Исследовательская работа "История обучения по страницам дневников"
творческая работа учащихся по истории (8 класс) по теме

В работе рассматривается система образования начала ХХ и ХХI века на основе исследования школьных дневников гимназистки Новоторжской гимназии и ученицы Выдропужской школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл maslova_anna.docx161.23 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2 п. Спирово

 ( с. Выдропужск)

Исследовательская работа по истории

«История обучения

по страницам дневников»

Выполнила:

ученица 8 класса

МОУ СОШ №2 п. Спирово

(с. Выдропужск)

Маслова Анна

Научный руководитель:

Учитель истории

и обществознания

МОУ СОШ №2 п. Спирово

Петрова И.Б.

Выдропужск 2011

Содержание

I.Введение

II.Система образования в России в начале XX и XXI веков.

                       1.Развитие образования сто лет назад

        2.Образование в наше время

III.История школьного дневника

IV.Лицо ученика.

                                 1.Дневник гимназистки

                                       2.Дневник школьницы

V.Заключение

VI. Список использованной литературы и источников

VII.Приложение

Введение

      В нашем краеведческом музее я обратила внимание на брошюру в витрине выставки «Образование в нашем крае». Руководитель музея разрешила поближе познакомиться с экспонатом. Брошюра  была старинная. На это указывал не только вид, но и текст с буквой «ъ». Обложка отсутствовала, и я решила, что это какая-то старинная книга или часть её. Я открыла одну из страниц и прочитала «Расписание уроков на 1 полугодие 1912г.» Так это же дневник. Но чей он? Имени владельца не было. Я захотела узнать, как этот экспонат попал в музей. Оказывается, его обнаружили в 1984г. во время сдачи макулатуры школьниками нашей школы. И никогда бы не узнали имени его владельца, если бы не обнаружили тогда же ещё одну напоминающую записную книжку. На её обложке была запись «Ширяевой Александры» почерк в обоих экземплярах был одинаков, значит принадлежал одному и тому же лицу. А вскоре одна из жительниц Выдропужска подарила в музей 2 похвальных листа и удостоверение всё той же Ширяевой Александры. Дневник содержал несколько разделов с информацией об обучении в Новоторжской гимназии.Я задалась целью изучить историю развития образования в начале 20 века и сравнить с системой в 21 веке. Для этого исследовала содержание дневников гимназистки Ширяевой Александры и дневник ученицы 7 класса школы с. Выдропужск Ермишкиной Анны.Работа дала возможность познакомиться с системой образования в нашем крае в разные периоды.Сведений о Новоторжской гимназии я не нашла, но изучила систему образования в Тверской губернии начала XX века по сборнику материалов «Культура Тверского края в начале XX  века» По материалам ИНТЕРНЕТ и из личного опыта получила представление о современной системе образования.

Для каждого школьника на протяжении всего периода обучения дневник – это важный документ, который он с гордостью предъявляет, получая хорошие оценки, и старается припрятать, если в нем появились нелестные замечания. дневник – это школьная энциклопедия, тетрадь, справочник. Он приучает к порядку, дисциплине, даёт возможность пообщаться с родителями. А еще существует поговорка, что дневник- лицо ученика. Моя задача- пристально вглядеться в «Лицо» гимназистки Новоторжской женской гимназии Ширяевой Александры и ученицы Выдропужской школы Ермишкиной Анны.          

 

Система образования в России в начале XX и XXI веков

В наше время каждый ребенок знает: чтобы добиться успеха в жизни, надо иметь хорошее образование. Если человек хочет устроиться на престижную работу, в 99,9% случаях требуется диплом о высшем образовании, а ещё лучше о двух. Но чтобы получить заветную «корочку», необходимо окончить школу или получить начальное/среднее проф. образование.

