КОНТРОЛЬНО – ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ по предмету «Русский язык» в форме ОГЭ для 9-х классов
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)

Инна Владимировна Верцинская

Цель проведения работы - мониторинг уровня качества предметной подготовки обучающихся 9-х классов в форме ОГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kim_russkiy_yazyk_9kl_dekabr_2021.doc354.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

КОНТРОЛЬНО – ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

по предмету «Русский язык»

в форме ОГЭ

для   9-х классов

                                                                                          Составитель: Верцинская И.В.

учитель русского языка и литературы

2021-2022учебный год

Содержание

Пояснительная записка

стр. 3

Текст работы

стр. 5

Ключ работы

стр. 32

Бланк анализа работы

стр. 36

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1) Цель проведения работы - мониторинг уровня качества предметной подготовки обучающихся 9-х классов в форме ОГЭ.

2) Документы, на которые опирались при составлении работы:

    - Федеральный государственный стандарт основного общего образования (Приказ  

        Минобрнауки России №1897 от 17.12.2010г).

 3) Структура работы:

Работа состоит из трех частей, включающих в себя 9 заданий. На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 2 академических часа/80 минут. Часть 1 состоит из изложения, часть вторая состоит из 7 заданий. Задания  требуют проведения различных видов анализа слова, предложения, текста. Ответами к заданиям 2–8 является слово (несколько слов) или последовательность цифр.

Задание части 3 выполняется на основе того же текста части 1. Дается на выбор одно из трёх предложенных заданий (9.1, 9.2 или 9.3)  письменный развёрнутый аргументированный ответ. Это задание выполняется на бланке ответов № 2.

Все бланки заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой или капиллярной ручки.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.

4) Требования Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования ФГОС ООО

Различные виды анализа

1.1 Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа

1.2 Определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип текста или его фрагмента

1

1.3 Различать разговорную речь, научный стиль, официально-деловой стиль, публицистический стиль, язык художественной литературы

Совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение

разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения: умение создавать различные текстовые высказывания в соответствии с поставленной

целью и сферой общения (аргументированный ответ на вопрос, изложение, сочинение, аннотация, план (включая тезисный план), заявление,

информационный запрос и др.); выявление основных особенностей устной и письменной речи, разговорной и книжной речи

 Аудирование и чтение

2.1 Адекватно понимать информацию устного и письменного сообщений (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую

информацию)

2.2 Читать тексты разных стилей и жанров

2.3 Владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым)

2

2.4 Извлекать информацию из различных источников. Совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального инеформального  межличностного и межкультурного общения: развитие навыков чтения на русском языке (изучающего, ознакомительного, просмотрового) и содержательной переработки прочитанного материала, в том числе умение выделять главную мысль текста, ключевые понятия;

оценивать средства аргументации и выразительности; овладение различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); умение оценивать письменные и устные речевые высказывания с точки зрения их эффективности; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного.  

2.5 Свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой и выразительного словоупотребления.

Обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения: умение использовать словари (в том числе мультимедийные) при решении задач построения устного и письменного речевых высказываний, осуществлять эффективный и оперативный поиск на основе знаний о назначении различных видов словарей, их строения и способах конструирования информационных запросов; пользование толковыми словарями для извлечения необходимой информации, прежде всего для определения лексического значения (прямого и переносного) слова, принадлежности к его группе однозначных или многозначных слов, определения прямого и переносного значения, особенностей употребления; пользование орфоэпическими, орфографическими словарями для определения нормативного написания и произношения слова; использование фразеологических словарей для определения значения и особенностей употребления фразеологизмов; использование морфемных, словообразовательных, этимологических словарей для морфемного и словообразовательного анализа слов; использование словарей для подбора к словам синонимов, антонимов.

3.1  Создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, выступление, письмо, расписка,  заявление)

3.2 Осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения

3.3 Владеть различными видами монолога и диалога

3.4 Свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной формах, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.)

3.5 Адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности: к прочитанному, услышанному, увиденному

3.6 Соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского

литературного языка

3.7 Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации

3.8 Соблюдать нормы русского речевого этикета, уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения

3.9 Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты. Совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения: создание устных монологических высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета; умение различать монологическую, диалогическую и полилогическую речь, участие в диалоге и полилоге; умение оценивать письменные и устные речевые высказывания с точки зрения их эффективности, понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования: осознанное использование речевых средств для планирования и регуляции собственной речи, для выражения своих чувств, мыслей и коммуникативных потребностей; стремление расширить свою речевую практику, развивать культуру использования русского литературного языка, оценивать свои языковые умения и планировать их совершенствование и развитие.

Элементы содержания, проверяемые заданиями  

Код раздела

Фонетика

1.1 Звуки и буквы

1

1.2 Фонетический анализ слова Формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста:

определение звукового состава слова, правильное деление на слоги, характеристика звуков слова; проведение фонетического, морфемного и словообразовательного (как взаимосвязанных этапов анализа структуры слова), лексического, морфологического анализа слова, анализа словообразовательных пар и словообразовательных цепочек слов  

Лексика и фразеология

2.1 Лексическое значение слова

2.2 Синонимы. Антонимы. Омонимы

2.3 Фразеологические обороты

2.4 Группы слов по происхождению и употреблению

Формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа

2.5 Лексический анализ текста: определение лексического значения слова, значений многозначного слова, стилистической окраски слова, сферы употребления; подбор синонимов, антонимов; проведение фонетического, морфемного и словообразовательного (как взаимосвязанных этапов анализа структуры слова), лексического, морфологического анализа слова, анализа словообразовательных пар и словообразовательных цепочек слов; проведение фонетического, морфемного и словообразовательного (как взаимосвязанных этапов анализа структуры слова), лексического, морфологического анализа слова, анализа словообразовательных пар и словообразовательных цепочек слов

Морфемика и словообразование

3.1 Значимые части слова (морфемы)

3.2 Морфемный анализ слова

3.3 Основные способы словообразования

3.4 Словообразовательный анализ слова Формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста: деление слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова; умение различать словообразовательные и формообразующие морфемы, способы словообразования; проведение фонетического, морфемного и словообразовательного (как взаимосвязанных этапов анализа структуры слова), лексического, морфологического анализа слова, анализа словообразовательных пар и словообразовательных цепочек слов

Грамматика. Морфология

4.1 Самостоятельные части речи

4.2 Служебные части речи

4.3 Морфологический анализ слова

Формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста: проведение морфологического разбора самостоятельных и служебных частей речи; характеристика общего грамматического значения,

морфологических признаков самостоятельных частей речи, определение их синтаксической функции; проведение фонетического, морфемного и словообразовательного (как взаимосвязанных этапов анализа структуры слова), лексического, морфологического анализа слова, анализа словообразовательных пар и словообразовательных цепочек слов. Расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка: идентификация самостоятельных (знаменательных) служебных частей речи и их форм по значению и основным грамматическим признакам; распознавание существительных, прилагательных, местоимений, числительных, наречий разных разрядов и их морфологических признаков; умение различать слова категории состояния и наречия; распознавание глаголов, причастий, деепричастий и их морфологических признаков; распознавание предлогов, частиц и союзов разных разрядов, определение смысловых оттенков частиц; распознавание междометий разных разрядов, определение грамматических особенностей

междометий

Грамматика. Синтаксис

5.1 Словосочетание

5.2 Предложение.

Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения

5.3 Второстепенные члены предложения

5.4 Двусоставные и односоставные предложения

5.5 Распространённые и нераспространённые предложения

5.6 Полные и неполные предложения

5.7 Осложнённое простое предложение

5.8 Сложное предложение

5.9 Сложные бессоюзные предложения. Смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения

5.10 Сложные предложения с разными видами связи между частями

5.11 Способы передачи чужой речи

5.12 Синтаксический анализ простого предложения

5.13 Синтаксический анализ сложного предложения

5.14 Синтаксический анализ (обобщение)

Формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного,

лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста: опознавание основных единиц синтаксиса; проведение синтаксического анализа предложения, определение

синтаксической роли самостоятельных частей речи в предложении; умение выделять словосочетание в составе предложения, определение главного и зависимого слов в словосочетании; определение вида предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске; распознавание второстепенных членов предложения, однородных членов предложения, обособленных членов предложения, обращений, вводных и вставных конструкций; распознавание распространённых и нераспространённых предложений, предложений осложнённой и неосложнённой структуры, полных и определение грамматической основы предложения; опознавание сложного предложения,

типов сложного предложения, сложных предложений с различными видами связи, выделение средств синтаксической связи между частями сложного предложения

Орфография

6.1 Орфограмма

6.2 Употребление гласных букв И/Ы, А/Я, У/Ю после шипящих и Ц

6.3 Употребление гласных букв О/Е (Ё) после шипящих и Ц

6.4 Употребление Ь и Ъ

6.5 Правописание корней

6.6 Правописание приставок Овладение основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и

6.7 Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)

6.8 Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи

6.9 Правописание падежных и родовых окончаний

6.10 Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий

6.11 Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи

6.12 Правописание отрицательных местоимений и наречий

6.13 Правописание НЕ и НИ

6.14 Правописание служебных слов

6.15 Правописание словарных слов

6.16 Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи

6.17 Орфографический анализ письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка: поиск орфограммы и применение правил написания слов с орфограммами;

освоение правил правописания служебных частей речи и умения применять их на письме; применение правильного переноса слов;

нормативное изменение форм существительных, прилагательных, местоимений, числительных, глаголов. Понимание определяющей роли

языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования:

соблюдение основных языковых норм в устной и письменной речи

Пунктуация

7.1 Знаки препинания между подлежащим и сказуемым

7.2 Знаки препинания в простом осложнённом предложении

7.3 Знаки препинания при обособленных определениях

7.4 Знаки препинания при обособленных обстоятельствах

7.5 Знаки препинания при сравнительных оборотах

7.6 Знаки препинания при уточняющих членах предложения

7.7 Знаки препинания при обособленных членах предложения (обобщение)

Овладение основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими,

пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и

письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка: применение правил постановки знаков препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях

7.8 Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения

7.9 Знаки препинания в осложнённом предложении (обобщение)

7.10 Знаки препинания при прямой речи, цитировании

7.11 Знаки препинания в сложносочинённом предложении

7.12 Знаки препинания в сложноподчинённом предложении при прямой речи, цитировании, диалоге

7.13 Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи

7.14 Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

7.15 Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью

7.16 Тире в простом и сложном предложениях

7.17 Двоеточие в простом и сложном предложениях

7.18 Пунктуация в простом и сложном предложениях

7.19 Пунктуационный анализ

Речь

8.1 Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста

8.2 Средства связи предложений в тексте

8.3 Стили и функционально-смысловые типы речи

8.4 Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения

8.5 Анализ текста Формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста: анализ текста и распознавание основных признаков текста; умение  выделять тему, основную мысль, ключевые слова, микротемы,  

8.6 Создание текстов различных стилей и функционально-смысловых типов речи разбивать текст на абзацы, композиционные элементы текста; определение функционально-смысловых типов речи, принадлежности текста к одному из них и к функциональной разновидности языка, а также создание текстов различных типов речи и соблюдение норм их построения; определение видов связи, смысловых, лексических и грамматических средств связи предложений в тексте, а также уместность и целесообразность их использования

Языковые нормы

9.1 Орфоэпические нормы

9.2 Лексические нормы

9.3 Грамматические нормы (морфологические нормы)

9.4 Грамматические нормы (синтаксические нормы)

Овладение основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами

лексики и фразеологии языка: соблюдение основных орфоэпических правил современного русского литературного языка, определение места ударения в слове в соответствии с акцентологическими нормами; выявление смыслового, стилистического различия синонимов, употребление их в речи с учётом значения, смыслового различия, стилистической окраски; соблюдение грамматических норм, в том числе при согласовании и управлении, при употреблении несклоняемых имён существительных и аббревиатур, при употреблении предложений с деепричастным оборотом, употреблении местоимений для связи предложений и частей текста, конструировании предложений с союзами, соблюдение видо-временной соотнесённости  глаголов-сказуемых в связном тексте

Выразительность русской речи

10.1 Анализ средств выразительности

Использование коммуникативно-эстетических возможностей русского и родного языков: распознавание и характеристика основных видов выразительных средств фонетики, лексики и синтаксиса (звукопись, эпитет, метафора, развёрнутая и скрытая метафоры, гипербола, олицетворение, сравнение, сравнительный оборот, фразеологизм, синонимы, антонимы, омонимы) в речи; уместное использование

фразеологических оборотов в речи; корректное и оправданное употребление междометий для выражения эмоций, этикетных формул; использование в речи синонимичных имён прилагательных в роли эпитетов

11 Информационная обработка текстов различных стилей и жанров

Совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное

овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального

межличностного и межкультурного общения: понимание, интерпретация и комментирование текстов различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка; осуществление информационной

переработки текста, передача его смысла в устной и письменной формах, а также умение характеризовать его с точки зрения единства темы, смысловой цельности

