Опыт использования приёмов технологии развития критического мышления на этапах современного урока в соответсвтии с требованиями ФГОС
статья по технологии на тему

Июдина Яна Владимировна

Зачем использовать технологию критического мышления на современном уроке. Личный опыт использования приёмов технологии критического мышления на различных этапах урока технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт использования приёмов технологии развития критического мышления

на этапах современного урока в соответсвтии с требованиями ФГОС

Июдина Я.В.,

учитель технологии

ГБОУ гимназия № 426 Санкт-Петербурга

Обучение современных детей с использованием системно-деятельностного подхода требует от учителя знания целого ряда образовательных технологий. Они должны быть  направлены не только на повышение качества образования в целом, но и на формирование устойчивых знаний, творческой активности обучающихся, эффективного распределения и использования учебного времени. Технология, в отличие от методики, считается понятием надпредметным, поэтому может применяться на разных учебных предметах, ведь независимо от того какие разные цели и задачи ставят учителя – способы их достижения могут совпадать.

В настоящее время очень популярно использование приёмов технологии критического мышления (ТКМ) на разных предметах. Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиций логики и личностно-ориентированного подхода, ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.

ТКМ позволяет учителю:

  • давать учащимся возможность высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным учителем,
  • фиксировать все высказывания: любое из них будет важным для дальнейшей работы,
  • сочетать индивидуальную, парную и групповую работу: индивидуальная работа позволит каждому ученику актуализировать свои знания и опыт.

Любой урок можно мысленно поделить на три фазы:

  1. ВЫЗОВ: вызвать интерес, побудить задуматься над тем, что может быть в какой-то степени уже известно. Это завязка, интрига урока, который сразу вовлекает ученика в мыслительный процесс. Так же этот этап называется актуализацией знаний.
  2. ОСМЫСЛЕНИЕ: активное осмысление учебной информации, поиск ответов. На этом этапе ученик должен быть независим и вовлечен в работу.
  3. РЕФЛЕКСИЯ: осмысление предшествующей деятельности, итогов, выводов, к которым приходит сам ученик, а также осмысление полученного опыта.

На начальном этапе уроке (этапе ВЫЗОВА) для того, чтобы завлечь ребёнка мне очень нравится использовать приём «Корзина идей». Это прием организации индивидуальной и  групповой работы учащихся на начальной стадии  урока, когда идет актуализация имеющегося у них  опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по  обсуждаемой теме урока. На доске можно  нарисовать значок корзины, в которой условно  будет собрано все то, что все ученики вместе знают  об изучаемой теме.

Также на этом этапе очень часто используется приём технологии критического мышления «Верю – не верю». В выданную таблицу, учащиеся проставляют в графу До «+» или « - » в зависимости от их мнения.

Пример таблицы к уроку по теме: «Ретуширование старинной фотографии»

Верите ли вы, что …

утверждение

до

после

Растр – пиксель (точка) экрана (изображения)

Ретушь – это исправление деффектов на фотографии

Существует композиционная ретушь (художественная) – на фото добавляются (дорисовываются) предметы интерьера

Существует спец. способ коррекции, при использовании которого все деффекты исчезают автоматически

Существует специальный инструмент – клон, который копирует части фото

Фото с низким разрешением можно автоматически изменить на качественное фото с высоким разрешением

Чем хорош данный приём? Во-первых он позволяет актуализировать учащихся, заставляет подумать и высказать своё мнение, во-вторых использование данного приёма в начале урока позволит учителю вывести ребят на тему урока, что не всегда возможно, особенно в технических предметах. Ученики познакомившись с таблицей могут предположить о чём пойдёт речь на уроке и сами смогут сформулировать цель и задачи урока. Ну и в-третьих, используя эту же таблицу, а точнее ее последнюю графу после учитель без труда проведёт рефлексию: для этого учащимя повторно будет предложено ответить на все эти вопросы, но уже после изучения темы.

На следующем этапе урока, на этапе ОСМЫСЛЕНИЯ первая задача учителя вывести учащихся на тему урока. Сделать это можно показывая им видеоматериал, ряд фотографий по теме, загадав загадку или ребус, прочитав стихотворение, пословицы. Выявив тему урока, учащеся приступают к формулированию целей и задач урока. Всё это заставляет учеников работать на уроке. А если за правильные ответы учитель будет выдавать жетончики, то у ребят появится стимул и работать будет весь класс. При работе с новым материалом на этом этапе уроке я использую следующие приёмы:

  1. Приём «ИНСЕРТ» или по-другому «пометки на полях». Этот прием является средством, позволяющим ученику  отслеживать свое понимание пройденного на уроке. Технически он достаточно прост. Учеников надо  познакомить с рядом маркировочных знаков и  предложить  им        в ходе урока ставить их карандашом на  полях тетради напротив выполняемого задания.

