Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи в соответствии с обновленными ФГОС
методическая разработка по русскому языку (7 класс)
Общая характеристика учебного предмета «Русский язык»
Обучение русскому языку обучающихся с ТНР (вариант 5.2) носит не только теоретико-практический характер, но и коррекционную направленность.
Продуктивность специального обучения русскому языку детей с тяжелыми нарушениями речи обеспечивается следующими факторами:
опора на динамический подход с позиций развития ребенка
(Л.С. Выготский), позволяющий оценить последствия речевого нарушения, организовать целостное многофакторное воздействие на личность обучающегося, в первую очередь в ее языковом проявлении;
отбор технологий специального обучения языку с ориентацией не только на характер и структуру нарушения речи, но и с учетом существующих связей между всеми компонентами развития языковой личности — речевого, когнитивного, мотивационного;
систематизация и организация языкового материала с ориентацией на его практическое освоение в различных видах деятельности;
использование семантико-функционального, а не формального способа организации языкового материала, что обусловлено необходимостью движения не от формы к значению, а от представлений, смысла к его материально-языковому выражению;
реализация дифференцированного подхода к изучению разных аспектов языка;
соблюдение последовательности изучения и введения в речь языкового материала в соответствии с закономерностями, которые свойственны процессу становления и развития языковой личности;
использование специальных приемов и средств, обеспечивающих мотивацию и активизацию речевой деятельности;
высокая степень индивидуализации обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk.docx | 83.9 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №367 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
192281, Санкт-Петербург, Дунайский пр., дом 43, корпус 2, литера А. тел./факс 778-82-42
ПРИНЯТА протокол от 30.08.2022 №1 | УТВЕРЖДЕНА Директор /И.Г. Соколова/ |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи
(Вариант 5.2)
по русскому языку
для 7В класса
на 2022/2023 учебный год
Учитель
первой квалификационной категории
Шаденкова Иоланта Ивановна
Санкт-Петербург
2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 7 класса соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, утвержденному приказом Министерства Просвещения РФ № 287 от 31.05.2021, разработана на основе Примерной адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, Адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи и учебного плана ГБОУ СОШ № 367 на 2022-2023 учебный год и ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в Примерной программе воспитания.
Учебным планом на изучение русского языка отводится 714 часов: в 5 классе -170 часов (5 часов в неделю), в 6 классе — 204 часа (6 часов в неделю), в 7 классе 136 часов (4 часа в неделю), в 8 классе — 102 часа (3 часа в неделю), в 9 классе — 102 часа (3 часа в неделю).
Данная рабочая программа предназначена для работы по учебникам:
Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. Русский язык. 5кл. Учебник. В 2-х ч. (ФГОС). - М.: Просвещение, 2020;
Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. Русский язык. 6кл. Учебник. В 2-х ч. (ФГОС).- М.: Просвещение, 2021;
Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. Русский язык. 7кл. Учебник. В 2-х ч.- М.: Просвещение, 2022;
Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю. и др. Русский язык. Учебник. 8кл. - М.: Просвещение, 2022.
Реализация учебного предмета определяется специфичностью усвоения языка обучающимися с тяжелыми нарушениями речи, необходимостью выстраиванию взаимосвязи между процессом освоения русского языка и развития речи обучающихся, между содержанием учебного предмета и коррекционных занятий. Систематическое изучение курса русского определяет возможность осознанного выбора языковых средства для выражения внеязыкового содержания.
Общая характеристика учебного предмета «Русский язык»
Обучение русскому языку обучающихся с ТНР (вариант 5.2) носит не только теоретико-практический характер, но и коррекционную направленность.
Продуктивность специального обучения русскому языку детей с тяжелыми нарушениями речи обеспечивается следующими факторами:
опора на динамический подход с позиций развития ребенка
(Л.С. Выготский), позволяющий оценить последствия речевого нарушения, организовать целостное многофакторное воздействие на личность обучающегося, в первую очередь в ее языковом проявлении;
отбор технологий специального обучения языку с ориентацией не только на характер и структуру нарушения речи, но и с учетом существующих связей между всеми компонентами развития языковой личности — речевого, когнитивного, мотивационного;
систематизация и организация языкового материала с ориентацией на его практическое освоение в различных видах деятельности;
использование семантико-функционального, а не формального способа организации языкового материала, что обусловлено необходимостью движения не от формы к значению, а от представлений, смысла к его материально-языковому выражению;
реализация дифференцированного подхода к изучению разных аспектов языка;
соблюдение последовательности изучения и введения в речь языкового материала в соответствии с закономерностями, которые свойственны процессу становления и развития языковой личности;
использование специальных приемов и средств, обеспечивающих мотивацию и активизацию речевой деятельности;
высокая степень индивидуализации обучения.
