Конспект урока "Числительное как часть речи" 6 кл
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Данный конспект урока ориентирован на работу по учебнику М.М. Разумовской  Русский язык 6 класс Конспект урока Имя числительное как часть речи содержит обучающие, развивающие и воспитательные цели, необходимое оборудование, дидактический материал. На уроке применяются разнообразные формы и виды работ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_russkogo_yazyka_v_6_klasse.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок русского языка в 6 классе  

(III четверть)

Учитель Перфильева С.В.

ТЕМА                  Имя числительное как часть речи. Что обозначает имя числительное.

         Задачи урока:   

  • сформировать понятие об имени числительном;
  • выработать умение находить  числительные в тексте, различать количественные и порядковые имена числительные;
  • развивать творческое начало в речи шестиклассников;
  • способствовать воспитанию культуры речи, интереса к предмету

Тип урока – изучение новой темы.

План урока

1. Организационный момент.

2. Работа по теме.

3. Закрепление изученного материала.

4. Подведение итогов урока.

Домашнее задание.

Оборудование: интерактивная доска, карточки с заданиями, иллюстрации к сказкам

                                      Ход урока                                                     Комментарий

I. Организационный момент.

         Психологический настрой на урок.

    Прозвенел звонок для нас.

        Все зашли спокойно в класс.

     Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

    Тихо сели, спинки прямо.

      Вижу класс наш хоть куда.

   Мы начнем урок друзья.

        - Улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения.

_____________________________________________________________

 - Сегодня у нас необычное начало урока.

- Оглядитесь вокруг. А что необычного, непривычного вы заметили в классе?

- Какое же сегодня число? Запишите в тетради.

- В класс вы вошли под песенку ____________________. Вспомните первые строчки песни………………………………

- А теперь внимание. Вы видите иллюстрации к сказкам. Назовите их.

Случайно ли именно эти герои появились на нашем уроке, или они дают подсказку темы урока.

Что общего в словах песни, названии сказок? (все содержат слова с числовым значением)

Как в русском языке называется часть речи, которая  образована от слова «число»? (Числительное)

 Сформулируем и запишем тему урока. (Числительное как часть речи).

- Слова новой части речи, название которой, как вы верно заметили, связано со словом «число».

II   («вызов» )              Слово учителя

- Конечно, с цифрами и числами вы давно уже знакомы. Каждый день вы сталкиваетесь с огромным количеством разных чисел. И дома, когда, например, смотрите телевизор (первый канал, второй канал, третий и так далее), и в школе, а особенно на уроках математики, и даже на улице нас всех окружают цифры и числа. ………………………………………………………………………………

А представьте, что было бы, если бы в нашем мире не было бы ни одной цифры…с какими трудностями нам пришлось бы столкнуться?

   (не знали бы, какой сегодня год и какое число, сколько каждому из нас лет, не смогли бы ничего купить в магазине, потому что не было бы цен, денег, да и магазинов бы тоже не было. Мы потеряли бы такое понятие как время: не знали бы истории, событий, когда произошли открытия)

- Как видим, люди без цифр не смогли бы нормально жить и работать.

А имена числительные, являются словесным выражением цифр и чисел.      

_____________________________________________________________

- Что вы хотите узнать по теме? Попробуем определить для себя задачи урока.

      ( - познакомиться с частью речи,

        - узнать, что обозначает имя числительное,

        - на какой вопрос отвечает и т.д.)

- Чем отличается число от числительного (числа записываются цифрами, а числительные – словами)

_____________________________________________________________

Работа у доски.

 Я показываю число, а вы записываете его цифрами, а рядом  - в виде числительного.

_____________________________________________________________

Работа с таблицей.

Итак, уже начали решение одной из поставленных задач.  

Что же обозначает имя числительное?

- У вас на партах лежит картачка-таблица, которую в конце урока мы должны заполнить. И первую колонку мы уже можем заполнить….

Имя числительное как часть речи

1.Обозначает

число

Количество предметов

Порядок при счете

2. Вопрос

Сколько?

Сколько?

Какой?

3. Пример

Семь, сорок, пять

Семь гномов, три поросенка

Пятый, первый, десятый

4. Разряд

Количественные

Качественные

_____________________________________________________________

И вновь вернемся к иллюстрациям  сказок, герои которых помогли нам определить тему урока.

«Три поросенка», «Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов», «Двенадцать месяцев».

Выпишите из названий в столбик второй колонки  имена числительные с существительными . Укажите на какой вопрос они отвечают. Что обозначают данные числительные? (количество предметов).

Продолжаем работу.

 Перед вами предложения с пропуском слов. Используя числительные, заполните пробелы, чтобы получился текст.

Меня зовут_______________________. Я учусь в ___________классе. В классном журнале я _____________ по списку. Сегодня ________________марта. Вчера после ___________________урока у нас прошла

школьная научно-практическая конференция «Мир открытий».

Назовите числительные, которые вы использовали для составления текста. На какой вопрос они отвечают? Что обозначают?

