Методическая разработка урока русского языка в 6 классе с использованием ИКТ "Правописание приставок пре- и при-"
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

Конспект урока открытия новых знаний "Правописание приставок пре-, при-" 6 класс. Данный урок разработан в соответствии с УМК :Русский язык. 6 класс: в 2 ч. А.Д.Шмелев, Э.А.Флоренская, Л.О.Савчук. М.:2022.  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_6_klass_praovpisanie_pristavok_pre_pri.docx40.9 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе

с использованием ИКТ

Пак Ирина Валерьевна, учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 16 имени генерала-фельдмаршала И.В.Гудовича г.-к.Анапа

Правописание приставок пре- и при-

Предмет: русский язык

Класс: 6

Учебник: Учебник: Русский язык. 6 класс: в 2 ч. А.Д.Шмелев, Э.А.Флоренская, Л.О.Савчук. М.:2022.

Тема: Правописание приставок пре- и при-.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Оборудование:

  • Учебник: Русский язык. 6 класс: в 2 ч. А.Д.Шмелев, Э.А.Флоренская, Л.О.Савчук. М.:2022.
  • Компьютер,  проектор, интерактивная доска.
  • Раздаточный материал

Цели как деятельность учеников.

Метапредметные:

Метапредметные познавательные: пользоваться  разными  видами  чтения  (ознакомительным, выборочным),  извлекать,  перерабатывать  и  преобразовывать информацию (из таблицы, текста в схему), анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи.

Метапредметные коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь и осуществлять взаимный контроль, слушать и слышать друг друга, строить связное монологическое высказывание в научно-учебном стиле.

Метапредметные регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений, формулировать проблему урока,  искать пути решения проблемы, осуществлять познавательную и личностную рефлексию, соотносить цели и результаты своей деятельности,

вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

Личностные: развитие познавательных интересов, учебной мотивации.

Предметные:

вычленять в тексте слов с приставками пре­ и при­, правильно писать слова с этими приставками, объяснять выбор буквы е или и в зависимости от значения приставки, различать одинаково звучащие слова с разными приставками пре­ или при­.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

- Записываем в тетрадь число, «Классная работа».

Личностные УУД: развитие познавательных интересов, учебной мотивации.

II.  Актуализация  изученного.

  1. Решите кроссворд.

3.

7.

4.

6.

5.

 

1.

2.

По горизонтали:

  1. Раздел науки о языке, в котором изучается состав, строение слова.

5.  Раздел науки о языке, в котором изучаются способы образования слов.

По вертикали:

  1. Часть слова без окончания.
  2. Значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов.
  3. Неморфологический способ образования сложных слов, при котором в одно слово соединяются производящие основы двух или нескольких слов.
  1. Пропущенное звено словообразовательной цепочки: лист - ? - листочек.
  2. Существительное, образованное бессуффиксным способом от глагола обмануть.

3.П

Р

И

7.О

С

4.С

Б

Т

Л

М

А

6.Л

5.С

Л

О

В

О

О

Б

Р

А

З

О

В

А

Н

И

Е

 

Ж

Н

К

С

1.М

2.О

Р

Ф

Е

М

И

К

А

А

Т

С

Н

О

Н

И

К

О

Е

В

А

Личностные УУД: развитие познавательных интересов, учебной мотивации.

Познавательные УУД

Владеть разными видами аудирования (ознакомительного, выборочного).

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

  1. Повторение изученного материала.

Выполнить морфемный и словообразовательный разбор слова приоткрыть.

Один ученик работает у доски, остальные в тетради.

После выполнения задания ученик оценивает себя по алгоритму самооценки:

  1. Какова была цель задания (задачи)?
  2. Удалось получить результат?
  3. Правильно или с ошибкой?
  4. Самостоятельно или с чьей-то помощью?

III. Постановка основного вопроса урока.

Работа с презентацией.

  1. слайд

- Прочитайте словосочетания.

    На_пись на плакате, ра_жигать костер, и_бежать опасности, _делать замечание, пр_школьный участок, сидел пр_спокойно, пр_бежать в школу, пр_клеить на картон, пр_градить путь, пр_крыть дверь.

- В какой части слова пропущена орфограмма?

- Правописание каких приставок вам знакомо?

- На какие группы делится правописание приставок?

  1. слайд

На_пись на плакате, ра_жигать костер, и_бежать опасности, _делать замечание, пр_школьный участок, сидел пр_спокойно, пр_бежать в школу, пр_клеить на картон, пр_градить путь, пр_крыть дверь.

- Вставьте пропущенные буквы в словах с известными для вас орфограммами. Объясните написание.

- Назовите приставки, в которых возможно написание букв е или и.

- Сформулируйте основной вопрос урока.

- Определите тему и цель урока.

Регулятивные УУД

1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать проблему урока.

Личностные УУД:  формирование границ собственного знания и незнания

IV. Открытие новых знаний.

 3 слайд

  1. Прочитайте фрагмент песенки из передачи «Радионяня» и определите от чего зависит правописание приставок пре- и при-.

                  При- или пре-? Пре- или при-?

                  Это совсем не секрет.

