5 класс, русский язык. Виды чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое (сценарий урока в соответствии с обновленными ФГОС)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Файзуллина Зиля Рафиковна

По учебнику Т.А.Ладыженской, 2019 г. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Виды аудирования (чтения): изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое.

Слайд 2

Спиши, вставь пропущенные буквы, раскрой скобки. Сентябрь. Сыплет осе…ий до(ж/ш)(т/д)ь. (До)листика вым..кли кусты и д..рев..я. Лес пр..тих и (в)дру(г/к) л..сную т..ш..ну нарушает борм..тание тетерева. 4 Певчий дро(ст/зд) (от)кликнулся – пр..св..стел свою песню. З(а/о)тенькала пеноч?ка. И на (о/а)пушке, и (в)глуб..не леса п..слышались птич?и г..л..са. Это прощ..льные песни птиц.

Слайд 3

Виды чтения В зависимости от коммуникативных задач ( с какой целью читаю? ), чтение делится на ИЗУЧАЮЩЕЕ, ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЕ, ПРОСМОТРОВОЕ, ПОИСКОВОЕ.

Слайд 4

Изучающее чтение Это детальное чтение , которое может сопровождаться выписками и рассчитано на использование в последующем информации, полученной из текста.

Слайд 5

Ознакомительное чтение Внимание уделяется только главной информации , второстепенные детали менее значимы. Это чтение без выписок, для удовольствия.

Слайд 6

Просмотровое чтение мы бегло просматриваем текст, отмечаем интересное/неинтересное, ценное/ненужное. На основе полученной информации решаем, нужен нам этот текст или нет.

Слайд 7

Поисковое чтение Это чтение, при котором человек ищет определенную информацию в указанном тексте.

Слайд 8

Слово о хлебе. М. Алексеев 1. Хлеб… 2. Богат наш язык, сотни тысяч слов вмещает. 3. Но попробуйте отыскать в нем еще одно слово, столь же насущное, чаще других употребляемое, столь многозначное. 4. Разве что слово “земля”. 5. И недаром наши деды и прадеды в известном речении поставили их рядом: земля – матушка и хлеб- батюшка… 6. Века и века хлеб был как бы синонимом самой жизни. 7. Мы и по сей день говорим: “заработать на хлеб”, но подразумеваем под этим вовсе не один лишь хлеб как таковой, а весь наш жизненный достаток. 8. “Хлеб - всему голова”,- гласит старинная народная мудрость. 9. Сколь ни думай, лучше хлеба ничего не придумаешь. 10. “Хлеб на стол – престол, а хлеба ни куска и стол – доска”. 11. Поклонимся же человеку, вырастившему хлеб, и будем честны и совестливы перед его великим и скромным подвигом одновременно; перед тем как выйти из булочной с батоном или кирпичиком теплого хлеба, еще и еще раз вспомним с благоговейным сердечным участием о руках, посеявших, вырастивших, этот хлеб…. 12. А заодно будем всегда помнить мудрое изречение, пришедшее к нам из глубины веков, рожденное народным опытом: “ Да отсохнет рука бросившего под ноги хотя бы крошку хлеба”. (М. Алексеев)



Предварительный просмотр:

13 ур 5 кл русс яз

Виды чтения: изучающее, ознакомительное,
просмотровое, поисковое

Тип урока: урок формирования и первичного закрепления новых знаний

Цель урока: развитие навыков самостоятельной работы с текстом.

Задачи:

1. Формировать умение применять на практике знания о структуре текста.

2.Развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать полезную информацию.

3. Обогащать словарный запас языка.

Планируемые результаты:

Предметные - проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи; знают и соблюдают нормы русского литературного языкм; знают признаки текста, определяют в учебнике, понимают основную мысль текста и находят языковые особенности текста.

Метапредметные:

- Личностные - выражают положительное отношение к процессу познания; оценивают собственную учебную деятельность; принимают и осваивают социальную роль обучающегося

Познавательные - воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; находят информацию, используя справочную литературу; осознанно и произвольно строят высказывание в устной форме; структурируют знания; строят рассуждения

Регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; корректируют деятельность после его завершения на основе оценки и характера ошибок; анализируют свою работу; оценивают уровень владения учебным действием.

Коммуникативные - умеют координировать различные позиции в сотрудничестве; контролировать действия партнёра; формировать собственное мнение и позицию.

ХОД УРОКА

Организационный момент.

2. Стадия вызова (1 мин.)

2.Мотивация урока. (Вступительное слово учителя).

Тема I. Сегодня у нас урок развития речи, с какой целью мы проводим эти уроки? ( Чтобы уметь выразительно говорить, внимательно читать тексты)

Вывод. Да, действительно, на этих уроках мы учимся точно и полно понимать прочитанное, четко, доказательно, грамотно выражать свои мысли.

В связи с этим, я бы хотела, чтобы эпиграфом урока послужили слова Сергея Рубенштейна, великого философа: «Мыслить человек начинает, когда у него возникает потребность что – то понять»

И мы будем учиться понимать различные тексты.

