Конспект урока химии в 8 классе по теме ОКСИДЫ в соответствии с обновленными ФГОС ООО
план-конспект занятия по химии (8 класс)
План-конспект урока химии в 8 классе по теме ОКСИДЫ (урок открытия нового знания) с учётом современных требований.
Скачать:
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ СОЛНЕЧНОГОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПОВАРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
141540 Московская область, Солнечногорский
район, городское поселение Поварово
8(4962)672-375 – канцелярия; учительская; povar.school@mail.ru
8(4962)672-385 – директор; факс povarovo-school.edusite.ru
Конспект урока
по химии
в 8«А» классе МБОУ Поваровская СОШ
на тему «Оксиды»
Разработала: Киселева Е.А., учитель химии
п. Поварово
Урок химии, 8а класс ФГОС
Тема урока: Оксиды.
Дата урока:
Тип урока: Урок открытия нового знания.
Цели урока:
Образовательные:
сформировать понятие об оксидах, как об одном из классов химических соединений; изучить состав, строение, химические свойства, классификацию и номенклатуру оксидов.
Развивающие:
развивать познавательную активность, выделение существенных особенностей оксидов как класса неорганических соединений.
Воспитательные:
вырабатывать умение осознанно трудиться над усвоением нового; воспитывать культуру работы с веществами, химической посудой, аккуратность, умение выдвигать гипотезы и аргументировано отстаивать их
Технологии:
элементы технологии проблемного диалога, ИКТ.
Планируемые Результаты:
Предметные:
Получение представлений об оксидах как одном из основных классов неорганических соединений, их номенклатуре, нахождении в природе, многообразии, получении, физических, химических свойствах
Метапредметные:
Познавательные УУД
Продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия явлений.
Продолжить формирование умения находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач.
Продолжить формирование умения преобразовывать информацию из одного вида в другой
( текст в схему и пр.).
Коммуникативные УУД
Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
Регулятивные УУД
Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
Продолжить формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки.
Личностные :
Создание условий для саморазвития и самообразования на основе мотивации к обучению и самопознанию.
Оборудование:
ПК;
мультимедийный проектор;
видеофрагменты «Получение и свойства оксидов»
образцы оксидов: водорода, углерода (IV), кальция, меди (II), железа (III); индикаторs лакмус, фенолфталеин, серная кислота
оборудование: штативы с пробирками, химические стаканы, шпатели, хим.воронки
Структура урока:
1.Организационный этап.
2.Актуализация знаний.
3.Постановка учебной задачи.
4. Открытие нового знания.
5. Первичная проверка понимания
6. Физкультминутка
7. Закрепление изученного материала
8.Рефлексия деятельности.
9. Информация о домашнем задании
Список литературы:
1.Учебник: Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г., Химия.8 класс. – М.: «Просвещение», 2019.
Ход урока
Этап урока | Содержание учебного материала | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты УУД | Оценка результатов деятельнос-ти ученика |
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности 1 минута Цель этапа: мотивация учащихсяк работе на уроке, создание ситуации успеха. | Включение в деловой ритм. | Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха. | Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, письменных принадлежно-стей. | Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. | - |
2. Актуализация опорных знаний и умений 5 минут Цельэтапа: активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память). | – Человека окружает огромное количество химических веществ. По составу они делятся на простые и сложные. Вспомните, какие вещества называются простыми? Хорошо, приведите примеры. Верно, а какие вещества называются сложными? Приведите примеры. Учитель предлагает загадку. В них два элемента, один – кислород. В числе их есть ржавчина, известь и лёд (формулы – на доске). Что общего у веществ, которые вы сейчас назвали? Этот класс веществ называется – оксиды. Мы уже познакомились с оксидами, когда изучали химические свойства кислорода. Сегодня мы изучим их подробнее. | Активизирует знания о многообразии