Внеурочная деятельность по русскому языку в 5 классе
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему

Полуднева Виктория Геннадьевна

Внеурочная программа по русскому языку составлена по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochka_po_russkomu_yazyku_v_5_klasse_poludneva_v.g.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.РЕУТОВ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

Московская область, 143966,                                                                                                                                                                    телефон (факс) (495) 528-04-57

г. Реутов,   ул. Лесная,  д.12                                                                                                                                                      shkolar1@mail.ru 

 «Утверждаю»

Директор ОО МБОУ «СОШ №1»

Бедрань О.Л.

«     » ________ 2015    г.

«Согласованно»                                                                      Зам. директора по УВР                                                          

Масленикова О.А.                                                  

«     » ________ 2015    г.

                                                                     

«Одобрено»

Председатель ШМО учителей

Шилаева И.В.

«    » ________ 201    г.

                                               РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ основного общего образования

ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

        Занимательный русский

Предмет: русский язык

Класс: 5

Количество часов в неделю: 1 ч

Количество часов в год: 35  ч

Учитель: _Полуднева Виктория Геннадьевна.

                       

2015    – 2016     учебный год

Пояснительная записка

Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления у обучающихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении языка, воспитывает чувство уважения к языку своих предков. В отличие от уроков на внеурочных занятиях обучающиеся получают углубленные знания по данному предмету по темам: «Морфемика», «Словообразование», «Морфология». «Графика», «Пунктуация», «Этимология» «Лексика», «Фразеология», «Синтаксис», «Культура речи». «Фонетика». Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам. Используя информационные компьютерные технологии, ребята вместе с учителем учатся аргументировать, рассуждать по заданной теме.

Актуальность:

Современное образование переносит акцент с усвоения знаний, умений и навыков (как основной цели образования) на развитие ребёнка, на создание условий полноценного проживания детства, для становления человека, способного и готового думать, общаться, понимать другого и самого себя, принимать самостоятельные ответственные решения.

В этих условиях большую актуальность приобретает проведение планомерной, систематической внеклассной работы по русскому языку в рамках внеурочной деятельности.

занятия прививают любовь к языку, совершенствуя орфографическую и пунктуационную грамотность обучающихся. Ребята учатся составлять проекты, работать в команде.

Цель:

 Способствовать формированию орфографических умений и навыков учащихся, развить кругозор и мышление, формировать коммуникативные компетенции учащихся.

-развить кругозор и мышление учащихся.

Задачи:

-вызвать интерес к русскому языку, к его законам, к различным языковым явлениям, к слову;

-закрепить практические навыки в построении устных и письменных высказываниях;

-способствовать развитию творческих способностей школьников.

        -закрепить практические навыки в построении устных и письменных высказываниях;

-способствовать развитию творческих способностей школьников; - организовать во время занятий целенаправленное повторение учебного материала по орфографии, освоенного в курсе начальной школы и в 5 классе;

- углубить знания учащихся по данному разделу лингвистики; освоение учащимися лингвистических знаний из области фонологии, морфемики, графики, лексикографии.

  В процессе освоения программы учащиеся должны:

- развить свой кругозор;

-   должны сформироваться орфографические умения и навыки учащихся;

- сформироваться коммуникативные компетенции.

     

Формы проведения занятий

  • лекции;
  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
  • анализ и просмотр текстов;
  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;
  • теоретическая;
  • практическая.

Основные методы и технологии

  • технология  разноуровневого обучения;
  • развивающее обучение;
  • технология  обучения в сотрудничестве;
  • коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных  качеств школьника

Планируемые результаты.

Личностные результаты

  • ориентироваться на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, рефлексию соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
  • оценивать себя на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
  • осознавать себя как гражданина России, чувствовать  сопричастность и гордость за свою Родину, народ и историю;
  • чувствовать  прекрасное  на основе знакомства с мировой культурой;
  • приобрести опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к культуре;
  • осознать свое место в мире;
  • оптимистически воспринимать мир.

Регулятивные УУД:

  •   планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  •  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
  •  адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  •  в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  •  проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  •  самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия;
  •  составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  •  работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  •  в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать коммуникативные (прежде всего, речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • взаимодействовать со сверстниками;
  • совершенствовать собственную речь.

Содержание программы

Руководитель знакомит обучающихся с целью и задачами, с методикой проведения занятий, с примерным планом работы. Распределяются обязанности среди детей, заполняются анкеты.

Раздел1

Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.) (7 ч)

Тема 1.1. Почему не всегда совпадает звучание и написание слова.

Тема 1.2. Для чего используют звуковые повторы в речи.

Тема 1.3. Какова роль интонации в устной речи

Тема1.4. Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает»

В данном разделе рассматривают заявленные темы, на занятиях используются интерактивные тренажеры, практические занятия проводятся в игровой форме.

Раздел 2

Загадки русского словообразования.

( Морфемика. Словообразование. Этимология) (6 ч)

Тема 2.1. О чём рассказывает словообразовательная модель слова.

Тема 2.2. Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов

Тема 2.3. Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова

Тема 2.4Этимология слов. Работа со словарями

Тема 2.5 Сказочные превращения.

Изучаются подробно темы, используя шарады, метаграммы, в завершении этого раздела обучающиеся рекламируют свои творческие работы, используя средства массовой информации (по желанию): телевидение, радио, интернет.

Раздел3.

Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация) (5ч)

Тема3.1. Зачем нужно знать алфавит

Тема3.2. В чём секрет правописания морфем

Тема3.3. Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания

Тема3.4. Не пером пишут – умом. Тайны письма.

