапредметные результаты обучения  при работе с текстом.

При разработке программы формирования универсальных учебных действий школы нужно учитывать, что программа развития УУД конкретизирует требования Стандарта второго поколения к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.  

Целью программы развития универсальных учебных действий является обеспечение умения школьников учиться, дальнейшее развитие способности к самосовершенствованию и саморазвитию, а также реализация системно-деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта.

Для достижения поставленной цели необходимо взаимодействие учителей-предметников для согласования перечня метапредметных умений учащихся.

Итак, являясь членом рабочей группы по разработке образовательной программы школы, ставлю перед собой задачу проанализировать, какие метапредметные умения, формируемые с помощью предмета «Русский язык», необходимо включить в программу формирования универсальных учебных действий образовательной организации.

           

          Перечень вопросов, на которые нужно найти ответы для поиска решения задачи:

Вопрос

Конкретные действия по поиску ответа на поставленный вопрос

1.

Какова роль преемственности в обучении в формировании УУД начальная школа – основная школа?

Проведение совместного методического объединения учителей начальной школы  и учителей русского языка и литературы.

2.

Какие УУД формируются в начальной школе? Какова модель выпускника начальной школы?

Изучение стандартов и образовательной программы начальной школы.

3.

Важно ли взаимодействие учителей-предметников?

Проведение мозгового штурма «Метапредметность в обучении».

4.

Какие метапредметные умения, формируемые с помощью предмета «Русский язык», необходимы для изучения других предметов?

Изучение стандартов. Беседы с коллегами.

5.

Какие современные технологии используются педагогами при обучении учащихся по стандартам второго поколения?  Какие метапредметные результаты планируются?

Проведение методической недели

         

          Необходимая информация для решения поставленной задачи:

Содержание собираемой информации

Источник этой информации

Метод работы с этой информацией

1.

ФГОС второго поколения начального общего образования и основного общего образования.

Документы «ФГОС второго поколения начального общего образования», «ФГОС второго поколения основного общего образования».

Изучение.

2.

Современные образовательные технологии.

Методическая литература, Интернет-ресурсы.

Беседы с коллегами.

Участие в тематических методических мероприятиях.

Изучение.

Расширение диапазона педагогического общения

         Одним из методов взаимодействия с коллегами является обмен опытом работы. Предлагаю открытое мероприятие (педагогический проект) для учителей школы:

Педагогический проект

«Использование кейс-технологий в работе с текстом»

Знание только тогда знание, когда

                                                                                                  оно приобретено усилиями своей

                                                                                                  мысли, а не одной памятью.

Л.Н.Толстой

1. Теоретическая основа проекта.

Кейс-технология – это синтез проблемного обучения, информационно-коммуникативных технологий, метода проектов, метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путём решения конкретных задач-ситуаций (кейсов).

Суть метода заключается виспользовании в обучении конкретных учебных ситуаций, ориентирующих школьников на формулирование проблемы и поиск вариантов её решения.

Задача метода - максимальное вовлечение каждого ученика в самостоятельную работу по решению поставленной проблемы или задачи.

Задача учителя мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности, организовывать самостоятельную деятельность   учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы.

Кейс –

  1. От латинского casus - сложный запутанный случай, обстоятельство.
  2. От английского case– портфель, небольшой чемодан.

Кейс  - совокупность учебных материалов, в которых сформулированы практические задачи, предполагающие коллективный или индивидуальный поиск их решения.

При подготовке конкретного кейса к уроку необходимо учитывать соответствие проблемной ситуации цели работы и возрастным особенностям учеников. Также необходимо подобрать такой набор информации, который бы в полной мере отражал суть проблемы, либо, наоборот, объём информации был бы недостаточным, что вызывает интерес детей к кейсу и усиливает мотивацию работы с ним.

