"Практическая риторика. Публичное выступление" - урок (4 часа) Видеоурок "Информационное выступление" сайт для скачивания http://www.ssyoutube.com/v/BUVfAuIKX_Q&rel=0&fs=1
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) по теме

Бобрышева Наталья Ивановна

Урок знакомит учащихся с риторикой, известными ораторами древности;  даёт возможность расширить представление о  публичном выступлении и его структуре, о видах выступлений и требованиях к ним; поможет отработать умения анализа текста-рассуждение и научит учащихся владеть навыками публичного выступления разных видов. К уроку прилагаются две презентации и фрагмерт практического занятия ( Видеоурок "Информационное выступление" сайт для скачивания http://www.ssyoutube.com/v/BUVfAuIKX_Q&rel=0&fs=1по ин)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Практическая риторика. Публичное выступление». (4 часа)

Цель урока: познакомить студентов с особенностями публичного выступления.

Задачи урока:

1.Образовательные: 1)познакомить учащихся с риторикой, известными ораторами древности;  2)расширить представление о  публичном выступлении и его структуре, о видах выступлений и требованиях к ним; 3) отработать умения анализа текста-рассуждение; 4)научить учащихся владеть навыками публичного выступления разных видов.

2.Воспитательные: 1) приобщить учащихся к лучшим образцам риторики 2) воспитывать чувство ответственности, коллективизма, коммуникабельности через работу в группе.

3. Развивающие:1) развивать творческое мышление при выполнении нестандартных заданий; 2)закрепить умения и навыки в программных приложениях Microsoft Office Word, Publisher,  Power Point.

4. Здоровьесберегающая: соблюдать правила и нормы при работе на компьютере.

Оборудование урока: мультимедийный ПК, проектор, презентация «Ораторы Древней Греции и Рима», «Структура публичного выступления», плакаты, таблицы, индивидуальный раздаточный материал.

План – конспект урока:

  •  Общие особенности публичного выступления
  •  Требования к выступлению
  •  Что такое риторика
  • Структура публичного выступления;
  • Поведение оратора
  • Виды выступлений: информационное, протокольно-этикетное, рассуждение, развлекательное
  • Рассуждение. Аргументация.

Ход урока.

I Лекция учителя.

Сделать нашу речь убедительной очень просто. Необходимо лишь небольшое усилие с вашей стороны, желание. В наше время убеждение –это необходимость.

  1. Общие особенности публицистического выступления.

Публицистическое выступление – это официальное выступление оратора (в основном – монолог) перед непосредственно присутствующей в зале аудиторией.

  1. Требования к выступлению.

Общие правила подготовки публицистического выступления любого жанра практически одинаковы:

  • решительное начало
  • драматизм
  • сдержанная эмоциональность
  • краткость
  • диалогичность
  • разговорность
  • установление и поддерживание контакта с аудиторией
  • понятность главной мысли
  • решительный конец

Первая  фраза  - главная в выступлении, она должна быть заранее продумана и выучена, должна быть чёткой и понятной.

Драматизм – напряжение в тексте создаётся за счёт столкновения разных точек зрения.

«Мир любит слушать о борьбе».  Корнеги

Краткость - соблюдение регламента.

Диалогичность – любое выступление несёт черты беседы (риторические вопросы).

Разговорность - стиль непринуждённой беседы (юмор, разговорные слова, меньше терминов и иностранных слов).

Установление контакта с аудиторией: демонстрируйте приветливость, дружелюбие, смотрите на аудиторию, будьте готовы к вопросам.

Понятность главной мысли – главная мысль должна быть сформулирована не менее 2-3 раз в ходе выступления, но разными словами.

Решительный конец – краткий, понятный, ясный, заранее продуманный. Окончательную фразу продумать и произнести эмоционально, несколько замедленно, многозначительно.

Все эти задатки решаются учебном курсе риторики.

Риторика – это наука об искусстве публичного выступления. В переводе с греческого rhetorike – ораторское искусство. Она призвана научить нас, как эффективно при помощи своей  речи воздействовать на аудиторию, как достичь успеха, выступая публично.

Это одна из древнейших наук. Сложилась она в IV веке до Р.Х. в Греции. Основоположником её как науки считается великий древнегреческий философ Аристотель. Его всемирно известный труд широко известен и сейчас.