Тема3.5. Бенефис знаний.

Проводятся исследования данных тем, обучающиеся используя тексты художественных произведений, аргументируют свои ответы, делают выводы для доказательства выдвинутой гипотезы.

Раздел 4

Тайны русского слова. (Лексика. Фразеология) (5 ч)

Тема 4.1. На какие группы делится словарный состав русского языка

Тема 4.2. В чём особенность употребления слова в художественном тексте.

Тема 4.3. О чём рассказывают фразеологизмы

Тема 4.4 Фразеология в художественных произведениях. Лабораторная работа.

Изучается специализированная литература по этимологии слов, работают со словарями, изучают языковые средства выразительности, исследуют художественные произведения.

Раздел5

Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.) (6ч)

Тема5.1. Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи.

Тема5.2. В чём секрет глагола и его форм.

Тема5.3. Как отличать грамматические омонимы.

Тема5.4. Какими бывают предложения.

Тема5.5 Грамматике учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки знаний.

Развивая кругозор и интеллект, дети получают знания из области морфологии и синтаксиса, даются задания повышенной трудности, для любознательных. На последнем занятии проводится мониторинг, подтверждающий знания. Умения и навыки, которые получили дети на занятиях.

Раздел 6

Речевой этикет.(3 ч)

Тема 6.1 Правила речевого этикета.

Тема 6.2 Формулы речевого этикета.

Рассматривается специфика русского речевого этикета и техника реализации этикетных форм.

Раздел 7

Обобщающее занятие. (1ч)

Тема 7.1 Аукцион знаний.

Подводится итог знаний и навыков, полученных за год занятий в кружке, выбирается самый эрудированный и интеллектуальный школьник

занятии проводится мониторинг, подтверждающий знания. Умения и навыки, которые получили дети на занятиях.


Тематическое планирование

Тема

Теория  

Практика

Дата

1

Организационное занятие

1

Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.) (7 ч)

2

Почему не всегда совпадает звучание и написание слова.

1

1

3

Для чего используют звуковые повторы в речи.

1

1

4

Какова роль интонации в устной речи

1

1

5

Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает»

1

Загадки русского словообразования.

( Морфемика. Словообразование. Этимология) (6 ч) 

6

О чём рассказывает словообразовательная модель слова.

0,5

0,5

7

Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов

0,5

0,5

8

Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова

0,5

0,5

9

Этимология слов. Работа со словарями

0,5

0,5

10

Сказочные превращения.

0,5

0,5

Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация) (5ч)

12

Зачем нужно знать алфавит

0,5

0,5

13

В чём секрет правописания морфем

0,5

0,5

14

Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания

0,5

0,5

15

Не пером пишут – умом. Тайны письма.

0,5

0,5

16

Бенефис знаний.

0,5

0,5

 Тайны русского слова. (Лексика. Фразеология) (5 ч)

17

На какие группы делится словарный состав русского языка

0,5

0,5

18

В чём особенность употребления слова в художественном тексте.

0,5

0,5

19

О чём рассказывают фразеологизмы

0,5

0,5

20

Фразеология в художественных произведениях.

0,5

0,5

21

Лабораторная работа.

0,5

0,5

Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.) (6ч)

22

Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи.

0,5

0,5

23

В чём секрет глагола и его форм.

0,5

0,5

24

Как отличать грамматические омонимы.

0,5

0,5

25

Какими бывают предложения.

0,5

0,5

26

Грамматике учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки знаний.

1

1

Речевой этикет.(3 ч)

27

Правила речевого этикета.

1

1

28

Формулы речевого этикета.

1

Обобщающее занятие. (1ч)

29

Аукцион знаний.

2

Итого часов                                                                                                 35

Список литературы для педагога

Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку, Москва, Просвещение, 2000г

Бурмако В.М. Русский язык в рисунках. Москва Просвещение. 1991

Волина В.В. Весѐлая грамматика, Москва, Знание, 2005г

Львова С.И., Работа с морфемными моделями слов на уроках русского языка, Москва, Мнемозина, 2007г

Павлова Т.И., Чигвинцева О.Н. Практические материалы к уроку русского языка. Опыт работы по УМК С.И.Львовой, В.В.Львова, Ростов –на – Дону, 2007г

Чачина Т.М. Денисова А.А. Гарцов А.Д.Учебное пособие по русскому речевому этикету, русской фразеологии и этимологии. Электронное учебное издание. Дрофа. 2007

Шанский Н.М.Лингвистические детективы. Москва. Дрофа.2007

Список литературы для учащихся

Львова С.И. Русский язык 5-7 классы. Москва. Дрофа.2007

Львова С.И. «Позвольте пригласить вас…» или Речевой этикет. Москва. Дрофа.2007

Панов М.В. Занимательная орфография. Москва Просвещение. 1981

Тумина Л.Е. Сочини сказку. Москва. Дрофа.2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Загадки русского языка» 5 класс, ФГОС ООО

Внеурочная деятельность по ФГОС.«Загадки русского языка»для учащихся 5 классаПояснительная запискаПрограмма курса внеурочной деятельности предназначена для обучающихся 5 класса. Предполагает развитие ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Загадки русского языка» 5 класс, ФГОС

Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления у обучающихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении языка, воспитывает чувство уваж...

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку 5 класс

Программа внеурочной деятельности по русскому языку для 5 класса "Мастерская владения речью"...

программа внеурочной деятельности по русскому языку, 5 класс

Программа внеурочной деятельности «Весёлая грамматика" для 5 класса1 час  в неделю, всего 17 часов...