Исследовательская работа над текстом
статья по литературе по теме
В статье отражены основные этапы работы над текстом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_s_tekstom.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательская работа с текстом на уроках русского языка и литературы.
Чтобы быть хорошим преподавателем,
нужно любить то, что преподаёшь,
и любить тех, кому преподаёшь.
В. Ключевский.
В начале XXI века общество как в нашей стране, так и во всём мире претерпевает существенные изменения. Кризис современной реальности неизбежно привёл к кризису образования. Говоря о школе, мы все прекрасно понимаем, что она переживает не только экономический, но и, прежде всего, нравственно - духовный кризис. Поэтому и перед школой ставятся более сложные задачи, среди которых - всестороннее развитие личности в процессе обучения, в том числе и на основе активизации исследовательской деятельности учащихся на уроке русского языка и литературы, что является одной из важнейших предпосылок в формировании и развитии творческого потенциала человека. При поиске новых программ, технологий не следует забывать, что в школе их непосредственно осуществляет учитель. Он должен понимать, что проводит в жизнь и какие концепции навязывает учащимся, но и быть лично заинтересован в создании благоприятного пространства вокруг себя. Недаром говорится, что «все мы родом из детства» и то, что заложено в детстве и отрочестве остаётся в человеке на всю жизнь. Как сделать так, чтобы уроки словесности были не в тягость, а в радость как для учителя, так и для ученика. Ведь творчество обеих сторон – процесс взаимосвязанный и даже конкретный, как и любое воспитание. Но творчество не может быть самоцелью – оно наш метод. И те уроки, где дети приобретут исследовательский навык, опыт самостоятельной творческой работы, внимательное отношение к слову, тексту художественной литературы, а также научатся анализировать, обобщать и, в конечном итоге, формировать собственное аргументированное суждение, они запомнят надолго. Более того, проживая и пропуская через призму своей души некоторые жизненные ситуации литературных героев, ученик находит выход из тупиков и получает практические знания в разрешении собственных проблем.
В этой статье я хочу поделиться небольшим опытом и рассказать об исследовательской работе, которая помогла мне найти взаимопонимание с учениками, привить неподдельный интерес детей к предмету, а также научить их целостно воспринимать историко - литературный процесс и видеть картину мира.
Не секрет, что формирование исследовательской позиции учащихся - задача нелегкая. Ребят к поисковой деятельности необходимо подготавливать годами, всегда помня, что в стенах школы «не мыслям надобно учить, а учить мыслить». Поисковая деятельность на уроке – это ключ к успеху школьника на поприще личностного роста. Но чтобы постоянно разжигать интерес ученика к предмету, необходимо систематически усложнять учебную задачу, тем самым активизируя познавательную и творческую деятельность учащегося. Можно предложить три вида исследовательской деятельности на уроке:
- Аналитическое групповое исследование.
- Собственно - оценочное исследование.
- Научный подход в исследовании вопроса.
Одним из условий, позволяющих воспитывать у школьников жажду знаний и стремление к открытиям, является развитие потребности в поисковой активности. Первоначальным этапом готовности учеников к данному виду деятельности становятся:
- Чувство удивления и желание принять нестандартный вопрос.
- Психологическая комфортность.
- Креативность, установка на творчество.
- Мотивация к научно-познавательной деятельности.
- Четкая постановка цели и настроенность на положительный результат.
Развивать поисковую активность школьника можно посредством разных форм деятельности:
- Самостоятельная работа (поступательное продвижение учащихся от простого к сложному, от подражания к творчеству).
- Выполнение реконструктивных самостоятельных работ ( самостоятельное ведение поиска и определение пути решения поставленной задачи).
- Умение добывать необходимый научный материал, умение грамотно систематизировать, логически распределять имеющиеся данные.
- Умение выделить в изучаемой монографии информационный центр, а также умение свертывать информацию путем исключения избыточной, либо путем обобщения целого ряда известных фактов.
- Умение переформулировать основные положения текста.
