«Инновационные технологии развития речи и мышления у детей с ОВЗ (с учетом требований ФГОС НОО,ФГОС ООО,ФГОС СОО)»
статья по русскому языку (7 класс)
Предварительный просмотр:
Статья
«Инновационные технологии развития речи и мышления у детей с ОВЗ (с учетом требований ФГОС НОО,ФГОС ООО,ФГОС СОО)»
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.
Как говорил ученый и философ Цицерон: «Наш особый долг заключается в том, что, если кто-либо особенно нуждается в нашей помощи, мы должны приложить все силы к тому, чтобы помочь этому человеку». Дети с ограниченными возможностями здоровья, как никто нуждаются в нашей помощи.
Согласно закону «Об образовании РФ» дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. В связи с этим, обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Наше дошкольное учреждение посещают различные категории детей с ОВЗ:
Организация сопровождения детей с ОВЗ включает в себя работу психолого-медико-педагогического консилиума; выполнение рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии; оказание психологической, логопедической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья; организация индивидуального педагогического маршрута; организация педагогического взаимодействия всеми субъектами образовательного процесса.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
- предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
- помощь ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;
- динамическое отслеживание развития дошкольников в процессе обучения и воспитания;
- развитие психолого-педагогической компетентности родителей, педагогов;
- психологическая поддержка педагогов.
Обучение детей с ОВЗ строится с учетом психофизических особенностей учащихся, для которых характерны незрелость поведения и личности в целом, несформированность навыков интеллектуальной деятельности, ограниченность знаний и представлений, снижение силы нервных процессов, повышенная склонность к инертности.
Главные условия при проведении занятий с детьми с ОВЗ:
- Замедленный темп обучения и воспитания;
- привлечение детей к предметно-практической деятельности;
- опора на возможности и способности ребенка.
Обучение и воспитание детей с ОВЗ в нашей образовательной организации проводится по специальным методикам, с использованием разнообразным форм и методов, разработанных для каждого вида нарушений. Чтобы заинтересовать учащихся, используем в своей работе нестандартные подходы, инновационные технологии, разрабатываем и реализуем индивидуальные программы развития. Но, несмотря на имеющийся опыт работы с детьми с ОВЗ, важнейшей проблемой является поиск наиболее эффективных условий обучения и воспитания школьников.
Важное место в обучении и воспитании школьников с ОВЗ занимают здоровьесберегающие технологии, основная цель которых – обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья. Главная составная часть здоровьесберегающей работы педагога – это рациональная организация занятия. Применение данной технологии позволяет не только сохранить уровень здоровья детей с ОВЗ, но и повысить эффективность учебного процесса. Использование здоровьесберегающей технологий на коррекционных занятиях позволяет решить ряд задач:
- повышает речевую активность детей;
- развивает речевые умения и навыки;
- восстанавливает работоспособность на занятии;
- улучшает концентрацию внимания;
- укрепления здоровья детей, что позволяет успешнее усваивать коммуникативные навыки, развивать и активизировать познавательную активность ребенка.
.
- Современные здоровьесберегающие технологии – реальный шанс решить проблему сохранения здоровья детей осознанно, комплексно и системно. Строя учебно – воспитательный процесс с учётом индивидуального подхода к обучающимся с нарушенным интеллектом, учитывая особенности их психического развития, педагоги используют информацию по сохранению и укреплению здоровья. Только при таком подходе может быть реализован принцип «здоровье через образование».
- Итак, здоровьесберегающий урок. Перед его началом – проветривание. Со звонком обучающиеся приходят в класс. Поскольку все уроки в нашей школе имеют прежде всего коррекционную направленность, то в организационную часть урока включена речевая гимнастика и упражнения, корригирующие психофизические недостатки обучающихся с ОВЗ. В речевую гимнастику входят короткие по содержанию динамические стихотворные тексты, которые способствуют подготовке к работе артикуляционного аппарата. Проговаривание стихотворений с первых минут урока настраивает обучающихся на рабочий лад, создавая обстановку интересного речевого общения.
- Во время урока при актуализации опорных знаний или изучения нового материала, проводятся коррекционно-развивающие упражнения, суть которых заключается в коррекции нарушенных психофизических процессов: мышления – на всех его уровнях, памяти, внимания; также включены упражнения на развитие слуховой, зрительной, вербальной памяти; упражнения на тренировку внимания и развития пространственной ориентировки.
- Коррекционно-развивающие упражнения обычно проводятся кратковременно, в оживлённой обстановке. При этом осуществляется индивидуальный подход к обучающимся, в результате которого формируется эффект успешности каждого ребёнка.
- Введение данного этапа в структуру урока создаёт положительную мотивационную ситуацию к дальнейшему обучению и способствует плавному переходу к следующему этапу урока.
- Успех урока во многом зависит от использования красочной, эстетически оформленной, доступной для понимания наглядности. Многолетняя практика педагогов нашего учебного заведения убеждает в том, как много значит на уроке освоение нового материала, связанные с темой стихотворение, пословица, загадка, вызывающие в сознании школьников живые образы, в которых заложено достаточно много информации, нацеливающей на мыслительные операции.
Физкультминутки проводятся на каждом уроке через каждые 15-20 минут, в состав которых входят упражнения для коррекции осанки и упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.
Многолетняя практика показывает, что создание образовательной среды, которая обеспечивает ликвидацию стрессообразующих факторов на уроке, индивидуальный подход к школьникам, позволяющий создать для каждого ребёнка ситуацию успеха в любых видах деятельности, творческий характер образовательного процесса с использованием активных и разнообразных форм и методов обучения, рациональная организация двигательной активности позволяют повысить адаптивные возможности детского организма, а значит, стать средством сохранения и укрепления здоровья детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое и поурочное планирование курса "Технология" 5 класс с учетом требований ФГОС ( вариант для девочек)
Данное планирование представлено по направлению "Технология ведения дома"...
Тематическое и поурочное планирование курса "Технология" 7 класс с учетом требований ФГОС ( вариант для девочек)
Данное планирование выполненно к рабочей программе курса "Технология" направление "Технология ведения дома" 7 класс в соответствии с требованиями ФГОС...
Опыт использования приёмов технологии развития критического мышления на этапах современного урока в соответсвтии с требованиями ФГОС
Зачем использовать технологию критического мышления на современном уроке. Личный опыт использования приёмов технологии критического мышления на различных этапах урока технологии....
Мастер – класс «Технология развития критического мышления на уроках истории и обществознания как одна из инновационных технологий ФГОС второго поколения»
Мастер – класс«Технология развитиякритического мышленияна уроках истории и обществознания как одна из инновационных технологий ФГОС второго поколения»...
Рабочая программа по предмету "Технология. Индустриальная технология" для 5 класса с учетом требований ФГОС
Рабочая программа составлена с учетом требований ФГОС на основе авторской программы А.Т. Тищенко, Н.В. Синицы "Технология: программа 5-8 классы"...
«ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И МЕТОДИКАМ ПРЕПОДАВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ООО»
Технологическая карта урока изобразительного искусства в 6 классе. Тема: "Сатирические образы человека"...
Конкурс. "Квест, как инновационная технология развития инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста"
Развитие инициативы и самостоятельности важная задача в воспитании детей дошкольного возраста. Но, к сожалению, большинство взрослых в сензитивный период развития самостоятельности подавляют ини...