5 класс, русский язык. Виды чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое (сценарий урока в соответствии с обновленными ФГОС)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
По учебнику Т.А.Ладыженской, 2019 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
13_ur_fgos_3_vidy_chteniya_izuchayushchee_oznakomitelnoe_prosmotrovoe_poiskovoe_.pptx | 1.53 МБ |
13_ur.docx | 11.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Спиши, вставь пропущенные буквы, раскрой скобки. Сентябрь. Сыплет осе…ий до(ж/ш)(т/д)ь. (До)листика вым..кли кусты и д..рев..я. Лес пр..тих и (в)дру(г/к) л..сную т..ш..ну нарушает борм..тание тетерева. 4 Певчий дро(ст/зд) (от)кликнулся – пр..св..стел свою песню. З(а/о)тенькала пеноч?ка. И на (о/а)пушке, и (в)глуб..не леса п..слышались птич?и г..л..са. Это прощ..льные песни птиц.
Виды чтения В зависимости от коммуникативных задач ( с какой целью читаю? ), чтение делится на ИЗУЧАЮЩЕЕ, ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЕ, ПРОСМОТРОВОЕ, ПОИСКОВОЕ.
Изучающее чтение Это детальное чтение , которое может сопровождаться выписками и рассчитано на использование в последующем информации, полученной из текста.
Ознакомительное чтение Внимание уделяется только главной информации , второстепенные детали менее значимы. Это чтение без выписок, для удовольствия.
Просмотровое чтение мы бегло просматриваем текст, отмечаем интересное/неинтересное, ценное/ненужное. На основе полученной информации решаем, нужен нам этот текст или нет.
Поисковое чтение Это чтение, при котором человек ищет определенную информацию в указанном тексте.
Слово о хлебе. М. Алексеев 1. Хлеб… 2. Богат наш язык, сотни тысяч слов вмещает. 3. Но попробуйте отыскать в нем еще одно слово, столь же насущное, чаще других употребляемое, столь многозначное. 4. Разве что слово “земля”. 5. И недаром наши деды и прадеды в известном речении поставили их рядом: земля – матушка и хлеб- батюшка… 6. Века и века хлеб был как бы синонимом самой жизни. 7. Мы и по сей день говорим: “заработать на хлеб”, но подразумеваем под этим вовсе не один лишь хлеб как таковой, а весь наш жизненный достаток. 8. “Хлеб - всему голова”,- гласит старинная народная мудрость. 9. Сколь ни думай, лучше хлеба ничего не придумаешь. 10. “Хлеб на стол – престол, а хлеба ни куска и стол – доска”. 11. Поклонимся же человеку, вырастившему хлеб, и будем честны и совестливы перед его великим и скромным подвигом одновременно; перед тем как выйти из булочной с батоном или кирпичиком теплого хлеба, еще и еще раз вспомним с благоговейным сердечным участием о руках, посеявших, вырастивших, этот хлеб…. 12. А заодно будем всегда помнить мудрое изречение, пришедшее к нам из глубины веков, рожденное народным опытом: “ Да отсохнет рука бросившего под ноги хотя бы крошку хлеба”. (М. Алексеев)
Предварительный просмотр:
13 ур 5 кл русс яз Виды чтения: изучающее, ознакомительное, |
Тип урока: урок формирования и первичного закрепления новых знаний
Цель урока: развитие навыков самостоятельной работы с текстом.
Задачи:
1. Формировать умение применять на практике знания о структуре текста.
2.Развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать полезную информацию.
3. Обогащать словарный запас языка.
Планируемые результаты:
Предметные - проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи; знают и соблюдают нормы русского литературного языкм; знают признаки текста, определяют в учебнике, понимают основную мысль текста и находят языковые особенности текста.
Метапредметные:
- Личностные - выражают положительное отношение к процессу познания; оценивают собственную учебную деятельность; принимают и осваивают социальную роль обучающегося
- Познавательные - воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; находят информацию, используя справочную литературу; осознанно и произвольно строят высказывание в устной форме; структурируют знания; строят рассуждения
- Регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; корректируют деятельность после его завершения на основе оценки и характера ошибок; анализируют свою работу; оценивают уровень владения учебным действием.
- Коммуникативные - умеют координировать различные позиции в сотрудничестве; контролировать действия партнёра; формировать собственное мнение и позицию.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
2. Стадия вызова (1 мин.)
2.Мотивация урока. (Вступительное слово учителя).
Тема I. Сегодня у нас урок развития речи, с какой целью мы проводим эти уроки? ( Чтобы уметь выразительно говорить, внимательно читать тексты)
Вывод. Да, действительно, на этих уроках мы учимся точно и полно понимать прочитанное, четко, доказательно, грамотно выражать свои мысли.
В связи с этим, я бы хотела, чтобы эпиграфом урока послужили слова Сергея Рубенштейна, великого философа: «Мыслить человек начинает, когда у него возникает потребность что – то понять»
И мы будем учиться понимать различные тексты.
