Выступление на ШМО
методическая разработка по русскому языку

Кирякова Юлия Николаевна

Выступление на ШМО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_shmo.docx23.59 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Краснопоймовская средняя общеобразовательная школа»

              НЕСТАНДАРТНЫЕ ЗАДАНИЯ НА УРОКАХ

                                   РУССКОГО ЯЗЫКА.

                             ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ШМО.

                 Учитель русского языка и литературы

                                       Кирякова Ю.Н.

                                               2022 г.

            НЕСТАНДАРТНЫЕ ЗАДАНИЯ КАК ВИД РАБОТЫ

                         НАД СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ.

                                                                      Разнообразие – добрый знак

                                                                             хорошего преподавания

                                                                                                Ф.И.Буслаев

           Л.Н.Толстой советовал учителем: «Хочешь наукой воспитать ученика – люби свою науку и знай её, и ученики полюбят науку, и ты воспитаешь их». Но мало знать и любить свой предмет. Необходимо еще и знание учителем возрастных психологических особенностей детей и применение педагогом на уроках русского языка разнообразных форм и методов обучения. Нельзя забывать, что игра – естественная потребность для детей среднего школьного возраста. В игре ребенок раскрепощается, а раскрепостившись, он может и творить, и познавать. Однако игра не должна уводить от усвоения трудных вопросов грамматики, а делать это усвоение прочным.

          Нестандартное задание – понятие широкое. Оно включает целый ряд признаков, позволяющих разграничить задания этого типа. Главный отличительный признак нестандартных заданий от традиционных – их связь с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной, творческой. Есть и другие признаки:

● самостоятельный поиск обучающимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснования решения);

● необычные условия работы;

● активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях.

         На уроке русского языка могут быть предложены различные нестандартные задания. Это могут быть проблемные ситуации (затруднительные положения, из которых надо найти выход, используя полученные знания). Это ролевые и деловые игры, конкурсы, соревнования (по принципу «кто быстрее? больше? лучше?») и другие задания с элементами занимательности (житейские и фантастические ситуации, инсценировки, лингвистические сказки, загадки, расследования).

         Большой интерес вызывает у обучающихся пятых классов игра «Придумай мультфильм». 

         Пятиклассникам даны два словарных слова. Нужно придумать цепочку слов от заданного первого слова к последнему. Затем по попробовать по этим словам придумать мультфильм, сюжет которого будет разворачиваться от одного слова к другому.

         Со словами ворона и молоко обучающиеся придумали такие варианты:

1) Ворона – учитель – пальто – вдруг – ученик – воробей – молоко.

Жила-была в лесу ворона. Она была учителем в лесной школе. Как-то раз ворона достала своё пальто. Вдруг из кармана выпорхнул её ученик воробей. Он замерз и грелся в кармане. Ворона напоила его горячим молоком.

2) Ворона – берёза – корова – молоко.

Сидит ворона на берёзе. Рядом пасётся корова. Сидит ворона и думает: «А вкусное даёт корова молоко

3) Ворона – берёза – мальчик – комната – тетрадь – собака – молоко.

Сидела ворона на берёзе около дома. Мальчик открыл окно и вышел из комнаты. Любопытная ворона влетела в комнату и села на стол. На столе стоял стакан и лежала тетрадь. В комнату вбежала собака и залаяла. Ворона испугалась и опрокинула стакан. Стала тетрадь плавать в молоке. 

          Выполняя предложенные упражнения творческого характера, обучающиеся неоднократно читают и проговаривают словарные слова, что способствует запоминанию их правописания с опорой на зрительную, слуховую и речедвигательную память. Это происходит непроизвольно на положительном эмоциональном фоне.

          Работа над словом предполагает не только усвоение его написания, но и количественное и качественное обогащение словаря обучающихся и его активизацию.

          С этой целью пятиклассники заводят блокнот «Творческая копилка», в котором устанавливают связи слова по значению и сочетаемость с другими словами. Например, при разборе слова мороз обучающиеся устанавливают различного рода связи (родовидовые, родственные, синонимические, антонимические), сочетаемость слов, фразеологические сочетания.

          Это происходит постепенно. Работа начинается на уроке. Обучающиеся определяют родовидовые связи и фиксируют их в тетради. Затем подбирают и записывают несколько родственных слов, антонимов, синонимов, словосочетаний. По аналогии работа продолжается и во внеурочное время. Обучающиеся используют при этом авторские произведения и произведения устного народного творчества, с которыми познакомились на уроках. Такая работа проводится самостоятельно в течение недели. Затем школьники обмениваются накопленным материалом в классе, в случае необходимости пополняют свои «творческие копилки» находками товарищей.

          В результате выполнения лексико-орфографических упражнений на уроках и во внеурочное время у обучающихся на страничке появляются полные записи.

