Словообразование. Повторение изученного. 6 класс
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) по теме
Систематизация и обобщение изученного по теме «Словообразование».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_6_klass_slovoobrazovanie.rar | 281.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 6классе.
Систематизация и обобщение изученного по теме «Словообразование». (Слайд 1)
(Слайд 1)
Форма проведения: урок- соревнование.
Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийный экран, слайды к презентации.
Цель:
- закрепить знания учащихся о структуре слова, об основных способах образования слов;
- формировать орфографическую зоркость;
- совершенствовать умения производить морфемный и словообразовательный разбор слова;
- способствовать воспитанию умения работать в команде.
Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей. (Слайд 2)
Ход урока.
- Организационный момент (деление на две команды, название команд «Знатоки» и «Грамотеи», выбор жюри).
- Чтение эпиграфа к уроку.
- Постановка цели урока.
Сегодня на уроке мы должны повторить сведения, изученные на предыдущих уроках: о частях слова - морфемах, орфографические правила, связанные с их написанием.
IV. Вступительная беседа.
- Что изучает морфемика?
- Назовите известные вам морфемы.
- Как найти окончание в слове? Докажите.
- Какие морфемы могут входить в основу?
- Докажите, что суффикс и приставка являются значимыми частями слова.
Команда I : территория, путешествие, читал;
Команда II : препятствие, артиллерия, горел. (Слайд 3)
(задание выполнено, подводятся итоги, объявляются баллы).
- Задание 1. «Отыщи слово». Командам предлагается из текста выписать слова, состав которых соответствует схемам.
Над прудом позёмка вьётся,
Тени длинные легли.
И негреющего солнца
Красный шар висит вдали.
(В.Приходько). (Слайд 4)
Задание 2. У доски по 1-му представителю команд. Задание: разобрать по составу данные слова.
Команда 1: матросский, привычка, снежок, подъезд.
Команда 2: пустынный, смолистый, придорожный, дружок.
(проверка выполненных заданий, подведение итогов).
- Какие вы можете назвать корни с чередованием гласных.
Задание командам: выписать слова с чередующимися гласными в корне, рядом записать слова с противоположным написанием, обозначить орфограммы.
Сидеть, отпереть, глядеть, загорать, половина, положение, косичка, коснуться, отрасти, росинка, убегать, зажигать, зарисовать. (Слайд 5)
(проверка, подведение итогов).
- Кто быстрее и вернее? Представители команд вставляют пропущенные буквы в словах, объясняют орфограммы.
Р…стительный, заг…реть, зар…сли, р…сток, уг…рный газ, сл..жить, к…снуться, сл..гаемое, прик..саться, уб..рать, ст..лить, зам…рать. (Слайд 6)
(проверка, подведение итогов).
- Как убедиться, что корень в слове найден правильно?
Задание командам: определить, одинаковые ли корни в словах: гора- гореть, мирный- замирать.
К каждому слову в паре подобрать однокоренное слово.
- Назвать основные способы образования слов в русском языке.
Кто больше?
Записать слова с корнем тряс- (1команде), говор- ( 2команде).
- Представители команд у доски. Ы-И почему?
Раз..грать роль, от..скать щенка, об..грать в шахматы, сверх..интересный фильм, без..скусный рассказ, без..звестный художник. (Слайд 7 )
- Прочитать слова, назвать те, которые образованы приставочным способом, вставить пропущенные буквы, объяснить.
Пр..ятно, пр..рода, пр..спокойно, пр..шли, пр..ветливо, пр..чудливые.
Написать сочинение-миниатюру на тему «Прогулка по зимнему лесу», используя все записанные слова. (Слайд 8)
(чтение работ, оценки в баллах)
- Как образуются сложные слова? Когда пишется соединительная О , Е в сложных словах?
«Угадай словечко». По лексическому значению узнать слово, записать, объяснить условие выбора О - Е.
- Специалист по разведению садов.
- Локомотив с паровым двигателем.
- Канал для выхода дыма из трубы.
- Русская народная игра- пляска.
- Лес, поваленный бурей.
- Бесплановое, стихийное совершение какого-нибудь дела, работы.
- Огнестрельное оружие. (Слайд 9)
- Рефлексия. Подводя итог урока, давайте вспомним, что повторяли на уроке, понравилось ли вам занятие.
- Домашнее задание: упр.189
- Заключительное слово учителя, жюри. (Подведение итогов, результаты, оценки за урок, награждение команд).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка "Повторение изученного по морфемике и словообразованию в 9 классе"
Конспект урока русского языка по теме "Повторение изученного по морфемике и словообразованию в 9 классе" разработан в соответствии с требованиями "Программы" по русскому языку для учащихся общеобразов...
Урок – практикум Повторение изученного по теме «Словообразование и орфография» (6 класс)
Цели урока:- повторить орфограммы, изученные в разделе «Словообразование и орфография», условия их выбора, опознавательные признаки;- формировать умение применять изученное на практике;- привива...
Разработка урока по русскому языку в 6 классе "Повторение изученного по теме "Словообразование"
Тема: Повторение изученного по теме «Словообразование» Вид урока: урок обобщения и систематизации полученных знаний...
Урок русского языка в 6 классе по теме "Повторение изученного по теме "Состав слова и словообразование"
Урок в форме игры "Следствие ведут знатоки". Ученики в роли знатоков ведут расследование (выполняют задания по теме повторения раздела, т. е. распутывают "следы"...
КОНСПЕКТ УРОКА «Повторение изученного в 5-8 классах. Морфемика и словообразование».
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема урока: «Повторение изученного в 5-8 классах. Морфемика и словообразование»....
Фрагмент конспекта урока русского языка в 6 классе "Повторение изученного по теме «Словообразование»
Данный фрагмент урока был представлен на муниципальном конкурсе "Лучший учитель". На уроке использовались активные методы обучения, например, учащиеся рисовали интеллект-карты по теме урока....
Урок русского языка в 5 классе. "Морфемика. Словообразование и орфография. Повторение изученного
Урок на тему: «Повторение изученного в разделе «Морфемика. Словообразование и орфография» Вид урока: урок обобщения и систематизации полученных знаний. Тип:...