Дошкольное образование

К дошкольным учреждениям относятся ясли и детские сады, которые бывают как государственные, так и частные. В ясли водят детей от 1 до 3 лет, а в детские сады – от 3 до 6-7 лет. Посещение яслей или детского сада не является обязательным. Также существует предшкола, где малышей готовят к школе. Сюда принимаются дети с 5,5 лет.

Общее образование

Согласно ст. 19 закона Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 (ред. от 13.02.2009) общее образование включает в себя:

1. Начальное общее образование

Когда ребенок достигает 6 или 7-летнего возраста, родители отдают его в школу (лицей или гимназию), где он получает базовые знания по математике, русскому языку, чтению и т.д.

2. Основное общее образование

В 10 лет дети оканчивают начальную школу и переходят в среднюю, где они учатся ещё 5 лет. После окончания 9-го класса им выдается аттестат об общем среднем образовании. С ним они могут подать заявление о принятии их в 10-й класс школы (лицея или гимназии), либо поступить, например, в техникум (см. Профессиональное образование).

3. Полное общее образование

Проучившись ещё два года в школе (лицее или гимназии), ребята сдают выпускные экзамены, после чего они получают аттестат о полном среднем образовании.

Профессиональное образование

1. Начальное профессиональное образование

Такое образование можно получить в профессиональных лицеях, техникумах или других учреждениях начального профессионального образования после окончания 9-х или 11-х классов.

2. Среднее профессиональное образование

К учреждениям среднего профессионального образования относятся различные техникумы, колледжи. Принимают туда после 9-х и 11-х классов.

3. Высшее профессиональное образование

Согласно федеральному закону от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в РФ устанавливаются следующие виды высших учебных заведений: университет, академия, институт. Выпускники этих учебных учреждениях получают либо диплом специалиста (срок обучения – 5 лет), либо степень бакалавра (4 года), либо магистра (6 лет). Высшее образование считается неполным, если срок обучения составил минимум 2 года.

Послевузовское профессиональное образование

Оно может быть получено на базе высшего профессионального образования (в аспирантуре (адъюнктуре), ординатуре, интернатуре или в докторантуре).

Кроме того, в структуру образования России включаются учреждения, предоставляющие дополнительные образовательные услуги, например, спортивные или музыкальные школы. Центральным звеном системы образования в Российской Федерации является

общее среднее образование, которое обеспечивается средними

общеобразовательными школами, школами с углубленным изучением отдельных

предметов, гимназиями, лицеями, вечерними школами, образовательными

учреждениями типа интернатов, специальными школами для детей с

отклонениями в физическом и психическом развитии, внешкольными

образовательными учреждениями (детские музыкальные и художественные

школы, школы искусств, хоровые и хореографические студии, фольклорные

ансамбли, детско-юношеские спортивные школы, станции юных техников,

центры досуга и др.). Появляются новые виды образовательных учреждений

(школы-интернаты искусств, агрошколы-интернаты, школы народных ремесел и

др.).

Главные задачи общеобразовательных учебных учреждений состоят в том,

чтобы создать благоприятные условия для умственного, нравственного,

эмоционального и физического развития личности; способствовать выработке

научного мировоззрения; обеспечить освоение учащимися системы знаний о

природе, обществе, человеке, его труде; сформировать приемы

самостоятельной деятельности.

История школьного дневника.

Должен каждый ученик

При себе иметь дневник,

Чтоб задания готовить,

Чтобы маму успокоить,

Показав свои пятёрки

И заметки классной дамы.

Чтобы вспомнить про уроки,

Про поход и про музей.

Номера все уточнить,

Обзвонив своих друзей.

Чтобы чётко представлять,

На какой урок бежать.

И суметь не отклониться

От намеченной программы.

Вот такой дневник помощник.

Без него никак нельзя!

И поэтому он рядом должен быть всегда, друзья!

Вы должны его любить,

Не бросать, не рвать, не мыть.

Заполнять аккуратно

И хорошие отметки

(Лучше чтобы все пятёрки)

Регулярно получать.

