План внеурочной деятельности по русскому языку в 9м классе
рабочая программа по русскому языку (9 класс)

Ерошина Екатерина Владиславовна

План работы на кружке в 9м классе по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9y_klass_kruzhok.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                         Пояснительная записка

       Рабочая программа кружка составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по русскому языку

       Рабочая программа составлена на основе Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений (авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский) и материалов учебного справочного пособия «Говорим и пишем грамотно. Лексические и грамматические нормы русского литературного языка» (автор Н.Н. Соловьёва). В нем представлено примерное распределение учебных часов по темам курса, содержание.

        Рабочая программа выполняет две основные функции.

Иформационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

         Рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителя, и предоставляет возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.

Срок реализации программы 1 год.

                                 Общая характеристика программы.

         Кружок предназначен для учащихся 9 класса. На занятия   выделяется 1 час в неделю (34 часа в год), в соответствии с чем и составлена данная программа.

         Она предусматривает изучение отдельных вопросов, непосредственно примыкающих к основному курсу русского языка. Программа предусматривает доступность излагаемого материала для учащихся и планомерное развитие их интереса к предмету.

         Большое внимание уделяется выполнению заданий творческого характера, что позволяет развивать у школьников логическое мышление и формирует навыки осознанного грамотного письма и говорения.

         Изучение программного лингвистического материала позволяет корректировать собственную речь в соответствии с лексическими и грамматическими нормами русского литературного языка, что поможет впоследствии при написании сочинения-рассуждения на итоговой аттестации.

                                 Цели и задачи кружка

        Стремление быть признанным в обществе, оцененным им, а также когнитивная потребность в информации и знаниях могут быть реализованы лишь через речевую деятельность и зависят от умений и навыков развития коммуникативных умений выпускников.

        Новая форма государственной итоговой аттестации в 9 классе по русскому языку предъявляет высокие требования к сформированности текстовой компетенции учащихся на основе усвоенных ими знаний и умений по предмету (создание текста-рассуждения)

                               Цели занятий кружка:

 - совершенствование культуры устной и письменной речи учащихся;

-  работа над повышением грамотности.

                                 Задачи кружка:

-расширить лингвистические знания в сфере лексических и грамматических норм;

- углубить понимание нормативности качеств речи, имеющих отношение к оформлению ее содержания и построения;

- помочь использовать сформированные лингвистические знания для объяснения высказывания;

-научить с опорой на прочитанный текст давать определение понятиям, анализировать, классифицировать, систематизировать, обобщать, делать выводы;

- совершенствовать умения по созданию грамотного речевого высказывании

                                  Содержание программы

1.Лексические нормы русского литературного языка

Лексическое значение слова. Прямое и переносное значение слова. Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, фразеологизмы.

2.Грамматические нормы русского литературного языка

 -Род и склонение существительных. Варианты окончаний падежных форм имен существительных в единственном и множественном числе. Склонение собственных имен существительных.

 -Имя прилагательное.  Формы степеней сравнения прилагательных. Образование краткой формы имен прилагательных.

 -Имя числительное. Склонение имен числительных.

 -Употребление местоимений.

 -Глагол. Образование личных форм глаголов 1 и 2 лица единственного числа. Глаголы настоящего, прошедшего, будущего времени изъявительного наклонения. Формы прошедшего времени глаголов на –нуть.  Варианты форм повелительного наклонения глаголов 2лица единственного числа. Однокоренные глаголы на –еть, -ить.

 -Причастие. Образование причастий. Формы причастий прошедшего времени от бесприставочных и приставочных глаголов на –нуть.

 -Деепричастие. Образование деепричастий, параллельные формы деепричастий.

 -Предлог. Употребление предлогов в речи.

 3.Синтаксические нормы

 Словосочетание и предложение.

 4.Стилистические нормы.

 Словообразование.

 Использование прилагательных, имен числительных, глаголов, предлогов и союзов.

 5.Нормативные качества хорошей речи.  

 Русский литературный язык. Понятие о нормативной речи, ее признаках.