Среди великих античных ораторов можно назвать Сократа и Платона – создателей теории «Подлинного красноречия».  Демосфен всей своей жизни доказал, что любой человек способен обрести красноречие, ели упорно тренироваться и стремиться к знаниям. Ему не было равных в судебных спорах. Цицерон – оратор, политик, писатель. Его имя стало нарицательным. Блестящий теоретик, он обобщил взгляды теоретиков и практиков красноречия. Квинтилиан – знаменитый римский оратор, автор обширного сочинения в 12 книг по риторике Древней Греции и Рима. Риторика продолжала жить и в средние века. В XX веке риторика входит в науку о речевом воздействии, т.е. об эффективном публичном выступлении.

Ещё древние считали, что любой текст публичного выступления имеет свою структуру. (презентация «Риторика Древней Греции и Рима»)

4.Структура публичного выступления.

Структура – это составные части выступления и их расположение относительно друг друга.

Выступление обычно строится по традиционной трёхчастной композиции: вступление, основная часть, заключение.

Во вступлении различают зачин (цель – привлечь внимание аудитории) и завязку (объяснить тезис, заинтриговать постановкой проблемы, показать актуальность вопроса).

Основная часть – изложение выступления и аргументации тезиса.

Заключение может включать как напоминание основной тезис, обобщение (вывод) и призыв (мобилизовать слушателей на некоторую реакцию).

Структура выступления должна быть понятной для слушателей.

Средства выделения логических частей выступления: «начну с..», «теперь о..», «и наконец», «в заключении отмечу, что..», «во-первых, во-вторых».

Больше 4 пунктов доказательств или примеров для слушателей «много», лучше всего рассматривать 3 аргумента, вопроса.

5.Поведение оратора. Подготовка к публичному выступлению.

К выступлению надо прийти в хорошей психологической и физической форме.

Надо выбрать способ подготовки к публичному выступлению.

Существует четыре основных способа подготовки к публичному выступлению:  

1.Экспромт – выступление без подготовки.

2.План-конспект – заранее подготовить план, где каждый пункт плана сопровождается кратким указанием идей.

3.Текст высказывания – готовится полный текст выступления, который затем в процессе выступления полностью зачитывается.

4.Воспроизведение наизусть –выступление заучивается и воспроизводится по памяти, без опоры на какие-либо записи.

Считается, что лучший способ – план-конспект – это тот идеал, к которому должны стремиться все лекторы.

Что нужно знать о поведении оратора во время выступления?

1. Продумать внешний вид оратора. Слушатели не отделяют в процессе выступления сведения, которые сообщает оратор, от личности самого оратора.

2. Надо выбрать определённую риторическую позицию: информационная, позиция комментатора, собеседника, советчика, эмоционального лидера.

3. Манеры выступления:

  • Энергичность изложения
  • Физическая бодрость, подвижность
  • Уверенный внешний вид
  • Дружеский интимный тон
  • Умеренная жестикуляция
  • Открытые позы
  • Средний темп речи, избегайте больших пауз, небольшие паузы делайте после важных мыслей.

6. Виды выступлений.

Виды выступлений по цели бывают:

  • Информационные (научный доклад, лекция, монолог учителя, рассказ о каком-либо случае, ответ ученика на уроке).

Цель – сообщить какую-нибудь информацию.

  • Протокольно-этикетное (приветствие официальной делегации, официальное поздравления юбиляра, вступительное слово перед каким-нибудь официальным мероприятием, похвальное слово, речь на традиционном митинге, официальный тост).

Цель – соблюсти некоторый общепринятый ритуал, протокол, этикет.

  • Развлекательные (тосты, речи на банкетах, рассказы об интересных происшествиях, случай из жизни).

Цели – развлечь собравшихся.

  • Убеждающие призваны показать правильность занимаемой оратором позиции, укрепить или изменить мнение аудитории по этому вопросу (научные и политические дискуссии, предвыборные, агитационные, рекламные выступления).

Цели, которые ставит оратор, могут сочетаться, в результате чего выступления могут приобретать комплексный характер.

Виды публичных выступлений по форме:

  • доклад
  • сообщение
  • выступление
  • лекция
  • беседа

Доклад – развёрнутое сообщение, которое раскрывает какую-либо важную или общественно-политическую проблему (от 10-15 мин. до 2-3 часов – доклад правительства).