Учет актуального и ориентация на потенциальный уровни развития языковой личности обучающегося с тяжелыми нарушениями речи позволяет прогнозировать результаты обучения русскому языку, определять структуру и содержание используемого языкового материала на всех уровнях образования, обеспечить преемственность логопедического воздействия на разных возрастных этапах.
Цели изучения предмета «Русский язык»
Целями изучения русского языка по программам основного общего образования являются:
осознание и проявление общероссийской гражданственности, патриотизма, уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации и языку межнационального общения; проявление сознательного отношения к языку как к общероссийской ценности, форме выражения и хранения духовного богатства русского и других народов России, как к средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; проявление уважения к общероссийской и русской культуре, к культуре и языкам всех народов Российской Федерации;
овладение русским языком как инструментом личностного развития, инструментом формирования социальных взаимоотношений, инструментом преобразования мира;
овладение знаниями о русском языке, его устройстве и закономерностях функционирования, о стилистических ресурсах русского языка; практическое овладение нормами русского литературного языка и речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса и использование в собственной речевой практике разнообразных грамматических средств; совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; воспитание стремления к речевому самосовершенствованию;
совершенствование речевой деятельности, коммуникативных умений, обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; овладение русским языком как средством получения различной информации, в том числе знаний по разным учебным предметам;
совершенствование мыслительной деятельности, развитие универсальных интеллектуальных умений сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, классификации, установления определённых закономерностей и правил, конкретизации и т. п. в процессе изучения русского языка;
развитие функциональной грамотности: умений осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию, интерпретировать, понимать и использовать тексты разных форматов (сплошной, несплошной текст, инфографика и др.); освоение стратегий и тактик информационно-смысловой переработки текста, овладение способами понимания текста, его назначения, общего смысла, коммуникативного намерения автора; логической структуры, роли языковых средств.
Выделяются следующие цели и задачи, направленные на реализацию специальных условий обучения русскому языку обучающихся с ТНР:
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
расширение номенклатуры языковых средств и формирование умения их активного использования в процессе учебной деятельности и социальной коммуникации;
развитие всех видов речевой деятельности и их компонентов;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования на основе осознания функций языка; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
формирование и развитие текстовой компетенции: умений работать с текстом в ходе его восприятия, а также его продуцирования, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
развитие умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, формирование метаязыковых способностей, обеспечивающих аналитические умения в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов, и жанров;
- Особенности организации образовательного процесса
- Вариант 5.2 предполагает, что обучающийся с тяжелыми нарушениями речи получает образование, находясь в среде сверстников с речевыми нарушениями и сходными образовательными потребностями в условиях общего образовательного потока (в отдельных классах).
- Начало занятий в 9 часов 00 минут, продолжительность уроков – 40 минут. Уроки проводятся в соответствии с общешкольным расписанием звонков и предусматривают две динамические паузы продолжительностью не менее 2,5 мин. каждая.
- Обучение организуется в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии по учёту особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальными возможностями детей.
- Данная рабочая программа предполагает решение следующих коррекционных задач:
- развитие познавательной активности детей (достигается реализацией принципа доступности учебного материала, обеспечением «эффекта новизны» при решении учебных задач);
- развитие общих интеллектуальных умений: приемы анализа, сравнения, обобщения, навыки группировки и классификации;
- нормализация учебной деятельности, формирование умения ориентироваться в задании, воспитывать навыки самоконтроля, самооценки;
- развитие словаря, устной монологической речи обучающихся в единстве с обогащением обучающегося знаниями и представлениями об окружающей действительности.
Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация
- Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в течение учебного периода в целях:
- контроля уровня достижения учащимися результатов, предусмотренных образовательной программой;
- оценки соответствия результатов освоения образовательных программ требованиям ФГОС;
- проведения учащимся самооценки, оценки его работы педагогическим работником с целью возможного совершенствования образовательного процесса.
- Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация проводится с учетом характера и степени тяжести речевых нарушений обучающихся. В период введения ФГОС ООО в случае использования стандартизированных измерительных материалов критерий достижения/освоения учебного материала задается как выполнение не менее 50% заданий базового уровня или получения 50% от максимального балла за выполнение заданий базового уровня. В дальнейшем этот критерий должен составлять не менее 65%.
- Для обучающихся с устойчивым нарушением чтения и письма, имеющими заключение психолого-медико-педагогической комиссии о необходимости обучения по адаптированным основным общеобразовательным программам (варианты 5.1, 5.2), разрабатываются специальные критерии оценивания предметных результатов (письмо Минпросвещения от 08.02.2019 № ТС-421/07). Оценивание результатов обучающихся, полученных в ходе проведения внешних оценочных процедур, осуществляется в соответствии с установленными критериями. Критерии оценивания размещены в Приложении 1.
- Фиксация результатов текущего контроля осуществляется по пятибалльной системе
- Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме устного, фронтального опроса и письменных работ: контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, комментированных, выборочных, графических, творческих, свободных, восстановленных диктантов, диктанта «Проверяю себя», диктантов с грамматическими заданиями, тестов, самостоятельных работ, проверочных работ, комплексного анализа текстов, диагностических работ, лабораторных работ, практических работ (практикумов), изложений, сочинений, взаимоконтроля, самоконтроля, различных видов разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический), наблюдения за речью окружающих, сбора соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя, анализа языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления, работы с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде); Всероссийских проверочных работ.
- Промежуточная аттестация – это установление уровня достижения результатов освоения учебных предметов, предусмотренных образовательной программой.
- Промежуточная аттестация подразделяется на четвертную промежуточную аттестацию, а также годовую промежуточную аттестацию и осуществляется по пятибальной шкале.
- Формами промежуточной аттестации являются:
- письменная проверка – письменный ответ учащегося на один или систему вопросов (заданий). К письменным ответам относятся: проверочные, лабораторные, практические, контрольные, творческие работы; письменные отчёты о наблюдениях; письменные ответы на вопросы теста; сочинения, изложения, диктанты, рефераты комплексный анализ текста и другое;
- устная проверка – устный ответ учащегося на один или систему вопросов в форме ответа на «Контрольные вопросы и задания» учебника, беседы, собеседования и другое;
- комбинированная проверка - сочетание письменных и устных форм проверок.
- В качестве результатов промежуточной аттестации могут быть зачтены выполнение проектов в ходе образовательной деятельности, результаты участия в олимпиадах, конкурсах, конференциях, иных подобных мероприятиях.
- За учебную четверть ставится итоговая оценка. Она является единой и отражает в обобщённом виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности.
Оценивание результатов освоения программы
Результаты обучения демонстрируются обучающимся с использованием доступного ему вида речевой деятельности в соответствии со структурой нарушения. При необходимости возможно увеличение времени на подготовку ответа.
Оценивание устных ответов осуществляется без учета нарушений языковых/ речевых норм, связанных с недостатками произносительной стороны речи (произношение звуков, воспроизведение слов сложной слоговой структуры, интонационных и ритмических структур и др.).
Оценивание письменных работ осуществляется с особым учетом специфических (дисграфических) ошибок: 3 дисграфические ошибки одного типа (акустические, моторные, оптические, ошибки языкового анализа) оцениваются как 1 орфографическая.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РУССКИЙ ЯЗЫК»
Общие сведения о языке
Русский язык как развивающееся явление. Взаимосвязь языка, культуры и истории народа.
Язык и речь
Монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование.
Виды диалога: побуждение к действию, обмен мнениями, запрос информации, сообщение информации.
Текст
Текст как речевое произведение. Основные признаки текста (обобщение).
Структура текста. Абзац.
Информационная переработка текста: план текста (простой, сложный; назывной, вопросный, тезисный); главная и второстепенная информация текста.
Способы и средства связи предложений в тексте (обобщение).
Языковые средства выразительности в тексте: фонетические (звукопись), словообразовательные, лексические (обобщение).
Рассуждение как функционально-смысловой тип речи.