Катышева Н.Ю.

Школьный дневник, дневник школьника — основной документ школьника на время обучения. Дневник выполняет функции журнала регистрации оценок, средства общения школы и родителей, а также показателя успеваемости учащегося.

В России нет закона или нормативно-правовых актов федерального уровня, обязывающего учащегося вести школьный дневник. Данное требование (вместе с требованиями к ведению дневника учителями, классными руководителями, родителями и администрацией школы) обычно закрепляется в местных школьных нормативно-правовых актах. Интересно, что означало слово дневник раньше?

 Обратимся к этимологическому словарю.

Это буквальный перевод французского журналь – “поденный”, “ежедневный”.

Как говорят лингвисты, это калька с французского. Кстати, у нас живут теперь два слова: и само французское и русская копия, но они не равнозначны.

Классный журнал – это сама справедливость и честность. Но таким он был не всегда.И назывался он некрасиво – кондуит, что в переводе с французского – “поведение”.

Из школ Германии (где он был распространён в XIX веке) он перекочевал и в некоторые школы России (там записывалось только плохое, все жалобы и ябеды, типа опозданий, драк, замечаний, кто у кого списал, кто кому не поклонился, кто что забыл).

Школьный дневник появился еще в дореволюционной России. В Петербурге и Москве дневники и учебные книги печатались в известных в то время типографиях. Такую форму носили гимназисты и гимназистки. На страницах старых Дневников можно встретить рекламу. Реклама гласила, что товарищество Вольф торгует всеми учебниками «для всехъ классовъ всехъ учебныхъ заведенiй, низшихъ, среднихъ и высшихъ, какъ казённыхъ, такъ и частныхъ, мужскихъ и женскихъ». Учебники и дневники продавались «в прочныхъ переплётахъ съ кожаными и коленкоровыми корешками, ценою отъ 15 копеекъ». Издательство предлагало «большой выборъ географическихъ картъ, атласовъ, глобусовъ, теллурiевъ (приборов для наглядной демонстрации годового движения Земли вокруг своей оси) Реклама в старом дневнике

«Спутникъ школы», по всей видимости, предназначался для учащихся низших учебных заведений. Таковыми на рубеже веков являлись земские школы, школы Министерства народного просвещения и церковноприходские училища. На первых двух страницах были размещены «Флаги важнейшихъ государствъ всех частей света»: Австро-Венгрии, Англии, Германии, Италии, Китая, Франции и др.

 Дневник является школьным документом учащегося, и ведение его обязательно. Каким же был дневник в годы Советского периода нашей истории? Обложка Дневника была из сероватого картона. На первой странице помещались «Указания по ведению дневника» или «Правила для учащихся школ РСФСР». Далее следовали страницы: – Предметы и ФИО преподавателей – Расписание уроков – Расписание факультативных занятий – Расписание внеклассных и внешкольных занятий

После этого шли всем знакомые страницы, разделенные на дни недели, где записывалось расписание и домашние задания и выставлялись текущие оценки. Оказывается, многие до сих пор представляют себе схему недели в том виде, в каком дни ее были расположены в школьном дневнике. То есть, понедельник, вторник, среда – одним столбцом, четверг, пятница, суббота – другим, воскресенье – в уме. В конце дневника шли страницы: – Каникулы – Заметки классного руководителя – Трудовая практика и общественно полезный труд – Сведения об успеваемости, поведении и прилежании ученика. Все четко, строго, лаконично – документ есть документ.

По принципу использования и способам занесения информации школьный дневник можно сравнить с еженедельником. Ответственность за его обязательное и аккуратное ведение несет сам ученик.Представители старшего поколения утверждают, что у них отношение к школьному дневнику было совсем иное, чем у нынешних учеников. Он действительно воспринимался как документ. В нем не было лишних записей, которые бы не отражали сути учебного процесса, и уж тем более картинок. А сейчас дневник напоминает записную книжку с яркими деталями, дополнительной информацией. Любой ученик пытается его индивидуализировать.