В связи с этим на уроках развития речи большое внимание уделяется языковому анализу текста, так как работа с текстом способствует совершенствованию связной речи учащихся. Бесспорно, в центре внимания урока – художественный текст. Работая с анализом текста, школьник учится добывать информацию, осмысливать ее и моделировать информационное поле. Но следует отметить, что при написании собственных исследований значительная часть школьников не может самостоятельно безошибочно сформировать в связном тексте сложные синтаксические целые, т.е. не может установить правильные смысловые и грамматические отношения между законченными предложениями. В работах учащихся ( сочинения, проекты, мини - исследования ) часты случаи нарушения последовательности в изложении мыслей, отсутствия логической и синтаксической связи между предложениями, неправильного их порядка, неуместных или неоправданно повторяющихся одинаковых средств связи между законченными предложениями. Также в недостаточной степени учащимися используются такие средства связи, как порядок слов, синтаксический параллелизм и инверсия, единый временной план. Большие затруднения в письменной речи учащихся прослеживаются в умении верно выделять абзацы, логически и последовательно излагать свои мысли. Все перечисленные недочёты говорят о том, что современный ученик нуждается в помощи учителя. Применяя метод погружения в текст, учитель подготовит учащегося к учебно-исследовательской деятельности, поможет развить коммуникативные навыки: учится слышать и слушать собеседника, выстраивать свое высказывание.
От класса к классу у школьников развивается вербальное мышление, совершенствуются рецептивные и продуктивные виды речевой деятельности, приобретаются навыки работы с первоисточниками, дети учатся составлять разные типы конспектов (плановые, текстуальные, смешанные, монографические, сводные или тематические ), разные типы рефератов (классификационные, познавательные, исследовательские), знакомятся с особенностями сокращения текста и учатся писать аннотации разных видов. А также развивают свои речевые способности в написании рецензий.
Планируя уроки русского языка и литературы в старших классах, предпочтение отдаётся таким формам учебных занятий, которые создают творческую атмосферу совместной деятельности с учащимися, атмосферу духовного общения (уроки-семинары, конференции, уроки - диспуты, самостоятельная исследовательская работа учащихся по подготовке докладов, рефератов, их совместное рецензирование). В качестве примера можно привести начальный этап исследовательской работы учащихся 10-го класса по теме: « История книги».
Актуальность темы:
Вы когда-нибудь задумывались о том, как появились первые книги? Кто автор первого письма? Почему возникла необходимость в создании книги? Как влияет книга на обучение, на развитие личности?
Нам, современным детям, стало интересно, что происходит с книгой сейчас, как она изменилась с её первого появления на свет и что с ней будет потом? Каков уровень сегодня издательской продукции? Почему пропадает интерес к чтению и с чем это связано?
Книга прошла большой исторический путь - от неразвитости, примитивной слитности до современной изощренности высокотехнических средств передачи информации.
Сейчас в мире популярны электронные книги, аудиокниги, и трудно себе представить, что всего лишь несколько веков тому назад книги были в виде деревянных дощечек, на которые люди наносили нужную им информацию.
Своим исследованием мы хотим найти ответы на поставленные вопросы, а выдвинутые нами гипотезы только помогут в этом поиске:
- Книга теряет свою актуальность.
- Электронная книга вытесняет печатную книгу.
- Падение культурного уровня читателя.
- Одна из причин потери интереса читателей к книге – нехватка времени.
- Современная школа не предусматривает обязательный экзамен по литературе.
- Влияние массовой культуры на человека.
Цели исследования:
- Проследить появление книги, проследить эволюцию книги, а также выявить, как книга отражает время?
- Попытаться выяснить, что ждет читателя и книгу в дальнейшем?
- Привлечь внимание школьников к проблеме падения интереса к чтению и к самообразованию вообще.
Достижение данных целей предполагает решение ряда следующих актуальных задач:
- Подобрать соответствующие материалы по данной теме и изучить их, сделать собственные выводы.
- Провести анкетирование среди учащихся школы, а также в Интернет сети.
- Сделать сравнительных анализ полученных исследований и обработать их.
В процессе написания данной работы были использованы следующие методы:
- Анализ источников и используемой литературы по теме исследования.
- Изучение Интернет источников.
- Проведение социологических опросов.
- Сравнение результатов опроса с подобранным материалом
Значение исследования - в условиях школьного исследования полученные данные могут быть полезны в первую очередь нашим сверстникам, потому что материал, представленный в ходе работы, обогатит их жизненный опыт и подтолкнёт к поиску дополнительной информации. Также этот материал будет интересен классным руководителям в проведении внеклассных дискуссий, так как материал исследования поднимает актуальные проблемы роли книги в формировании и становлении подрастающего поколения в обществе.
Мы видим, насколько важна для детей исследовательская деятельность на уроках литературы и не только. Поражает глубина затрагиваемых проблем и оригинальность детских рассуждений.
Каждый учитель понимает, что в основу урока литературы должна быть положена учебно-познавательная деятельность учащихся, которая должна быть направлена на стимулирование личностного восприятия литературы. Ученик, постигая объективное содержание произведений искусства слова, видит в них не только средство для получения оценки, но и ключ к обогащению своего словарного запаса, к развитию интеллектуального и эмоционального уровня, находит в них пищу для размышлений и глубоких переживаний.
