Мастер – класс «Технология развития критического мышления на уроках истории и обществознания как одна из инновационных технологий ФГОС второго поколения»
методическая разработка по истории на тему
Мастер – класс
«Технология развития
критического мышления
на уроках истории и обществознания
как одна из инновационных технологий ФГОС второго поколения»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass.doc | 234.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Пичаевская средняя общеобразовательная школа
Мастер – класс
«Технология развития
критического мышления
на уроках истории и обществознания
как одна из инновационных технологий ФГОС второго поколения»
(выступление на РМО)
Разработала:
Трусова Марина Ивановна
учитель истории и обществознания
МБОУ Пичаевской СОШ
«Знания только тогда становятся знаниями, когда они приобретены усилиями мысли, а не памяти».
Л.Н.Толстой
Важнейшей задачей современной системы образования в условиях ФГОС является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию, создание наиболее благоприятных условий для развития личности школьника как индивидуальности.
Поэтому, одной из актуальных проблем (важной не только для российской школы, педагогического сообщества, но и для общества в целом) является определение перспективной стратегии развития системы школьного исторического образования в условиях введения новых образовательных стандартов и информационной революции.
Если ранее образование было построено путем трансляции учителем информации, то в связи с введением ФГОС главным становится формирование умения учащихся учиться самостоятельно. Добиться этого опираясь на традиционные методы обучения, невозможно. Сегодня мы должны осознать, понять и признать творческую природу личности каждого ученика, наличие в ней внутренней активности. Сегодня ребенка развиваем не мы, а он развивает себя сам. Процесс приобретения знаний, формирования умений и навыков превращается из цели в средство развития личности ребенка. Перед учителем встает множество проблем: как можно добиться проявления внутренней активности учащихся; как мотивировать учебную деятельность; как помочь учащимся овладеть способами самостоятельной работы?
Для разрешения этих проблем нужны новые технологии, позволяющие сделать процесс обучения гуманистически ориентированным. Поэтому меняется не только время, но и подходы в системе образования. Согласно ФГОС, владение педагогами современной методикой преподавания и педагогическими технологиями, является одной из значимых целей модернизации отечественной системы образования.
Такой технологией для меня является технология развития критического мышления.
Суть данной методики заключается в освоении учащимися активных способов мышления и активных способов работы с информацией, тем самым, пробуждение в них интереса к исследовательской работе, умение обобщить приобретенные знания.
Технология развития критического мышления предусматривает «проблемный» характер обучения: учащиеся должны иметь возможность самостоятельно «открывать» знание и четко понимать, для чего это знание им нужно, как им можно воспользоваться для решения разнообразных жизненных проблем. Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения.
Каждый учащийся должен научиться осуществлять хотя бы несколько мыслительных действий: анализировать, сравнивать, приводить аргументы «за» или «против».
Использование мною ТРКМ помогает учащимся на уроках истории и обществознания вырабатывать: умение выражать свои мысли; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением; умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать взаимоотношения с другими людьми.
Основа технологии развития критического мышления - трехфазовая структура урока.
1 этап: фаза «Вызов»
Задачи:
1.Актуализация знаний и смыслов.
2.Пробуждение познавательного интереса.
3.Определение направления в изучении темы.
2 этап: фаза «Реализация смысла (осмысление)»
Задачи:
1. Активное восприятие информации.
2. Обмен полученной информацией
3 этап ТРКМ - фаза «Рефлексия»
Задачи:
- помочь учащимся самостоятельно обобщить изученный материал;
- помочь самостоятельно определить направления дальнейшего изучения материала.
На данной фазе учащиеся:
- соотносят получаемую новую информацию с уже известной, используя знания, полученные на стадии осмысления;
- производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы;
- выражают новые идеи и информацию собственными словами;
- самостоятельно выстраивают причинно – следственные связи.
Мастер – класс по теме : «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы»
Изучение вопроса №2 с применением приема ТРКМ «Фишбоун»
Вопрос: О чем говорилось в законах?
Организуется работа в группах.
Учитель: для раскрытия этого вопросы воспользуемся рабочим листом №2 прием «фишбоун» (Приложение1)
и карточками с заданиями. (Приложение 2)
1.Активное восприятие информации. Выделяется основной вопрос и записывается в главную часть схемы «фишбоун» (голову)
2.Учащиеся самостоятельно работают с текстом документов из «Законов царя Хаммурапи". По ходу работы с документами заполняют схему «фишбоун» (каждая группа заполняет свою кость)
3.Учащиеся делают вывод и заполняют последнюю часть схемы (хвост).