Распределение заданий по частям работы

Части работы

Количество заданий

Максимальный первичный балл

Типы заданий

Часть 1

1

7

Изложение

Часть 2

7(2-8)

7

Задания с кратким ответом

Часть 3

1

9

Задание с развёрнутым ответом

Части 2

0

10

 За практическую грамотность и

Фактическую точность речи

Всего

9

33

Критерии оценивания сжатого изложения

Баллы

ИК1

Содержание изложения  

 

 

Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы, приведённые в таблице 1

2

Экзаменуемый         передал         основное         содержание прослушанного текста,  

но 

упустил или добавил одну микротему

1

Экзаменуемый         передал         основное         содержание прослушанного текста,  

но 

упустил или добавил более одной микротемы

0

ИК2

Сжатие исходного текста

 

 

Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста

3

Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия двух микротем текста

2

Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия одной микротемы текста 

1

Экзаменуемый не использовал приёмы сжатия текста

0

ИК3

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

 

 

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:  

  • логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
  • в работе нет нарушений абзацного членения текста

2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, 

но  

допущена одна логическая ошибка, и/или 

в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста

1

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,  но

допущено более одной логической ошибки, и/или  

имеется два случая нарушения абзацного членения текста

0

Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК1ИК3

7

Распределение заданий по частям  работы

 

Критерии оценивания Часть 2

За верное выполнение каждого задания части 2 экзаменационной работы экзаменуемый получает по 1 баллу. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.

Часть 2

Критерии оценивания задания 9 (1; 2; 3)

Ответ на задание 9.1 (сочинение-рассуждение) оценивается по следующим критериям.

№ Критерии оценивания сочинения-рассуждения

на лингвистическую тему (9.1)

Баллы

С1К1 Наличие обоснованного ответа

Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, нет

2

Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущена одна фактическая ошибка, связанная с пониманием тезиса

1

Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущено две и более фактические ошибки, связанные с пониманием тезиса, или тезис не доказан, или дано рассуждение вне контекста задания, или тезис доказан на бытовом уровне

0

С1К2 Наличие примеров-аргументов

Экзаменуемый привёл два примера-аргумента из текста, верно указав их роль в тексте

3

Экзаменуемый привёл два примера-аргумента из текста, но не указал их роли в тексте, или привёл два примера-аргумента из текста, указав роль в тексте одного из них, или привёл один пример-аргумент из текста, указав его роль в тексте

2

Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из текста, не указав его роли в тексте

1

Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего тезис, или экзаменуемый привёл примеры-аргументы не из прочитанного текста

0

С1К3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью

изложения:

– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

– в работе нет нарушений абзацного членения текста

2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но

допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста

1

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки,

и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста

0

С1К4 Композиционная стройность работы

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет

2

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущена одна ошибка в построении текста

1

В работе допущено две и более ошибки в построении текста

0

Максимальное количество баллов за сочинение по критериям

С1К1–С1К4

9

Критерии оценивания задания 9.2

Ответ на задание 9.2 (сочинение-рассуждение) оценивается по следующим критериям.

Таблица 5

№ Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (9.2)

Баллы

С2К1 Понимание смысла фрагмента текста

Экзаменуемый дал верное объяснение содержания фрагмента. Ошибок в интерпретации нет

2

Экзаменуемый дал в целом верное объяснение содержания фрагмента, но допустил одну ошибку в его интерпретации

1

Экзаменуемый дал неверное объяснение содержания фрагмента текста, или экзаменуемый допустил две или более ошибки при

интерпретации содержания фрагмента текста, или объяснение содержания фрагмента в работе экзаменуемого отсутствует

0

С2К2 Наличие примеров-иллюстраций

Экзаменуемый привёл два примера-иллюстрации из текста, которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента

3

Экзаменуемый привёл один пример-иллюстрацию из текста, соответствующий объяснению содержания данного фрагмента

2

Экзаменуемый привёл пример(ы) не из прочитанного текста

1

Экзаменуемый не привёл ни одного примера иллюстрации, объясняющего содержание данного фрагмента, или экзаменуемый привёл в качестве примера-иллюстрации данную в задании цитату или её часть

0

  С2К3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

– в работе нет нарушений абзацного членения текста

2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но

допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста

1

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или

имеется два случая нарушения абзацного членения текста

0

С2К4 Композиционная стройность

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет

2

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущена одна ошибка в построении текста

1

В работе допущено две и более ошибки в построении текста

0

Максимальное количество баллов за сочинение по критериям

С2К1–С2К4

9  

Критерии оценивания задания 9.3

Ответ на задание 9.3 (сочинение-рассуждение) оценивается по следующим критериям.

№ Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (8.3)

Баллы

С3К1 Толкование значения слова

Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его

2

Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение, но не прокомментировал его

1

Экзаменуемый дал неверное определение, или толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует

0

С3К2 Наличие примеров-аргументов

Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта, или экзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста

3

Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста

2

Экзаменуемый привёл пример(ы)-аргумент(ы) из жизненного опыта

1

Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента

0

С3К3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

– в работе нет нарушений абзацного членения текста

2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но

допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста

1

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки,

и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста

0

С3К4 Композиционная стройность

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет

2

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущена одна ошибка в построении текста

1

В работе допущено две и более ошибки в построении текста

0

Максимальное количество баллов за сочинение по критериям

С3К1–С3К4

9

 

№ Критерии оценки грамотности и фактической точности речи

Баллы

ГК1 Соблюдение орфографических норм

Орфографических ошибок нет, или допущено не более одной ошибки

1

Допущено две-три ошибки 0,5

Допущено четыре и более ошибки 0

ГК2 Соблюдение пунктуационных норм

Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более двух ошибок

1

Допущены три-четыре ошибки 0,5

Допущено пять и более ошибок 0

ГК3 Соблюдение грамматических норм

Грамматических ошибок нет, или допущена одна ошибка

1

Допущены две ошибки 0,5

Допущено три и более ошибки 0

ГК4 Соблюдение речевых норм

Речевых ошибок нет, или допущено не более двух ошибок

1

Допущены три-четыре ошибки 0,5

Допущено пять и более ошибок 0

ФК1 Фактическая точность письменной речи

Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет

1

Допущена одна ошибка в изложении материала или употреблении терминов

0,5

Допущено две и более ошибки в изложении материала или употреблении терминов

0

Максимальное количество баллов за сочинение и изложение по

критериям ФК1, ГК1–ГК4

5

Изложение.