Сообщение – небольшое по времени выступление (5- 10 мин.),в котором рассматривается один небольшой вопрос или проблема. Сообщение готовится заранее.

Выступление – краткое, заранее подготовленное сообщение при обсуждении кого-либо заранее объявленного вопроса (1-5 мин.). Бывает импровизированное.

Лекция – связанное развёрнутое научное или научно-популярное изложение какого-либо вопроса специалистом (в вузе, школе, научно-популярная лекция для широкого круга слушателей – 20-30 мин.). В лекции должны быть выделены основные вопросы (пункты).

Беседа – развёрнутый, подготовленный диалог со слушателями (в небольшой аудитории предполагает монолог и ответы на вопросы по поводу изложенного материала).

7.Рассуждение. Аргументация.

Под аргументацией понимается процесс привидения доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями или собеседником.

Тезис – это главная мысль выступления, главное утверждение оратора, которое он старается обосновать, доказать.

Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения, всё, что может подтвердить тезис.

От тезиса к аргументам можно поставить вопрос ПОЧЕМУ? а аргументы отвечают: ПОТОМУ,  ЧТО.

Телевизор смотреть полезно – тезис выступления.

Аргументы – потому что:

По телевизору мы узнаём новости.

По телевизору сообщают прогноз погоды.

По телевизору мы смотрим учебные программы.

По телевизору показывают интересные фильмы.

Аргументы бывают двух типов: «за» (за свой тезис) и «против» (против чужого тезиса).

Аргументы «за» должны быть:

  • правдивыми, опираться на источники и авторитеты
  • доступными, понятными
  • отражать объективную реальность

Аргументы «против» должны быть убедительными.

Аргументы надо приводить в системе.

Убедительность аргументов.

Можно выделить ряд типовых аргументов, которые считаются сильными в большинстве случаев.

К таким аргументам обычно относятся:

  • научные аксиомы
  • положения законов и официальных документов
  • законы природы
  • заключения экспертов
  • ссылка на признанные авторитеты
  • цитаты из авторитетных источников
  • показания очевидцев
  • статистические данные

Оптимальное число аргументов – 3

Правила эффективной аргументации

  • Обращайтесь к фактам и примерам, вызывающим эмоции, а не к самим эмоциям.
  • Не злоупотребляйте логическим давлением.
  • Обращайтесь к жизненно важным для слушателей фактам («это поможет вам обрести здоровье»).
  • Персонифицируйте свои идеи (превращайте обсуждение идей в обсуждение людей). В логике такой аргумент называется «аргумент к человеку».
  • Отвлекайтесь в изложении от основной темы, дайте возможность слушателям немного расслабиться.
  • Используйте парадоксальные аргументы. Гельвеций писал: «…бывают люди, которых надо ошеломить, чтобы убедить». Такой способ чаще встречается в рекламе.
  • Демонстрируйте некоторое превосходство над слушателями (показывайте свою образованность, цитируйте известных художников слова, умеренно используйте иностранные слова и термины). Этот аргумент называют «аргумент к невежеству».
  • Будьте лаконичны.
  • Используйте цифры.
  • Используйте юмор.

Отметим, что эти приёмы имеют яркую национальную окраску. Они работают в русской аудитории, но будут иными  в американской, японской (ссылка на Библию).

Работа над речевой формой выступления.

Необходимо предварительно поработать над написанным вами текстом выступления. Чтобы этот текст был удобен для устного воспроизведения – «орализация текста», превращение устного текста в письменный.

Правила орализации:

  • Разговорность стиля
  • Простота изложения (объяснение сложных слов и понятий через простые – приём популяризации; простые синтаксические конструкции – приём упрощения синтаксиса; цифр должно быть немного, их лучше округлять, необходимо указывать точный источник приводимых статистических данных)
  • Конкретность лексики (приём конкретизации – заменить отвлечённые понятия на более конкретные: работники бюджетной сферы – врачи, учителя и т. д.; вместо существительных – глаголы: вскрытие –вскрывать)
  • Разнообразие номинативных средств
  • Риторические фигуры: повтор, риторический вопрос, анафора, эпифора, градация, антитеза, перечислительный ряд, аналогия,  гипербола, инверсия, фразеологизмы, крылатые выражения, поговорки и пословицы, цитаты.