Производители бумажно-беловых изделий поддерживают ребят в стремлении сделать свой дневник особенным. Из блеклой книжки с белой или серой обложкой школьные дневники превратились в красочную продукцию на любой вкус и цвет. Огромное разнообразие материалов, которое сегодня может предложить современная промышленность, неуемная фантазия дизайнеров ежегодно превращают его в привлекательный информативный продукт.

Безусловно, классические белые дневники продолжают выпускать, но даже они претерпели значительные изменения. Их обложка изготавливается из плотного мелованного картона, который дольше сохраняет презентабельный внешний вид и не ворсится. А внутренний блок делается из высококачественного офсета повышенной белизны. Многие производители отмечают, что плотность страниц уже много лет не опускается ниже 65 г/м2.

Меньше всего изменения коснулись «сетки» расписаний. До сих пор разворот традиционно разделяется на шесть дней недели, а каждый из них – на несколько уроков. Однако теперь для разлиновки практически не применяется черный цвет, гораздо чаще используются яркие тона: красный, синий, зеленый. При этом она не обязательно одноцветная, иногда производители «раскрашивают» ее в два тона. По своим очертаниям «сетка» стала более округлой, сгладились углы и появились дополнительные украшения. Все это делает дневник менее «официальным» и более персонализированным.

Естественно, главное, что отличает современный дневник от его предшественника, – обложка. За исключением белых экземпляров, она уже не несет на себе точных данных: фамилии и имени ученика, номера школы и класса. Она превратились в яркий рисунок, занимающий все пространство. Именно поэтому теперь обложку можно назвать информативной в психологическом плане. Во-первых, глядя на нее, практически безошибочно можно определить, кому принадлежит дневник – мальчику или девочке. Во-вторых, по рисунку можно судить о возрасте владельца. И самое интересно, что сюжет, изображенный на обложке, может рассказать о характере ученика и иногда о его увлечениях.

О многом может поведать и почерк. Графологам давно известно: округлые буквы обычно выводят люди добрые, а заостренные – натуры резкие, экспрессивные. Если в графе для расписания уроков название предмета ребенок начинает писать аккуратно, а заканчивает какой-то «закорюкой», то это свидетельствует о неусидчивости и о частых сменах настроения. Любимые предметы обычно выписываются полностью, а остальные – кое-как.

Итак, дневник учащегося — документ, принятый в общеобразовательной школе. В дневник записываются домашние задания и проставляются оценки за день, за учебную четверть, за год. Для учащегося дневник — это конкретный план работы на каждый день.

Из дневника родители узнают, чем был наполнен школьный день и как проявил себя их ребенок. Систематическое наблюдение за дневником помогает родителям подметить сильные и слабые стороны школьников, поддержать интерес к учебному предмету или помочь, если ребенок не успевает. В дневнике отражается и поведение школьника. Родители могут видеть, насколько ребенок прилежен, дисциплинирован, каково его отношение к учителям, товарищам, школе.

Если же родители невнимательны к дневнику, этот важный документ теряет смысл. Дневник превращается в записную книжку или блокнот, не выполняет своей главной функции.

  В конце современных дневников в дополнение к традиционным страницам идут шпаргалки по различным предметам, таблицы, схемы (от 4 до 10 страниц). Изменился и внешний вид. Если раньше обложка – это лист картона, сероватого, или грязно-желтого, или бледно-фиолетового цветов, то теперь … толстые глянцевые корочки, на которых изображены и машины, и звери, и актеры, и музыканты, и герои мультфильмов, и разные непонятные существа. А еще бывают дневники не только с яркой картинкой, но и надписью. Например, изображены то ли мутанты-убийцы, то ли какие-то инопланетные головорезы с базуками и при гранатах. И обращение (видимо, к учителю): «Не ставь пару, а то убьёт!» Или на красном фоне – серп и молот, ниже надпись: «Коси и забивай!» Или еще – нарисованы капуста и помидоры, и красуется фраза: «За базар отвечаю». Изображения на обложках