Чтобы оценить доброту и понять ее значение, надо непременно самому испытать ее. Надо воспринять луч чужой доброты и пожить в нем. Надо почувствовать, как луч этой доброты овладевает сердцем, словом и делами всей жизни. Доброта приходит не по обязанности, не в силу долга, а как дар.

Чужая доброта – это предчувствие чего-то большего, во что даже не сразу верится; это теплота, от которой сердце согревается и приходит в ответное движение. Человек, раз испытавший доброту, не может не ответить рано или поздно, уверенно или неуверенно своею добротою.

Это великое счастье – почувствовать в своем сердце огонь доброты и дать ему волю в жизни. В этот миг, в эти часы человек находит в себе своё лучшее, слышит пение своего сердца. Забывается «я» и «своё», исчезает чужое, ибо оно становится «моим» и «мною», и для вражды и ненависти не остаётся места в душе.

Микротемы:

1.Чтобы оценить доброту и понять ее значение, надо непременно самому испытать         ее, пожить в лучах чужой доброты.

  1. От чужой теплоты согревается сердце, и оно не может не ответить взаимностью.
  2. Почувствовать огонь доброты— это великое счастье.

 

 

Вариант 1

Инструкция по выполнению работы

КИМ состоит из 3 частей, включающих в себя 9 заданий. На выполнение  отводится 2 урока.

Часть 1 включает в себя 1 задание и представляет собой письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение).Часть 2  состоит из 7 (2-8) заданий.  Ответами к заданиям   является слово (несколько слов) или последовательность цифр. Ответ запишите   в бланк ответов № 1. Задание части 3 выполняется на основе того же текста, который Вы читали, работая над заданиями части 1. Приступая к части 3 работы, выберите одно из трёх предложенных заданий (9.1, 9.2 или 9.3) и дайте письменный развёрнутый аргументированный ответ. Это задание выполняется на бланке ответов № 2. Все бланки заполняются яркими чёрными чернилами.  Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов. После завершения работы проверьте, чтобы ответ к каждому заданию в бланках ответов № 1 и № 2 был записан под правильным номером. Желаем успеха! 

Соотношение тестового балла и аттестационной отметки:

Тестовый балл

Аттестационная отметка

29-33

5

23-28

4

15-22

3

0-14

2

Часть 1.

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.  Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.  Объём изложения – не менее 70 слов.  Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Часть 2.

 Ответами к заданиям 2–8 являются слово (несколько слов), или последовательность цифр, которые следует записать в поле ответа.

2. Выполните синтаксический анализ предложений текста. Прочитайте текст.

(1)Нет другого способа так же плотно утонуть и раствориться в синем небе, чем когда лежишь на траве. (2)Так тонет свинцовая гирька, если её положить на поверхность моря. (З)Так тонет напряжённый воздушный шарик, когда его выпустишь из рук. (4)Но разве есть у них та же стремительность, та же лёгкость, та же скорость, что у человеческого взгляда, когда он тонет в беспредельной синеве летнего неба? (5)Для этого надо лечь на траву и открыть глаза.

(6)Тут вместе с небом видишь и ещё что-нибудь земное, ближайшее, какую-нибудь подробность.

Укажите варианты ответов, в которых верно определены сложные предложения, одна из частей которых — односоставное определённо-личное предложение.

Запишите номера ответов.

1) предложение 1

2) предложение 2

3) предложение 3

4) предложение 4

5) предложение 6

3. Выполните пунктуационный анализ предложения. Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять двоеточия.

Чёртово игрище в Волгоградской области (1) это песчаный кратер, находящийся в степи. Поднимешься по склону на вершину кратера (2) дух захватывает от космического пейзажа (3) оранжево-розовый песок переливается на солнце всеми цветами радуги.

Уйти отсюда просто невозможно (4) открывшаяся картина завораживает. Песок в кратере многослойный, и каждый слой имеет свой цвет (5) розовый, лимонно-жёлтый, сиреневый, алый, тёмно-вишнёвый... В научных статьях пишут (6) «Чёртово игрище — древний подводный палеовулкан, оставшийся с тех пор, когда здесь было море». Пожалуй, учёные правы (7) при раскопках здесь можно найти морские ракушки.

4. Выполните синтаксический анализ словосочетания. Замените словосочетание «жил без забот», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

5. Выполните орфографический анализ слов. Среди приведённых ниже выделенных слов есть слово, написание которого иллюстрирует правило орфографии: «В суффиксах причастий, образованных от глаголов совершенного вида, пишется НН». Найдите это слово. Запишите номер ответа.

1) соломенный

2) барабанный

3) временный

4) решённая

5) стеклянный

Прочитайте текст и выполните задания 6—9.

(1)Светку Сергееву мы не любили за то, что она рыжая, что голос у неё ужасно пронзительный. (2)Жила Светка с матерью и двумя сестрёнками. (З)Одевались они понятно как — ведь едва концы с концами сводили. (4)Но наши девчонки трудности Рыжухи во внимание не принимали и презирали её ещё и за единственные потёртые джинсы.

(5)Очень любили мы походы на озеро. (6)Все дни напролёт мы с Женькой рыбачили, а вечером нам половить не удавалось из-за Рыжухи.

(7) Вечером возьмёт Светка лодку, выгребет на середину озера и начинает выть.

(8) Вернее, она пела, но мы это пением не называли. (9)Высокий голос Рыжухи раздавался далеко по озеру, и клевать у нас переставало...

(10)Выла Рыжуха час-полтора.

— (11)Дура рыжая, — кривила губы рассерженная Маринка Быкова. — (12)И чего она с нами прётся? (13)Выла бы себе дома.

(14) А голос Рыжухи всё раздавался, и, казалось, было в нём что-то родственное с начинающей расти травой, лёгкими перистыми облаками, тёплым туманным воздухом...

(15) В день последнего экзамена Нинка Пчёлкина устроила запись желающих в очередной поход.

(16) Женька подвалил к Рыжухе и сказал:

— (17)Рыжуха, сделай доброе дело, а? (18)Не езди с нами в поход!

— (19)Я с вами поеду, — высоким дрожащим голосом сказала Рыжуха, — а буду отдельно.

(20)Опять отдельно от всех будет на озере выть! (21)Женька отошёл от Рыжей и прошептал мне:

— (22)В этот поход я Рыжую не пущу, или я буду не я.

(23) Он торжествующе посмотрел на Светку, словно уже добился своего...

(24) Мы устроились на палубе теплохода. (25)Рыжуха сидит на краю скамейки, рядом с ней — пустое пространство.

(26)3а минуту до того, как отчалить, к Рыжухе подходит Женька.

— (27)Это твоя сумка? — спрашивает Женька и кивает на допотопную сумку.

— (28)Моя, — отвечает Светка.

