План внеурочной деятельности по русскому языку в 9м классе
рабочая программа по русскому языку (9 класс)
План работы на кружке в 9м классе по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9y_klass_kruzhok.doc | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по русскому языку
Рабочая программа составлена на основе Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений (авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский) и материалов учебного справочного пособия «Говорим и пишем грамотно. Лексические и грамматические нормы русского литературного языка» (автор Н.Н. Соловьёва). В нем представлено примерное распределение учебных часов по темам курса, содержание.
Рабочая программа выполняет две основные функции.
Иформационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителя, и предоставляет возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.
Срок реализации программы 1 год.
Общая характеристика программы.
Кружок предназначен для учащихся 9 класса. На занятия выделяется 1 час в неделю (34 часа в год), в соответствии с чем и составлена данная программа.
Она предусматривает изучение отдельных вопросов, непосредственно примыкающих к основному курсу русского языка. Программа предусматривает доступность излагаемого материала для учащихся и планомерное развитие их интереса к предмету.
Большое внимание уделяется выполнению заданий творческого характера, что позволяет развивать у школьников логическое мышление и формирует навыки осознанного грамотного письма и говорения.
Изучение программного лингвистического материала позволяет корректировать собственную речь в соответствии с лексическими и грамматическими нормами русского литературного языка, что поможет впоследствии при написании сочинения-рассуждения на итоговой аттестации.
Цели и задачи кружка
Стремление быть признанным в обществе, оцененным им, а также когнитивная потребность в информации и знаниях могут быть реализованы лишь через речевую деятельность и зависят от умений и навыков развития коммуникативных умений выпускников.
Новая форма государственной итоговой аттестации в 9 классе по русскому языку предъявляет высокие требования к сформированности текстовой компетенции учащихся на основе усвоенных ими знаний и умений по предмету (создание текста-рассуждения)
Цели занятий кружка:
- совершенствование культуры устной и письменной речи учащихся;
- работа над повышением грамотности.
Задачи кружка:
-расширить лингвистические знания в сфере лексических и грамматических норм;
- углубить понимание нормативности качеств речи, имеющих отношение к оформлению ее содержания и построения;
- помочь использовать сформированные лингвистические знания для объяснения высказывания;
-научить с опорой на прочитанный текст давать определение понятиям, анализировать, классифицировать, систематизировать, обобщать, делать выводы;
- совершенствовать умения по созданию грамотного речевого высказывании
Содержание программы
1.Лексические нормы русского литературного языка
Лексическое значение слова. Прямое и переносное значение слова. Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, фразеологизмы.
2.Грамматические нормы русского литературного языка
-Род и склонение существительных. Варианты окончаний падежных форм имен существительных в единственном и множественном числе. Склонение собственных имен существительных.
-Имя прилагательное. Формы степеней сравнения прилагательных. Образование краткой формы имен прилагательных.
-Имя числительное. Склонение имен числительных.
-Употребление местоимений.
-Глагол. Образование личных форм глаголов 1 и 2 лица единственного числа. Глаголы настоящего, прошедшего, будущего времени изъявительного наклонения. Формы прошедшего времени глаголов на –нуть. Варианты форм повелительного наклонения глаголов 2лица единственного числа. Однокоренные глаголы на –еть, -ить.
-Причастие. Образование причастий. Формы причастий прошедшего времени от бесприставочных и приставочных глаголов на –нуть.
-Деепричастие. Образование деепричастий, параллельные формы деепричастий.
-Предлог. Употребление предлогов в речи.
3.Синтаксические нормы
Словосочетание и предложение.
4.Стилистические нормы.
Словообразование.
Использование прилагательных, имен числительных, глаголов, предлогов и союзов.
5.Нормативные качества хорошей речи.
Русский литературный язык. Понятие о нормативной речи, ее признаках.