Структурные особенности текста-рассуждения.
Смысловой анализ текста: его композиционных особенностей, микротем и абзацев, способов и средств связи предложений в тексте; использование языковых средств выразительности (в рамках изученного).
Функциональные разновидности языка
Понятие о функциональных разновидностях языка: разговорная речь, функциональные стили (научный, публицистический, официально-деловой), язык художественной литературы.
Публицистический стиль. Сфера употребления, функции, языковые особенности.
Жанры публицистического стиля (репортаж, заметка, интервью).
Употребление языковых средств выразительности в текстах публицистического стиля.
Официально-деловой стиль. Сфера употребления, функции, языковые особенности. Инструкция.
Система языка
Морфология. Культура речи
Морфология как раздел науки о языке (обобщение).
Причастие
Причастия как особая группа слов. Признаки глагола и имени прилагательного в причастии.
Причастия настоящего и прошедшего времени. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие формы страдательных причастий. Склонение причастий.
Причастие в составе словосочетаний. Причастный оборот.
Морфологический анализ причастий.
Употребление причастия в речи. Созвучные причастия и имена прилагательные (висящий — висячий, горящий — горячий). Употребление причастий с суффиксом -ся. Согласование причастий в словосочетаниях типа прич. + сущ.
Ударение в некоторых формах причастий.
Правописание падежных окончаний причастий. Правописание гласных в суффиксах причастий. Правописание н и нн в суффиксах причастий и отглагольных имён прилагательных. Правописание окончаний причастий. Слитное и раздельное написание не с причастиями.
Знаки препинания в предложениях с причастным оборотом.
Деепричастие
Деепричастия как особая группа слов. Признаки глагола и наречия в деепричастии. Синтаксическая функция деепричастия, роль в речи.
Деепричастия совершенного и несовершенного вида.
Деепричастие в составе словосочетаний. Деепричастный оборот.
Морфологический анализ деепричастий.
Постановка ударения в деепричастиях.
Правописание гласных в суффиксах деепричастий. Слитное и раздельное написание не с деепричастиями.
Правильное построение предложений с одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами.
Знаки препинания в предложениях с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом.
Наречие
Общее грамматическое значение наречий.
Разряды наречий по значению. Простая и составная формы сравнительной и превосходной степеней сравнения наречий.
Словообразование наречий.
Синтаксические свойства наречий.
Морфологический анализ наречий.
Нормы постановки ударения в наречиях, нормы произношения наречий. Нормы образования степеней сравнения наречий.
Роль наречий в тексте.
Правописание наречий: слитное, раздельное, дефисное написание; слитное и раздельное написание не с наречиями; н и нн в наречиях на -о (-е); правописание суффиксов -а и -о наречий с приставками из-, до-, с-, в-, на-, за-; употребление ь после шипящих на конце наречий; правописание суффиксов наречий -о и -е после шипящих.
Слова категории состояния
Вопрос о словах категории состояния в системе частей речи.Общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая функция слов категории состояния. Роль слов категории состояния в речи.
Служебные части речи
Общая характеристика служебных частей речи. Отличие самостоятельных частей речи от служебных.
Предлог
Предлог как служебная часть речи. Грамматические функции предлогов.
Разряды предлогов по происхождению: предлоги производные и непроизводные. Разряды предлогов по строению: предлоги простые и составные.
Морфологический анализ предлогов.
Употребление предлогов в речи в соответствии с их значением и стилистическими особенностями.
Нормы употребления имён существительных и местоимений с предлогами. Правильное использование предлогов из — с, в — на. Правильное образование предложно-падежных форм с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки, наперерез.
Правописание производных предлогов.
Союз
Союз как служебная часть речи. Союз как средство связи однородных членов предложения и частей сложного предложения.
Разряды союзов по строению: простые и составные. Правописание составных союзов. Разряды союзов по значению: сочинительные и подчинительные. Одиночные, двойные и повторяющиеся сочинительные союзы.
Морфологический анализ союзов.
Роль союзов в тексте. Употребление союзов в речи в соответствии с их значением и стилистическими особенностями. Использование союзов как средства связи предложений и частей текста.
Правописание союзов.
Знаки препинания в сложных союзных предложениях. Знаки препинания в предложениях с союзом и, связывающим однородные члены и части сложного предложения.