— (29)Алле хоп! — восклицает Женька, хватая сумку, и бежит с ней по палубе, и мы слышим, как он кричит уже с причала:

— (З0)Эй, Рыжая! (31)Вон где твоя сумочка!

(32)Женька ставит сумку на пол и мчится обратно. (ЗЗ)Рыжуха сидела-сидела, потерянно глядя в пол, потом как вскочит — и к выходу. (34)Еле успела на берег, теплоход сразу же отчалил.

(35)Женька Светке рукой машет и орёт:

— (36)До свиданья, Рыжая! (37)Нельзя тебе на озеро, ты рыбу распугиваешь!

(38) А девчонки давай Женьку хвалить, что он так ловко с Рыжухой устроил.

(39) Чего девчонки радовались, я, честно говоря, не понял. (40)Ведь вместе со всеми Рыжуха и не бывала — недаром её ни на одной фотографии нет. (41)Бродила одна по лугам, одна у костра сидела, когда все уже по палаткам расходились, ела то, что с собой из дома брала.

(42)В начале похода она свои припасы на общий стол выкладывала, но её хлеб с маргарином и яйца Маринка Быкова брезгливо в сторону отодвигала.

(43) Теплоход ещё толком не отошёл от города, а мы о Рыжухе уже забыли...

(44) В десятый класс Рыжая не пошла. (45)Классная сказала, что она поступила в музыкальное училище.

(46) А ещё через пять лет я начал учиться в одном из петербургских вузов и познакомился с девушкой, которая повела меня в Мариинку на оперу.

(47) В первые минуты спектакля на сцене появилась роскошная золотоволосая красавица с белейшей кожей. (48)Когда же она запела высоким, удивительно знакомым голосом, меня мгновенно бросило в пот.

— (49)Рыжуха! — ахнул я. — (50)Мы с ней в одном классе учились!

— (51)Что ты говоришь?! (52)Это наша восходящая звезда!

— (53)Как её звать? — ещё на что-то надеясь, спросил я.

— (54)Светлана Сергеева.

(55) Весь спектакль я просидел, не шелохнувшись, не понимая, чего больше было в моём сердце — восторга или стыда.

(56) После спектакля Наташа предложила:

— (57)Может, пойдёшь за кулисы? (58)Ей приятно будет увидеть своего одноклассника.

— (59)Нет, давай в другой раз, — скромно ответил я.

(60) Мне меньше всего хотелось встречаться с Рыжухой с глазу на глаз.

(61) По дороге довольно вяло я рассказывал Наташе о Светке, о том, как пела она на озере.

(62)Теперь я не говорил, что она «выла». (63)Мой авторитет в глазах знакомой значительно вырос.

— (64)Надо же! — удивлялась Наташа. — (65)С Сергеевой в одном классе учился!

(66)Я плохо её слушал: я думал о том, что не Светка рыжая. (67)Светка оказалась золотой. (68)А рыжие мы. (69)Весь класс рыжий.

(По Е. Габовой*)

* Елена Габова — современный писатель.

6. Проанализируйте содержание текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Светка с матерью и двумя сестрёнками жила бедно.

2) Одноклассники сочувствовали Светке, помогали ей.

3) Светка поступила в музыкальное училище.

4) Во время концерта рассказчик испытывал только восторг от увиденного и услышанного.

5) Рассказчику очень хотелось встретиться со Светкой после концерта.

7. Проанализируйте средства выразительности в тексте. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

1) А голос Рыжухи всё раздавался, и, казалось, было в нём что-то родственное с начинающей расти травой, лёгкими перистыми облаками, тёплым туманным воздухом...

2) Бродила одна по лугам, одна у костра сидела, когда все уже по палаткам расходились, ела то, что с собой из дома брала.

3) А ещё через пять лет я начал учиться в одном из петербургских вузов и познакомился с девушкой, которая повела меня в Мариинку на оперу.

4) В первые минуты спектакля на сцене появилась роскошная золотоволосая красавица с белейшей кожей.

5) Мой авторитет в глазах знакомой значительно вырос.

8. Выполните лексический анализ слова. Найдите в тексте контекстный антоним к слову ЗОЛОТОЙ (предложение 67). Напишите этот антоним.

Часть 3.

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.

9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Игоря Григорьевича Милославского: «Основной приём, выражающий желание говорящего внедрить в сознание слушающего именно свою оценку ситуации, — это выбор слов, содержащих оценочный элемент».

Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Светка оказалась золотой. А рыжие мы. Весь класс рыжий».

Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.3 Как Вы понимаете значение слова ЖЕСТОКОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое жестокость?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Вариант 2

Инструкция по выполнению работы

КИМ состоит из 3 частей, включающих в себя 9 заданий. На выполнение  отводится 2 урока.

Часть 1 включает в себя 1 задание и представляет собой письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение).Часть 2  состоит из 7 (2-8) заданий.  Ответами к заданиям   является слово (несколько слов) или последовательность цифр. Ответ запишите   в бланк ответов № 1. Задание части 3 выполняется на основе того же текста, который Вы читали, работая над заданиями части 1. Приступая к части 3 работы, выберите одно из трёх предложенных заданий (9.1, 9.2 или 9.3) и дайте письменный развёрнутый аргументированный ответ. Это задание выполняется на бланке ответов № 2. Все бланки заполняются яркими чёрными чернилами.  Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов. После завершения работы проверьте, чтобы ответ к каждому заданию в бланках ответов № 1 и № 2 был записан под правильным номером. Желаем успеха!

Соотношение тестового балла и аттестационной отметки:

Тестовый балл

Аттестационная отметка

29-33

5

23-28

4

15-22

3

0-14

2

Часть 1.

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.  Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.  Объём изложения – не менее 70 слов.  Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Часть 2.

Ответами к заданиям 2–8 являются слово (несколько слов), или последовательность цифр, которые следует записать в поле ответа.

2 Синтаксический анализ предложений текста. Прочитайте текст.

(1)Поиски Ноева ковчега на горе Арарат обречены на неудачу, потому что Ной никогда туда не причаливал: по мнению исследователей, современный Арарат — не то место, которое упоминается в Библии. (2)Предпринятый учёными исторический экскурс показал, что в ветхозаветные времена и даже в эпоху раннего христианства не было географического названия «гора Арарат», а было словосочетание «горы Араратские». (З)Так называлась южная часть Армянского нагорья, расположенная в пределах современного Иракского Курдистана. (4)Когда-то здесь находилось Араратское царство, или Урарту. (5)А поскольку царство было гористым и труднопроходимым со стороны Ассирии, то ассирийцы горы между Урарту и своей страной называли Урартийскими (Араратскими) горами.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста.