Учебно-тематический план
№ | Тема занятия | Количество часов | Примечание | |
теория | практика | |||
1 | Лексические нормы и отступления от них |
| ||
2 | Трудные для использования в речи слова |
| ||
3 | Слова - синонимы |
| ||
4 | Слова - паронимы |
| ||
5 | Фразеологические и другие устойчивые словосочетания |
| ||
6 | Грамматические нормы и их нарушение |
| ||
7 | Род имен существительных |
| ||
8 | Колебания в роде имен существительных |
| ||
9 | Род несклоняемых имен существительных |
| ||
10 | Род аббревиатур |
| ||
11 12 | Женские соответствия мужским наименованиям лиц Нормы склонений имен существительных |
| ||
!3 | Варианты окончаний имен существительных в форме именительного падежа множественного числа |
| ||
14 | Фразеологические сочетания с формами на –У и словоформы на –У в родительном падеже |
| ||
15 | Сочетания с формами на –У в предложном падеже |
| ||
16 | Окончания существительных мужского рода на твердый согласный в родительном падеже множественного числа | |||
17 | Окончания существительных мужского, женского и среднего рода с основой на мягкий согласный, Ж или шипящий в родительном падеже множественного числа |
| ||
18 | Склонение собственных имен существительных: фамилий и географических названий |
| ||
19 | Формы степеней сравнения имен прилагательных |
| ||
20 | Образование краткой формы имен прилагательных |
| ||
21 | Склонение имен числительных |
| ||
22 | Употребление местоимений |
| ||
23 | Образование личных форм глагола. Формы 1-го лица единственного числа настоящего времени некоторых глаголов |
| ||
24 | Варианты форм повелительного наклонения 2-го лица единственного числа некоторых глаголов |
| ||
25 | Образование форм времени глагола. Формы прошедшего времени глаголов на -НУТЬ |
| ||
26 | Формы настоящего – будущего времени некоторых глаголов |
| ||
27 | Однокоренные глаголы на –ЕТЬ и -ИТЬ |
| ||
28 | Образование причастий |
| ||
29 | Формы причастий прошедшего времени от бесприставочных и приставочных глаголов на -НУТЬ |
| ||
30 | Образование деепричастий.Параллельные формы деепричастий |
| ||
31 | Употребление предлогов в речи |
| ||
32 | Синтаксические нормы и отступления от них |
| ||
33 34 | Стилистические нормы и отступления от них Нормативные качества хорошей речи. Подведение итогов за год |
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в требованиях к уровню подготовки, которые должны быть достигнуты всеми обучащимися, оканчивающими основную школу, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной школы. Эти требования структурированы по трем компонентам: знать – понимать, уметь, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
Планируемые результаты реализации программы
В результате освоения программы кружка обучающиеся должны
знать/понимать:
-смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
-основные единицы языка; их признаки;
-основные нормы русского литературного языка (лексические, грамматические) нормы речевого этикета;
уметь:
-замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка
-прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического и художественного текста;
-создавать устные и письменные высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;
-владеть основными нормами построения устного и письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);
-правильно произносить употребительные слова с учётом вариантов их произношения;
-анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки соблюдения орфоэпических лексических и грамматических норм;
-использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;
-пользоваться разными видами толковых словарей;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-создания устных и письменных высказываний на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;
-пользования разными видами толковых словарей;
- умения аргументировано высказывать свою точку зрения.
Способы определения результативности программы:
-тестирование в течение курса,
-составление контрольного сочинения-рассуждения по окончании учебного года.
Методическое обеспечение и условия реализации программы.
Основными методами работы кружка являются лекции, объяснения, иллюстрирование примерами, выполнение тренировочных заданий, решение лингвистических задач, составление высказываний, текстов, мини-сочинений, сочинений- рассуждений на лингвистическую тему, работа со словарями.
Для реализации программы необходимы методическая литература, учебные пособия, дидактические материалы, толковые словари.