Частица
Частица как служебная часть речи.
Разряды частиц по значению и употреблению: формообразующие, отрицательные, модальные.
Роль частиц в передаче различных оттенков значения в слове и тексте, в образовании форм глагола. Употребление частиц в предложении и тексте в соответствии с их значением и стилистической окраской. Интонационные особенности предложений с частицами.
Морфологический анализ частиц.
Смысловые различия частиц не и ни. Использование частиц не и ни в письменной речи. Различение приставки не- и частицы не. Слитное и раздельное написание не с разными частями речи (обобщение). Правописание частиц бы, ли, же с другими словами. Дефисное написание частиц -то, -таки, -ка.
Междометия и звукоподражательные слова
Междометия как особая группа слов.
Разряды междометий по значению (выражающие чувства, побуждающие к действию, этикетные междометия); междометия производные и непроизводные.
Морфологический анализ междометий.
Звукоподражательные слова.
Использование междометий и звукоподражательных слов в разговорной и художественной речи как средства создания экспрессии. Интонационное и пунктуационное выделение междометий и звукоподражательных слов в предложении.
Омонимия слов разных частей речи. Грамматическая омонимия. Использование грамматических омонимов в речи.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Личностные результаты
Личностные результаты освоения Примерной рабочей программы по русскому языку основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения Примерной рабочей программы по русскому языку для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных на русском языке; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на русском языке; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтёрство).
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России; проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России в контексте учебного предмета «Русский язык»; ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых нормс учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственностьличности в условиях индивидуального и общественного пространства.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного языкового образования; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на русском языке; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей; умение рассказать о своих планах на будущее.
Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; закономерностях развития языка; овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного языкового образования; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других; потребность в действии в условиях неопределённости, в повышении уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; необходимость в формировании новых знаний, умений связывать образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознание дефицита собственных знаний и компетенций, планирование своего развития; умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
Метапредметные результаты
1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; классифицировать языковые единицы по существенному признаку;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения поставленной учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев.
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования; владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;
использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нём информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога/дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой.
3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому речевому опыту и корректировать собственную речь с учётом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения.
Эмоциональный интеллект:
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку и его мнению;
признавать своё и чужое право на ошибку;
принимать себя и других, не осуждая;
проявлять открытость;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
Предметные результаты
Результаты от 5 к 9 классу формулируются по принципу добавления новых результатов от года к году (результаты очередного года по умолчанию включают результаты предыдущих лет).
Основное отличие предметных результатов в основном касается предметных результатов в разделе «Текст», в рамках которого предполагается уменьшение объемов предлагаемых для анализа и продуцирования текстов на 10-20 слов, а также наличие дополнительной организующей помощи при проведении различного рода анализа и продуцирования текстов обучающимися по всем разделам учебного предмета «Русский язык».
Общие сведения о языке
понимать русский язык как развивающееся явление, объяснять взаимосвязь языка, культуры и истории народа по заданному алгоритму.
Язык и речь
создавать устные монологические высказывания объёмом не менее 6 предложений на основе наблюдений, личных впечатлений, чтения научно-учебной, художественной и научно- популярной литературы (монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование); выступать с научным сообщением.
участвовать в диалоге на лингвистические (в рамках изученного) темы объемом не менее 2 реплик и темы на основе жизненных наблюдений объемом не менее 5 реплик (диалог – запрос информации, диалог – сообщение информации);
понимать содержание прослушанных и / или прочитанных публицистических текстов, адаптированных в лексическом и грамматическом отношениях, (рассуждение-доказательство, рассуждение-объяснение, рассуждение-размышление) объемом не менее 180 слов: после предварительного анализа устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста, вопросы по содержанию текста и отвечать на них; после предварительного анализа подробно, сжато и выборочно передавать в устной и письменной форме содержание прослушанных и/ или прочитанных публицистических текстов (для подробного изложения объем исходного текста, не менее 100 слов; для сжатого и выборочного изложения – не менее 110 слов);
на доступном уровне в соответствии со структурой нарушения соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка (в том числе во время списывания текста объемом 80 – 90 слов; словарного диктанта объемом 20-25 слов; диктанта на основе связного текста, адаптированного в лексическом и грамматическом отношении, объемом 90 – 100 слов, содержащего не более 15 орфограмм, 4–5 пунктограмм и не более 5 слов с непроверяемыми написаниями); соблюдать в устной речи и на письме правила речевого этикета.