Сегодняшним школьникам уже трудно представить дневники без ярких картинок. Но если мы исходим из того, что дневник – это документ, то вид и содержание у него должны быть соответствующими. Присмотритесь к современному дневнику: он по своей сути больше напоминает записную книжку или ежедневник. Ученики пишут в нем цветными ручками или фломастерами (хотя это по правилам не разрешается), украшают наклейками или рисунками. Да и отношение к нему уже не такое. Школьный дневник все больше превращается в записную книжку.

О чем может рассказать дневник? Посмотрите на обложки дневников – какие разные картинки! Если, например, изображены мягкие игрушки или куклы, дневник, скорее всего, принадлежит девчонке лет 10–12-ти. Машинки и старинные замки? Значит, владелец – ученик не старше 6-го класса.Подросток, который своим поведением бросает вызов обществу, и обложку дневника выберет соответствующую: с изображением рокеров, разного «железа», колючей проволоки… (о возрасте, поле и характере владельца)

Интересно, что если все девочки в 6-х классах выбирают обложки с изображением принцесс, то к 9-му классу среди них происходит очевидное расслоение. Половина барышень продолжает пребывать в романтическом настроении, а вторая половина предпочитает картинки, на которых красуются полуобнаженные поп-идолы. А ученик, увлекающийся, например, биологией, выбирает обложку с изображением животных, вне зависимости от пола. О многом может поведать и почерк. Графологам давно известно: округлые буквы обычно выводят люди добрые, а заостренные – натуры резкие, экспрессивные. Если в графе для расписания уроков название предмета ребенок начинает писать аккуратно, а заканчивает какой-то «закорюкой», то это свидетельствует о неусидчивости и о частых сменах настроения. Любимые предметы обычно выписываются полностью, а остальные – кое-как. А объединяет многие дневники то, что в начале учебного года дети стараются заполнять их поаккуратнее, а ближе к концу они часто выглядят очень неопрятно. О чем может рассказать дневник? (о настроении, кумирах и увлечениях владельца)

 В психологии существует понятие «шаблон школьного дневника», т.к по статистике, две трети бывших советских школьников образ недели представляют себе в виде разворота школьного дневника, где пять учебных дней, суббота и потерянное при перевороте странички воскресенье. Психологи объясняют это тем, что необходимость разбираться в «семидневном хаосе» возникает у ребенка лишь с момента поступления в школу. А преимущество школьного дневника перед календарем в том, что дневником ученик постоянно пользуется. В итоге за годы обучения образ недели в виде дневника становится очень устойчивым. В жизни многих взрослых воскресенье выпадает как день отдыха или его совсем не существует (как и в дневнике).

Правила ведения дневника Общие (положения) правила. Дневник является школьным документом. Ведение дневника обязательно для учащихся со 2 по 11 класс. Для заметок учителей и классного руководителя в конце дневника выделена страница. Учитель, оценив ответ учащегося, выставляет оценку в классный журнал и одновременно вписывает ее в дневник и заверяет своей подписью. Обязанности учащегося. Ученик заполняет лицевую сторону обложки, вписывает названия предметов, фамилии, имена и отчества преподавателей, расписание уроков, факультативных занятий, внеклассных и внешкольных мероприятий. Ученик ежедневно записывает домашнее задание в графы того дня, на которые они заданы, в период школьных каникул – план внеклассных и внешкольных мероприятий. Учащийся следит за состоянием дневника, своевременно, аккуратно заполняет свой дневник и предъявляет дневник по первому требованию учителя и классного руководителя.

