Обобщающее слово при однородных 8 класс
материал по русскому языку (8 класс)
Обобщающее слово при однородных 8 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchayushchee_slovo_pri_odnorodnyh_8_klass.docx | 35.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель: Мамонова Евгения Борисовна
Предмет: русский язык
Тема: Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания при обобщающем слове.
Продолжительность: 1урок (45мин.)
Класс: 8
Технологии: проблемное обучение
Аннотация:
Урок русского языка в 8-ом классе при изучении темы «Обобщающие слова при однородных членах предложения» запланирован как урок открытия новых знаний с использованием ИКТ.
При подготовке к уроку ставила следующие задачи:
- повысить мотивацию учащихся к учебной деятельности через использование ИКТ
- систематизировать полученные знания по теме «Обобщающие слова при однородных членах предложения»
- развивать познавательную активность учащихся
- воспитывать любовь и уважение к русскому языку.
Данный урок является первым в данной теме и помогает освоить новые знания, умение и навыки. Применение ИКТ на уроке позволяет разнообразить виды работ, повысить работоспособность учащихся, активизировать их внимание к изучаемому материалу. При подготовке к уроку была сделана презентация, и каждый этап урока был отражен на отдельном слайде. На уроке использовала следующие методы:
- репродуктивный (фронтальный опрос; сообщение темы и цели)
- объяснительно - иллюстративный (синтаксическая пятиминутка с творческим заданием; работа со схемами)
- частично - поисковый (самостоятельная работа; выборочное списывание)
Цель урока:
Образовательные:
- сформулировать понятие об обобщающем слове и его роли в предложении;
- формировать умение находить обобщающее слово;
- познакомить учащихся с правильной постановкой знаков препинания в предложении с обобщающим словом при однородных членах предложения.
Развивающие:
- совершенствовать умение правильно расставлять знаки препинания в предложениях с обобщающим словом
- совершенствовать умение правильно писать, объяснять написание слов с безударной гласной в корне, непроверяемой гласной в корне;
- развивать культуру речи учащихся.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к предмету и родному языку;
- воспитать ответственность за решение.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание |
I. Оргмомент. | (СЛАЙД №1) Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. - Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста. - Какую тему мы рассматривали с вами на прошлом уроке? - Что вы дома должны были сделать? - Сейчас мы проверяем только 2 задание, а во 2 задании, что вы должны сделать? | |
Проверка домашнего задания. | (слайд №2) - Посмотрите на экран, сверьте свою работу с тем, что спроецировано. Ошибки исправьте. (Самопроверка). Чудесен сосновый бор, в который мы въезжали. Направо, налево, впереди и позади нас высились двухсотлетние сосны. [О, О, О и О] В голубое небо возносятся, воспаряют их тёмно-зелёные вершины, красноватой бронзою отсвечивают стволы. [О, О] - Оцените себя. Если всё выполнено правильно – поставьте в оценочном листе «+» - У кого одна ошибка? Почему? - У кого больше двух ощибок? Почему вы не смогли правильно выполнить задание? - Какие опознавательные признаки имеют однородные члены? | Познавательные УУД 1. Извлекать информацию из источников, представленных в разных формах. 2. Анализировать, сравнивать, обобщать. 3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую. |
II. Языковая разминка. | - В языковой разминке мы ещё раз повторим постановку знаков препинания при однородных членах. Возьмите приложение № 1 и выполните задание. 1 ученик работает у доски с обратной стороны для проверки класса. Остальные на листочках. Задание: Графический диктант. Составить схемы предложений с однородными членами. 1) Свежий ветер пахнет мятой, васильками, лебедой. (Е. Трутнева) 2) Мы желаем всем на свете мира, счастья и тепла! (В. Гладышева) 3) Зазнайство не возвышает, а унижает. 4) Интересны мне и звери, и черви, и птицы. 5) Катится клубочек по высоким горам и зелёным лугам, по топким болотам и глухим местам. - Обменяйтесь работами в паре и проверьте знаки препинания в предложении по слайду. (Взаимопроверка по слайду №3). (слайд №3) - С какой целью мы используем однородные члены в предложениях? - Кто выполнил задание без ошибок, поставьте в оценочном листе за графический диктант «+». - У кого больше двух ощибок? Почему вы не смогли правильно выполнить задание? - Когда в предложениях с однородными членами ставятся запятые? Передайте мне свои работы. (Учитель проверяет работы в свободную минуту) | Познавательные УУД 1. Перерабатывать и преобразовывать информацию из одного вида в другой (схемы, графические модели). |