                                    ТВОРЧЕСКАЯ КОПИЛКА

                                                       МОРОЗ

Мороз

холод

Мороз

холодная зимняя погода

Мороз

морозец, морозный, морозно, заморозки, морозить

Мороз

холод, стужа

Мороз

жара, зной

Мороз

морозы сильные, жестокие, лютые, январские, трескучие

Мороз

выйти на мороз, гулять в мороз, стоять на морозе

Мороз

мороз по коже дерёт – возникает неприятное ощущение от холода или внезапного страха

 

          Если же на уроке школьники знакомятся с целым блоком новых словарных слов, то целесообразнее использовать групповую форму работы.

          Выполнение подобных упражнений способствует не только усвоению правописания словарного слова, но и осознанию лексического значения многих слов и позволяет правильно использовать эти слова при построении собственных высказываний.

          Накопленный материал обучающиеся используют при работе над устными и письменными сочинениями, изложениями.

          Легко запомнить правописание слов с непроверяемыми орфограммами помогают ассоциации. Для этого необходимо связать исходное слово с графическим образом буквы, которую нужно запомнить.

          При работе со словом собака у обучающихся возникли такие ассоциации: буква о похожа на ошейник у собаки; на круглый вход в собачью конуру. А в слове заяц буква я похожа на зайца, который встал на уши. У буквы а в слове пальто есть «хвостик» - вешалка для пальто.

          А можно изучаемое слово связать по смыслу с другим словом, где трудный звук слышится четко. Вот какие варианты предложили обучающиеся: карандаш лежит в пенале на парте; у морковки острый кончик.

          Отрабатывать, закреплять правописание слов с непроверяемыми орфограммами помогает и аудирование с творческим заданием. 

          Школьники прослушивают аудиозапись и запоминают словарные слова, которые встретились в тексте. Каждый обучающийся записывает слова, которые запомнил, в тетрадь и составляет с ними одно-два предложения. Затем дети орфографически читают слова, выясняют, кто больше запомнил; зачитывают предложения, отмечают самые интересные и те, в которых было наибольшее количество словарных слов.

          Обучающимся был предложен текст.

                                             

                                        ВЕСЕННИЙ РУЧЕЁК.

          Наступила весна. Ушёл далеко на север трескучий мороз. Дует тёплый ветерок, ярко светит солнце. В лесу под большим сугробом родился ручеёк. Он радостно приветствовал большую берёзу, что росла неподалёку, и отправился в путь. Воробей, увидев ручеёк, громко зачирикал. Лев пробуждался от зимнего сна. Звонко трещала сорока. Медведь с медведицей покинули берлогу и грелись под тёплым весенним солнышком. Заяц удивлённо замер, заметив ручеёк. А ручеёк побежал дальше к большой синей реке.

          После прослушивания и записи слов обучающиеся составили такие предложения:

Наконец пришёл с севера мороз. Подул холодный ветер.

Зимой медведь спит в берлоге. Заяц меняет серую шубку.

На лесной полянке около берёзы заяц, воробей и медведь играли в догонялки.

          Ценность данного задания ещё и в том, что за короткое время можно повторить и закрепить достаточно большой по объёму материал. При систематическом применении подобных упражнений развивается слуховое восприятие и слуховая память, творческие способности обучающихся.

          Развитию креативности способствует и такой вид работы, как творческий диктант. Материал для проведения творческих диктантов усложняется постепенно. Сначала обучающимся даются слова для составления отдельных предложений:

      Класс, мальчики, в, входят, девочки, и, весело.

     Урок, языка, начинается, русского.

         Пятиклассники восстанавливают предложения и записывают их в тетрадь. Предложения зачитываются, разбирается правильность их построения. Обучающиеся самостоятельно выбирают лучшие варианты, обосновывая свой выбор. Далее предлагается составить и записать свое предложение со словарными словами. В результате получится такой текст:

      Весело входят в класс мальчики и девочки. Начинается урок русского языка. Все ученики пишут в тетрадях.

         На следующем этапе даются незаконченные предложения или опорные слова для составления предложений, объединенных общим сюжетом. Работа строится по такому же принципу.

         Творческий диктант по данному началу – это интересный для обучающихся вид работы. Учитель диктует начало текста, далее дети самостоятельно составляют предложения, которые являются продолжением продиктованного, используя словарные слова.

         Детям было дано такое начало текста:

      Ребята взяли лопаты и расчистили площадку, залили её водой. Ночью был сильный мороз.

         Обучающиеся продолжили текст следующим образом:

1-ый вариант. К утру вода превратилась в лёд. Вечером мальчики и девочки взяли коньки и пошли кататься. На катке было весело!

2-ой вариант. Вода замёрзла. Хороший каток получился. Мальчики взяли коньки, клюшки и шайбу. Они играли в хоккей.

         Творческий диктант способствует развитию самостоятельности обучающихся, их речи и мышления, служит средством повторения правописания словарных слов.

         Работая со словарными словами, ребята учатся устанавливать ситуативные связи между предметами. Им можно предложить следующее задание:

● Составьте как можно больше вопросов, соединяя два предмета. Постарайтесь, чтобы вопросы были необычными или смешными.