Дневники XXI века До 2010 года в Москве планируется ввести электронный школьный дневник. Посещаемость, текущие оценки, результаты контрольных и лабораторных работ – все это ученики и их родители смогут увидеть на специальном сайте в Интернете. Там же будет размещаться информация о ежедневном домашнем задании. У каждого преподавателя, а также у родителей и учеников будет свой личный пароль для входа в систему. Причем родителям будут доступны сведения только об их ребенке. Что делать тем, у кого нет доступа в Интернет? При желании всю эту информацию родители смогут получать в виде sms на свои мобильные телефоны. Дополнительная услуга – sms-сообщение о том, что ребенок пришел в школу или вышел из нее. Вопрос о стоимости подобных sms пока прорабатывается: возможно, часть из них будет вообще бесплатна. (электронный школьный дневник)

Необычный эксперимент прошел в школе № 81 Ростова-на-Дону: здесь ввели sms-дневники, и ежедневно вся информация о поведении и успеваемости учеников в виде «эсэмэсок» поступала на мобильные телефоны родителей. В результате за 7 месяцев эксперимента в школе повысилась успеваемость и улучшилась дисциплина ! «Родители в восторге, дети в замешательстве», – так охарактеризовали сложившуюся ситуацию в школьной администрации: за нововведение высказались практически все папы и мамы, хотя каждый пятый школьник активно возражал против дополнительного контроля со стороны взрослых.  SMS- дневники

«Списывал у двоечника».

«Ув. родители! Подстригите своего ребенка. Хочется посмотреть ему в глаза.»

«Абсолютно не знает Пушкина! Уважаемые родители! Прошу познакомить!»

«Ударил товарища портфелем по голове. Тов. родители! У Вашего сына слишком тяжелый портфель, проследите за отсутствием лишних книг!»

«Разрисовала всю парту и ботинки соседа»

«Написал на парте нецензурное слово в честь одноклассницы».

«В столовой стучал зубами».

Из школьных дневников... Бумага все стерпит (из записей в школьных дневниках)

Заметки классного руководителя

«Дергал за косички учеников начальных классов.»

«На уроке ботаники съел наглядное пособие. Тов. родители, давайте ребенку деньги на завтрак!»

Из-за нерадивости некоторых учащихся я не могу начать новую тему и уже второй месяц держу весь класс на горшке! (учитель рисования)

Старый школьный дневник

-  Вереница страниц,

Промелькнувших нечаянным очерком,

 - Из далёкого крик…

 Память – в строгости лиц,

 Что стоят за учительским росчерком.

От урока – урок…

 На затёртых листах

 Здесь – параграф, там – упражнение.

И во всём есть свой прок,

 И всему есть свой срок,

 И на всё – своё продолжение.

 Извини, педагог,

Что сегодня «на ты»

 Я вторгаюсь в познанья обитель…

 Да простится мне слог:

 Все земные цветы

 Для тебя, милый, добрый учитель!

 Старый школьный дневник..

 А.А. Карелин

А ведь дневник — не просто реестр оценок и заданий. В дружных семьях это почти семейная реликвия. На сайте одной из минских средних школ я вычитала прекрасную идею — повысить статус школьных дневников. Дело за малым — за фантазией. Скажем, учителю рекомендуется искренне отмечать успехи ученика, не писать однотипно и стандартно. Бабушкам и дедушкам, папам и мамам — приходить на классный час «Дневниковые истории» и рассказывать о своих дневниках и историях, с ними связанных. Ну а ребятам — состязаться в конкурсе «Ода дневнику», придумывая стихи, афоризмы, фантастические истории и проекты главного школьного документа XXI века.

Лицо ученика.Дневник гимназистки.

 Гимназический дневник состоит из 2-ух частей: в первой части, похожей на современный дневник, ведущие записи расписания уроков и домашнего задания. Во второй части, напоминающей записную книжку, выставляются отметки и вносятся замечания.

