I. Организационный момент. Психологический настрой на урок.
Прозвенел звонок для нас. Все зашли спокойно в класс. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Вижу класс наш хоть куда. Мы начнем урок друзья.
- Улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения. _____________________________________________________________ - Сегодня у нас необычное начало урока.
- Оглядитесь вокруг. А что необычного, непривычного вы заметили в классе?
- Какое же сегодня число? Запишите в тетради.
- В класс вы вошли под песенку ____________________. Вспомните первые строчки песни………………………………
- А теперь внимание. Вы видите иллюстрации к сказкам. Назовите их. Случайно ли именно эти герои появились на нашем уроке, или они дают подсказку темы урока. Что общего в словах песни, названии сказок? (все содержат слова с числовым значением) Как в русском языке называется часть речи, которая образована от слова «число»? (Числительное) Сформулируем и запишем тему урока. (Числительное как часть речи).
- Слова новой части речи, название которой, как вы верно заметили, связано со словом «число».
II («вызов» ) Слово учителя - Конечно, с цифрами и числами вы давно уже знакомы. Каждый день вы сталкиваетесь с огромным количеством разных чисел. И дома, когда, например, смотрите телевизор (первый канал, второй канал, третий и так далее), и в школе, а особенно на уроках математики, и даже на улице нас всех окружают цифры и числа. ……………………………………………………………………………… А представьте, что было бы, если бы в нашем мире не было бы ни одной цифры…с какими трудностями нам пришлось бы столкнуться?
(не знали бы, какой сегодня год и какое число, сколько каждому из нас лет, не смогли бы ничего купить в магазине, потому что не было бы цен, денег, да и магазинов бы тоже не было. Мы потеряли бы такое понятие как время: не знали бы истории, событий, когда произошли открытия)
- Как видим, люди без цифр не смогли бы нормально жить и работать. А имена числительные, являются словесным выражением цифр и чисел. _____________________________________________________________
- Что вы хотите узнать по теме? Попробуем определить для себя задачи урока. ( - познакомиться с частью речи, - узнать, что обозначает имя числительное, - на какой вопрос отвечает и т.д.)
- Чем отличается число от числительного (числа записываются цифрами, а числительные – словами) _____________________________________________________________
Работа у доски. Я показываю число, а вы записываете его цифрами, а рядом - в виде числительного. _____________________________________________________________
Работа с таблицей.
Итак, уже начали решение одной из поставленных задач. Что же обозначает имя числительное?
- У вас на партах лежит картачка-таблица, которую в конце урока мы должны заполнить. И первую колонку мы уже можем заполнить….
Имя числительное как часть речи | 1.Обозначает | число | Количество предметов | Порядок при счете | 2. Вопрос | Сколько? | Сколько? | Какой? | 3. Пример | Семь, сорок, пять | Семь гномов, три поросенка | Пятый, первый, десятый | 4. Разряд | Количественные | Качественные |
_____________________________________________________________
И вновь вернемся к иллюстрациям сказок, герои которых помогли нам определить тему урока.
«Три поросенка», «Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов», «Двенадцать месяцев».
Выпишите из названий в столбик второй колонки имена числительные с существительными . Укажите на какой вопрос они отвечают. Что обозначают данные числительные? (количество предметов).
Продолжаем работу. Перед вами предложения с пропуском слов. Используя числительные, заполните пробелы, чтобы получился текст.
Меня зовут_______________________. Я учусь в ___________классе. В классном журнале я _____________ по списку. Сегодня ________________марта. Вчера после ___________________урока у нас прошла школьная научно-практическая конференция «Мир открытий».
Назовите числительные, которые вы использовали для составления текста. На какой вопрос они отвечают? Что обозначают?
_____________________________________________________________
Опираясь на таблицу-схему , подведем небольшой итог. Что мы узнали на данный момент об имени числительном? _____________________________________________________
Работа с учебником.
- Но в схеме у нас остались вопросы?
Какая запись должна появиться на их месте. Попробуйте выяснить самостоятельно, используя параграф учебника.
- Итак, какие числительные называются количественными, а какие порядковыми?
_____________________________________________________________
Физминутка.
Устали? Отдохнем? В одну шеренгу становись. На первый второй расчитайсь! Первые номера шаг вперед!
Раз - подняться, подтянуться Два - согнуться, разогнуться Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка. На четыре - ноги шире. Пять - руками помахать Шесть - за стол тихонько сесть.
Числительные каких разрядов использовали в разминке?
Устная работа, значение фразеологизмов
- Имена числительные часто употребляются в речи (по частоте употребления они занимают 8 место). И это подтверждается большим количеством фразеологизмов, в которых они используются. Вспомним, что такое фразеологизм?
ЗАДАНИЕ 1. Узнайте фразеологизм в котором есть слово или слова с числовым значением. Назвать числительное, определить по вопросу разряд. Заблудиться в трех соснах За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь Одна нога здесь, другая там В три ручья. Семь пятниц на неделе. _____________________________________________________________ Остановимся на последнем фразеологизме. - Семь – таинственное число, особое, в нём есть некое волшебство. Семь дней в неделе, семь планет на небе, семь чудес на свете… Чем же это объяснить?