В зависимости от целей обучения кейсы могут отличаться по содержанию и организации представленного в них материала:

  • кейсы, обучающие анализу и оценке;
  • кейсы, обучающие решению проблем и принятию решений;
  • кейсы, иллюстрирующие проблему и ее решение (на первом этапе знакомства школьников с данной технологией);

Кейсы также классифицируются на:

  • практические кейсы: метод ситуативного анализа или метод деловой переписки;
  • научно-исследовательские кейсы или метод инцидента, которые ориентированы на включение ученика в исследовательскую деятельность.

Метод кейс-технологии развивает коммуникативные, аналитические, практические, творческие, социальные навыки, навыки самоанализа.

2.Стратегия достижения поставленных целей.

           Специфика использования кейс-метода как образовательной технологии в работе с текстом заключается в следующем:

  • обучение в малых группах (4 – 5 человек);
  • перед каждой группой ставится определённая задача;
  • задача не должна иметь однозначного решения;
  • обязательное наличие информационного материала;
  • при этом информация может быть избыточной или недостаточной;
  • обязательным условием является выработка решения внутри группы, а затем общего решения;
  • итогом работы является создание продукта – текста.

Какова стратегия учителя в ходе работы с кейсом?

  • Учитель может давать ключи к разгадке в форме дополнительных вопросов или дополнительной информации.
  • В определенных условиях учитель может сам дать ответ.
  • Учитель может ничего не делать (оставаться молчаливым), пока кто-то работает над проблемой.

Использование кейс-технологии в работе с текстом является условием продуктивного обучения в условиях реализации ФГОС. И результат во многом зависит от того, есть ли преемственность в обучении:

  • 1-4 классы (работа с вопросами по тексту, предположение);  
  • 5-8 классы (формулировка авторской позиции);
  • 9 класс (комментарий авторской позиции, проблематика текста);
  • 10-11 классы (подбор аргументов).

3.Практикум.

Цель: создание продукта – текста сочинения в формате ЕГЭ.

Участники занятия: две группы учащихся 6 класса, две группы учащихся 9 класса, две группы учащихся 11 класса.

Основная форма работы: групповая.

  1. Этапы
  1. Ознакомительный этап (вовлечение учащихся и в обсуждение предложенных заданий кейсов).

Кейс № 1 (группа 1, 6 класс).

Материалы кейса: текст, задания.

Прочитайте текст и выполните задания.

Задание 1.

  1. Заполните таблицу использования автором средств выразительности речи в 1 и 2 предложениях текста:

Изобразительно - выразительное средство

Пример

1.

2.

3.

Инверсия

4.

  1. Проведите лингвистический эксперимент: уберите из текста изобразительно-выразительные средства.
  2. Сделайте вывод.

 С какой целью автор использует средства выразительности речи?

Задание 2.

Ответьте на вопросы.

  1. Почему в 3 предложении текста Зелёная Грива имя собственное?
  2. Какое условие поставил парень Альке?
  3. Легко ли было Альке нести рейку?
  4. Какие слова и выражения использует автор, чтобы передать чувства и состояние мальчика, который «тащил» рейку?
  5. Почему Алька «торопливо схватил тяжелейшую рейку»?
  6. Как это характеризует мальчика?

Задание 3.

Подумайте, как отнёсся к поступку мальчика мужчина. Продолжить текст (3-4 предложения).

Кейс № 2 (группа 2, 6 класс).

Материалы кейса: текст, школьный толковый словарь, задания.

Прочитайте текст и выполните задания.

Задание 1.

1) Дайте определение слов «совесть», «совестливый», «бессовестный».

2) Пользуясь словарной статьёй «совесть», объясните значение фразеологизмов, в которых употребляется слова «совесть».

Задание 2.

1) Выпишите из предложений 10, 24, 26, 30, 32, 33 слова, характеризующие поведение парня и его отношение к мальчику.

2) Сделайте вывод, каково отношение автора к «незваному гостю».

Задание 3.

Подумайте, как поступит мужчина, увидев ухмыляющегося парня и Альку, который «полз вверх по косогору». Продолжите текст (3-4 предложения).