III. Введение в тему и постановка проблемы урока. | (Запись на доске) Интересны мне и звери и черви и птицы. Интересны мне звери и львы и барсы и рыси. - А теперь, ребята, оформите рабочую тетрадь для работы над предложениями, записанными на доске. Оставьте 2 строки для темы. - Запишите эти предложения в тетрадь, расставьте знаки препинания. (Один ученик у доски) - Что общего в структуре этих предложений? (Наличие однородных членов предложения) - Чем отличаются эти предложения? (Ролью слова ЗВЕРИ) - Что обозначает слово звери в первом предложении? (Один из однородных членов) - Что обозначает слово звери во втором случае? (Общее значение однородных членов предложения) - Как в русском языке называются такие слова? - Так что же такое обобщающее слово? - А влияет ли наличие обобщающего слова в предложении на знаки препинания? - Чем же мы будем заниматься сегодня на уроке? Как вы сформулируете тему урока? «Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них» Кто помог мне сформулировать тему урока, поставьте + в оценочный лист (слайд №4) - А зачем нам нужны эти знания? Находить обобщающие слова, ставить знаки препинания при них. Готовиться к ГИА, быть грамотными и образованным. | Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель. |
IV. Открытие нового знания. | (слайде №5) 1. Обратимся к рисункам на слайде. В группе объедините их по общим признакам, к каждой из которых подберите обобщающее слово. Устно составьте предложения. Укажите место обобщающего слова по отношению к однородным членам. (Устная работа по 2 предложения с каждым обобщающим словом) - А теперь сделаем вывод о месте обобщающего слова по отношению к однородным членам предложения. 2. Обратимся к учебнику. Прочитайте на стр. 116 правило постановки знаков препинания в предложениях с обобщающим словом. Оформите прочитанный материал в виде схем или таблиц. - Кто готов поделиться своей версией? (Один-два ученика работают на доске) - Как мы будем отличать обобщающее слово от однородных членов в схеме? - Кто быстро и удачно преобразил прочитанную информацию в схему, поставьте + в оценочный лист. | Регулятивные УУД 3. Искать пути решения проблемы. 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные УУД 2. Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых слов. 3. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности. 4. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в модель, схему). |
V. Развитие учебноязыковых, речевых и правописных умений. | 1. А теперь приведите пример из упр. 302 к первой схеме, ко второй схеме, к третьей схеме. - Где может стоять обобщающее слово по отношению к однородным членам?
2. Творческая работа в парах по приложению №2. Прочитайте задание. Есть ли у вас вопросы по выполнению? Развитие речи. Сжатый пересказ. Передайте содержание текста одним предложением с однородными членами, перед которыми стоит обобщающее слово. В начале лета в лесу появилось много цветов. На берёзовых опушках зацвела иван-да-марья, показались лиловые колокольчики, высоко поднялся иван-чай. В густой траве на лесных полянках мы находили и собирали душистые ночные фиалки. А у глухого ручья, на берегу реки любовались голубыми незабудками. - Сверьте свою работу с образцом. Правильно выполнившим задание ребятам поставить + в оценочный лист (слайд №6) - Где вам пригодится умение сжимать текс? (При работе над изложением, когда необходимо сократить текст) (слайд №7) 3. Следующее задание проверит ваше умение расставлять знаки препинания в предложениях, в которых допущены пунктуационные ошибки. Задание: Записать предложение, исправить пунктуационные ошибки.