4. Обмен полученной информацией (выступает каждая группа)
4. Работа с презентацией (сл.14-17)
5.Рефлексия.
Опыт работы показывает, что результатом применения данной технологии для учащихся является: повышение эффективности восприятия информации; повышение интереса, как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения; умение критически мыслить; умение ответственно относиться к собственному образованию; умение работать в сотрудничестве с другими.
(презентация прилагается)
Группа 1 Из законов иаря Хаммурапи
Статья 7. Если человек купит из руки сына человека ( человек -полноправный житель Вавилонского царства) или из руки раба без свидетелей и договора или возьмет на хранение либо серебро, либо раба,, либо вола, этот человек - вор, его должны убить.
Задание: 1. Определите какие группы населения указаны в законе ?
2. Заполните «Фишбоун» (кость №1)
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
2 Группа Из законов паря Хаммувапи
Статья 55. Если человек открыл свой канал для орошения, но был нерадив, и вода затопила поле соседей его, то он должен отмерить зерно в соответствии с урожаем его соседей.
Статья 64 Если человек отдал садовнику свой сад для возделывания, то садовник, должен из дохода отдавать хозяину сада 2/3, а сам может взять 1/3 часть урожая.
Статья 267 Если пастух был нерадив, и на скотном дворе появились болезнь , то пастух, который причинил ущерб от болезни на скотном дворе, должен восстановить поголовье крупного рогатого скота и овец и отдать их владельцу.
Статья 234 Если лодочник соорудил человеку судно, но свою работу сделал ненадежно, и это судно рассохлось, то лодочник должен из собственных средств сделать прочное и отдать судно судовладельцу
Задание : 1.Определите на основании документа о каких занятиях населения идет речь?
2. Заполните «Фишбоун» (кость №2)
3 Группа Из законов царя Хаммурапи
Статья 225 Если судья разобрал дело, вынес решение, а затем изменил его, то этого судью следует изгнать с судейского кресла и наказать большим штрафом.»
Статья 205. Если раб сказал своему господину «Ты - не мой господин», то господин должен доказать, что это его раб, а затем он может отрезать рабу ухо.»
Задание: 1.Определите на основании документа кого наказывали по этим законам?
Справедливые были наказания или нет? 2. Заполните «Фишбоун» (кость №3)
4 Группа Из законов царя Хаммурапи
Статья 43 Если человек взял у собственника землю, но вовсе не обработал поле, а забросил его, то он должен отдать владельцу поля зерно в соответствии с урожаем у его соседей, а поле, которое он забросил, он должен вспахать, взборонить и затем вернуть хозяину (т.е.собственнику).
Статья 186 Если человек усыновит (возьмет в семью) малолетнего и, лишь когда его усыновили, он узнает своего отца и свою мать, то этот ребенок может вернуться в дом своего отца.
Статья 117 Если человек имеет на себе долг и отдаст в долговую кабалу (т.е. в рабство) свою жену , или сына, или свою дочь, они должны служить в доме их покупателя 3 года; на четвертый год их должно отпустить на свободу.
Статья 274, Если человек нанимает мастеров, то наемную плату,,, кирпичного мастера, ткача, плотника, строителя должен давать каждый день ",
Задание: ^Определите на основании документа кого защищали законы ? 2. Заполните «Фишбоуш (кость №4)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология развития критического мышления на уроках истории в условиях реализации ФГОС
Критическое мышление – способность анализировать информацию с позиции логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты как к стандартным, так и нестанда...
Приемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления
педагогическая концепция учителя истории и обществознанияПриемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления.Главной целью своей педагогиче...
Мастер класс.Применение технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания.
Мастер класс, презентация...
Мастер класс «Использование технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания»
В своем мастер-классе я хочу продемонстрировать использование приемов технологии развития критического мышления, таких как "Ассоциации" и "...
мастер-класс "Приемы развития критического мышления на уроках истории"
Мастер -класс" Приемы развития критического мышления на уроках истории"...
«Использование приема «Фишбоун», технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания» мастер класс
Мастер класс о способах использования метода фишбоун...