Все перечисленные риторические фигуры способствуют усилению  воздействующей силы устного высказывания. Любой из этих приёмов может быть эффектным, если он один. Большое  число риторических фигур в устной речи либо их однообразие способно дать обратный эффект.

II  Контрольный тест.

III Практическая работа.

  1. Проверка домашнего заданием. Самопрезентация по плану.
  2. Работа с раздаточным материалом.

IV Задание на дом: составить текст в жанре убеждающего выступления на темы:

  1. Хорошие манеры.
  2. Этикет был всегда.
  3. Писать письма не модно.
  4. Человек живёт по правилам.
  5. На свете много хороших профессий.
  6. Книга моей жизни.
  7. Отцы и дети – вечная проблема.
  8. Есть ли польза от «2»?
  9. Музыка в моей жизни.
  10. Что значит быть патриотом?
  11. Добро должно быть с кулаками.

Литература:

  1. И. А. Стернин. Практическая риторика в объяснениях и упражнениях для тех, кто хочет научиться говорить.
  2. Русский язык, Риторика, 10-11 класс, Михальская, 2011

Приложение к урокам №1.

План самопрезентации.

  1. 1.Как вас зовут? Люблю…
  2. Где родились, откуда приехали, где учились?
  3. По характеру я человек…
  4. Я люблю….
  5.  Больше всего я не люблю (что, кого, что делать).
  6. Моими сильными сторонами, как мне кажется, являются…
  7. К своим слабостям я бы отнёс следующие…
  8. Мои друзья считают меня…
  9. Со мной иногда случаются (интересные, забавные, странные) случаи….
  10. Мои любимые занятия…
  11. В будущем я бы хотел…
  12. Я надеюсь на то, что..

Приложение к урокам №2.

Карточка №1

Диалогизируйте приводимые ниже высказывания – введите в них элементы диалога, превратите часть высказывания в вопрос к аудитории, замените книжные фразы и слова на разговорные.

Образец:

  1. На улицах нашего города зимой воцаряется настоящий хаос, связанный с отсутствием достаточного количества единиц снегоуборочной техники – весь город обслуживали  всего 20 снегоуборочных машин, да и из них до половины находились постоянно в ремонте, поэтому снег с проезжей части убирается крайне редко, что и приводит к  постоянным проблемам.
  2. Каждую зиму мы .ждали с большим опасением – а вдруг опять выпадет много снега. Как выглядит наш город после снегопада? Все улицы завалены снегом. Машины буксуют, люди опаздывают на работу и всё на свете проклинают. Почему же не убирают снег с наших улиц? А как вы думаете, сколько в нашем многомиллионном городе снегоуборочных машин? Всего 20. А сколько из них работают? От силы  половина. Вот поэтому у нас такие проблемы зимой на улицах!

Работа с текстом.

  1. Трудно понять тех взрослых, которые говорят Что молодёжь ленива, что в её среде одни наркоманы и пьяницы. Это говорится лишь для   того, чтобы снять с себя ответственность за воспитание детей.
  2. Нам нужна демократия. Демократия нам необходима. Без демократии наше общество невозможно. Наше общество нуждается в демократии. Демократия – это то, в чём нуждается наше общество.

                       Карточка №2

      По приведённому образцу подготовьте для устного выступления следующие   тексты.  

             Образец:

Исходный текст

Текст для устного выступления

В Воронеже в центре творчества  детей и юношества «радуга» прошла областная научно-техническая выставка, собравшая представителей 12 сельских и городских районов.

Я могу вам рассказать об интересном событии, которое недавно прошло в нашем городе. В Воронеже есть центр творчества детей и юношества. Называется он «Радуга». Недавно там прошла интересная выставка.

Было представлено около 150 экспонатов.

На выставке можно было увидеть около 150 экспонатов, сделанных ребятами.

Особенно отличился Михаил Калгин, который занимается на Анненской станции юных техников. Он сконструировал маленькую стиральную машину.

Все экспонаты выставки были очень интересными. Например, Михаил Калгин из Анны сконструировал маленькую стиральную машину.

Вадим Титовский и Сергей Косычев из Острогожска представили зарядное устройство и генератор сетевых импульсов. Александр Мазуренко (станции юных техников Железнодорожного района) – прибор для восстановления кинескопов.