 

                                  Учебно-тематический план

                                                 Тема занятия

Количество  часов

Примечание

теория

практика

1

Лексические нормы и отступления от них

 

2

Трудные для использования в речи слова

 

3

Слова - синонимы

 

4

Слова - паронимы

 

5

Фразеологические и другие устойчивые словосочетания

 

6

Грамматические нормы и их нарушение

 

7

Род имен существительных

 

8

Колебания в роде имен существительных

 

9

Род несклоняемых имен существительных

 

10

Род аббревиатур

 

11

12

Женские соответствия мужским наименованиям лиц

Нормы склонений имен существительных

 

 

!3

Варианты окончаний имен существительных в форме именительного падежа множественного числа

 

14

Фразеологические сочетания с формами на –У и словоформы на –У в родительном падеже

 

15

Сочетания с формами на –У в предложном падеже

 

16

Окончания существительных мужского рода на твердый согласный в родительном падеже множественного числа

17

Окончания существительных мужского, женского и среднего рода с основой на мягкий согласный, Ж или шипящий в родительном падеже множественного числа

 

18

Склонение собственных имен существительных: фамилий и географических названий

 

19

Формы степеней сравнения имен прилагательных

 

20

Образование краткой формы имен прилагательных

 

21

Склонение имен числительных

 

22

Употребление местоимений

 

23

Образование личных форм глагола. Формы 1-го лица единственного числа настоящего времени некоторых глаголов

 

24

Варианты форм повелительного наклонения  2-го лица единственного числа некоторых глаголов

 

25

Образование форм времени глагола. Формы прошедшего времени глаголов на -НУТЬ

 

26

Формы настоящего – будущего времени некоторых глаголов

 

27

Однокоренные глаголы на –ЕТЬ и -ИТЬ

 

28

Образование причастий

 

29

Формы причастий прошедшего времени от бесприставочных  и приставочных глаголов на -НУТЬ

 

30

Образование деепричастий.Параллельные формы деепричастий

 

31

Употребление предлогов в речи

 

32

Синтаксические нормы и отступления от них

 

33

34

Стилистические нормы и отступления от них

Нормативные качества хорошей речи.

Подведение итогов за год

                                        Результаты обучения  

           Результаты обучения представлены в требованиях к уровню подготовки, которые должны быть достигнуты всеми обучащимися, оканчивающими основную школу, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной школы. Эти требования структурированы по трем компонентам: знать – понимать, уметь, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

              Планируемые результаты реализации программы

В результате освоения программы кружка обучающиеся должны

знать/понимать:

-смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

-основные единицы языка; их признаки;

-основные нормы русского литературного языка (лексические, грамматические) нормы речевого этикета;

уметь:

-замечать в собственной и чужой         речи отступления от норм литературного языка

-прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического и художественного текста;

-создавать устные и письменные высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;

-владеть основными нормами построения устного и письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);

-правильно произносить употребительные слова с учётом вариантов их произношения;

-анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки соблюдения орфоэпических лексических и грамматических норм;

-использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;

-пользоваться разными видами толковых словарей;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-создания устных и письменных высказываний на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;

-пользования разными видами толковых словарей;

- умения аргументировано высказывать свою точку зрения.

           Способы определения результативности программы:

-тестирование в течение курса,

-составление контрольного сочинения-рассуждения по окончании учебного года.

 Методическое обеспечение и условия реализации программы.

Основными методами работы кружка являются лекции, объяснения, иллюстрирование примерами, выполнение тренировочных заданий, решение лингвистических задач, составление высказываний, текстов, мини-сочинений, сочинений- рассуждений на лингвистическую тему, работа со словарями.

Для реализации программы необходимы методическая литература, учебные пособия, дидактические материалы, толковые словари.                    

                     

                       

                 

                                                   Литература

-Л.Н. Черкасова ОГЭ 2017 Русский язык Сочинение-рассуждение и изложение «Сдаём без проблем», Москва, «Эксмо», 2016

 -ОГЭ 2016 Русский язык. Типовые экзаменационные варианты под редакцией И.П. Цыбулько. Москва, «Национальное образование», 2016

-Н.А. Сенина, С.В. Гармаш и др. Русский язык 9 класс  «Подготовка к ОГЭ – 2016», Ростов-на- Дону, «Легион», 2016

-Т.М. Пахнова ОГЭ Русский язык 9 класс « Работа с текстом при подготовке к экзамену», Москва, «Экзамен», 2016