 В правилах о приёме в Новоторжскую женскую гимназию говорится: «Общий приём учениц бывает перед началом учебного года по назначению Педагогического Совета Гимназии, но Педагогический совет может дозволить приём и в течение всего года с теми условиями, чтобы поступающая знала весь пройденный курс того класса, в который она желает поступить».

 Интересно в дневнике Александры то, что её учебный год начался с 21 августа 1912г. В параграфе 5 правил приёма говорится: « Для поступления в приготовленный класс требуется возраст не менее 8 лет, в первый класс от 9 до 12 лет, во второй класс от 13 лет.

 Исходя из данных удостоверений можно считать, что Александре было 12 лет, т. к. она родилась в 1990г, а в гимназию пошла учиться в 1912г.

Из расписания в дневнике следует, что занятия проходили ежедневно кроме воскресенья, по определённому расписанию. Самое большое количество уроков приходится на четверг, в этот день у Александры 5 уроков. Постоянные предметы, преподаваемые в гимназии:  Закон Божий, русский, французский, немецкий языки, арифметика, география, чистописание, танцы, пение. Раз в неделю в расписании есть урок «Рукоделие». За учебный год уроков « Рукоделие» проведено всего лишь 18. Закон Божий - это обязательный предмет в гимназии, кроме того ученицы были обязаны посещать общественное богослужение в воскресенье и другие, свободные от занятий дни, а также вечером на кануне этих дней. В параграфе 3 ученицам вменяется « ежегодно в Страстную седмицу бывать у исповеди и Святого Причастия ». Каникулы, или как их называла Александра « отпуск» ,  предоставлялись только с 22 декабря по 9 января в период Рождественских  праздников и с 7 апреля по 23 апреля « Страстная неделя» и « Пасха». Во время учебного дня в дневнике встречаются записи «Праздник». Все они совпадают с празднованием по православному календарю. Таким образом, в Новоторжской гимназии учитывались интересы только православных.

          За право учения  в училище установлена плата, которую необходимо было вносить в определённый срок, не вносившие платы в срок, считались выбывшими, но в параграфе 9 есть оговорка о возможности от платы освободиться, при прошении на имя попечителя.

          Правила поведения во время уроков в то время также как и в наше время: обязательно посещать все уроки, выход из класса только с разрешения преподавателя, по звонку находиться на своих местах, пока не отпустит преподаватель. Удивляют правила из 14-15 параграфов: «Ученицы должны давать преподавателю ответ, даже короткий, не иначе как вставая и, держа спину ровно» .

 В особую преобретаемую от гимназии тетрадь, ученицы обязаны с точностью записывать то, что задано преподавателем. Во время  урока ученицы должны сидеть прямо, не облакачиваясь и не разваливаясь на скамье, нельзя шептаться между собой, заниматься посторонним на уроке. Не так строго преследуется в наше время «употребление ученицами в разговоре между собой каких-либо неприличных слов и выражений». Виновный мог подвергаться в этих случаях даже немедленному исключению из гимназии, а в наше время можно отделаться лишь замечанием.

      Образ жизни 12-тилетней гимназистки был строго регламентирован: «Ученицы обязаны принимать все меры предосторожности для сохранения своего здоровья». Относительно распределения времени в учебные дни рекомендуется ученицам, начиная с 3 класса, по возможности соблюдать нижеследующие правила:

а) ложиться спать в 10 часов;

б) заниматься приготовлением уроков с половины 7 часа утра до времени, когда понадобится идти в гимназию;

в) по окончании уроков положено около часу употреблять на возвращение домой  и на игры;

г) посещение публичных представлений ученицам дозволяется не иначе, как по билетам, и не более 2часов;

д) ученицам дозволяется посещать бульвар и другие места только весной и летом, а зимой и осенью лишь до 6 часов вечера можно гулять.