веществ | Включаются в работу, устно отвечают на поставленные вопросы Ответы: простыми называются вещества, которые образованы атомами одного химического элемента. Учащиеся приводят примеры простых веществ. Сложными называются вещества, которые образованы атомами разных химических элементов. Приводят примеры. В ответ на загадку, учащиеся предполагают, что это оксиды. Общее: в состав этих веществ входит кислород. | Личностные УУД: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя. Коммуникатив-ные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя Познаватель-ные УУД: умения анализировать, сравнивать, классифициро-вать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений. | Устная оценка учителя |
3. Постановка учебной задачи. 1 минута Цель этапа: вызвать у учащихся эмоциональную реакцию затруднения | Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Правильно. Исходя из определения, мы можем судить о составе того или иного оксида. Теперь нам необходимо определить, как называть оксиды, как их получают, что общего у всех оксидов, каковы различия | Постановка учебной задачи | Выдвигают предположения о теме урока. Запись учащимися числа, темы урока. | Предметные УУД: Умение, пользуясь определением, вычленить общее и различное в химическом составе оксидов Познаватель-ные УУД: умения выявлять причины и следствия простых явлений | Устная оценка учителя |
4.Открытие нового знания 23 минуты Цель этапа: формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить связи в объекте изучения,формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал | - Перед вами перечень веществ (Приложение №1), выберите из него оксиды. NH3, CaO, HCl, CO2, H2O, CaCO3, SiO2, NaOH, CuO. - Учитель предлагает правило, по которому даются названия оксидам. | Учитель контролирует взаимопомощь учеников при назывании оксидов | Учащиеся Выбирают оксиды, читают химические формулы, называют оксиды. | Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы Коммуникатив-ные УУД продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе Познаватель-ныеУУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. | - |
4.1 Создание проблемной ситуации. | - Посмотрите на экран (слайд с примерами различных оксидов), на какие группы бы вы разделили эти вещества? (Приложение №2). Поговорка: оксиды бывают разные: твердые, жидкие и газообразные. - Найдите элементы, которые входят в состав различных оксидов в периодической таблице, в чем их отличие? - Учитель предлагает классификацию оксидов. - Как же можно получить оксид? Демонстрирует видеоопыт сжигания красного фосфора в кислороде. Работа с учебником. Посмотрите на схему 6 на стр. 134. Как видите, существуют и другие способы получение оксидов – путем разложения сложных веществ. С этими способами мы познакомимся позже, когда будем изучать свойства кислот, оснований и солей. | Предлагают все оксиды разделить на группы по агрегатному состоянию. Называют металлы и неметаллы. Могут предположить, что путем взаимодействия с кислородом Работают с учебником | УУД: анализ и синтез | ||
4.2. Лабораторный опыт | В подготовленный заранее водный раствор оксида фосфора (V) добавляет лакмус, который изменяет цвет. - Используя таблицу индикаторов, предположите какое вещество образовалось при растворении оксида фосфора (V) в воде? Помещает в колбу небольшой кусочек негашеной извести и заливает его водой, затем добавляет фенолфталеин, который изменяет цвет. - Используя таблицу индикаторов, предположите какое вещество образовалось при растворении оксида кальция? | Прививает навыки безопасной работы с химической посудой и реактивами | Учащиеся предполагают, что в колбе получилась кислота. Учащиеся предполагают, что в колбе образовался гидроксид. Делают вывод о том, что оксиды неметаллов называются кислотными, потому что им соответствуют кислоты, а оксиды металлов – основными, потому, что им соответствует основание. | УУД: причинно-следственные связи | |
4.3 Классификация оксидов | Учитель объясняет, что кроме кислотных и основных оксидов бывают еще амфотерные и безразличные (несолеобразующие) оксиды. Приводит примеры. Учитель добавляет к классификации оксидов дополнение: оксиды металлов с высокой валентностью являются кислотными. Таблица 7 стр. 133. | Учащиеся работают с таблицей. | |||
