«ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И МЕТОДИКАМ ПРЕПОДАВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ООО»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс)
Технологическая карта урока изобразительного искусства в 6 классе. Тема:
"Сатирические образы человека"
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
«ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Курсы повышения квалификации учителей изобразительного искусства по программе
«ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И МЕТОДИКАМ ПРЕПОДАВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ООО»
ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА
Технологическая карта урока по теме: «Сатирические образы человека».
Выполнил: Крылова Татьяна Робертовна
МКОУ Копенкинская СОШ
Россошанский район
пос. Копенкина 2021 год.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет: Изобразительное искусство
Класс: 6
Дата:_____________
Тема урока: «Сатирические образы человека».
Тип урока: изучение новых знаний.
Цель урока: cоздание условий для раскрытия творческого потенциала учащихся.
Задачи: дать представление о жанре изобразительного искусства – карикатуре и её разновиднстях; знать понятие «шарж»; иметь представление об особенностях жанра; уметь анализировать произведения искусства в жанре шаржа; владеть навыками работы графическим материалом; понимать взаимосвязь реальной действительности и её художественного изображения в искусстве, её претворение в художественный образ.
Ожидаемые (Прогнозируемые) результаты:
Личностные: проявляют интерес к изучению нового материала; осознают свои интересы и цели, эмоции, адекватно их выражают; понимают эмоциональное состояние других людей; идут на взаимные уступки в разных ситуациях, критически смысливают воё поведение; формируют мотивацию к учебно-познавательной деятельности; стремление к совершенствованию своих умений.
Метапредметные:
Регулятивные: определять проблему художественного преувеличения, способы достижения цели; создавать письменный текст; осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией; поддерживать товарища, выдвигать версии, работать по плану; умение корректировать свои действия и результат.
Познавательные: извлекать необходимую информацию из беседы, рассказа. Выработка алгоритма действий.
Коммуникативные: развить навыки коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе деятельности; воспитывать культуру речи, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку; воспитывать умение правильно отстаивать своё мнение, аргументировано убеждать другого человека, а также уметь соглашаться с оппонентом; работать по плану.
Предметные: научатся определять понятия, художественные термины; знакомиться с приемами художественного преувеличения, с известными карикатуристами нашей страны; проявлять положительное отношение к юмору; приемам художественного преувеличения, отбирать детали, «обострять» образы.
Методы обучения:
Беседа, объяснительно-иллюстративный, практический, творческий поиск, демонстрация рассказа.
Ресурсы:
- основные УМК Л.А.Неменская
- дополнительные http://www.artsait.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
http://www.cartoonblues.com/
http://www.liveinternet.ru/
В.Гауф “Маленький Мук”
Средства обучения (Оборудование):
1. Раздаточный материал (карточки с словестным описанием образа человека);
2. Презентация: «Сатирические образы человека»;
3. Мультимедиа-комплекс;
4. Бумага, карандаш, цветные карандаши, фломастеры, ластик.
Зрительный ряд: О. Домье «Законодательное чрево», «Адвокаты», «Дон Кихот»; Э.Мордмилович шарж на В.Мейерхольда, фото В. Мейерхольда; П. Корин «Портрет Кукрыниксов», Кукрыниксы - политическая карикатура; А. Жеребко, шаржи на артистов; К. Шредер. Карикатурный шарж; К. Куксо, шаржи на артистов; детские работы.
Организационные формы:
Индивидуальная, фронтальная, парная.