Кейс № 3 (группа 3, 9 класс).

Материалы кейса: сборники заданий ОГЭ с текстом варианта № 1, задание.

Задание.

Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Расти, сынок. Из тебя настоящий человек выйдет»?

При ответе учитывайте следующие рекомендации:

  1. В начале письменного ответа укажите фамилию и инициалы автора текста.
  2. Обратите внимание на изобразительную функцию обращения в реплике героя текста.
  3. Дайте значение словосочетанию НАСТОЯЩИЙ ЧЕЛОВЕК и прокомментируйте его.

      Объём письменного ответа 5-6 предложений.

Кейс № 4 (группа 4, 9 класс).

Материалы кейса: сборники заданий ОГЭ с текстом варианта № 1, задание.

Задание.

Объясните, как Вы понимаете значение слова БЕССОВЕСТНОСТЬ?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение с опорой на предложенный текст.

     Объём письменного ответа 5-6 предложений.

Кейс № 5 (группа 5, 11 класс).

Материалы кейса: текст, задания.

Задания.

  1. Определите проблему текста.
  2. Подберите аргументы из художественных произведений.

Кейс № 6 (группа 6, 11 класс).

Материалы кейса: текст, статья Д.С.Лихачёва «И пробил час», задания.

Задания.

  1. Определите проблему текста.
  2. Подберите аргументы на примере жизни общественных деятелей.

  1. Аналитический этап (анализ ситуации в группе, процесс выработки решения, создание текста). Данный этап является основным, он ограничен во времени.
  2. Итоговый этап (презентация результатов работы группами).

Результат работы:

  • создание продукта – текста сочинения в формате ЕГЭ;
  • рекомендации по использованию аргументов в сочинении по проблеме совести:

      -  из художественных произведений (А.С.Пушкин «Капитанская дочка», М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени», Л.Н.Толстой «Война и мир», Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание», М.А.Шолохов «Тихий Дон»);

     -       на примере жизни общественных деятелей «совесть эпохи» (Л.Н.Толстой, Д.С.Лихачёв, А.Д.Сахаров).

  1. Подведение итогов работы.
  1. Составление «Нравственных заповедей».

Вопрос: Для того, чтобы вырасти совестливым человеком, какими нравственными качествами нужно обладать?

- 6 класс (отзывчивость, доброта, сострадание, сопереживание, милосердие)

- 9 класс (честность, умение анализировать свои поступки)

- 11 класс (умение прощать, умение исправлять ошибки)

2.  Заключение. Проведение психологического теста.

     Скажите себе «Я» и быстро, интуитивно покажите на это «Я».

     Да, Вы показали туда, куда показывают абсолютно все люди на Земле, на сердце.

Не на свою голову (то есть ум), не на свой живот (центр физической жизни, слово жизнь произошло от слова живот).

     Так что же у человека главное? К чему он должен прислушиваться, чем руководствоваться в жизни? Конечно, и к желаниям и потребностям своего тела, и к голосу разума и сердца. Всему своё время. Но жить человек должен только по совести!

 Разговор о совести, милосердии, умении анализировать свои поступки, исправлять ошибки, бесспорно, необходим для школьников и направлен на формирование активной жизненной позиции подростков.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

          Выбор данного практического материала для обсуждения вопроса о метапредметных умениях, формируемых с помощью предмета «Русский язык», является крайне важным, так как умение воспринимать и понимать содержание текста во  многом определяет  успешность обучения в школе. Текст - это основной способ получения информации по всем предметам. В процессе обучения русскому языку объектом постоянного внимания становятся тексты.

          Метапредметные результаты обучения связаны с формированием  и  развитием универсальных учебных действий при работе с текстом:

  1. Коммуникативные УУД:
  • владеть всеми видами речевой деятельности;
  • перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами;
  • строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми в процессе коллективной деятельности;
  • осуществлять речевой  контроль; оценивать речь с точки зрения её содержания, языкового оформления.