Общепризнанные знаки:

«v» - если информация известна;

«+» - информация, которая услышана впервые;

«-» - сведения, которые идут вразрез с имеющимися  представлениями;

«!» - сведения, которые вызвали интерес

«?» - то, что осталось непонятным.

Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с  пометками является составление  маркировочной таблицы. В ней три  колонки: знаю, узнал(а) новое, хочу  узнать подробнее, что соответствует  аббревиатуре ЗУХ. В каждую из колонок необходимо  разнести полученную в ходе урока  информацию.

Знаю

Умею

Хочу узнать

  1. Приём «Кластеры» их еще называют «гроздья» понятий по прочитанному тексту [5] – это очень удачный приём.
  2. Приём «Цветок лотоса», когда в центре тетради учащиеся записывают «проблему» и по кругу описывают способы решения данной проблемы.

На последнем этапе урока, на этапе РЕФЛЕКСИИ, учащиеся должны высказать своё мнение об уроке, подвести итог. Здесь используются следующие приёмы:

  • оценка (самооценка) своей деятельности на  уроке. Главная задача учителя: содействовать осмыслению обучающимися своей учебной деятельности, самооценки
  • «Письмо самому себе»; «телеграмма»; «эссе». Смысл этого приема можно выразить следующими словами: “Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю”. Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.
  •  «Барометр настроения» (сигнальные карточки  с улыбающимися и грустными «лицами»);
  • «Ваза цветов» (синие – не понравился урок, красный – понравился)
  • «Торт предложений». Каждый учащийся пишет на бумажке пожелание и затем они прикрепляются на доску ил выкладываются на стол.
  • «Дневник открытий». Ребятам предлагается заполнить страничку дневника открытий, который они начнут  вести с сегодняшнего дня. В нем будут фиксировать все открытия,  которые они сделали во время изучения темы, выполнения заданий. Предлагается проанализировать открытия для будущей планируемой  деятельности. Благодаря чему это удалось? Предлагается дать в каждом случае  оценку сделанному открытию с позиции его важности: а) для учащегося; б)  для науки; в) для всех остальных (одноклассников, учителей и др.).
  • «Трактат». Задание для трактата: Представьте, что у Вас есть возможность написать трактат будущим  школьникам. В трактате опишите ваши основные достижения и результаты,  дайте наставления, «советы бывалого»..., попытайтесь определить  способы и виды деятельности, благодаря которым Вам удалось решить  проблемы и достигнуть своих результатов. Какое из заданий застало Вас  врасплох? Почему? Что я понял(а), чему научился (лась)? Посоветуйте,  как избежать Ваших ошибок. Какие знания Вы добыли во время обучения?  Какие рекомендации и пожелания по добыче знаний Вы дадите будущим  ученикам?
  • «Синквейн». Самый любимый приём технологии критического мышления. Учащимя предлагается заполнить таблицу, в которой они продуммано вписывают слова, выражающие их мнение к заданному слову по теме урока

Пример синквейна по предмету технология к теме «Рациональное питание»:

Ответ ученицы 7 класса:

Список литературы

  1. Генике Е.А., Трифонова Е.А. Развитие критического мышления (Базовая модель). - М.: Изд-во “Бонфи”, 2002.
  2. Чуева Л. В., Инновационные подходы и технологии в современном лингвистическом образовании http://gigabaza.ru/doc/102113.html 
  3. Шамшина Наталья Александровны «Проектирование современного урока технологии» - вебинар издательства Вентана-граф
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897. www.edu.ru
  5. http://trufanovanv46.ucoz.ru/publ/kriticheskoe_myshlenie/klastery/1-1-0-31 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приёмов технология развития критического мышления на уроках биологии

разработка урока с применением технология развития критического мышления.  Комбинируя  приемы технологии развития критического мышления  учитель может планировать уроки в соответствии с...

Урок – рассуждение по рассказу Ивана Бунина «Роман горбуна» с использованием приёмов технологии развития критического мышления

Для этого урока в 11 классе я взяла произведение Ивана Бунина «Роман горбуна». Это произведение редко рассматривают на уроках, поэтому оно меня заинтересовало гораздо больше, чем те произведения, кото...

Использование приёмов технологии развития критического мышления как средство для формирования общеучебных умений и навыков обучающихся на уроках биологии

Помочь в решении этих проблем и в создании условий, максимально способствующих формированию общеучебных умений и навыков школьников, может использование приемов и методов технологии критического мышл...

Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы.

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному ...

Мастер-класс по теме «Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы»

Мастер-класс по теме «Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы» Цель: • познакомить обзорно с технологией развития критического мышлен...