         Все  проступки, которые совершали гимназистки заносились в «Кондуитный журнал учениц». Судя по тому, что в  журнале Александры Ширяевой  отсутствуют замечания, она не нарушала правила, предусмотренные гимназией. Особых замечаний по предметам тоже нет. Её хорошее поведение отмечено и в похвальном листе. По окончании 1 класса гимназии она получила похвальный лист в 1913году за отличное поведение, прилежание и отличные  успехи в учёбе. А уже в 1917году по окончании 5 класса она получила похвальный лист за отличное поведение, прилежание и уже за хорошие успехи в учёбе. При этом, среди отметок Александры  встречаются  и    «2», и «3» . В  наше время  с такими успехами  похвальный лист не получишь. В тоже время поражает усидчивость, способности гимназисток. Задания они получали ежедневно, большого объёма, много заданий для заучивания наизусть и очень наполненный режим дня. В дневнике Александры имеются бланки с билетами на посещение театров, которые также содержат свои правила.

 Ученицы гимназии, старших классов имели право быть репетиторами, но это право доставлялось только тем, кто хорошо учится. В дневнике Александры бланк на право репетирования не был заполнен, значит ей не пришлось давать уроки, хотя её успехи в учёбе были неплохие.

Заключение

           Период в 100 лет сделал заметными отличия системы образования в нашем крае- произошли существенные изменения. Изменился школьный дневник, перестроилась урочная система, изменились нравы и ценности.И тем не менее, есть сходство. Ермишкина Анна, ученица современной школы и Александра Ширяева, гимназистка начала  XX века, раскрылись в дневнике  как личности незаурядные, интеллектуально развитые, с индивидуальным миром духовных ценностей. Мне было интересно познакомиться с их дневниками как ученице ХХI века. В ходе работы я осознала, что и мой дневник может стать историческим документом через 100 лет, может найти своего читателя в лице гимназистки XXI века. В Новоторжской гимназии существовала особенная творческая атмосфера, созданная, благодаря  определенным  правилам внутренней жизни учебного заведения и  гуманитарному характеру провинциального гимназического  женского  образования;

- дневники начала двух веков являются уникальными изданиями, дневник школьника Спировского района оформлен  на высоком издательском  и художественном уровне и продолжает традиции русских дневников;

- творческие судьбы новоторжских гимназисток начала XX века  в  основном остаются неизвестными, что открывает перспективы дальнейшего исследования.

Использованная литература и источники

Дневник гимназистки Новоторжской гимназии Ширяевой Александры

Дневник школьника Спировского района Ермишкиной Анны

 Павловская, А.В. Образование в России: история и традиции. 2003 М.: Олма-Пресс. 384стр

Тверской край в Xxвеке.Документы и материалы.Тверское областное книжно- журнальное издательство.1997.352 стр

http://ru.wikipedia.org/wiki/Школьный_дневник

http://forum.dubna.ru › viewtopic.php?t=1777


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по исследовательской технологии обучения школьникоа

В своей работе я использую технологию исследовательского обучения. Как построить урок, используя эту технологию, что такое исследование, что такое мастер-класс, вы найдёте в этих материалах....

Исследовательские методы обучения как средство и результат исследовательского творчества учителей и учащихся.

Работа учреждений (школ) повышенного образовательного уровня связана с внедрением исследовательских методов обучения. Конечными результатами такой деятельности школы являются:1....

«Без героики и патетических мест…» (Размышляя над страницами дневника военных лет)

Эссе написано на базе семейного архива. Может использоваться как сценарий проведения вечера памяти, посвящённого 18-19-летним мальчишкам  сороковых, тем, кто ушёл на фронт  со  школьной...

Исследовательская работа Название проекта "Олимпийский дневник - от древности к современности"

сформировать у учащихся образ олимпийского движения и олимпийск игр какяркую, наглядную,представительную модель современного общества...

Итоговое занятие по обучению грамоте "Потерянный дневник Незнайки"

Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе«Потерянный дневник Незнайки» Цель:  обобщение и систематизирование у детей полученных знаний о звука...