2. Регулятивные УУД:

  • управлять своей деятельностью (постановка и формулирование цели предстоящей учебной деятельности – индивидуальной и коллективной, планирование последовательности деятельности, прогнозирование её  результатов);
  • контролировать и оценивать достигнутые результаты своей и чужой деятельности

и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; вносить необходимую коррекцию в процессе деятельности.

3. Познавательные УУД:

  • строить логическую цепь   рассуждения (выдвижение тезиса, гипотезы, их обоснование, подбор аргументации);
  • выполнять логические операции: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, установление аналогий.

           При разработке образовательной программы школы предлагаю включить данные универсальные учебные действия в программу формирования УУД.

           Современная практика общения с учащимися, их родителями и, к сожалению, иногда с коллегами показывает, что недостаточно развиты у участников образовательных отношений умения коммуникации.

           В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий приоритетное внимание должно уделяется:

• формированию действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества;

• практическому освоению умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: 

- ставить и решать многообразные коммуникативные задачи;  

- устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми;

- удовлетворительно владеть нормами и техникой общения;

- определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;

• развитию речевой деятельности, приобретению опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретению опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.

           Учить детей правильно общаться, грамотно говорить должны все педагоги школы. Следует отметить практическую ценность формирования коммуникативных умений.

В результате изучения всех предметов в школе у выпускников должны быть сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия, поэтому для согласования перечня метапредметных умений учащихся необходимо взаимодействовать со всеми учителями-предметниками.

           Безусловно, в процессе подготовки и реализации предложенного решения необходимо:

Действия учителя, совершаемые в процессе решения задачи

Этические нормы или права, нарушения которых предотвращает предложенное действие

1.

Соблюдать правила ведения дискуссии, быть корректной в диалоге

Этические нормы общения

2.

При проведении методических мероприятий по обмену опытом вести фото- и видеосъёмку учащихся толь с согласия родителей (законных представителей)

Запрещено вести фото- и видеосъёмку несовершеннолетних без согласия родителей (законных представителей)

          Хочется верить, что планируемые результаты усвоения обучающимися познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий станут реальными. Для этого необходимо взаимодействие педагогов в разработке и решении задач образовательной программы школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Достижение планируемых предметных и метапредметных результатов по русскому языку при работе с текстом

Русский писатель и педагог Л.Н.Толстой советовал учителю: «Хочешь наукой воспитать ученика, люби свою науку и знай ее».  Но сегодня мало любить и знать свой предмет. Как научить умению учит...

«Работа с текстом как средство формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации новых образовательных стандартов» презентация

Серьезные изменения, происходящие в российской системе образования за последние годы, связанные с введением и реализацией Федеральных государственных стандартов второго поколения, оказывают ощутимое в...

Авдеева Л.И., учитель русского языка и литературы:«Работа с текстом как средство формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации новых образовательных стандартов»

В статье предлагается теоретически обоснованная, экспериментально проверенная методика работы над текстом. Разработанный АВдеевой Л.И.  дидактический материал (междисциплинарная программа «...

Авдеева Л.И. "Работа с текстом как средство формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации новых образовательных стандартов" 2016г

Выпускная квалификационная работа Авдеевой Л.И. "Работа с текстом как средство формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации новых образовательных стандартов" (2016 г). Зад...

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ПРОГРАММА «РАБОТА С ТЕКСТОМ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ» (Авдеева Л.И., 2016г)

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ПРОГРАММА «РАБОТА С ТЕКСТОМ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ  МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ»Цель данной программы – достижение метапредметных результатов обучения на ос...

Обучение стратегиям смыслового чтения и работа с текстом как способ достижения метапредметных результатов

Читать – это ещё ничего не значит;что читать и как понимать читаемое –вот в чём главное дело....

Формирование метапредметных компетенций при работе с текстом

Чтение на иностранном языке как вид речевой деятельности и как опосредованная форма общения является, по мнению многих исследователей, самым необходимым для большинства людей....