                  На содержание слова смотри –

                  Сразу получишь ответ.

(значение слова)

  1. Работа в группах

4 слайд

Прочитайте стихотворение и определите, в каком значении пишется приставка при, заполните таблицу:

 Прибыл ли поезд, приплыл пароход,
Космонавт прилетел из Вселенной –
Обо всех, кто придет, прилетит, приплывет
Пишется при-, несомненно.

(приближение к чему-либо)

5 слайд

Винт привинтил, прикрутил колесо,
Приклеил, пришил умело –
Помни, что пишется 
при- обо всем,
Что добрые руки приделали.

(присоединение)

6 слайд

           Язык прикусил – не совсем откусил,
          Пригорело – не значит горит.
          Помни, что сделано, но не совсем,
          Пишут с приставкой 
при-.

(неполнота действия)

7 слайд

          Предлинный достанет до крыши рукой,
         Прежадный не даст вам конфету.
         Кто очень такой или очень сякой –
          Пре- мы напишем об этом.

(высокая степень качества (очень))

Найдите в таблице (с. 187 – 188 учебника) другие значения к приставкам и заполните таблицу.

ПРИ-

ПРЕ-

1.

2.

3.

4.

1.

2.

Вставьте пропущенные буквы в словах и выделите орфограмму.

Пр_бежать в школу, пр_клеить на картон, пр_школьный участок, пр_крыть дверь, сидел пр_спокойно, пр_градить путь.

Слова какой группы не встретились в задании?

Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения.

2. Извлекать информацию из разных источников, преобразовывать её из одной формы в другую (в схему), соотносить информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема).

Коммуникативные УУД

1.Свободно излагать свои мысли в устной форме. Высказывать и обосновывать свою точку зрения

2. Работать в группе

V. Физминутка

7 слайд

 Учитель называет слова с приставками пре- или при-, учащиеся выполняют задания.

А теперь всем нужно встать, присмотреться, приосаниться, руки медленно поднять, пригнуть пальчики, распрямить их, руки вниз приопустить и так стоять.
А теперь присесть, привстать, принагнуться, снова приосаниться да призадуматься: «А ведь преинтересный урок у нас получился!»
И снова присесть на стул и прислушаться к новому заданию.

Какие слова с приставками пре- и при- встретились в разминке, как пишутся эти слова?

 VII. Развитие учебно-языковых и правописных умений

  1. Выполнить упр. 102 (с.188 учебника) письменно (распределить слова в две колонки в зависимости от приставки, объяснить написание приставок и выделить изученную орфограмму).

Ученики по одному выходят к доске.

    2.

8  слайд

Слова на экране:

Природа

Примерный

Приключение

В состав которой морфемы входят пре- и при-? (есть слова, в которых пре и при входят с состав корня).

  1. Прочитайте слова хором из раздела «Пишите правильно» на с. 188 учебника и запомните их написание. Составьте с любым словом одно предложение.
  2. Подобрать антонимы с изученной орфограммой к данным словосочетаниям и объяснить написание слов.

Удаляться (приближаться), очень мало (премного), отбавлять (прибавлять), очень злой (предобрый), отдалять (приближать), уродливый (прекрасный).

9 слайд

  1. В каком слове на месте пропуска пишется Е?

А) пр_гласить

Б) пр_мчаться

В) пр_градить

Г) пр_брежный

2. Найдите лишнее слово.

Пр_добрый, пр_образился, пр_одолеть, пр_пятствие.

Познавательные УУД

1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

VII. Рефлексия

  • Удалось ли нам решить проблему урока?
  • Чему мы научились на уроке?
  • Что вызвало затруднения?

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

VIII. Домашнее задание

Домашнее задание:

  1. Н. Выучить теорию, упр. 108 (с. 190).
  2. П. Выучить теорию, составить текст, в котором будут слова с приставками пре- и при- (10 предложений). В данных словах выделить изученную орфограмму, объяснить значение приставки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Урок русского языка. 7 класс. Описание действия

Цель урока - закрепить изученное о наречиях; показать значение наречий при описании действий; расширить речевую компетентность учеников, совершенствовать навыки монологической речи....

методическая разработка урока русского языка в 6 классе "Правописание приставок при- и пре-"

Урок- игра "Творческая мастерская" по русскому языку в 6 классе по теме "Правописание приставок при- и пре-". Авторская разработка с использованием материалов сказки Г.Х.Андерсена "Снежная королева"...

Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.

Тема:   Обобщение знаний об имени  существительном.Цель урока:Образовательная:·         обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...

Методическая разработка урока. Русский язык. 8 класс. Понятие об односоставных предложениях.

Цель урока:            1)углубить общее представление учащихся об односоставных предложениях...

Методическая разработка урока русского языка в классе - комплекте

Урок разработан в технологии модульного обучения....

Методическая разработка урока русского языка 5 класс «Диалог»

разработка урока русского языка "Диалог"...

Методическая разработка"Уроки русского языка и литературы с использованием технологии позиционного обучения для повышения качества образования"

Методическая разработка "Уроки русского языка и литературы с использованием технологии позиционного обучения для повышения качества образования" включает в себя цели, задачи, актуальность пр...