Ребята из Острогожска привезли на выставку сделанные ими  сложные электрические устройства – зарядное устройство и генератор сетевых импульсов. Саша Бугаев из Бутурлиновки показал на выставке сконструированную им сеялку, а Саша Мазуренко из Воронежа – прибор для восстановления кинескопов. Это была очень интересная выставка. Она показала, как у нас много   талантливых ребят. Она показала, как у нас много талантливых ребят , которые могут принести большую пользу нашей стране своими изобретениями.

В конце 20-х – начале 30-х годов заметно активизируется культурная жизнь Воронежа. Возникают медицинский и педагогический институты, развивается живопись и театр, не отстает от них и литературная жизнь города. Воронеж посещают В.Маяковский, А.Серафимович, А. Караваева. Все это одушевляет местных литераторов, которые смело берутся за разработку темы социалистической действительности, создают произведения о жизни рабочего класса, о колхозном строительстве на селе. Большую помощь местным писателям в развитии их творчества оказала тогда областная газета «Коммуна», организовавшая выпуск литературного приложения «Неделя». Первый номер еженедельника с подзаголовком «Литература, искусство, кино, театр, наука, техника» вышел 17 сентября 1928 года. Шестнадцать полос газеты включали информацию о культурной жизни области, рассказы, очерки, репортажи и стихи местных писателей и поэтов.

                       Карточка №3

Выполните упражнения по отработке выразительности речи.

Произнесите фразу «Меня зовут (назовите себя)!» следующим образом:


  • громко, чтобы привлечь внимание к себе;

  • кратко и вежливо, чтобы не привлекать к себе особого внимания;

  • немного растянуто, чтобы подчеркнуть, какое у вас красивое имя;

  • смело и решительно, чтобы показать, что вы начинаете действовать;

  • с угрозой, чтобы показать, что собеседники должны вас бояться;

  • виновато, чтобы показать, что вы пришли, чтобы повиниться за что-либо.

                      Карточка №4

Прочитайте выразительно: а) как рассказ о веселом событии, б) как трагедию, в) как информацию в теленовостях, г) в быстром темпе, как скороговорку:

Два дровосека, дровокола, дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларькину жену, про Варькина брата, спорили, что у осы не усы, не усищи, а усики, что сшит колпак не по-колпаковски, что вылит колокол не по-колоколовски. О пустяках спорить - дело упустить.

                      Карточка №5

Преобразуйте высказывание в анафору, добавьте к каждому анафорическому высказыванию дополнительный аргумент или конкретизируйте его, чтобы получился законченный текст-аргументация.

^ Образец: Мы все любим смотреть кино, ходить в театр, слушать музыку.


Мы все любим смотреть хорошее кино, настоящие художественные фильмы, трогающие душу человека;

^ Мы все любим ходить в театр, где можно отдохнуть душой и провести вечер с друзьями в общении с искусством;

Мы все любим слушать музыку, которая нам нравится, и хотим иметь возможность это делать тогда, когда нам захочется.

Но как мы можем в наших условиях это все сделать, когда в кино идут одни американские боевики, театры на гране закрытия, цены в кино и театр сплошь и рядом превышают возможности человека со средней зарплатой, а музыка, которая звучит по всем каналам, отвечает только самым невзыскательным вкусам!

Нам жизненно необходим доступный всем телевизионный и радиоканал «Культура», который даст нам возможность приобщаться к лучшим образцам кино, театра и музыки.

Индивидуальные задания к карточке №5.

1.Постройте свое выступление на анафоре:
Вредит нам наша…
Вредит нам…
Вредит нам ….
Однако нам поможет наша …..
Нам поможет наша….
Нам поможет наша…
Мы сделаем Россию великой страной!

2.Мы верим в…. нашей страны…
Мы верим в способность нашего народа….
Мы верим в возможность….
Мы верим в то, что наша страна…
Мы верим в то, что в нашей стране…
Россия будет великой страной!
3. Произнесите панегирик (хвалебную речь) России, построив свое выступление на анафоре. Воспользуйтесь образцом, расширьте его.
Нам давно пора избавиться от комплекса национальной неполноценности.
У нас прекрасные ученые, которые …….
У нас замечательные….
У нас прекрасные…
У нас великолепные…
Наши … лучше американских.
Наши….
Наши….
Мы великолепно умеем собираться в решительный момент,
Мы прекрасно умеем…
Мы прекрасно можем…
Мы умеем отлично…
Мы умеем прекрасно……….
Да здравствует Россия!