II. А на каких уроках помимо русского языка вам приходится работать с текстами? (на любых)
А всегда ли вам понятен текст, с которым вы работаете на уроках истории, географии? (не всегда)
Вот сегодня мы и продолжим открывать секреты правильного чтения и понимания текста.
Значит, тема нашего урока « Учимся понимать текст»
Цель - Какие затруднения могут возникнуть при работе с текстом?
- что нам необходимо выяснить?
- (ребята говорят: определять главную мысль в тексте, языковые особенности текста, тип текста и т.д.)
- Правильно. т.е будем учиться развивать навыки самостоятельной работы с текстом.
Откройте тетради и запишите дату и тему урока.
III. Тему мы определили, а теперь мне хотелось бы вас попросить определить цель нашего урока. Чему мы продолжим учиться? (продолжим учиться понимать текст, рассмотрим законы построения текста.)
А где вам могут пригодиться полученные на этих занятиях умения? (на других уроках, на экзаменах и просто в жизни)
IV. Понимание текста – задача непростая.
5. Проведем эксперимент. Сейчас вы в течение минуты просмотрите текст. Ваша задача: по прошествии 1 минуты ответить на вопросы, причем читать текст не обязательно. (2 мин: 1 на просмотровое чтение, 1 на ответы)
Вопросы по тексту: 1. Есть ли у текста название? («Слово о хлебе»)
2. Из скольких частей состоит текст? (из 4-х частей)
3. Есть ли у текста автор? (Да, М. Алексеев)
4. Какие предложения по цели высказывания преобладают в данном тексте? (повествовательные и побудительные)
6. Сейчас мы подробнее познакомимся с текстом М. Алексеева «Слово о хлебе». Ваша задача: осмысленно прочитать текст, выполнить комплексную работу с данным текстом, заполнить таблицу.
7.Работа с текстом. Ученики выразительно читают текст.
«Слово о хлебе»
1. Хлеб… 2. Богат наш язык, сотни тысяч слов вмещает. 3. Но попробуйте отыскать в нем еще одно слово, столь же насущное, чаще других употребляемое, столь многозначное. 4. Разве что слово “земля”. 5. И недаром наши деды и прадеды в известном речении поставили их рядом: земля – матушка и хлеб- батюшка…
6. Века и века хлеб был как бы синонимом самой жизни. 7. Мы и по сей день говорим: “заработать на хлеб”, но подразумеваем под этим вовсе не один лишь хлеб как таковой, а весь наш жизненный достаток.
8. “Хлеб - всему голова”,- гласит старинная народная мудрость. 9. Сколь ни думай, лучше хлеба ничего не придумаешь. 10. “Хлеб на стол – престол, а хлеба ни куска и стол – доска”.
11. Поклонимся же человеку, вырастившему хлеб, и будем честны и совестливы перед его великим и скромным подвигом одновременно. Перед тем как выйти из булочной с батоном или кирпичиком теплого хлеба еще и еще раз вспомним с благоговейным сердечным участием о руках, посеявших, вырастивших этот хлеб…. 12. А заодно будем всегда помнить мудрое изречение, пришедшее к нам из глубины веков, рожденное народным опытом: “Да отсохнет рука бросившего под ноги хотя бы крошку хлеба”. (М. Алексеев) 2 мин.
8. Комментарий учителя: Давайте определим роль заглавия в тексте.
(В названии есть определение жанра, который использовался в древнерусской литературе. Словами назывались в древнерусской литературе поучения и послания. Слово “хлеб” в названии показывает глубокое уважение автора к хлебу и человеку его вырастившему)
9. 1 группа. Задание № 1. 1.Определите тему текста
2.В каких строках абзаца мы можем определить главную мысль текста?
3.Тип текста (повествование, описание, рассуждение) 4. Стиль речи рассказа (разговорный, научный, художественный, официально-деловой, публицистический)
Задание №2
Хлеб –имя существительное. Однозначное или многознач
Сколько лексических значений у слова «хлеб»? Докажите.
Найдите в тексте и выпишите синонимы к слову «хлеб». Почему эти слова синонимы?
2 группа Задание №1 .Составьте план текста
Задание №2 Выпишите пословицы, поговорки и выражения из текста и объясните их.
1).Какой вывод можно сделать из этих пословиц, поговорок и выражений? ( У русского народа во все времена было самое почтительное отношение к хлебу. В народных пословицах и поговорках отразилось любовное отношение к хлебу. Недаром его называют «Хлеб - наш батюшка».
2). Откуда идёт такое доброе, уважительное отношение к хлебу? (Хлеб трудно выращивать и убирать).
3 группа Задание №1 1.Составьте вопросы по данному тексту(Прием «толстых» и «тонких» вопросов». (зачитывают и другие группы на них отвечают)
Задание №3 для всех групп: (если останется время) 3 мин.
1. Много пословиц и поговорок посвятил народ хлебу. Продолжите пословицу:
- Хлеб да вода… крестьянская ….
- Хлеб да соль, и обед ….
- Хлеб – батюшка, водица – ….
- Палата бела, а…без хлеба в ней ….
- Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной – отец наш ….
- Хлеб на стол, так и стол престол, а хлеба ни куска – и стол ….
- Без хлеба, без соли худая ….
- Хлеба ни куска, так и в тереме ….
- Покуда есть хлеб да вода..., всё не ...
- Не будет хлеба , … не будет и …
10.Молодцы, ребята! Вы хорошо поработали в группах. О чем заставляет задуматься этот рассказ? (уважительно относиться к хлебу и рукам, вырастившим его. У крестьян всегда было почтительное отношение к хлебу, к труду, к землепашцу, к людям, кто непосильным трудом выращивал хлеб)
11.Итог. Итак, подведем итог нашей с вами работы. - Выберите понятия, с которыми вы работали на уроке. 1 мин.
12.Вывод. Завершить урок мне хотелось бы словами поэта Н. Агеева:
Я хлеб люблю, когда он на корню. 1 мин.
Звенит колосьями янтарно…
Я перед ним колени преклоню,
Как землепашец, благодарно.
Хлеб на корню – ещё не хлеб.
Он хлебом будет лишь в сусеке.
И всё ж, каким был в поле хлеб,
Судили в старину о человеке.
- Так с любовью поэты и писатели воспевают хлеб – самое святое в жизни человека.
-Именно поэтому у нас нет права на пренебрежительное и легкомысленное отношение к нему.
13.Рефлексия. Ребята, оцените свою работу на уроке 1 мин. (Поднимите руки)
«5» - все понял, активно работал, делал выводы
«4» - было сложно, затруднялся делать выводы, но старался работать
«3»- есть вопросы, нужно повторить
14 Домашнее задание. На выбор учащихся: 1 мин.
1.Сочинить четверостишие о хлебе.
2. Написать сочинение «Как в моей семье относятся к хлебу?»
3. Написать мини-сочинение по просмотренному документальному фильму.
Спасибо за урок, ребята!
Слово о хлебе
1. Хлеб… 2. Богат наш язык, сотни тысяч слов вмещает. 3. Но попробуйте отыскать в нем еще одно слово, столь же насущное, чаще других употребляемое, столь многозначное. 4. Разве что слово “земля”. 5. И недаром наши деды и прадеды в известном речении поставили их рядом: земля – матушка и хлеб- батюшка…
6. Века и века хлеб был как бы синонимом самой жизни. 7. Мы и по сей день говорим: “заработать на хлеб”, но подразумеваем под этим вовсе не один лишь хлеб как таковой, а весь наш жизненный достаток.
8. “Хлеб - всему голова”,- гласит старинная народная мудрость. 9. Сколь ни думай, лучше хлеба ничего не придумаешь. 10. “Хлеб на стол – престол, а хлеба ни куска и стол – доска”.
11. Поклонимся же человеку, вырастившему хлеб, и будем честны и совестливы перед его великим и скромным подвигом одновременно; перед тем как выйти из булочной с батоном или кирпичиком теплого хлеба, еще и еще раз вспомним с благоговейным сердечным участием о руках, посеявших, вырастивших, этот хлеб…. 12. А заодно будем всегда помнить мудрое изречение, пришедшее к нам из глубины веков, рожденное народным опытом: “Да отсохнет рука бросившего под ноги хотя бы крошку хлеба”. (М. Алексеев)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока в соответствии с требованиями ФГОС на тему "Обобщение и систематизация изученного по теме "Имя прилагательное"
Урок русского языка в 6 классу на тему "Обобщение и систематизация изученного по теме "Имя прилагательное"...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи в соответствии с обновленными ФГОС
Общая характеристика учебного предмета «Русский язык»Обучение русскому языку обучающихся с ТНР (вариант 5.2) носит не только теоретико-практический характер, но и коррекционную направленно...
Рабочая программа по математике для 5 класса разработанная в соответствии с обновленными ФГОС.Ступень обучения: основное общее образование
рабочая программа составлена в конструкторе.Я приблежала её к учебнику Н.Я.Виленкина , хотя много материала в учебнике нет...
Рабочая программа по русскому языку в соответствии с обновленными ФГОС 2023год
Данная рабочая программа разработана в "Конструкторе рабочих программ" и скорректирована для работы в сельской школе....
Конспект урока химии в 8 классе по теме ОКСИДЫ в соответствии с обновленными ФГОС ООО
План-конспект урока химии в 8 классе по теме ОКСИДЫ (урок открытия нового знания) с учётом современных требований....
Технологическая карта урока английского языка в соответствии с обновленными ФГОС и ПРП английского языка.
Место урока по тематическому планированию в ПРП. Урок № 45 (Модуль 5) УМК «Английский в фокусе» , 6 класс в теме №10 ПРП «Родная страна и страна/страны изучаемого языка. ...
Представление опыта на МО по теме «Формирование мотивации к изучению русского языка и чтения у школьников с ОВЗ на уроках и во внеурочной деятельности»
Представление опыта на МО по теме «Формирование мотивации к изучению русского языка и чтения у школьников с ОВЗ на уроках и во внеурочной деятельности»...