Открытый урок "Глагол. Повторение изученного в 5 классе"
материал по русскому языку (5 класс)
Урок в 5 классе по теме "Повторение изученного о глаголе" с использованием ИКТ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glagol._povtorenie_izuchennogo_v_nachalnoy_shkole.docx | 20.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русскогоязыка в 5 классе «Глагол. Повторение изученного в начальной школе
Цель урока: повторить известные признаки глагола, его синтаксическую роль.
Задачи урока:
- обобщить знания учеников о глаголе как части речи;
- развивать умение употреблять глаголы в речи;
- совершенствовать умение опознавать глаголы по их морфологическим признакам;
- вспомнить, какую роль в предложении может выполнять глагол;
- прививать навыки работы с текстом;
- развивать мышление, воспитывать самостоятельность обучающихся.
1. Организационный
Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста
2. Эмоциональный настрой. Звучит музыка «Апрель» П.И. Чайковского из цикла «Времена года» (2 минуты)
Ребята, понравилась вам музыка? Какое настроение она вызывает? Какие картины вы нарисовали для себя, слушая композицию? Какое время года показал нам автор?
3. Ход урока
А теперь посмотрим на картину, которая называется «Грачи прилетели». Автор – Алексей Кондратьевич Саврасов. Под картиной вы видите описание, но некоторые слова пропущены. Давайте вставим их
(Дети по одному выходят к доске и вставляют слова)
Над полями и лесом все ярче, все горячее светит солнышко. Темнеют дороги, тает на реке лёд. Прилетают белоносые грачи, собираются парами, торопятся поправлять свои гнёзда.
Какой частью речи являются вставленные слова? (глаголы)
Как вы это определили?
Какой же будет тема нашего сегодняшнего урока? (Глагол)
Вы уже знакомы с этой частью речи с начальной школы. Какая же цель стоит перед нами сегодня? (повторение изученного о глаголе)
А какие задачи помогут прийти к намеченной цели?
(Вспомнить, что такое глагол, как изменяется, каким членом предложения является)
Записываем число, классная работа и тему урока в тетрадях.
Составление кластера «Глагол» (дети называют учителю признаки глагола и вместе записывают (учитель на доске, а дети в тетрадях)
Далее пытаемся сформулировать определение глагола, сверяем с правилом в учебнике, добавляем недостающее, если есть.
А откуда взялось название «Глагол»? Об этом нам сообщит ученица. Она подготовилась заранее.
Сообщение:
Название «глагол» происходит от старославянского слова «глаголить – говорить».
Одним из значений слова «глагол» в древнерусском языке было «слово», «речь вообще». Именно в этом смысле употребил его А.С Пушкин в стихотворении «Пророк»: «Глаголом жги сердца людей».
Раньше говорили: глаголать (говорить), глаголовать (много говорить). Глаго́льник или глаго́латель (м. р.) и глаголательница (ж.р.)- тот, кто глаголет. Глаго́ливый- говорливый, беседливый.
Словом глаго́ль назвалась и буква Г в славянской и русской азбуке. Глаголица – одна из первых славянских азбук. В современном русском языке употребляется слово «разглагольствовать» (туманно рассуждать).
Итак, мы вспомнили, что глагол изменяется по временам. Скажите, а в каком времени стоят глаголы в тексте под картинкой? (в настоящем)
Как вы определили? (по вопросу)
А на какие вопросы отвечает прошедшее и будущее время глагола?
Давайте выполним еще одно упражнение и распределим глаголы по временам.
Задание Распредели глаголы по временам
(Ученики по цепочке выходят и распределяют глаголы, весь класс записывает их в тетради)
1 столбик: прочитал, взошло, посмотрели улыбался, шел, проспала
2 столбик: гуляю, мечтаю, сдает, пробирается, волнуюсь, поливаешь
3 столбик: проверю, буду стараться, промолчишь, покушают, будут писать, пропустим
А теперь вспомним, что глаголы еще изменяются по родам, лицам и числам. Давайте определим,
(По цепочке дети разбирают глаголы)
К какому выводу мы пришли?
(в настоящем и будущем изменяются по числам и лицам, а в прошедшем еще и по родам)
Перед вами карточки с текстом.