-Л.И. Новикова, Л.Ю. Соловьёва «Правописание наречий. 6-9 классы», Москва, «Экзамен», 2016

-Л.И. Новикова «Правописание окончаний различных частей речи 5-9 классы», Москва, «Экзамен», 2015

-Е.А. Влодавская  «Комплексный анализ текста» Рабочая тетрадь по русскому языку 9 класс, Москва «Экзамен», 2013

-Е.П. Черногрудова «Тесты по русскому языку 9 класс», Москва «Экзамен», 2013

-Т.И. Павлова, Н.А. Раннева «Сочинение-рассуждение. Творческое задание (часть С) на итоговой аттестации по русскому языку в 9 и 11 классах». Ростов-на-Дону, «Легион», 2013

-Г.Т. Егораева «Практикум по русскому языку. Работаем над сочинением на лингвистическую тему», Москва, «Экзамен», 2013

-Н.А. Сенина «Готовимся к ГИА на уроке и дома». Тренировочная тетрадь. Ростов-на-Дону, «Легион», 2013

-Н.В. Егорова. КИМЫ. Русский язык 9 класс, Москва, «Вако» 2012

-А.Б. Малюшкин. Тестовые задания по русскому языку. 9 класс. ТЦ «Сфера», Москва 2012

 -С.И. Львова «Практикум по русскому языку 9 класс», Москва «Просвещение», 2010

-Н.М. Девятова, Е.Ю Гейбух. Русский язык. Экспресс-диагностика. 9 класс. Москва. Национальное образование, 2011

-Л.И. Пучкова, В.И. Капинос. «Тестовые материалы для оценки качества обучения Русский язык 9 класс», -- Москва, «Интеллект-Центр», 2011

 -Н.Н. Соловьёва. Лексические и грамматические нормы русского литературного языка. Москва, ОНИКС,                                

2008

-Е.А.Панова, А.А. Позднякова. «Русский язык». Учебно-справочное пособие. АСТ Астрель. Москва, 2008

-Н.С. Ашукин, М.Г.Ашукина. «Крылатые слова», Москва, «Правда», 1986

-А.Н. Тихонова Т.Л.Беркович. Все трудности русского словообразования. Москва. АСТ Астрель, 2009.

-Л.П.Крысин. 1000 новых иностранных слов. Москва. «АСТ-ПРЕСС», 2010

-А.Н. Булыко. Современный школьный словарь иностранных слов. Москва «Мартин» 2005

-Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. Словарь трудностей русского языка. Москва «Русский язык», 1981

-К.С. Горбачевич. Словарь трудностей русского языка. Санкт-Петербург, «Норинт» 2003

-З.Е.Александрова. Словарь синонимов. «Русский язык», Москва,1986

-О.С. Ахманова. Словарь омонимов. «Русский язык». Москва, 1986

-Т.Л, Фёдорова, О.А.Щеглова. «Орфоэпический словарь русского языка». Москва, 2006

-М.И. Степанова. «Фразеологический словарь русского языка». Санкт-Петербург, 2008

-Р.И.Яранцев. Словарь- справочник по русской фразеологии. Москва, 1981

-Е.А.Левашов. Словарь прилагательных от географических названий. Москва, 1986

-Д.Э. Розенталь. «Управление в русском языке. «Словарь справочник для работников печати. Москва, 1986

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План внеурочной деятельности учителя русского языка "Усиление роли русского языка"

Данный план представляет собой перечень мероприятий, направленных на усиление роли русского языка в процессе образования в основной школе....

Открытое занятие внеурочной деятельности по русскому языку в 5 классе.

Открытое занятие внеурочной деятельности по русскому языку в рамках "Областной экологической  коференции" Основная цель: Формирование экологического сознания учащихся 5 класса в рамках внеурочной...

Конспект занятия внеурочной деятельности по русскому языку в 5 классе.

Конспект  к презентации  Командная игра "Экологический марафон"...

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку для 11 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Говорим и пишем правильно» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и пр...

Внеурочная деятельность по русскому языку в 5 классе

Внеурочная программа по русскому языку составлена по ФГОС...

рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку 5-9 классы

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Учимся работать с текстом"...

План внеурочной деятельности по русскому языку и литературе

План внеурочной деятельности по русскому языку и литературе...