4.4 Химические свойства оксидов | - С каким свойством кислотных оксидов мы уже познакомились? -Исключением является нерастворимость оксида кремния (IV) в воде; кремниевую кислоту получаю косвенным путем. - Найдите в учебнике еще два свойства кислотных оксидов – взаимодействие с основным оксидом и взаимодействие с растворимым в воде гидроксидом - Теперь познакомимся со свойствами основных оксидов. И одно из них мы только что обсудили, и это…? - Пробует растворить оксид меди (II) в воде. - Учитель показывает в таблице Менделеева «активные металлы», оксиды которых реагируют с водой. - Демонстрирует взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой. Работа с учебником. Таблица 8 стр. 134. | Работа с учебником,тетрадью. -Взаимодействие кислотных оксидов с водой. - Делают вывод о других химическихсвойствах кислотных оксидов - Учащиеся приходят к выводу, что не все основные оксиды растворяются в воде. - Делают вывод о взаимодействии основных оксидов с кислотами. | УУД: умение обобщать и делать выводы | ||
5.Первичная проверка понимания 5 минут Цель этапа: формирование умений высказывать свою точку зрения, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция. | Игра «Какой оксид?» На экране появляются оксиды (Приложение № 3). Дети говорят, какой это оксид: кислотный, основный, амфотерный или безразличный | Учитель координирует работу, проводит коррекцию | Учащиеся выступает с результатами работы | Устная оценка учителя | |
6. Физкультминутка 1 минута Цель этапа: пауза релаксации | Физкультминутка «Какой оксид» Дети встают. Учитель НАЗЫВАЕТ оксиды, а дети делают заранее оговоренные движения в зависимости от подкласса оксида. | - | |||
7. Закрепление изученного материала 5 минут Цель этапа:применить знания в новой ситуации | Приложение 4 Итоговое тестовое задание (Выбрать правильный ответ) | Объясняет правила выполнения теста | Выполняют индивидуально Взаимопроверка (работа в паре) Выставление оценок | Регулятивные УУД умения работать с тестами, при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. Коммуникати-вные УУД умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре. | Взаимооцен-ка за письменную работу |
8.Рефлексия деятельности. 3 минуты Цель этапа:осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | - Что нового вы узнали сегодня об оксидах? | Предлагает вспомнить тему и задачи урока и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом | Учащиеся отвечают на вопросы. | Регулятивные УУД умения в диалоге с учителем обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки. Личностные УУД: Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию. Предметные УУД: формировать умение объяснять, как строение грибов связано с их жизнедеятельностью | |
9.Информация о домашнем задании 1 минута Цель этапа: выбор учащимися задания с учётом индивидуальных возможностей | Параграф из учебника, вопросы и тестовые задания после параграфа по выбору | Поясняет домашнее задание, выставляет оценки | Записывают домашнее задание | Устная оценка учителя |
ПРИЛОЖЕНИЕ №1.
NH3 CaO HCl CO2 H2O CaCO3 SiO2 NaOH CuO
ПРИЛОЖЕНИЕ №2.
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
SiO2 FeO CO CrO3 Na2O
BeO CaO NO B2O3 BaO
ПРИЛОЖЕНИЕ №4
Оксиды
Кислотные | Основные | Амфотерные | Безразличные |
SO2 P2O5 CO Mn2O7 K2O BeO BaO NO Al2O3 Li2O
Оксиды
Кислотные | Основные | Амфотерные | Безразличные |
SO2 P2O5 Mn2O7 | K2O BaO Li2O | BeO Al2O3 | CO NO |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока химии 8 класс
конспект урока химии 8 класс...
Конспект урока химии 9 класс
Конспект урока химии 9 класс...
Конспект урока химии 10 класс
Методическая разработка урока химии 10 класс...
План-конспект урока химии 9 класс по теме "Общие химические свойства металлов"
Разработка урока с применением ЭОР...
план конспект урока химия 8 класс .Ковалентная связь.
урок в 8 классе по программе О.С.Габриеляна, задачи урока дать понятие ковалентной связи, отработать навыки составления схемы образования ковалентной связи...
Конспект урока химия 9 класс "Кремниевая кислота .Соли"
Кремниевая кислотаи её соли. Получение, свойства....
Конспект урока химии 9 класс по теме: "Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода"
Урок химии 9 класс по теме: "Кислород, общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода"...