(Один ученик исправляет ошибки на компьтере) (слайд № 8) 4. Сопоставительный анализ предложений. - Следующее задание поможет нам определить синтаксическую роль обобщающего слова в предложении. -Сопоставьте пары предложений, разобрав их по членам предложения. Графически объясните постановку знаков препинания. Определите, в каких предложениях есть обобщ. слово.(Задание выполняется графически, если позволяет время на уроке, то письменно) 1) Лесть, ложь, предательство - самые отвратительные пороки. Лесть, ложь, предательство - все самые отвратительные пороки были в этом человеке. | Познавательные УУД 5. Владеть приёмами отбора и систематизации материала. 6. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать, строить рассуждение. 7. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в алгоритм). Коммуникативные УУД 1. Строить связное монологическое высказывание. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. 3. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль. |
VI. Итог урока. | – Давайте подведём итоги: что такое Обобщающее слово? - Каким членом предложения является обобщающее слово? - Где может находиться обобщающее слово по отношению к однородным членам? - Что осталось непонятным? (слайд № 9) – Оцените свою работу на уроке по критериям на слайде Я знаю……… Я умею………. Сам выполнял задания? Всё сделал правильно? Почему допустил ошибки? Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем? - Кто готов себя оценить вслух? - Остальные заполняют лист самооценки | Регулятивные УУД 5. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 6. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. ТОУУ |
VII. Домашнее задание. |
|
Лист самооценки
Ф.И. | Ф.И. |
1. Домашнее задание | 1. Домашнее задание |
2.Графический диктант | 2.Графический диктант |
3.Формулирование темы | 3.Формулирование темы |
4.Преобразование прочитанного материала в схемы | 4.Преобразование прочитанного материала в схемы |
5.Творческая работа | 5.Творческая работа |
6.Исправление пунктуационных ошибок | 6.Исправление пунктуационных ошибок |
7. Сопоставительный анализ предложений | 7. Сопоставительный анализ предложений |
Самооценка за урок: | Самооценка за урок: |
Оценка учителя: | Оценка учителя: |
Ф.И. | Ф.И. |
1. Домашнее задание | 1. Домашнее задание |
2.Графический диктант | 2.Графический диктант |
3.Формулирование темы | 3.Формулирование темы |
4.Преобразование прочитанного материала в схемы | 4.Преобразование прочитанного материала в схемы |
5.Творческая работа | 5.Творческая работа |
6.Исправление пунктуационных ошибок | 6.Исправление пунктуационных ошибок |
7. Сопоставительный анализ предложений | 7. Сопоставительный анализ предложений |
Самооценка за урок: | Самооценка за урок: |
Оценка учителя: | Оценка учителя: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 5 классе "Предложения с обобщающим словом при однородных членах".
Тема урока "Предложения с обобщающим словом при однородных членах". Урок по программе "Школа 2100". Авторы учебника: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. , Комиссарова Л.Ю., Текучева И.В.Образовательная система ...
конспект урока к презентации по теме "Обобщающие слова при однородных членах 8 класс
конспект урока, соответствующий представленной презентации по теме "Обобщающие слова при однородных членах" в 8 классе....
. Проверочная работа по темам «Однородные члены предложения»,«Обобщающие слова при однородных членах предложения», « Тире в простом предложении» 8 класс
Обобщающий контроль в двух вариантах...
Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания при обобщающих словах.
Урок русского языка в 5-ом классе при изучении темы «Обобщающие слова приоднородных членах предложения. Знаки препинания при обобщающих словах»запланирован, как урок по изучению новой темы с использов...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе. Тема: "Обобщающее слово перед однородными членами. Знаки препинания в предложениях с обобщающим словом"
Презентация к уроку русского языка в 5 классе. Тема: "Обобщающее слово перед однородными членами. Знаки препинания в предложениях с обобщающим словом"...
однородные члены предложения. Обобщающее слово при однородных членах. тест
данная презентация содержит 2 теста по теме: "Однородные члены предложения" и "Обобщающее слово при однородных членах предложения"...
Обобщающее слово при однородных членах. Знаки препинания при обобщающем слове.
Урок. Русский языкКласс: 5 ВТема: Обобщающее слово при однородных членах. Знаки препинания при обобщающем слове.Тип урока: урок открытия новых знаний.Планируемые образовательные результаты.Предметные:...