Текст
понимать текст как речевое произведение, на доступном уровне в соответствии со структурой нарушения выявлять его структуру, особенности абзацного членения, языковые средства выразительности в тексте: фонетические (звукопись), словообразовательные, лексические, различать понятия «разговорный язык», «функциональные стили речи» (научный, публицистический, официально-деловой), «язык художественной литературы»; по заданному алгоритму определять особенности публицистического стиля речи (в том числе сферу употребления, функции), употребления языковых средств выразительности в текстах публицистического стиля нормы его построения, особенности жанров (репортаж, заметка);
владеть умениями информационной переработки прослушанного и/ или прочитанного текста, адаптированного в лексическом и грамматическом отношениях, после предварительного анализа: составлять план прочитанного текста (простой, сложный; назывной, вопросный, тезисный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме; выделять главную и второстепенную информацию в прослушанном и / или прочитанном тексте; передавать содержание текста с изменением лица рассказчика, представлять содержание текста в виде таблицы, схемы по образцу;
по заданному алгоритму создавать устные монологические высказывания объемом не менее 40 слов на основе наблюдений, личных впечатлений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы: монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование; выступать с научным сообщением, подготовленным с помощью учителя;
распознавать тексты разных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение); иметь представление об особенностях рассуждения как функционально-смыслового типа речи, структурные особенности текста-рассуждения;
анализировать тексты разных стилей и жанров (интервью, репортаж, заметка); применять знания о функциональных разновидностях языка при выполнении различных видов анализа по заданному алгоритму и в речевой практике на доступном уровне в соответствии со структурой нарушения;
создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) с опорой на жизненный и читательский опытна доступном уровне в соответствии со структурой нарушения; тексты с опорой на произведения искусства (в том числе сочинения-миниатюры объемом 6 и более предложений или объемом не менее 4-5 предложений сложной структуры, если этот объем позволяет раскрыть тему (выразить главную мысль); классного сочинения объемом 1,0 – 1,3 страницы с учетом стиля и жанра сочинения, характера темы);
по заданному алгоритму анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам; использовать способы информационной переработки прочитанного или прослушанного текста, адаптированного в лексическом и грамматическом отношениях, виды и приемы чтения в практике осмысления и создания собственного текста;
с помощью учителя редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы на доступном уровне в соответствии со структурой нарушения;
представлять сообщение на заданную тему в виде презентации;
представлять содержание научно-учебного текста в виде таблицы, схемы; представлять содержание таблицы, схемы в виде текста.
Функциональные разновидности языка
с опорой на схему характеризовать функциональные разновидности языка: разговорную речь и функциональные стили (научный, публицистический, официально-деловой), язык художественной литературы.
с опорой на схему характеризовать особенности публицистического стиля (в том числе сферу употребления, функции), употребления языковых средств выразительности в текстах публицистического стиля, нормы построения текстов публицистического стиля, особенности жанров (интервью, репортаж, заметка).
коллективно под руководством учителя создавать тексты публицистического стиля в жанре репортажа, заметки, интервью; оформлять деловые бумаги (инструкция).
владеть нормами построения текстов публицистического стиля.
с опорой на схему характеризовать особенности официально-делового стиля (в том числе сферу употребления, функции, языковые особенности), особенности жанра инструкции.
применять знания о функциональных разновидностях языка при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике.