-Послушайте сообщение из истории числительных
Ученик 1 (сообщение) Примерно 4 тысячи лет тому назад у древних народов, находившихся на территории современного Ирака, были уже первые астрономические познания. Эти народы наблюдали на звёздном небе движение пяти планет, которые вместе с Солнцем и Луной составляли 7 небесных светил. Древние учёные заметили, что лунный месяц равен 28 суткам, и разделили его на 4 равные части с тем, чтобы каждый из семи дней посвятить одному из семи божеств. Так возникла семидневная неделя, которая перешла ко многим другим народам и дошла до нас. Число «семь» считалось священным, оно было весьма распространено. _____________________________________________________________
А почему именно 7 пятниц?
Ученик 2 (сообщение) Семь пятниц на неделе - так говорят о человеке, который часто меняет свои решения. Но почему именно пятница стала символом человеческого непостоянства? Объясняется это особенностями старого русского быта. В далёкие времена именно пятница была свободным от работы днём. Это был базарный день. В пятницу, получая деньги, давали обещание привезти на следующий неделе нужный товар. О людях, нарушивших эти обязательства, говорили, что у них семь пятниц на неделе, то есть неделя состоит из одних пятниц. _____________________________________________________________
Задание для самостоятельной работы. . Работа в парах
Вместо пропусков вставьте нужные имена числительные. КАРТОЧКА 2.Узнайте фразеологизм. Вместо пропусков вставьте нужные имена числительные. Объясните значение. - Согнуться в … погибели. 5. … сапога пара.
- Знать как свои … пальцев. 8. За … вёрст
киселя хлебать. 3. На все … стороны. 7. Как телеге …..колесо 4. Опять …
В каком фразеологизме употребляется порядковой числительное? ________________________________________________________ Карточка 3. Прочитайте зашифрованный текст.
Вскоре вся 7я о5 сядет за 100л, блещущий чи100 тою. Сес3цы- 40и е2 ухи3лись пре2рительно приготовить обед, отыскать вме100 осе3ны 100лько ус3ц, что пред100ит целый пир.
- Верно ли мое утверждение. В данном тексте есть слова с числовым значением, т.е. – числительные. ……………………………………………………………………………….. Вывод: Не все слова с числовым значением являются именами числительными. А как определить, числительное это или другая часть речи. (по значению и вопросу)
Вы учитесь в 6-м классе, т.е вы кто? (шестиклассники) является ли слово шестиклассник – числительным? Отвечает на вопрос кто? Обозначает одушевленное лицо. Т.е это существительное.
А Незнайка не учил правила. Я ему поставлю двойку. Двойка –это числительное? Отвечает на вопрос что? Обозначает оценку. Это существительное. И будет Незнайка двоечником – сущ.
Сказочные герои прибывают на наш праздник. Кто это? Змей Горыныч. Сколько голов у него? (три) Три это числительное или другая часть речи? (обозначает количество голов и отвечает на вопрос сколько?). Значит Змей какой? Трехголовый – будет ли это слово числительным? (обозначает ли порядок при счете? Какая часть речи отвечает на вопрос какой? – прилагательное).
ЗАДАНИЕ по вариантам. – Ребята, посмотрите на ряд записанных слов: Одинокий, одиночество, одноклассник, одноэтажный, однолетний, один, одиннадцать; Два, двойка, двадцать второй, двойной, удвоить, двухэтажный. - Все ли эти слова являются именами числительными? - Запишите слова, определив части речи
Числительное Существительное Прилагательное Глагол ____________ ________________ ______________ ______________
Подсказка: Ребята, имена числительные можно записать словами и цифрами (один – 1, одиннадцать – 11), а другие части речи – только словами.
IV («рефлексия») Подведём первые итоги. - Проверим нашу схему - Вернёмся к вашим задачам. (-Никита, узнал ты, что обозначает имя числительное? -Лола, узнала ли ты, на какие вопросы отвечает имя числительное? И т.п.)
Для кого вопрос о том, что обозначает имя числительное остался открытым, что-то в теме неясным – хлопните 1 раз. Кто во всем разобрался и все вопросы понятны – хлопните 2 раза. Кому понравился урок, кто уйдет с хорошим настроением – хлопните 3 раза. И дружными аплодисментами поблагодарим друг друга за урок.
Оценивание работы учащихся. _____________________________________________________________ Дополнительное задание: 1. Что обозначает этот знак? И попробуйте догадаться, какое задание предстоит каждой группе: Музыкальный ключ: Вспомнить и записать строчки из песен, в которых встречаются числительные
Книжка: пословицы, поговорки, считалки, строчки из стихотворений, сказок, где есть числительные.
Кинопленка: фильмы и мультфильмы в названиях которых есть числительные: «Семнадцать мгновений весны», «Десять негритят», «Три богатыря и Шемаханская царица», «38 попугаев», «Тридцатого уничтожить», «12 друзей Оушенка»
2. Продолжи пословицу: 1) Один ум хорошо, а два ума лучше. 2) Не имей сто рублей, а имей сто друзей. 3) У семи нянек дитя без глазу. 4) Двумя ложками кашу не едят.
3. Ребусы
КАРТОЧКА 2. Какова роль имён числительных в загадках? Как слова этой части речи помогают найти отгадки?
1. Этот год живёт всех дольше, И часов и дней в нём больше. Все мы ждём его прихода Ровно раз в четыре года. 2. На первую ступеньку Встал парень молодой, К двенадцатой ступеньке Пришёл старик седой.
3. Ежегодно приходят к нам в гости: Один седой, другой молодой, Третий скачет, А четвёртый плачет. 4. Братьев этих ровно семь, Вам они известны всем. Каждую неделю кругом Ходят братья друг за другом.
|