_____________________________________________________________

Опираясь на таблицу-схему , подведем небольшой итог. Что мы узнали на данный момент об имени числительном?

_____________________________________________________

Работа с учебником.

  • Но в схеме у нас остались вопросы?

Какая запись должна появиться на их месте. Попробуйте выяснить самостоятельно, используя параграф учебника.

  • Итак, какие числительные называются количественными, а какие порядковыми?

_____________________________________________________________

Физминутка.

Устали? Отдохнем? В одну шеренгу становись. На первый второй расчитайсь! Первые номера шаг вперед!

Раз - подняться, подтянуться
Два - согнуться, разогнуться
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать
Шесть - за стол тихонько сесть.
     

Числительные каких разрядов использовали в разминке?

Устная работа, значение фразеологизмов

- Имена  числительные часто употребляются в речи (по частоте употребления  они занимают 8 место).

И это подтверждается большим количеством фразеологизмов, в которых они используются.

Вспомним, что такое фразеологизм?

ЗАДАНИЕ 1.  Узнайте фразеологизм в котором есть слово или слова с числовым значением. Назвать числительное, определить по вопросу разряд.

Заблудиться в трех соснах

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь

Одна нога здесь, другая там

В три ручья.

Семь пятниц на неделе.

_____________________________________________________________

Остановимся на последнем фразеологизме.

- Семь – таинственное число, особое, в нём есть некое волшебство. Семь дней в неделе, семь планет на небе, семь чудес на свете… Чем же это объяснить?

-Послушайте сообщение из истории числительных   

Ученик 1 (сообщение)          Примерно 4 тысячи лет тому назад у древних народов, находившихся на территории современного Ирака, были уже первые астрономические познания. Эти народы наблюдали на звёздном небе движение пяти планет, которые вместе с Солнцем и Луной составляли 7 небесных светил. Древние учёные заметили, что лунный месяц равен 28 суткам, и разделили его на 4 равные части с тем, чтобы каждый из семи дней посвятить одному из семи божеств. Так возникла семидневная неделя, которая перешла ко многим другим народам и дошла до нас. Число  «семь» считалось священным, оно было весьма распространено.

_____________________________________________________________

А почему именно 7 пятниц?

Ученик 2 (сообщение)        Семь пятниц на неделе  - так говорят о человеке, который часто меняет свои решения. Но почему именно пятница стала символом человеческого непостоянства?

Объясняется это особенностями старого русского быта.

В далёкие времена именно пятница была свободным от работы днём. Это был базарный день. В пятницу, получая деньги, давали обещание привезти на следующий неделе нужный товар. О людях, нарушивших эти обязательства, говорили, что у них семь пятниц на неделе, то есть неделя состоит из одних пятниц.

_____________________________________________________________

Задание для самостоятельной работы. .   Работа в парах

 Вместо пропусков вставьте нужные имена числительные.

                       

КАРТОЧКА 2.Узнайте фразеологизм. Вместо пропусков вставьте нужные имена числительные. Объясните значение.

  1. Согнуться в … погибели.                         5. … сапога пара.
  2. Знать как свои … пальцев.                        8. За … вёрст

                                                                             киселя хлебать.

3. На все … стороны.                                   7. Как телеге …..колесо

4. Опять …

В каком фразеологизме употребляется порядковой числительное?

________________________________________________________

               

Карточка 3.  Прочитайте зашифрованный текст.

   Вскоре вся 7я о5 сядет за 100л, блещущий  чи100 тою. Сес3цы- 40и  е2  ухи3лись пре2рительно  приготовить  обед, отыскать  вме100  осе3ны  100лько  ус3ц, что пред100ит целый пир.

- Верно ли мое утверждение. В данном тексте есть слова с числовым значением, т.е. – числительные.

………………………………………………………………………………..

Вывод: Не все слова с числовым значением являются именами числительными. А как определить, числительное это или другая часть речи. (по значению и вопросу)

Вы учитесь в 6-м классе, т.е вы кто? (шестиклассники) является ли слово шестиклассник – числительным? Отвечает на вопрос кто? Обозначает одушевленное лицо. Т.е это существительное.

А Незнайка не учил правила. Я ему поставлю двойку. Двойка –это числительное? Отвечает на вопрос что? Обозначает оценку. Это существительное. И будет Незнайка двоечником – сущ.

Сказочные герои прибывают на наш праздник.

 Кто это? Змей Горыныч. Сколько голов у него? (три) 

Три это числительное или другая часть речи?   (обозначает количество голов и отвечает на вопрос сколько?).

Значит Змей какой? Трехголовый – будет ли это слово числительным? (обозначает ли порядок при счете? Какая часть речи отвечает на вопрос какой? – прилагательное).

ЗАДАНИЕ по вариантам.   – Ребята, посмотрите на ряд записанных слов:

Одинокий, одиночество, одноклассник, одноэтажный, однолетний, один, одиннадцать; Два, двойка, двадцать второй, двойной, удвоить, двухэтажный.