1) которое упоминается (предложение 1)

2) не было названия «гора Арарат» (предложение 2)

3) южная часть нагорья называлась (предложение 3)

4) Урарту находилось (предложение 4)

5) царство было гористым и труднопроходимым (предложение 5)

3. Выполните пунктуационный анализ предложения. Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Русский учёный и изобретатель в области аэродинамики (1) ракетодинамики (2) теории самолёта и дирижабля (3) основоположник современной космонавтики Константин Эдуардович Циолковский (4) разработал теорию многоступенчатого ракетостроения (5) решил важные задачи (6) связанные с движением ракет в неоднородном поле тяготения (7) посадкой космического аппарата на поверхность планет (8) лишённых атмосферы (9) выдвинул идеи о создании ракеты — искусственного спутника Земли (10) и околоземных орбитальных станций.

4. Выполните синтаксический анализ словосочетания. Замените словосочетание «смотреть завистливо», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

5. Выполните орфографический анализ слов. Среди приведённых ниже выделенных слов есть слово, написание которого иллюстрирует правило орфографии: «Глаголы I спряжения в форме 3-го лица единственного числа в настоящем времени в личных окончаниях имеют букву Е». Найдите это слово. Запишите номер ответа.

1) барабан..т (дождь)

2) побре..т (бороду)

3) прикле..т (марку)

4) услыш..т (звуки)

5) выгон..т (из дома)

Прочитайте текст и выполните задания 6—9.

(1)Он растяпа, этот Вовка. (2)Олег же его предупреждал! (3)Деревенские ребята хорошие, но их надо авторитетом брать, после этого они станут друзьями — во!

(4)А с авторитетом вот что вышло.

(5)Олег-то в Ольшанке сто раз был. (6)Он только вылез из автобуса, и к нему сразу кинулись мальчишки: Минтин, Витёк и Егорка. (7)Расхватали вещи и понесли к дому его родни.

(8)А у самого дома на Вовку пошёл какой-то сивобородый козёл. (9)Чего козёл Сивка от Вовки хотел, неизвестно, и Вовка на всякий случай попятился, споткнулся и шлёпнулся прямо в грязь.

(10)Витёк и Минтин ка-ак захохочут, за ними — самый маленький — Егорка. (11)А Вовка от стыда готов был провалиться сквозь землю.

(12)После обеда Минтин с Витьком повели компанию в лес в свой «фирменный» малинник.

(13)Вскарабкавшись на обрыв по узенькой тропе, они очутились на заброшенной вырубке. (14)Это и был малинник: запах малины, жара и шмелиное жужжание...

(15)Когда наелись малины, повернули назад и по дороге решили зайти в старый парк.

(16)Одна из аллей шла в самый глухой угол парка. (17)Там стояла бывшая барская контора, которая смотрела на прохожих пугающе чёрными пустыми окнами.

(18)Солнце уже клонилось к закату, и было совсем по-вечернему.

– (19)Здесь чёрт живёт, — неожиданно сказал Минтин, — это все наши старики знают.

– (20)Там, — указал пальцем в небо Олег, — космонавты круглосуточно вкалывают, а у вас — черти!

(21)Олег пихнул Вовку коленом и губами показал: «Авторитет!..» (22)А вслух сказал:

– (23)Вовка, сходи в разведку и выведи этого чёрта на чистую воду.

(24)Вовка поморщился… (25)А может, правда там кто-нибудь есть?

– (26)Я с тобой пойду! — закричал Егорка.

– (27)Вдвоём и дурак сходит, — отрезал Олег. — (28)Или ты один иди, или я один.

– (29)Ладно, пошёл я, — сказал Вовка.

(30)Он понимал: Олег точно уж пойдёт вместо него, но тогда — хоть в другую школу уходи.

(31)Вовка медленно зашагал к чёрному входу и замер. (32)Он зажмурил глаза, досчитал до пяти и вошёл. (33)Его охватила холодная, как вода, тьма. (34)Сердце стучало у самого горла... (35)Но глаза понемногу привыкли, и тьма немного рассеялась. (36)Он глянул в самый тёмный угол — прямо на него смотрели жуткие золотые глаза. (37)Ох и взвизгнул он, а потом засмеялся мелким, как дрожь, смехом и пошёл на эти глаза, ведь он разглядел под ними знакомую сивую бороду.

– (38)Сивка, — с облегчением произнёс Вовка.

– (39)Молоток, старик! (40)Теперь ты легенда, Минтин по всей деревне разнесёт, — как-то даже с завистью сказал Олег.

– (41)А, пустяки, главное, мы Сивку домой привели, — ответил Вовка и немного, конечно, соврал.

(42)Но он рад был происшествию, потому что Витёк его зауважал и Сивка оказался Сивкой, а не чем-то вроде...(По В. И. Одноралову) * 

Одноралов Владимир Иванович (род. в 1946 г.) — оренбургский поэт, прозаик, публицист и детский писатель.

6. Анализ содержания текста.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Вовка хотел доказать ребятам, что в век, когда люди летают в космос, глупо верить в чертей.

2) Вовка хотел найти козла Сивку, отвести его домой и этим заслужить благодарность хозяев животного.

3) После того как ребята наелись малины, они решили заглянуть в старый парк.

4) Вовке пришлось пойти в заброшенную контору из-за боязни прослыть трусом.

5) В деревне ходили легенды, что в бывшей барской конторе чёрт живёт.

7. Анализ средств выразительности.

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.

1) А Вовка от стыда готов был провалиться сквозь землю.

2) Там стояла бывшая барская контора, которая смотрела на прохожих пугающе чёрными пустыми окнами.

3) Его охватила холодная, как вода, тьма.

4) Он глянул в самый тёмный угол — прямо на него смотрели жуткие золотые глаза.

5) Ох и взвизгнул он, а потом засмеялся мелким, как дрожь, смехом и пошёл на эти глаза, ведь он разглядел под ними знакомую сивую бороду.

8. Лексический анализ.

Найдите в тексте синоним к слову ЗАШАГАЛ (предложение 31). Напишите этот синоним.

9. Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.

9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного российского филолога

О. Н. Емельяновой: «Авторская речь обладает не только изобразительностью, но и выразительностью и характеризует не только объект высказывания, но и самого говорящего». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами С. И. Львовой.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Но он рад был происшествию, потому что Витёк его зауважал и Сивка оказался Сивкой, а не чем-то вроде...».

Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.3 Как Вы понимаете значение словосочетания НЕУВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое неуверенность в себе», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Вариант 3

Инструкция по выполнению работы

КИМ состоит из 3 частей, включающих в себя 9 заданий. На выполнение  отводится 2 урока.