Педагогические технологии:
Основные этапы организации учебной деятельности | Цель этапа | Технология, метод, прием | Содержание педагогического взаимодействия | Результаты | ||||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД | Предметные | |||||
Познавательные | Коммуникативные | Регулятивные | ||||||
I. Организационный момент (этап мотивации) 5 мин | Подготовка учащихся к работе на уроке. Выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований | Создание атмосферы доверия при помощи игровых технологий Работа в группах | Учитель предлагает вытянуть цветные фигурки учащимся из мешочка на входе в класс -Учитель приветствует учеников, проверяет организацию рабочих мест, сформированность учащихся по группам (3 группы по 4 человека за столиком) -координатор группы определяется по вытянутой фигурке с буквой «К» - Использует разнообразные приемы мотивации, настраивает на позитивный лад. Вопросы: 1.Какой жанр изобразительного искусства мы изучаем в этой четверти? (Портрет) 2. Что такое портрет? (Изображение конкретного человека). 3.Что вкладывает в изображение человека художник? (Внешнее сходство, чувства и эмоции). | Ребята сами вытягивают фигурки (треугольники, круги, квадратики) и расаживаются в 3 группы по 4 человека, в зависимости от выбранной фигуры. Определяется координатор группы. Рассуждения учащихся Моделирование изучаемого материала | Решение творческих задач в форме игры | Умение организовать рабочее место, планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками. | Способность регулировать свои действия | |
II. Актуализация опорных знаний и умений. 3 мин | Активизация мыслительных операций (анализ, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память). | Мозговой штурм. Работа в группах | Формирование готовности восприятия материала. Ребятам раздаются карточки с заданиями 1. Определите виды портрета. 2. Соотнесите характеристику портрета к его виду. -Портреты представляют реалистическое изображение лица человека, его обрз, в котором художник, достаточно точно, передает сходство с внешним обликом человека. Но существуют и другие формы изображения, где сходство, как внешнее, так и внутреннее, передается более остро, и тогда возникают новые образы. -Учитель предлагает учащимся познакомиться с удивительной историей, произошедшей с ней (рассказ о поездке в г. Воронеж и встрече с интересными уличными художниками). Выводит на экран для сравнения своё настоящее фото и шарж. | Фиксирование интеллектуальных затруднений. Отвечают на вопросы. Работают по карточкам в качестве закрепления прошлой темы. . | Внимательно слушают, воспринимают информацию, ведут беседу, овечают на вопросы учителя, работают по карточкам. | Соблюдают нормы коллективного общения | Осуществлятют самоконтроль, овладевают умением прогнозировать | Познают мир через визуальный художественный образ, представяют место роль изо в жизни человека и общества. |
III. Определение темы и целей урока. (5 мин) | Обеспечение мотивации для принятия цели учебно-позна-вательной деятельности творческого характера учащимися | Метод диалогичности, иллюстративныйметод, сравнения и оценивания Работа в группах | Определение проблемы художественного преувеличения Вопросы: 1.Что же в фотографии старается передать фотограф? 2.А если обратим внимание на этот рисунок (показывает шарж)? Он необычаянно смешной и в нем есть сходство с фотографией. Но все же они разные. А сейчас опытайтесь сформулировать тему нашего урока.
Сегодня будем знакомиться с разновидностью портретного жанра, сатирическим жанром, его видами, возможностями и своеобразием. Выход на понятие – шарж. Перед вами рисунок, жанр которого имеет название – дружеский шарж. На экран выводится изображение карикатуры в исполнении художников Кукрыниксы. Учитель даёт понятие слова «карикатура». В карикатуре есть чт-то колкое, преувеличение отрицательных характерных черт человека, объекта. | Учащиеся отвечают на вопросы, делая пояснения своих доводов. Формулируют выводы наблюдений. Ответы: В фотографии мы видим точное сходство с объектом. А в рисунке понятно то, что художник как бы подшучивает над характерными чертами изображаемого человека. Ученики выходят на новые понятия – «шарж» «карикатура», «преувеличение». | Проводят коллективное исследование, формируют понятия Сравнивают и анализируют Фото, шарж, карикатуру, находят отличия, озвучивают их. | Обсуждают, работают в группе, делают выводы, учитывать чужое и собственное мнение, излагают и аргументируют свою точку зрения по изучаемой теме | Определяются в постановке целей и задач на основе соотнесения того, что уже известрно и усвоенного учащимися | Описывают произведения изо искусства и явления культуры, используя для этого специальную терминологию Воспринимают и анализируют смысл (концепцию) художественного образа. |
IV. Изучение нового материала (5 мин) | Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений, их коррекция. | Объяснительно-иллюстративный Фронтальная работа | Рассказ учителя об истории сатирического рисунка, -Эпоха Возрождения Л.да Винчи «Скарамуччья» (отобразил характер и эмоции человека, рисуя с натуры) - Советское время, эпоха СССР выход сатирического журнала «Крокодил», где работали Кукрыниксы (М.В.Куприянов, П.Н.Крылов, Н.А.Соколов). Этот журнал разоблачал взяточников, пьяниц, хулиганщиков, некомпетентных руководителей и пр. | Ребята знакомятся с переплетением понятий правды жизни и языка искусства, сатирическими образами в искусстве. | .Определяют понятия, художественные термины; знакомятся с приемами художественного преувеличения, с известными карикатуристами. | . Слушают и понимают речь других, умеют грамотно (точно, понятно и развёрнуто) выражать свои мысли с помощью разговорной речи, во время ответов | Извлекают нужную информацию, решают поставленные задачи на данном этапе урока. | Приобретают теоретические знания об истории сатирического рисунка. |
