Имя числительное как часть речи
методическая разработка по русскому языку (6 класс)
имя числительное как часть речи, 6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
imya_chislitelnoe_6_kl.docx | 20.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Имя числительное как часть речи
Тема урока: Имя числительное как часть речи.
Цель:
Познакомить учащихся с историей происхождения, общим значением, морфологическими признаками и синтаксической ролью имени числительного.
Задачи:
1) формировать умение находить числительные в тексте, различать количественные и порядковые числительные, отличать числительные от других частей речи с числовым значением;
2) развивать умение производить синтаксический разбор предложения; развивать речь учащихся;
3) способствовать развитию познавательного интереса к предмету; воспитывать уважительное отношение к богатству образного русского языка.
Тип урока:
Урок изучения нового материала.
Ход урока:
I.Оргмомент, повторение изученного:
Открываем тетради, записываем число. СЛАЙД
Ребята, отгадайте ребусы СЛАЙД
– Как вы думаете, почему я подобрала к нашему уроку такие ребусы?
- Так какова же тема нашего урока сегодня? (Имя числительное)
- И первый урок при изучении любой части речи называется… - «Имя числительное как …(часть речи)
– Да, сегодня мы с вами начинаем изучение новой части речи – имени числительного (запись темы). СЛАЙД
– А что вы уже знаете об этой части речи?
- Как вы думаете, что нам сегодня предстоит узнать об этой части речи?
(Нам сегодня предстоит узнать, что такое имя числительное, его общее грамматическое значение, некоторые признаки)
часть речи»
Объяснение нового материала
– Ребята, как вы думаете, нужны ли нам числительные? Для чего?
Тезис: СЛАЙД М.В.Панов (отечественный исследователь русского языка) говорил: «Плохо нам было бы без числительных! Количество предметов надо было бы обозначать жестами (например, на пальцах) или с помощью рисунков. Или для счёта использовать конкретные слова, и они бы постепенно превратились бы в числительные».
– Чтобы доказать или опровергнуть это утверждение, познакомьтесь, пожалуйста, с небольшим отрывком из повести.
а) знакомство с автором СЛАЙД
Писатель ТЕкки ОдулОк, юкагир по национальности, создал талантливую повесть «Жизнь Имтеургина-старшего»; она посвящена жизни чукчей до революции. Эта повесть очень нравилась Максиму Горькому, особенно он ценил язык этой повести: в языке воссоздан сам строй мышления героев-чукчей, и в то же время это прекрасный, чистый, выразительный русский язык.
б) словарь:
камусы – полосы шкуры с оленьей ноги;
пегие – с пятнами (о масти животных)
в) выразительное чтение отрывка учителем:
… Кругом снег лежит. По снегу Имтеургин ходит в штанах из оленьих кАмусов, в оленьей рубахе, в оленьей шапке. Сторожит оленье стадо. Чёрные, пегие олени копают снег копытами, щиплют мох. Большие рога над снегом качаются.
Имтеургин захотел сосчитать своих оленей. Он снял рукавицы и стал загибать пальцы. На одного оленя указал и загнул большой палец, потом на второго указал и загнул другой палец… Все пальцы загнул. Но оленей в стаде было больше, чем пальцев у него на руках.
Имтеургин сел на снег, притянул к себе ногу в мохнатой обуви, пересчитал пальцы ног. Когда пересчитал пальцы на обеих ногах, он провёл палкой по снегу и сказал: «Человек». Но оленей в стаде было больше, чем пальцев на руках и ногах у человека. Имтеургин опять сосчитал по пальцам рук и ног, опять провёл палкой по снегу и сказал: «Ещё человек». Но и теперь ещё не все олени были сосчитаны. Имтеургин провёл палкой полосу, потом короткую полосу поперёк и сказал: «Три человека, ещё полчеловека, да ещё лоб, два глаза и нос. Вот сколько у меня оленей!»
г) беседа:
– Понравился ли вам текст?
– Ответим на вопрос: «Сумел ли пересчитать своих оленей Имтеургин?»
– Умел ли он считать?
– Какую мысль М.В.Панова подтверждает текст? СЛАЙД
- Сколько оленей было у Имтеургина? (74)
д) Сделаем вывод: КАКОЙ?
Числительные постоянно встречаются в нашей жизни. Например, какое сегодня число? (18). Сколько у вас сегодня уроков? (шесть?).
– На какие вопросы отвечают числительные в моих примерах? (сколько и какой?)
– Сформулируйте определение имени числительного как части речи (учитель помогает детям в формулировке: это самостоятельная или служебная часть речи; на какие вопросы отвечает; что обозначает). Обозначает количество предметов, число, порядок предметов при счете СЛАЙД
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА – СЛАЙД РОЛИК
Интересные факты о кошках. СЛАЙД
КОГДА УСЛЫШИТЕ ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ, ХЛОПНИТЕ В ЛАДОШИ.
Нормальная температура тела у кошек около 38 градусов. Это чуть больше, чем у человека.
В теле кошки 517 мускулов. У человека - 650. В каждом ухе у кошки 32 мускула, у людей – 6. Чтобы управлять ухом, они используют не менее 12 мускулов.
Кошка прыгает на высоту в 5 раз превышающую ее рост.
IV. Отработка нового материала
- Я думаю, что за физкультминутку и за задание с хлопками всем можно поставить пятерки. А как вы думаете, слово «пятерка» какой части речи? (сущ.)
Легко ли отличить числительные от других частей речи? Легко! Давайте попробуем.