Часть 1 включает в себя 1 задание и представляет собой письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение).Часть 2  состоит из 7 (2-8) заданий.  Ответами к заданиям   является слово (несколько слов) или последовательность цифр. Ответ запишите   в бланк ответов № 1. Задание части 3 выполняется на основе того же текста, который Вы читали, работая над заданиями части 1. Приступая к части 3 работы, выберите одно из трёх предложенных заданий (9.1, 9.2 или 9.3) и дайте письменный развёрнутый аргументированный ответ. Это задание выполняется на бланке ответов № 2. Все бланки заполняются яркими чёрными чернилами.  Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов. После завершения работы проверьте, чтобы ответ к каждому заданию в бланках ответов № 1 и № 2 был записан под правильным номером. Желаем успеха!

Соотношение тестового балла и аттестационной отметки:

Тестовый балл

Аттестационная отметка

29-33

5

23-28

4

15-22

3

0-14

2

Часть 1.

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.  Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.  Объём изложения – не менее 70 слов.  Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Часть 2.

 Ответами к заданиям 2–8 являются слово (несколько слов), или последовательность цифр, которые следует записать в поле ответа.

2. Синтаксический анализ. Прочитайте текст.

(1)Обнаружено, что специфический блеск крыльев бабочек обусловлен фотонными кристаллами. (2)Так, чешуйки крыльев бабочек, содержащие эти микроскопические структуры, действуют так же, как и специальная система зеркал в светодиодах. (3)Например, одна из южноамериканских бабочек имеет синюю окраску крыльев, что в природе встречается крайне редко и может быть объяснено только тем, что её огромные крылья покрыты фотонными кристаллами. (4)Одно из доказательств этого – опыт с капелькой спирта, попавшей на крыло бабочки, когда спирт меняет показатель преломления окружающей его среды. (5)Это, в свою очередь, приводит к изменению окраски крыла с синей на зелёную. (6)Окончательно фотонная природа цветных переливов крыльев бабочки была подтверждена при помощи электронного микроскопа.

Какие из перечисленных грамматических основ являются верными? Укажите номера ответов.

1) обнаружено (предложение 1)

2) микроскопические структуры (предложение 2)

3) крылья покрыты (предложение 3)

4) это приводит к изменению (предложение 5)

5) показатель меняет (предложение 4)

3. Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Погоду как будто сглазили(1) нынче весь день льет (2) не прекращающийся ни на минуту (3) дождь(4) который начался еще со вчерашнего дня (5) однако мы(6) по счастью (7) вернулись вовремя (8) к ужину.

4. Синтаксический анализ.

Замените словосочетание «трели соловья», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

5. Орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) НЕ ЗНАЯ — НЕ с глаголом всегда пишется раздельно

2) НЕЧИЩЕНЫЙ пол – полное причастие с приставкой –НЕ- пишется слитно

3) В ТЕЧЕНИЕ года - предлог пишется раздельно и оканчивается на Е

4) СЛЫШИМЫЙ — в суффиксе страдательного причастия, образованного от глагола I спряжения, пишется буквы И

5) ДЕВЧОНКА — в суффиксе существительного после шипящего под ударением пишется О

Прочитайте текст и выполните задания 6—9.

– (1)Няня, где Жучка? — спрашивает Тёма.

– (2)Жучку в старый колодец бросил какой-то ирод, — отвечает няня. — (3)Весь день, говорят, визжала, сердечная...

(4)Мальчик с ужасом вслушивается в слова няни, и мысли роем теснятся в его голове. (5)У него мелькает масса планов, как спасти Жучку, он переходит от одного невероятного проекта к другому и незаметно для себя засыпает. (6)Он просыпается от какого-то толчка среди прерванного сна, в котором он всё вытаскивал Жучку, но она срывалась и вновь падала на дно колодца.

(7)Решив немедленно идти спасать свою любимицу, Тёма на цыпочках подходит к стеклянной двери и тихо, чтобы не произвести шума, выходит на террасу. (8)На дворе светает.

(9)Подбежав к отверстию колодца, он вполголоса зовёт:

– (10)Жучка, Жучка!

(11)Жучка, узнав голос хозяина, радостно и жалобно визжит.

– (12)Я сейчас тебя вызволю, — кричит он, точно собака понимает его.

(13)Фонарь и два шеста с перекладиной внизу, на которой лежала петля, начали медленно спускаться в колодец. (14)Но этот так хорошо обдуманный план неожиданно лопнул: как только приспособление достигло дна, собака сделала попытку схватиться за него, но, потеряв равновесие, свалилась в грязь.

(15)Мысль, что он ухудшил положение дела, что Жучку можно было ещё спасти и теперь он сам виноват в том, что она погибнет, заставляет Тёму решиться на выполнение второй части сна — самому спуститься в колодец.

(16)Он привязывает верёвку к одной из стоек, поддерживающих перекладину, и лезет в колодец. (17)Он сознаёт только одно: времени терять нельзя ни секунды.

(18)На мгновенье в душу закрадывается страх, как бы не задохнуться, но он вспоминает, что Жучка сидит там уже целые сутки. (19)Это успокаивает его, и он спускается дальше.

(20)Жучка, опять усевшаяся на прежнее место, успокоилась и весёлым попискиванием выражает сочувствие безумному предприятию. (21)Это спокойствие и твёрдая уверенность Жучки передаются мальчику, и он благополучно достигает дна.

(22)Не теряя времени, Тёма обвязывает вожжами собаку, затем поспешно карабкается наверх. (23)Но подниматься труднее, чем спускаться! (24)Нужен воздух, нужны силы, а того и другого у Тёмы уже мало. (25)Страх охватывает его, но он подбадривает себя дрожащим от ужаса голосом:

– (26)Не надо бояться, не надо бояться! (27)Стыдно бояться! (28)Трусы только боятся! (29)Кто делает дурное — боится, а я дурного не делаю, я Жучку вытаскиваю, меня мама с папой за это похвалят.

(30)Тёма улыбается и снова спокойно ждёт прилива сил. (31)Таким образом, незаметно его голова высовывается наконец над верхним срубом колодца. (32)Сделав последнее усилие, он выбирается сам и вытаскивает Жучку. (33)Но теперь, когда дело сделано, силы быстро оставляют его, и он падает в обморок.

 

(По Н. Гарину-Михайловскому) *

 

Гарин-Михайловский Николай Георгиевич (1852—1906) — русский писатель. Самым известным его произведением стала повесть «Детство Тёмы», с которой он начал своё литературное творчество.