V. Первичная проверка понимания Мультимедийная лекция (3 мин) | Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений, их коррекция. | Проверка усвоения нового материала. Сравнительный анализ. Здоровьесберегающие технологии (Физминутка) Фронтальная работа | Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений, их коррекция, сопровождается показом презентации «Сатирические образы человека». | Устные ответы учащихся, их анализ Просмотр презентации по ходу ответов. | .Смотрят, оценивают, слушают, аргументируют. | Учащиеся дополняют работу с презентацией своими выводами, суждениям | Четко определяют цель своего ответа на данном этапе урока | Применяют полученные знания |
VI. Творческое добывание и применение знаний Самостоятельная работа учащихся (25 мин) | Обеспечение усвоение новые знаний и способов действий на уровне применения в изменённой ситуации. | Словестно-иллюстративный Игровая технология Работа в группах | Учитель предлагает открыть секрет смешного рисунка. Для этого раздает карточки с словестным портретом нескольких сатирических образов Пример: Мальчик имел круглое лицо с рыжими кудрявыми волосами, узкие глаза и длинный каплевидный нос. Пухлые губы и широко расставленые уши придавали смешной вид лицу. Малыш был маленьким и неказистым. Носил ботинки на 3 размера больше его обычного. Пока ребята знакомятся со словестным сатирически образом, учитель рисует на доске в качестве примера. Задание: Выполнить шарж или карикатуру со словестного портрета, описание которого дано в карточке. | Ученики изучают карточки с заданием и приступают к практической части Создают сатирический образ с ярко выраженной эмоционаьной окраской (веселый, задумчивый, злой, грустный и пр.) | Создают способы решения творческих задач. Осваивают приемы художественного преувеличения, отбирают детали, «обостряют образы» Применяют полученные знания. | Работаю в группах, делиться опытом. | Планируют деятельность в учебной ситуации; определяют проблему художественного преувеличения, способы достижения цели. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу | Преобретаютепрактические навыки и умения |
VII.Подведение итогов. Рефлексия (2 мин) | Анализ и оценка успешности достижения цели. Выявление качества и уровня овладения знаниями. | Индивидуальная работа | Обсуждение результатов совместной работы. Осмысление деятельности. Эмоциональное отношение к уроку. Учитель говорит о том, что урок подходит к концу. Просит учащихся с помощью мимики лица оценить свою работу на уроке. Учитель и учащиеся вывешивают работы на доске для анализа, вместе с ребятами принимает участие в обсуждении и оценивании работ. А теперь завершим наш урок следующим заданием. Дополните предложение: Я узнал новое… Мне понравилась… Я затруднялся… - Домашнее задание: выполнить дружеский шарж на члена семьи. - Всем спасибо. Урок закончен. | Демонстрация работ учащихся, их анализ и оценка. | Проявляют положительное отношение к юмору (сатрическому рисунку) | Формируют и аргументируют свое мнение; планируют учебное сотрудничество. | Проводят самооценку на основе критерия успешности | Определяют степень своего продвижения к цели. |
Литература: «Рисуем карикатуры», автор: Питер Грей, изд.Эксмо. 2012 г.;
Карикатура. Непридуманные истории» автор: Антон Кратков, издат. АСТ. 2015 г.;
«Карикатуры и дружеские шаржи», автор: Четберн Стив, издат. Неола – пресс. 2009 г.
Приложение:
Зрительный ряд: О. Домье «Законодательное чрево», «Адвокаты», «Дон Кихот»; Э.Мордмилович шарж на В.Мейерхольда, фото В. Мейерхольда; П. Корин «Портрет Кукрыниксов», Кукрыниксы - политическая карикатура; А. Жеребко, шаржи на артистов; К. Шредер. Карикатурный шарж; К. Куксо, шаржи на артистов; детские работы.
Презентация «Сатирические образы».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет по теме "Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса в условиях перехода на новые ФГОС"
В условиях перехода на новые образовательные стандарты перед учителем встает задача совершенствования урока - основной формы организации обучения. Подвести педагогов к пониманию сущности с...
Исследовательская технология - как инновационный подход к организации образовательного процесса
Статья о применении исследовательских технологий в преподавании математики....
Творческая направленность личности руководителя как условие инновационного подхода к организации образовательного процесса в школе
В условиях перехода к новым образовательным стандартам инновациолнная деятельностьв педагогических коллективах должна создавать предпосылки не только для распространения...
Публикация "Проектно-исследовательская технология как инновационный подход к организации образовательного процесса в дополнительном образовании детей"
В статье обозначена актуальность применения на занятиях объединений дополнительного образования естественнонаучной направленности исследовательского и проектного метода, как инновационного подхо...
ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ
ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ...
Статья. ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ФГОС
В статье рассмотрены факторы, механизм и модели реализации тнформационных технологий в изучении иностранного языка. Обоснована эффективность дистанционной формы обучения....
Методика преподавания английского языка и инновационные подходы к организации учебного процесса в условиях реализации ФГОС.
Традиционные модели обучения взаимодействуют с инновационными моделями, которые способствуют раскрытию всех граней ученика и занимают активное положение в образовательном процессе....