Литература
-Л.Н. Черкасова ОГЭ 2017 Русский язык Сочинение-рассуждение и изложение «Сдаём без проблем», Москва, «Эксмо», 2016
-ОГЭ 2016 Русский язык. Типовые экзаменационные варианты под редакцией И.П. Цыбулько. Москва, «Национальное образование», 2016
-Н.А. Сенина, С.В. Гармаш и др. Русский язык 9 класс «Подготовка к ОГЭ – 2016», Ростов-на- Дону, «Легион», 2016
-Т.М. Пахнова ОГЭ Русский язык 9 класс « Работа с текстом при подготовке к экзамену», Москва, «Экзамен», 2016
-Л.И. Новикова, Л.Ю. Соловьёва «Правописание наречий. 6-9 классы», Москва, «Экзамен», 2016
-Л.И. Новикова «Правописание окончаний различных частей речи 5-9 классы», Москва, «Экзамен», 2015
-Е.А. Влодавская «Комплексный анализ текста» Рабочая тетрадь по русскому языку 9 класс, Москва «Экзамен», 2013
-Е.П. Черногрудова «Тесты по русскому языку 9 класс», Москва «Экзамен», 2013
-Т.И. Павлова, Н.А. Раннева «Сочинение-рассуждение. Творческое задание (часть С) на итоговой аттестации по русскому языку в 9 и 11 классах». Ростов-на-Дону, «Легион», 2013
-Г.Т. Егораева «Практикум по русскому языку. Работаем над сочинением на лингвистическую тему», Москва, «Экзамен», 2013
-Н.А. Сенина «Готовимся к ГИА на уроке и дома». Тренировочная тетрадь. Ростов-на-Дону, «Легион», 2013
-Н.В. Егорова. КИМЫ. Русский язык 9 класс, Москва, «Вако» 2012
-А.Б. Малюшкин. Тестовые задания по русскому языку. 9 класс. ТЦ «Сфера», Москва 2012
-С.И. Львова «Практикум по русскому языку 9 класс», Москва «Просвещение», 2010
-Н.М. Девятова, Е.Ю Гейбух. Русский язык. Экспресс-диагностика. 9 класс. Москва. Национальное образование, 2011
-Л.И. Пучкова, В.И. Капинос. «Тестовые материалы для оценки качества обучения Русский язык 9 класс», -- Москва, «Интеллект-Центр», 2011
-Н.Н. Соловьёва. Лексические и грамматические нормы русского литературного языка. Москва, ОНИКС,
2008
-Е.А.Панова, А.А. Позднякова. «Русский язык». Учебно-справочное пособие. АСТ Астрель. Москва, 2008
-Н.С. Ашукин, М.Г.Ашукина. «Крылатые слова», Москва, «Правда», 1986
-А.Н. Тихонова Т.Л.Беркович. Все трудности русского словообразования. Москва. АСТ Астрель, 2009.
-Л.П.Крысин. 1000 новых иностранных слов. Москва. «АСТ-ПРЕСС», 2010
-А.Н. Булыко. Современный школьный словарь иностранных слов. Москва «Мартин» 2005
-Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. Словарь трудностей русского языка. Москва «Русский язык», 1981
-К.С. Горбачевич. Словарь трудностей русского языка. Санкт-Петербург, «Норинт» 2003
-З.Е.Александрова. Словарь синонимов. «Русский язык», Москва,1986
-О.С. Ахманова. Словарь омонимов. «Русский язык». Москва, 1986
-Т.Л, Фёдорова, О.А.Щеглова. «Орфоэпический словарь русского языка». Москва, 2006
-М.И. Степанова. «Фразеологический словарь русского языка». Санкт-Петербург, 2008
-Р.И.Яранцев. Словарь- справочник по русской фразеологии. Москва, 1981
-Е.А.Левашов. Словарь прилагательных от географических названий. Москва, 1986
-Д.Э. Розенталь. «Управление в русском языке. «Словарь справочник для работников печати. Москва, 1986
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План внеурочной деятельности учителя русского языка "Усиление роли русского языка"
Данный план представляет собой перечень мероприятий, направленных на усиление роли русского языка в процессе образования в основной школе....
Открытое занятие внеурочной деятельности по русскому языку в 5 классе.
Открытое занятие внеурочной деятельности по русскому языку в рамках "Областной экологической коференции" Основная цель: Формирование экологического сознания учащихся 5 класса в рамках внеурочной...
Конспект занятия внеурочной деятельности по русскому языку в 5 классе.
Конспект к презентации Командная игра "Экологический марафон"...
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку для 11 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Говорим и пишем правильно» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и пр...
Внеурочная деятельность по русскому языку в 5 классе
Внеурочная программа по русскому языку составлена по ФГОС...
рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку 5-9 классы
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Учимся работать с текстом"...
План внеурочной деятельности по русскому языку и литературе
План внеурочной деятельности по русскому языку и литературе...