6. Анализ содержания текста.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Сначала план по спасению Жучки не удалось реализовать, поэтому пришлось совершать вторую попытку.

2) Мальчик испытывал сострадание к попавшему в беду беспомощному животному.

3) Мальчику хотелось испытать свои силы.

4) Когда Тёма спас Жучку, он упал в обморок.

5) Тёма любил захватывающие и опасные приключения, поэтому решил спасти Жучку.

7. Анализ средств выразительности.

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

1) Решив немедленно идти спасать свою любимицу, Тёма на цыпочках подходит к стеклянной двери и тихо, чтобы не произвести шума, выходит на террасу.

2) Подбежав к отверстию колодца, он вполголоса зовёт: — Жучка, Жучка!

3) Не теряя времени, Тёма обвязывает вожжами собаку, затем поспешно карабкается наверх.

4) Но этот так хорошо обдуманный план неожиданно лопнул...

5) Мальчик с ужасом вслушивается в слова няни, и мысли роем теснятся в его голове.

8. Лексический анализ.

Найдите в тексте антоним к слову спускаться (предложение 13). Напишите этот антоним.

9. Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.

 

9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста Е. В. Джанджаковой: «Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Е. В. Джанджаковой.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «– Я сейчас тебя вызволю! — кричит он, точно собака понимает его».

Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

9.3 Как Вы понимаете значение слова ДОБРОТА?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое доброта», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Соотношение тестового балла и аттестационной отметки:

Тестовый балл

Аттестационная отметка

29-33

5

23-28

4

15-22

3

0-14

2

* Русский язык

Отметка «4» выставляется, если ученик набрал от 23 до 28 баллов, из них не менее 4 баллов за грамотность (по критериям ГК1–ГК4). Если по критериям ГК1–ГК4 учащийся набрал менее 4 баллов, выставляется отметка «3».

Отметка «5» выставляется, если ученик набрал от 29 до 33 баллов, из них не менее 6 баллов за грамотность (по критериям ГК1–ГК4). Если по критериям ГК1–ГК4 учащийся набрал менее 6 баллов, выставляется отметка «4».

КЛЮЧИ:

1вариант        

2.-135
3.-34567
4.-жилбеззаботно
5.-4
6.-13
7.-14
8.-рыжий

2вариант

2.-15
3.-12356789
4.-смотреть с завистью
5.-2
6.-345
7.-35
8.-пошел

3вариант

2.13

3.145678

4.соловьиные трели

5.35

6.124

7.45

8.подниматься/ карабкаться

Анализ мониторинга уровня качества предметной подготовки

по  _________________________

Учитель  ________________________________________

Таблица 1

Класс

Дата проведения

Результаты

По списку

Писали

Оценки

%

успевае

мости

% качества

Средний балл

«5»

«4»

«3»

«2»

ИТОГО:

Таблица 2

 

Часть 1

Часть 2

Часть 1

Часть 2

 

Тестовые задания 2-11

Сочинение 9.1, 9.2, 9.3

Фамилия, имя

2

3

4

5

6

7

8

Толкование значения слова

Наличие примеров-аргументов

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность

изложения   

Композиционная стройность работы   

Соблюдение орфографических норм

Соблюдение пунктуационных норм

Соблюдение грамматических норм

Соблюдение речевых норм

Фактическая точность письменной речи

кол-во слов

отметка

Итого справились

Не справились

Не приступили

Таблица 3

Класс

Задания 1 уровня (указать кол-во справившихся)

Задания 2 уровня

(указать кол-во справившихся)

Класс

Типичные ошибки (указать ошибку и кол-во допустивших данную ошибку)

Предполагаемые причины

Учащиеся, набравшие наибольшее количество баллов_______________________

Учащиеся, набравшие наименьшее количество баллов_______________________

Таблица 4

Предметные затруднения учащихся, получивших неудовлетворительную отметку

Класс

ФИ учащегося

Предметное затруднение

Плохо усвоены темы:

Работа на уроке: активно, пассивно

Выполнение домашних работ: да, нет, периодически

Наличие школьных предложений: в наличии, отсутствуют систематически, отсутствуют периодически

Посещение предметных консультаций: да, нет, периодически

Выполнение дополнительных заданий: да, нет, периодически

Участие во внеурочной деятельности по предмету:

да, нет, периодически

Пропуски уроков без уважительной причины: да, нет, периодически

Контроль со стороны родителей (законных представителей) за учебной деятельностью учащегося: да, нет, периодически

Причины неуспеваемости, по мнению педагогов, работающих с учащимся **:

** Причины неуспеваемости, по мнению педагогов, работающих с учащимся

  • педагогические (низкая интенсивность учебной деятельности; низкая эффективность учебной деятельности; пропуски занятий; отсутствие дифференцированного подхода со стороны учителя; недостаток контроля со стороны родителей)
  • психологические (несформированность мотивов учебной деятельности; недисциплинированность; нарушения в эмоционально – волевой сфере;
  •  большие пробелы в знаниях; большие пробелы в учебных умениях и навыках; большие пробелы в учебных умениях и навыках; низкий уровень познавательных способностей)

Руководитель ШМО ______________________/_________________________

Учитель - предметник ____________________/_________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольно - измерительные материалы по предмету «Русский язык», 6 класс (6 вид, 3 вариант)

Контрольно - измерительные материалы по предмету "Русский язык", 6 класс (6 вид, 3 вариант)...

КОНТРОЛЬНО – ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ по предмету «Русский язык» за I полугодие 2021-2022 учебного года для 6-х классов

Контрольно-измерительные материалы направлены на проверку знаний, умений и навыков учащихся 5 классов за 1 полугодие по предмету «Русский язык».   Время выполнения варианта ...

КОНТРОЛЬНО – ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ по предмету «Русский язык» за 1 полугодие 2021-2022 учебного года для 7-х классов

Данные контрольно-измерительные материалы составлены для оценивания учебных достижений учащихся 7 классов по русскому языку.Задания составлены с учетом возрастных особенностей учащихся, а также с учет...

КОНТРОЛЬНО – ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ по предмету «Русский язык» за год 2021-2022 учебного года для 7-х классов

Данные контрольно-измерительные материалы составлены для оценивания учебных достижений учащихся 7 классов по русскому языку.Задания составлены с учетом возрастных особенностей учащихся, а также с учет...

КОНТРОЛЬНО – ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ по предмету «Русский язык» за 1 полугодие 2021-2022 учебного года для 8-х классов

Цель проведения работы - мониторинг уровня качества предметной подготовки обучающихся 8-х классов в форме тестирования, краткого и развернутого ответа на вопрос за 1 полугодие учебного года....