- Все ли эти слова являются именами числительными?

- Запишите слова, определив  части речи

Числительное     Существительное   Прилагательное       Глагол

____________    ________________  ______________  ______________

Подсказка: Ребята, имена числительные можно записать словами и цифрами (один – 1, одиннадцать – 11), а другие части речи – только словами.

IV  («рефлексия»)  Подведём первые итоги.

- Проверим нашу схему

- Вернёмся к вашим задачам.

(-Никита, узнал ты, что обозначает имя числительное?

-Лола, узнала ли ты, на какие вопросы отвечает имя числительное? И т.п.)

Для кого вопрос о том,  что обозначает имя числительное остался открытым, что-то в теме неясным – хлопните 1 раз.

Кто во всем разобрался и все вопросы понятны – хлопните 2 раза.

Кому понравился урок, кто уйдет с хорошим настроением – хлопните 3 раза.

И дружными аплодисментами поблагодарим друг друга за урок.

Оценивание работы учащихся.

_____________________________________________________________

Дополнительное задание:

1. Что обозначает этот знак? И попробуйте догадаться, какое задание предстоит каждой группе:

Музыкальный ключ:

Вспомнить и записать строчки из песен, в которых встречаются числительные

Книжка: пословицы, поговорки, считалки, строчки из стихотворений, сказок, где есть числительные.

Кинопленка: фильмы и мультфильмы в названиях которых есть числительные: «Семнадцать мгновений весны», «Десять негритят», «Три богатыря и Шемаханская царица», «38 попугаев», «Тридцатого уничтожить», «12 друзей Оушенка»

2. Продолжи пословицу:

1) Один ум хорошо, а два ума лучше.

2) Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

3) У семи нянек дитя без глазу.

4) Двумя ложками кашу не едят.

3. Ребусы

КАРТОЧКА 2.   Какова роль имён числительных в загадках? Как слова этой части речи помогают найти отгадки?

1. Этот год живёт всех дольше,

И часов и дней в нём больше.                        

Все мы ждём его прихода                                

Ровно раз в четыре года.                                  

                                                 2. На первую ступеньку

                                   Встал парень молодой,

                                                    К двенадцатой ступеньке

                                   Пришёл старик седой.

  3. Ежегодно приходят к нам в гости:                  

      Один седой, другой молодой,                        

      Третий скачет,                                                      

     А четвёртый плачет.  

                                                             4. Братьев этих ровно семь,                            

                                                                 Вам они известны всем.

                                                Каждую неделю кругом

                                                Ходят братья друг за другом.

                             

Звучит песня «Дважды два – четыре..»

На доске:   Д/З

Запись на доске

? марта

Классная работа.

_Тема:______________

Таблица умножения, не записано число, тема урока.

Уч-ся предлагают название темы,

учитель открывает тему, записывают в тетрадях

Уч-ся высказывают свои предположения, диалог

«Цель и цели»

«свои»  цели уч-ся

- определяют сами

4 – четыре, 11- одиннадцать, 40 - сорок, 16-шестнадцать, пятьдесят девять. (если будут ошибки- Какую задачу на будущее ставим перед собой?

Составляем схему в ходе наблюдений над языковым материалом

(постепенно)

Работа с раздаточным материалом

(карточка 1)

Самостоятельная работа по учебнику

На слайде

-устная работа, значение фразеологизмов

Сообщение ученика 1

Фролова П

Сообщение ученика Радкевич И.

Работа с раздаточным материалом

(карточка 2)

Проблемный вопрос

Ситуация, наблюдение, вывод

Включение экрана,

Слова на экране

Сам-но определяют части речи.

Самопроверка (по доске)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Соединение части вида с частью разреза на чертежах"

Цель урока: познакомить учащихся с правилами ГОСТа использования части вида и части соответствующего разреза, половины вида и половины разреза. Задачи: Закрепить изученный материал по теме "Разрезы". ...

Конспект коррекционного занятия "Части тела и лица".

Конспект коррекционного занятия для детей дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью по ознакомлению с окружающим: "Части тела и лица"....

Конспект "Молекулярная физика", часть 1

В краткой форме изложены основные положения МКТ, даны оценки размеров и массы молекул, описан метод Штерна по определению скорости молекул. Вводится понятие идеального газа и приводится основное уравн...

План-конспект урока географии "Части Мирового океана"

План -конспект урока "Части Мирового океана"...

Конспект урока «Человек – части тела».

Цель урока.  Уточнить и закрепить понятие о частях тела и их гигиене. Закрепить знания об основных эмоциях. Задачи.Образовательные:•         Дать детя...

план-конспект урока: Лист – часть побега. Значение листа для растения.

урок биологии  по теме "Лист – часть побега. Значение листа для растения" предназначен для использования в 5-6 классах....

Конспект урока "Служебные части речи"

Урок по теме "служебные части речи" . Урок -обобщение в 7 классе....