КАРТОЧКИ на столах ЗАДАНИЕ 1
Вместе несколько, остальные – сами, потом сверка на слайде. Выписываем только числительные). СЛАЙД
Три, утроить (глагол), седьмой, пятерка (сущ.), двенадцать, пятикратный (прил.), десятый, трехместный (прил.), раздваиваться (глагол), столетний (прил.), двузначный (прил.), семидневный (прил.), двадцать первый, тройка (сущ.), десятилетие (сущ.), десятичная (прил.), сотый, тридцать шесть, пятьдесят, односторонний (прил.), сотня (сущ.)
- Ребята, внимательно посмотрите на правильность написания числительных. Мы еще не раз с вами будем говорить о том, как правильно пишутся числительные.
- СЛАЙД Обратите внимание, я разделила числительные на 2 группы. Почему? Давайте посмотрим, в чем разница. На какие вопросы отвечает каждая из групп?
Три седьмой
Двенадцать десятый
Тридцать шесть двадцать первый
Пятьдесят сотый
(учащиеся делают вывод о том, что одни числительные отвечают на вопрос сколько? и обозначают количество. Такие числительные называются количественными, а другие – какой? и обозначают порядок предметов при счёте. Такие числительные называются порядковыми ) СЛАЙД
В русском языке слова других частей речи тоже могут иметь количественное значение, и их надо уметь отличать от имён числительных. А теперь давайте определим, какими частями речи являются другие слова из нашей карточки. Что вам поможет в определении? (вопросы к словам). СЛАЙД (вместе несколько, остальные сами, потом самопроверка)
Утроить (глагол), пятерка (сущ.), пятикратный (прил.), трехместный (прил.), раздваиваться (глагол), столетний (прил.), двузначный (прил.), семидневный (прил.), тройка (сущ.), десятилетие (сущ.), десятичная (прил.), односторонний (прил.), сотня (сущ.)
- Попробуем теперь научиться различать порядковые и количественные числительные. Выполним задание. Выполняем на карточке заполняем таблицу (ЗАДАНИЕ 2). СЛАЙД
Количественные числительные: три пальмы, пятидесяти человек, шестьдесят деревьев, одиннадцать часов, пятьсот, семьсот тонн, двенадцать страниц.
Порядковые числительные: первый день, тридцатый по счету, двенадцатого числа, сотый покупатель. ПРОВЕРИМ СЛАЙД
V. Закрепление (презентация)
1. Итак, мы с вами сейчас (дома) убедимся в том, что мы все поняли эту тему. Прием «Учебно-мозговой штурм»
(Предлагаю поработать в парах.) Заполните карточку. Вставьте в пословицы и поговорки пропущенные имена числительные. Задай те вопрос. Определите разряд.
- … раз отмерь - …отрежь.
- Не имей … рублей, а имей … друзей.
- … ум хорошо, а … ума лучше.
- Наглость — … счастье.
- … вода на киселе.
- Лучше … раз увидеть, чем … раз услышать.
- … слово дороже … .
- … блин комом
-Числительные занимают восьмое место по частоте употребления среди других частей речи.
СЛАЙД ЭТО ИНТЕРЕСНО! Самое длинное числительное может состоять из 47 слов
Итак, наш урок подходит к концу, давайте обсудим, с какими проблемами мы сегодня столкнулись? На какие вопросы искали ответы? Ответы детей: Мы открывали новое знание. Мы встретили слова неизвестной части речи, сумели дать формулировку новой части речи. Учились группировать имена числительные по разным основаниям. Выполняли самостоятельную работу по закреплению материала.
-Все верно! Имя Числительное – удивительная часть течи, они занимают восьмое место по частоте употребления среди других частей речи.
СЛАЙД ЭТО ИНТЕРЕСНО! Самое длинное числительное может состоять из 47 слов
Гёте сказал «Недостаточно только получить знания, надо найти им приложение. Недостаточно только желать, надо делать».
Рефлексия ЗАДАНИЕ 3 Плюс-минус
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "Числительное как часть речи" с использованием педагогической технологии "Развитие критического мышления учащихся"
Формирование навыков фиксации мыслей и образов, удерживать их, рассматривать со всех сторон, активизировать процесс познания. ...
Урок «Имя числительное как часть речи. Числительные простые, сложные, составные»в 6 классе
Урок с использованием ЭОР...
Конспект урока по теме "Имя числительное как часть речи. Количественные и порядковые числительные"
Конспект открытого урока в 6 классе. Цели урока:1. Введение понятия «количественные» и «порядковые» числительные.2. Формирование, развитие умения находить в тексте и в устной речи имена числительныеНа...
Имя числительное как часть речи. Числительные количественные и порядковые
Имя числительное как часть речи. Числительные количественные и порядковые...
План-конспект урока по русскому языку в 6 классе для детей с ЗПР по теме "Имя числительное как часть речи. Простые, сложные и составные числительные"
План-конспект урока по русскому языку в 6 классе для детей с ЗПР по теме "Имя числительное как часть речи. Простые, сложные и составные числительные" представляет собой разработку перв...
Урок по теме "Имя числительное как часть речи. Разряды числительных"
Данный конспект урока ориентирован на работу по учебнику Л.М. Рыбченковой, О.А. Александровой «Русский язык 6 класс»Конспект урока «Имя числительное как часть речи. Разряды чис...
Числительное как часть речи. Разряды числительных. Орфограммы числительных.
Памятка о числительном как части речи. В ней представлены разряды числительных, особенности употребления и написания числительных....