4.Постройте свое выступление на эпифоре.
а) Почему у нас за все надо платить?
- плати,
.- плати,

….- плати,
- плати.
Почему за все это мы должны платить? Ведь мы все платим налоги и уже за все это заплатили государству. Почему мы должны платить за это второй раз?
Государство должно не сокращать сферу бесплатных услуг, предоставляемых своим гражданам, а расширять ее.

б) Сколько еще времени мы будем у нас в стране слышать окрики чиновников разного ранга: «Кто вам это разрешил?»
Что это за система, что мы должны на все спрашивать разрешения у чиновника?
Надо тебе …. спроси разрешения у чиновника,
Хочешь … - спроси разрешения у чиновника,
Решил … - спроси разрешения у чиновника,
Понадобилось тебе … - спроси разрешения у чиновника.
Захотел … - спроси разрешения у чиновника,
Ведь на все это есть соответствующие разрешительные законы. Почему мы не можем получать все, что разрешено этими законами автоматически? Почему у нас фактически не действует принцип, провозглашенный еще М.С.Горбачевым: «Разрешено все, что не запрещено?»

5.Используйте градацию:
Образец: Мои оппоненты называют это недостатками. Но это не просто недостатки, это даже не ошибки, это настоящее преступление.

Постройте заключительную фразу с использованием приема градации. Используйте слова и выражения, приведенные в скобках. Если необходимо, измените конструкцию фразы.
1. Это не просто….. это…., это…… это, наконец, просто - …!
(Халатность, ошибка, недостаток в работе, преступление, непредусмотрительность, невнимательность к выполнению своих должностных обязанностей, вопиющее равнодушие к судьбам людей, небрежность)
Надо полностью исключить возможность повторения подобных ситуаций в будущем!

2.Я не просто ….. тексты современной поп-музыки, я их….. , я их ….. я их ….. я их просто …!
(Равнодушен, не люблю, не выношу, не терплю, ненавижу, видеть и слышать не могу, испытываю отвращение, презираю, не испытываю интереса).
Мы должны вернуться к музыке с осмысленным текстом!

Карточка №6.

Тема выступлений для выполнения задания: «За что я люблю наш колледж».

Можете выбрать свою тему.
Образец выполнения задания: Тема « За что я люблю свой город»
Обращение к событию, времени, месту: « Каждый из нас живет в своей квартире, на своей улице, в своем районе. Но мы все с вами живем в одном городе - Воронеже, ходим по его улицам, гуляем в его парках и скверах, сидим в уютных дворах. Нам всем знакомы и близки проспект Революции, площадь Ленина, Кольцовский сквер и многие другие места, известные каждому воронежцу. Если мы уезжаем, нам всегда приятно возвращаться в свой город. Почему? Что в нем такого особенного? «
Возбуждение любопытства: «Я был в двух десятках городов - и больших, и маленьких, массу городов я видел по телевизору, и недавно я наконец понял, какой город самый лучший. Как вы думаете, какой?»
 Обращение к борьбе, конфликту, противоречиям: «Москвичи убеждены, что лучший город страны - это Москва, петербуржцы - что это Петербург. Спор между Москвой и Петербургом идет уже несколько столетий. А теперь к ним присоединился Нижний Новгород, который стал претендовать на звание «третьей столицы». Кто же прав в этом споре? Какой город самый лучший? Посмотрим на это с точки зрения воронежцев».
Демонстрация какого-либо предмета: «Вот у меня в руках старый значок. Ему не менее 30 лет. На нем изображен лежащий на склоне горы кувшин, из которого вытекает вода. А внизу надпись - «Воронеж». Это один из первых значков нашего города - сейчас он стал редкостью, за ним охотятся коллекционеры. У меня он сохранился случайно. Почему же сейчас мы не видим в продаже воронежских значков? Что, мы уже разве не гордимся своим городом? Разве нам нечем гордиться? Это же совершенно не так.»
Рассказ о себе, своем личном опыте, случае из вашей жизни, о прочитанном вами: «У нас в семье все коренные воронежцы. Отец, дедушка и бабушка, мама, все другие мои родственники родились и выросли в Воронеже. Дедушка уходил из Воронежа на войну, потом восстанавливал разрушенный Воронеж, здесь он познакомился с бабушкой. Папа и мама тоже познакомились здесь. Мы жили в разных местах города, в разных районах, вся жизнь нашей семьи прошла здесь, в родном городе. И вся история города прошла на наших глазах. Наверно, поэтому мы все очень наш Воронеж. Его действительно есть за что любить».
Цитирование знаменитости, исторический эпизод: «Великий русский царь, великий реформатор России Петр 1 не случайно выбрал Воронеж для строительства флота - ему понравилось место, где расположен город, он поверил в возможность жителей построить для России боевые корабли. И он не ошибся - корабли были построены, а Воронеж стал важным русским военным и промышленным центром. Мы можем гордиться своими предками, жившими на воронежской земле. Но еще в большей мере мы можем гордиться нашим современным городом»
Ссылка на общеизвестный и общедоступный источник информации: «Вчера опять по центральному телевидению показывали наш город. И это не случайно - Воронеж играет все большую роль в жизни страны. Мы можем по праву гордиться своим городом».
Риторический вопрос: «Кто из нас не любит свой город? Наверно, таких нет. А за что мы его любим? Наверно, каждый любит Воронеж за что-то свое, особенное, важное для него».