Система языка
распознавать изученные орфограммы; проводить орфографический анализ слова; применять знания по орфографии в практике правописания;
использовать знания по морфемике и словообразованию при выполнении различных видов языкового анализа и в практике правописания;
объяснять значение фразеологизмов, пословиц и поговорок, афоризмов, крылатых слов (на основе изученного) на доступном уровне в соответствии со структурой нарушения;
иметь представление о метафоре, олицетворении, эпитете, гиперболе, литоте;
по заданному алгоритму характеризовать слово с точки зрения сферы его употребления, происхождения, активного и пассивного запаса и стилистической окраски; проводить лексический анализ слова; применять знания по лексике и фразеологии при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике на доступном уровне в соответствии со структурой нарушения;
по заданному алгоритму распознавать омонимию слов разных частей речи; различать лексическую и грамматическую омонимию; понимать особенности употребления омонимов в речи;
понимать основные морфологические нормы современного русского литературного языка, применять нормы современного русского литературного языка на доступном уровне в соответствии со структурой нарушения и иметь представление об их изменчивости; с помощью учителя использовать грамматические словари и справочники в учебных целях;
Морфология. Культура речи
С опорой на заданный алгоритм распознавать причастия и деепричастия, наречия, служебные слова (предлоги, союзы, частицы), междометия, звукоподражательные слова и проводить их морфологический анализ: определять общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксические функции.
по заданному алгоритму характеризовать причастия как форму глагола, выделять признаки глагола и имени прилагательного в причастии; различать причастия настоящего и прошедшего времени, действительные и страдательные причастия, полные и краткие формы страдательных причастий; склонять причастия; выделять причастный оборот, правильно ставить знаки препинания в предложениях с причастным оборотом, после предварительного анализа объяснять роль причастия в предложении; понимать особенности постановки ударения в некоторых формах причастий; осознавать разницу в употреблении в речи однокоренных слов типа «висящий – висячий», «горящий – горячий», причастия с суффиксом –ся; правильно согласовывать причастия в словосочетаниях типа прич. + сущ. в заданном контексте; соблюдать нормы правописания причастий (падежные окончания, гласные в суффиксах причастий, н и нн в суффиксах причастий и отглагольных имен прилагательных; слитное и раздельное написание не с причастиями);
по заданному алгоритму характеризовать деепричастия как форму глагола, выделять признаки глагола и наречия в деепричастии; различать деепричастия совершенного и несовершенного вида; распознавать деепричастный оборот, правильно ставить знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом, объяснять роль деепричастия в предложении; правильно строить предложения с одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами в заданном контексте; понимать особенности постановки ударения в некоторых формах деепричастий; соблюдать нормы правописания деепричастий (гласные в суффиксах деепричастий, слитное и раздельное написание не с деепричастиями);
по заданному алгоритму определять общее грамматическое значение наречий; различать разряды наречий по значению; характеризовать особенности словообразования наречий, их синтаксических свойств, роли в речи; соблюдать нормы образования степеней сравнения наречий, произношения наречий на доступном уровне в соответствии со структурой нарушения, постановки в них ударения, правописания наречий (слитное, дефисное, раздельное написание; слитное или раздельное написание не с наречиями; н и нн в наречиях на -о и -е; правописание суффиксов наречий; употребление ь на конце наречий после шипящих; правописание о – е после шипящих в суффиксах наречий, е и и в приставках не- и ни- наречий);
по заданному алгоритму определять общее грамматическое значение, морфологические признаки слов категории состояния, характеризовать их синтаксическую роль и роль в речи;
по заданному алгоритму давать общую характеристику служебных частей речи; объяснять их отличия от самостоятельных частей речи;
по заданному алгоритму характеризовать предлог как служебную часть речи; различать производные и непроизводные предлоги, простые и составные предлоги; соблюдать нормы употребления имен существительных и местоимений с предлогами, правописания производных предлогов;
по заданному алгоритму характеризовать союз как служебную часть речи; различать разряды союзов по значению, по строению; объяснять роль союза в тексте, в том числе как средства связи однородных членов предложения и частей сложного предложения; употреблять союзы в речи в соответствии с их значением и стилистическими особенностями; соблюдать нормы правописания союзов, постановки знаков препинания в сложных союзных предложениях; знаков препинания в предложениях с союзом и;