В своей практической работе я применяю следующие методы активизации познавательной и исследовательской деятельности:
- Работа над сквозными сюжетами в русской литературе (тема «маленького человека», тема семьи и дома, тема нравственного и гражданского долга , тема поиска смысла жизни и своего назначения в ней, тема службы и служения Отечеству). На основе параллельного воспроизведения материала учащиеся приходят к серьёзным обобщениям по предложенным проблемам, создают презентации и исследуют интересные для них темы.
- Разнообразие жанров уроков:
- творческие проекты. Тема: « Изменение стилистического рисунка произведения (попытка воссоздать стиль Саши Чёрного на примере рассказа В.Астафьева «Васюткино озеро») ». Творческий проект. Тема: «Лингвистическая сказка». Форма работы: групповое и индивидуальное составление презентации с последующей защитой проекта.
- использование технологий проблемного обучения в 11-ом классе. Тема: «Современное прочтение рассказов М. Зощенко».
- урок-исследование в 7-ом классе. Тема: «Расширение представления о языке отрицательных эмоций ( концепт- страх ) на базе основной темы: « Слитное и раздельное написание –не- с причастиями.»
- урок- практикум. Комплексный анализ текста в 11классе. Тема: « Речеведческий анализ текста».
- ролевые игры. Тема: «Суд над Иудушкой Головлёвым». Форма работы: судебное заседание с исполнением учениками ролей центральных персонажей, сторон обвинения, защиты, свидетелей.
- театрализованное прочтение монологов литературных героев.
- ученическая читательская конференция по творчеству А. Солженицына. Форма работы: вопросы проблемного характера, исторический аспект произведения, сравнение - один из важнейших способов изучения; метафорический сравнения, авторский сарказм;
- уроки – литературно-музыкальные композиции. (Составляются уч-ся самостоятельно с разделением ролей: подбор литературного материала, биографических сведений, музыкального сопровождения, оформление урока иллюстрациями).
- Работа над выразительным чтением.
- логическое ударение, ключевые слова, нахождение микротемы в тексте.
- Подробный выразительный пересказ эпизода, а также связный ответ по теме.
- позволяет ученику обогатить свой словарный запас, расширить кругозор. - Работа над датами.
- в каких событиях общественной жизни участвовал, какие проблемы своего времени поднял в творчестве. - Лексическая работа. Составление и постижение лингвокультурологических концептов.
- Курс лекций и практических занятий по углублённому изучению орфографии, пунктуации и культуры речи в старшей школе.
Литературное образование учеников не ограничивается только учебными и факультативными занятиями. Внеклассная работа по предмету является неотъемлемой частью в мотивации учеников к самообразованию, к самостоятельному поиску знаний. И если такая работа налажена в школе, то результат очевиден.
Использование технологии проектно - исследовательского обучения ориентирует современных школьников не только на простое усвоение знаний, но и мотивирует учащегося на способы освоения, на способы мышления и деятельности, на развитие познавательной активности и творческого потенциала каждого ребенка. Инновационные технологии не отвергают традиционно успешные способы работы, а взаимодействуют с ними, помогая и учителю, и ученику. Хочется верить, что такие уроки были в радость ученику и побуждали его к дальнейшему творчеству и исследованию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проспект научно-исследовательской работы. Тема:"Лингвостилистический анализ художественного текста на уроках русского языка".
Школьный курс русского языка исторически сложился как формально-грамматический, описательно-квалифицированный курс, где в центре внимания оказываются вопросы, связанные с характеристикой языкового явл...
Презентация исследовательской работы. "Анализ художественного текста в процессе литературного исследования"
Презентация....
Исследовательские приёмы работы с текстом на уроках истории
Обобщение опыта работы учителя истории....
Формирование у школьников учебно-исследовательских навыков в работе с текстом
Формирование у школьников учебно-исследовательских навыков в работе с текстом...
Составление теста как инструмент работы с текстом, повышающий уровень усвоения знаний. проектно-исследовательская работа учителя
Описание педагогического эксперимента по теме Составление теста как инструмент работы с текстом. повышающий уровенбь усвоения знанийАктуальность темы: в основе реализации ФГОС лежат «учебно-познавател...
Исследовательская работа на тему:"Стратегии смыслового чтения и работа с текстом на уроках иностранного языка"
Глобальные процессы информатизации общества – увеличение с каждым годом в геометрической прогрессии количества текстовой информации, предъявление новых требований к ее анализу, систематизации и ...
"Двойной дневник" - эффективный прием обучения исследовательской работе с текстом
Методический материал для учителя содержит статью, презентацию и схему-таблицу для ученика...