II. А на каких уроках помимо русского языка вам приходится работать с текстами? (на любых)

А всегда ли вам понятен текст, с которым вы работаете на уроках истории, географии? (не всегда)

Вот сегодня мы и продолжим открывать секреты правильного чтения и понимания текста.

Значит, тема нашего урока « Учимся понимать текст»

Цель - Какие затруднения могут возникнуть при работе с текстом?

- что нам необходимо выяснить?

- (ребята говорят: определять главную мысль в тексте, языковые особенности текста, тип текста и т.д.)

- Правильно. т.е будем учиться развивать навыки самостоятельной работы с текстом.

Откройте тетради и запишите дату и тему урока.

III. Тему мы определили, а теперь мне хотелось бы вас попросить определить цель нашего урока. Чему мы продолжим учиться? (продолжим учиться понимать текст, рассмотрим законы построения текста.)

А где вам могут пригодиться полученные на этих занятиях умения? (на других уроках, на экзаменах и просто в жизни)

IV. Понимание текста – задача непростая.

5. Проведем эксперимент. Сейчас вы в течение минуты просмотрите текст. Ваша задача: по прошествии 1 минуты ответить на вопросы, причем читать текст не обязательно. (2 мин: 1 на просмотровое чтение, 1 на ответы)

Вопросы по тексту: 1. Есть ли у текста название? («Слово о хлебе»)

2. Из скольких частей состоит текст? (из 4-х частей)

3. Есть ли у текста автор? (Да, М. Алексеев)

4. Какие предложения по цели высказывания преобладают в данном тексте? (повествовательные и побудительные)

6. Сейчас мы подробнее познакомимся с текстом М. Алексеева «Слово о хлебе». Ваша задача: осмысленно прочитать текст, выполнить комплексную работу с данным текстом, заполнить таблицу.

7.Работа с текстом. Ученики выразительно читают текст.

«Слово о хлебе»

1. Хлеб… 2. Богат наш язык, сотни тысяч слов вмещает. 3. Но попробуйте отыскать в нем еще одно слово, столь же насущное, чаще других употребляемое, столь многозначное. 4. Разве что слово “земля”. 5. И недаром наши деды и прадеды в известном речении поставили их рядом: земля – матушка и хлеб- батюшка…

6. Века и века хлеб был как бы синонимом самой жизни. 7. Мы и по сей день говорим: “заработать на хлеб”, но подразумеваем под этим вовсе не один лишь хлеб как таковой, а весь наш жизненный достаток.

8. “Хлеб - всему голова”,- гласит старинная народная мудрость. 9. Сколь ни думай, лучше хлеба ничего не придумаешь. 10. “Хлеб на стол – престол, а хлеба ни куска и стол – доска”.

11. Поклонимся же человеку, вырастившему хлеб, и будем честны и совестливы перед его великим и скромным подвигом одновременно. Перед тем как выйти из булочной с батоном или кирпичиком теплого хлеба еще и еще раз вспомним с благоговейным сердечным участием о руках, посеявших, вырастивших этот хлеб…. 12. А заодно будем всегда помнить мудрое изречение, пришедшее к нам из глубины веков, рожденное народным опытом: “Да отсохнет рука бросившего под ноги хотя бы крошку хлеба”. (М. Алексеев) 2 мин.

8. Комментарий учителя: Давайте определим роль заглавия в тексте.

(В названии есть определение жанра, который использовался в древнерусской литературе. Словами назывались в древнерусской литературе поучения и послания. Слово “хлеб” в названии показывает глубокое уважение автора к хлебу и человеку его вырастившему)

9. 1 группа. Задание № 1. 1.Определите тему текста

2.В каких строках абзаца мы можем определить главную мысль текста?

3.Тип текста (повествование, описание, рассуждение) 4. Стиль речи рассказа (разговорный, научный, художественный, официально-деловой, публицистический)

Задание №2

Хлеб –имя существительное. Однозначное или многознач

Сколько лексических значений у слова «хлеб»? Докажите.

Найдите в тексте и выпишите синонимы к слову «хлеб». Почему эти слова синонимы?

2 группа Задание №1 .Составьте план текста

Задание №2 Выпишите пословицы, поговорки и выражения из текста и объясните их.

1).Какой вывод можно сделать из этих пословиц, поговорок и выражений? ( У русского народа во все времена было самое почтительное отношение к хлебу. В народных пословицах и поговорках отразилось любовное отношение к хлебу. Недаром его называют «Хлеб - наш батюшка».

2). Откуда идёт такое доброе, уважительное отношение к хлебу? (Хлеб трудно выращивать и убирать).

3 группа Задание №1 1.Составьте вопросы по данному тексту(Прием «толстых» и «тонких» вопросов». (зачитывают и другие группы на них отвечают)

Задание №3 для всех групп: (если останется время) 3 мин.

1. Много пословиц и поговорок посвятил народ хлебу. Продолжите пословицу:

- Хлеб да вода… крестьянская ….

- Хлеб да соль, и обед ….

- Хлеб – батюшка, водица – ….

- Палата бела, а…без хлеба в ней ….

- Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной – отец наш ….

- Хлеб на стол, так и стол престол, а хлеба ни куска – и стол ….

- Без хлеба, без соли худая ….

- Хлеба ни куска, так и в тереме ….

- Покуда есть хлеб да вода..., всё не ...

- Не будет хлеба , … не будет и …

10.Молодцы, ребята! Вы хорошо поработали в группах. О чем заставляет задуматься этот рассказ? (уважительно относиться к хлебу и рукам, вырастившим его. У крестьян всегда было почтительное отношение к хлебу, к труду, к землепашцу, к людям, кто непосильным трудом выращивал хлеб)

11.Итог. Итак, подведем итог нашей с вами работы. - Выберите понятия, с которыми вы работали на уроке. 1 мин.

12.Вывод. Завершить урок мне хотелось бы словами поэта Н. Агеева:

Я хлеб люблю, когда он на корню. 1 мин.

Звенит колосьями янтарно…

Я перед ним колени преклоню,

Как землепашец, благодарно.

Хлеб на корню – ещё не хлеб.

Он хлебом будет лишь в сусеке.

И всё ж, каким был в поле хлеб,

Судили в старину о человеке.

- Так с любовью поэты и писатели воспевают хлеб – самое святое в жизни человека.

-Именно поэтому у нас нет права на пренебрежительное и легкомысленное отношение к нему.

13.Рефлексия. Ребята, оцените свою работу на уроке 1 мин. (Поднимите руки)

«5» - все понял, активно работал, делал выводы

«4» - было сложно, затруднялся делать выводы, но старался работать

«3»- есть вопросы, нужно повторить

14 Домашнее задание. На выбор учащихся: 1 мин.

1.Сочинить четверостишие о хлебе.

2. Написать сочинение «Как в моей семье относятся к хлебу?»

3. Написать мини-сочинение по просмотренному документальному фильму.

Спасибо за урок, ребята!

Слово о хлебе

1. Хлеб… 2. Богат наш язык, сотни тысяч слов вмещает. 3. Но попробуйте отыскать в нем еще одно слово, столь же насущное, чаще других употребляемое, столь многозначное. 4. Разве что слово “земля”. 5. И недаром наши деды и прадеды в известном речении поставили их рядом: земля – матушка и хлеб- батюшка…

6. Века и века хлеб был как бы синонимом самой жизни. 7. Мы и по сей день говорим: “заработать на хлеб”, но подразумеваем под этим вовсе не один лишь хлеб как таковой, а весь наш жизненный достаток.

8. “Хлеб - всему голова”,- гласит старинная народная мудрость. 9. Сколь ни думай, лучше хлеба ничего не придумаешь. 10. “Хлеб на стол – престол, а хлеба ни куска и стол – доска”.

11. Поклонимся же человеку, вырастившему хлеб, и будем честны и совестливы перед его великим и скромным подвигом одновременно; перед тем как выйти из булочной с батоном или кирпичиком теплого хлеба, еще и еще раз вспомним с благоговейным сердечным участием о руках, посеявших, вырастивших, этот хлеб…. 12. А заодно будем всегда помнить мудрое изречение, пришедшее к нам из глубины веков, рожденное народным опытом: “Да отсохнет рука бросившего под ноги хотя бы крошку хлеба”. (М. Алексеев)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока в соответствии с требованиями ФГОС на тему "Обобщение и систематизация изученного по теме "Имя прилагательное"

Урок русского языка в 6 классу на тему "Обобщение и систематизация изученного по теме "Имя прилагательное"...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи в соответствии с обновленными ФГОС

Общая характеристика учебного предмета «Русский язык»Обучение русскому языку обучающихся с ТНР (вариант 5.2) носит не только теоретико-практический характер, но и коррекционную направленно...

Рабочая программа по математике для 5 класса разработанная в соответствии с обновленными ФГОС.Ступень обучения: основное общее образование

рабочая программа составлена в конструкторе.Я приблежала её к учебнику Н.Я.Виленкина , хотя много материала в учебнике нет...

Рабочая программа по русскому языку в соответствии с обновленными ФГОС 2023год

Данная рабочая программа разработана в "Конструкторе рабочих программ" и скорректирована для работы в сельской школе....

Конспект урока химии в 8 классе по теме ОКСИДЫ в соответствии с обновленными ФГОС ООО

План-конспект урока химии в 8 классе по теме ОКСИДЫ (урок открытия нового знания) с учётом современных требований....

Технологическая карта урока английского языка в соответствии с обновленными ФГОС и ПРП английского языка.

Место урока  по тематическому планированию в ПРП. Урок № 45 (Модуль 5) УМК «Английский в фокусе» , 6 класс  в теме №10 ПРП «Родная страна и страна/страны изучаемого языка. ...

Представление опыта на МО по теме «Формирование мотивации к изучению русского языка и чтения у школьников с ОВЗ на уроках и во внеурочной деятельности»

Представление опыта на МО по теме  «Формирование мотивации к изучению русского языка и чтения у школьников с ОВЗ  на уроках и во внеурочной деятельности»...