Прочитайте текст.
Весна голосов… Громко кричит на телеграфном столбе ворона. Над лесной проталиной трепещет, заливается жаворонок. В светлых березняках теньканье, посвисты, невнятное щебетанье. Под снегом в лощине течёт, булькает вода. Я присел на пенёк, слушаю звуки весны и радуюсь её приходу.
Определите, в каком предложении выражена основная мысль высказывания.
- Найдите слова, которыми автор передаёт музыку, звуки весны. (Глаголы: кричат, заливается, булькает; существительные: теньканье, посвисты, щебетанье, свист, шорох).
- Запишите эти слова в два столбика: существительные, глаголы.
- Что общего в их значениях и в чём разница? (Обозначают действия, но существительные как предмет).
- Докажите, что это слова различных частей речи.
- Как вы находили глаголы в данных предложениях (по окончанию, по вопросу, по значению)?
- Ребята, только ли действие могут обозначать глаголы?
- Сформулируйте вывод о роли глагола в речи. (Обозначает действие, движение, динамику предмета, цвет, может передавать звуковые, зрительные восприятия, состояние человека
А теперь давайте обратимся еще к одному тексту. Я покажу вам только его начало.
Слайд 1
Весна наступала долго. Потом всё вокруг проснулось, запело, зашумело, заговорило…
Спишите его, а после просмотра видеоролика добавьте 5-6 предложений, чтобы получилось сочинение.
Слайд 2 (ролик 1,5 минуты)
Прочитайте, что у вас получилось.
А вот, что добавил автор.
Слайд 3
И вот уже разносится многоголосое пение птиц. Поголубело небо, почернели сугробы. Кое-где из-под снега пробивается прошлогодняя трава. Журчат и сверкают под яркими лучами солнца ручейки. Звенит капель. Скоро распустятся первые весенние цветы, а на деревьях появятся нежные листочки.
Разберем первое предложение по членам. Мы доказали, что глагол в предложении является…(сказуемым)
А теперь давайте вспомним, какие затруднения у нас возникают при написании глаголов?
(написание безударных личных окончаний)
Вспомним правило определения безударных окончаний глаголов.
(повторяем правило)
Подведем итоги:
О чем мы сегодня вспомнили?
И для оценки нашей работы пройдем тест.
(тест раздается)
1. Продолжите фразу:
Глагол-это часть речи, которая обозначает
а) действие
б) признак действия
в) предмет
2. Глаголы отвечают на вопрос
а) кто? что?
б) что делать? что сделать?
в) что делать? как сделать?
3. Глаголы имеют:
а) падеж
б) лицо
в) склонение
4. Каким членом предложения является глагол в предложении?
а) подлежащим
б) определением
в) сказуемым
5. Вставьте буквы в окончания: МАЛЬЧИК БОЛЕ…Т, МЯЧИК СКАЧ…Т, ЕГО ДЕРЖ…Т В РУКАХ, ОН СМОТР…Т В НЕБО
Д.з. по желанию: упр. из учебника или задание учителя на сайте учи.ру
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Словообразование. Повторение изученного. 6 класс
Систематизация и обобщение изученного по теме «Словообразование»....
Коррекционно-развивающее занятие по теме "Части речи" (повторение изученного) 4 класс (Vвида)
В настоящее время увеличилось количество учащихся, не справляющихся со школьной программой. Причины трудностей разнообразны. И порой на уровне школьного логопункта преодолеть их бывает невозможн...
Повторение изученного. 5 класс
Повторение разделов лингвистики: лексики, фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса....
Тест на повторение изученного 9 класс (начало года)
Тест на повторение изученного 9 класс (начало года)...
Открытый урок Повторение изученного по теме «Четырёхугольники»
Данный материал поможет коллегам в подготовке к уроку - повторению по теме "Четырёхугольники"...
Разноуровневые карточки. Повторение изученного. 8 класс
Карточки по теме "Повторение изученного в 8 классе". Уровни базовый, продвинутый, высокий...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Фонетика" (повторение изученного), 5 класс (с презентацией)
Цель:повторить изученный материал по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи»; систематизировать знания учащихся о звуках и их классификации; о порядке фонетичес...