Карточка №7

1.Сделайте устно аннотацию книги, которую вы только что прочитали. Книгу  (название) написал (автор). В книге рассказывается о событиях,  которые происходят (где, когда). Главным героем книги является…С героями книги происходит много интересных событий: они (перечисление наиболее интересных событий). Читать эту книгу (очень интересно, увлекательно, приятно).

2. С

2. Сделайте устно аннотацию фильма, который вы посмотрели. Фильм (название) посвящён  (проблеме, событиям). Действие фильма происходит ( в место, время). Главными героями фильма являются…, которых играют актёры… Герои фильма участвуют в события …, происходящих …, переживают  множество приключений и т. д. Фильм снят на киностудии…режиссёром…

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 8 классе "Публичное выступление на общественно значимую тему"

Международное гуманитарное право (МГП) изучается не только на уроках литературы. Урок русского языка в 8 классе по рассказу Р.Бредбери "Улыбка" совершенствует навыки составления текстов публицистическ...

открытый урок 8 класс Публичное выступление на общественно значимую тему

Открытый урок по развитию речи, позволяет организовать работу учащихся в группах, в парах, индивидуально....

Системно - деятельностный подход на уроках истории и обществознания в школе. Презентация публичного выступления на Всероссийской научно-практической конференции "Традиции и инновации в методике обучения истории и обществознанию ( к 120-й годовщине со дня

Презентация публичного выступления на Всероссийской научно-практической конференции "Традиции и инновации в методике обучения истории и обществознанию ( к 120-й годовщине со дня рождения Н.В. Андреевс...

"Практическая риторика. Публичное выступление" - презентация к уроку

Публицистическое выступление – это официальное выступление оратора (в основном – монолог) перед непосредственно присутствующей в зале аудиторией. Данная презентация содержит основной материал к уроку ...

Итоговая рефлексия по ОПД в 5 классе (модуль "Основы риторики. Публичные выступления.)

Итоговая рефлексия поможет учителю оценить уровень изучения учащимися модуля по ОПД "Основы риторики. Публичные выступления" в 5 классе и выявить интересы школьников по данному предмету региональ...

Научно - практическая работа по теме "Проблемы страха школьников перед публичными выступлениями"

Научно - практическая работа по теме "Проблемы страха школьников перед публичными выступлениями"...

Конспект занятия "Публичное выступление. Этапы подготовки публичного выступления"

Цель: 1. Познакомить с этапами подготовки публичного выступления.2. Развивать навыки  публичного выступления.3. Воспитывать положительные коммуникативные отношения внутри коллектива.4. Поддержива...


 

Комментарии

Дягилева Наталья Ивановна

Очень интересный и разнообразный материал. Хорошие темы заданий с точки актуальности и воспитания. Некоторые упражнения взяла себе на заметку. Спасибо и творческих вам успехов.