      Например:

                                                    Машина - медведь

- Сколько медведей войдет в одну машину?

- Сколько необходимо машин, чтобы увезти одного медведя?

- Почему, играя с машиной, ты рычишь?

-Почему охотник на машине не может догнать медведя в лесу?

                                                      Сапоги – ворона

-Сколько нужно износить сапог, чтобы поймать одну ворону?

-Сколько сапог может износить ворона за свою жизнь?

- Сколько понадобится лет, чтобы сапоги догнали ворону?

                                                   Капуста – тетрадь

- Сколько раз слово капуста можно записать в одной тетради?

- Сколько тетрадей можно сделать из одного вилка капусты?

- Сколько кочанов капусты можно завернуть в одну тетрадь?

           Можно предложить пятиклассникам и такие пары слов: молоко- заяц, ягоды – берёза и др.

           Обучающиеся, выполняя упражнения со словарными словами, учатся представлять последствия событий, согласовывать слова в предложения. С этой целью можно предложить такие задания:

● Придумайте как можно больше событий, которые могут произойти из-за названного события.

1) Девочка уронила карандаш на пол…

2) Учитель открыл классный журнал…

3) Товарищ поехал в деревню на машине…

● Измените слова так, чтобы получилось как можно больше предложений.

Собака, найти, на, улица, сахарная, косточка.

Товарищ, угощать, ягоды, ребята.

          Эти упражнения не только способствуют формированию навыка грамотного письма, но и развивают словесно-логическое мышление.

          Для творческой работы можно предложить и группу слов, объединенных одной темой. С этими словами можно составить кроссворд, написать сочинение-миниатюру, составить текст рекламы. Обучающиеся с удовольствием выполняют такие задания.

          Различные виды упражнений, письменных работ не должны быть отвлечены от жизни. Это лишает их смысла. Правописание словарных слов запоминается быстрее и не требует длительных тренировок в том случае, если они изучаются как слова-понятия, которыми пользуется человек в жизни. С целью формирования умения использовать в своей речи наиболее яркое определение предмета, нужное в данный момент речи, учитель предлагает следующее задание:

● Подберите пропущенные слова, более точно обозначающие признаки предмета в данных предложениях.

         Обучающиеся с высоким уровнем интеллектуального развития выполняют задания самостоятельно; ребятам с низким уровнем интеллектуального развития предлагаются слова для справок: холодный, пронизывающий, сильный, буйный, заунывный, вольный. 

1) Осенью дует … ветер.

2) … ветер гуляет на просторе.

3) … ветер гонит стаи туч на край земли. 

         Помогает в выработке умения подбирать подходящие по смыслу слова работа над сравнениями. Даются предложения, а сравнения должны подобрать сами обучающиеся.

1) Трактор шумел, как … .

2) С треском повалилась осина, будто … .

3) На солнце засверкали ягоды земляники, словно … .

         Подобные задания со словарными словами помогают пополнять и активизировать словарь обучающихся, учат более точно выражать свои мысли и чувства.

     

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление участников секции «Физика» на Выступление участников секции «Физика» на открытии гимназического интеллектуального клуба «Олимп»

Выступление участников секции «Физика» на открытии гимназического интеллектуального клуба «Олимп»....

Мои выступления. Выступление на конкурсе "Учитель года 2015". Выступления в школе

24 декабря 2014 г. выступала с  докладом "Обобщение опыта работы".В 2012 г я выступала на пед.совете и  учредительном совете с докладом  на тему: Эффективное применение на у...

Выступление С.И. Назаровой на нижегородской областной педагогической конференции "Наша новая школа: через развитие педагогического потенциала к поддержке талантливой молодежи". Тема выступления "Новая школа-новые задачи"

Данное выступеление было заслушено участниками нижегородской областной педагогической конференцией, проходившей 29 сентября 2010 года в г. Н. Новгороде (концертный зал "Юпитер" Торгово-промышленн...

"Практическая риторика. Публичное выступление" - урок (4 часа) Видеоурок "Информационное выступление" сайт для скачивания http://www.ssyoutube.com/v/BUVfAuIKX_Q&rel=0&fs=1

Урок знакомит учащихся с риторикой, известными ораторами древности;  даёт возможность расширить представление о  публичном выступлении и его структуре, о видах выступлений и требованиях к ни...

Выступление на Районном семинаре «Роль дополнительного образования в творческом развитии учащихся». Тема выступления «Аэродизайн для младших школьников в сфере дополнительного образования».

Аэродизайн – это создание фигур и композиций из воздушных шаров, а также дизайн интерьеров и экстерьеров воздушными шарами.Воздушный шар живёт ярко и легко и … недолго. Как цветы, в своей одухотворённ...

Выступление на августовской учительской конференции 27.08.2015. Тема выступления "Проектная деятельность как средство формирования метапредметных результатов"

В современном мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития страня. Следовате...

Выступление на городской конференции «Инновационные технологии в образовании», выступление на заседании круглого стола.

Одно из главных направлений работы школы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также про...