по заданному алгоритму характеризовать частицу как служебную часть речи; различать разряды частиц по значению, по составу; объяснять роль частиц в передаче различных оттенков значения в слове и тексте, в образовании форм глагола, степеней сравнения имени прилагательного, наречия; понимать интонационные особенности предложений с частицами; употреблять частицы в предложении и тексте в соответствии с их значением и стилистической окраской в заданном контексте; соблюдать нормы правописания частиц не и ни, формообразующих частиц;
по заданному алгоритму характеризовать междометия как часть речи, различать группы междометий по значению; иметь представление о роли междометий в речи, особенностях звукоподражательных слов и их употреблении в разговорной речи, в художественной литературе; соблюдать пунктуационные нормы оформления междометий в предложении;
по заданному алгоритму распознавать наречия, слова категории состояния, деепричастия, предлоги, союзы, частицы, междометия, звукоподражательные слова в речи; проводить их морфологический анализ; применять знания по морфологии при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике на доступном уровне в соответствии со структурой нарушения;
по заданному алгоритму распознавать морфологические средства выражения подлежащего, сказуемого, второстепенных членов предложений (на основе изученного); проводить синтаксический и пунктуационный анализ предложений; применять знания по синтаксису и пунктуации при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике на доступном уровне в соответствии со структурой нарушения;
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Учебная неделя | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные образовательные ресурсы |
1 | 1 | Раздел «Повторение» | 6 | Презентация учителя |
1.1. | 1 | Повторение пройденного материала | 6 | Презентация учителя |
2 | 2 | Раздел «Общие сведения о языке» | 1 | Презентация учителя |
2.1. | 2 | Язык как развивающееся явление | 1 | Презентация учителя |
3. | 2 | Раздел Язык и речь | 2 | Презентация учителя |
3.1. | 2 | Монолог и его виды | 1 | www.yaklass.ru |
3.2. | 2 | Диалог и его виды | 1 | Презентация учителя |
4. | 2-4 | Раздел «Текст» | 8 | Презентация учителя |
4.1. | 2 | Основные признаки текста (повторение) | 1 | |
4.2. | 3 | Рассуждение как функционально-смысловой тип речи | 1 | Презентация учителя |
4.3. | 3 | Информационная переработка текста | 3 | Презентация учителя |
4.4. | 4 | Смысловой анализ текста | 3 | Презентация учителя |
5. | 4-6 | Раздел «Функциональные разновидности языка» | 6 | Презентация учителя |
5.1. | 4-5 | Публицистический стиль | 3 | |
5.2. | 5-6 | Официально деловой стиль | 3 | |
6 | 6-31 | Раздел «Система языка: морфология. Культура речи». | 101 | Презентация учителя |
6.1. | 6 | Морфология как раздел науки | 1 | Презентация учителя |
6.2. | 6-11 | Причастие как особая группа слов | 25 | |
6.3. | 11-14 | Деепричастие как особая группа слов | 11 | Презентация учителя |
6.4. | 15-20 | Наречие | 22 | |
6.5. | 20 | Слова категории состояния | 2 | Презентация учителя |
6.6. | 20 | Служебные части речи | 1 | |
6.7. | 21-23 | Предлог | 12 | Презентация учителя |
6.7. | 24-26 | Союз | 12 | |
6.8. | 27-30 | Частица | 12 | |
6.9. | 31 | Междометия и звукоподражательные слова | 3 | |
6.10. | 32 | Омонимия слов разных частей речи | 3 | Презентация учителя |
7. | 33-34 | Раздел «Повторение» | 4 | Презентация учителя |
7.1. | 33-34 | Повторение пройденного материала | 4 | Презентация учителя |
8. | В течение учебного года | Контрольные и проверочные работы» | 10 | Презентация учителя |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 136 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ 3 КЛАССА
Рабочая программа по физической культуре, рассчитана по три часа в неделю. Календарно-тематическое планирование 3 класс....
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся с ЗПР 5 класс
Заде́ржка психи́ческого разви́тия (сокр. ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоци...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся с ЗПР 7класс
Одной из основных причин труднообучаемости и трудновоспитуемости обучающихся является особое по сравнению с нормой состояние психического развития личности, которое в дефектологии получило название &l...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся с ОВЗ, 5 класс.
Методический материал для учителей, обучающих детей с ОВЗ....
Адаптированная образовательная программа основного общего образования для обучающегося с тяжелыми нарушениями речи
Адаптированная общеобразовательная программа (далее–АОП) обучающегося с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1) Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобраз...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку, для обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными) нарушениями.
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся с умственной отсталостью. Программа расчитана на 170 часов ( 5 часов в неделю)...
Адаптированная рабочая программа по английскому языку для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) 2 - 4 класс
Данная адаптированная рабочая программа предназначена для обучающихся с ТНР для 2-4 классов...