Обобщающее слово при однородных 8 класс
материал по русскому языку (8 класс)

Мамонова Евгения Борисовна

Обобщающее слово при однородных   8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchayushchee_slovo_pri_odnorodnyh_8_klass.docx35.52 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Мамонова Евгения Борисовна

Предмет: русский язык

Тема: Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания при обобщающем слове.

Продолжительность: 1урок (45мин.)

Класс: 8

Технологии: проблемное обучение

Аннотация:

Урок русского языка в 8-ом классе при изучении темы «Обобщающие слова при однородных членах предложения» запланирован как урок открытия новых знаний с использованием ИКТ.

При подготовке к уроку ставила следующие задачи:

  1. повысить мотивацию  учащихся  к учебной деятельности через использование ИКТ
  2. систематизировать полученные знания по теме «Обобщающие слова при однородных членах предложения»
  3. развивать познавательную активность учащихся
  4. воспитывать любовь и уважение к русскому языку.

Данный урок является первым в данной теме и  помогает освоить новые знания, умение и навыки. Применение ИКТ на уроке позволяет разнообразить виды работ, повысить работоспособность учащихся, активизировать их внимание к изучаемому материалу. При подготовке к уроку была сделана  презентация, и каждый этап урока был отражен на отдельном слайде. На уроке использовала следующие методы:

  • репродуктивный (фронтальный опрос; сообщение темы и цели)
  • объяснительно - иллюстративный (синтаксическая пятиминутка с творческим заданием; работа со схемами)
  • частично - поисковый (самостоятельная работа; выборочное списывание)

Цель урока:

 Образовательные:

- сформулировать понятие об обобщающем слове и его роли в предложении;

- формировать умение находить обобщающее слово;

- познакомить учащихся с правильной постановкой знаков препинания в предложении с обобщающим словом при однородных членах предложения.

Развивающие:

- совершенствовать умение правильно расставлять знаки препинания в предложениях с обобщающим словом

- совершенствовать умение правильно писать, объяснять написание слов с безударной гласной в корне, непроверяемой гласной в корне;

- развивать культуру речи учащихся.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к предмету и родному языку;

- воспитать ответственность за  решение.

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

(СЛАЙД №1)  Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста.

- Какую тему мы рассматривали с вами на прошлом уроке?

- Что вы дома должны были сделать?

- Сейчас мы проверяем только 2 задание, а во 2 задании, что вы должны сделать?

Проверка домашнего задания.

(слайд №2)

  - Посмотрите на экран,  сверьте свою работу  с тем, что спроецировано. Ошибки исправьте. (Самопроверка).

Чудесен сосновый бор, в который мы въезжали. Направо, налево, впереди и позади нас высились двухсотлетние сосны. [О, О, О и О] В голубое небо возносятся, воспаряют их тёмно-зелёные вершины, красноватой бронзою отсвечивают стволы. [О, О]
          И бор, и поля, и запахи, и звуки запечатлеваются в памяти. [и О, и О, и О, и О] Я примечаю муравьиные кучи у дороги. Светлый, солнечный, радостный мир окружает меня. [О, О, О]

- Оцените себя. Если всё выполнено правильно – поставьте в оценочном листе «+»

- У кого одна ошибка? Почему?

- У кого больше двух ощибок? Почему вы не смогли правильно выполнить задание?

- Какие опознавательные признаки имеют однородные члены?

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из источников, представленных в разных формах.

2. Анализировать, сравнивать, обобщать.

3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

II. Языковая разминка.

- В языковой разминке мы ещё раз повторим  постановку знаков препинания при однородных членах. Возьмите приложение № 1 и выполните задание.

1 ученик работает у доски с обратной стороны для проверки класса.

Остальные на листочках.

Задание:

Графический диктант.   Составить схемы предложений с однородными членами.

1) Свежий ветер пахнет мятой, васильками, лебедой. (Е. Трутнева)

2) Мы желаем всем на свете мира, счастья и тепла! (В. Гладышева)

3) Зазнайство не возвышает, а унижает. 

4) Интересны мне и звери, и черви, и птицы. 

5) Катится клубочек по высоким горам и зелёным лугам, по топким болотам и глухим местам.

- Обменяйтесь работами в паре  и проверьте знаки препинания в  предложении по слайду. (Взаимопроверка по слайду №3). 

(слайд №3)

- С какой целью мы используем однородные члены в предложениях?

- Кто выполнил задание без ошибок, поставьте в оценочном листе за графический диктант «+».

- У кого больше двух ощибок? Почему вы не смогли правильно выполнить задание?

 - Когда в предложениях с однородными членами ставятся запятые? Передайте мне свои работы.  (Учитель проверяет работы в свободную минуту)

Познавательные УУД

1. Перерабатывать и преобразовывать информацию из одного вида в другой (схемы, графические модели).

III. Введение в тему и постановка проблемы урока.

 (Запись на доске)

Интересны мне и звери и черви и птицы. 

Интересны мне  звери  и львы  и барсы и  рыси.

- А теперь, ребята,  оформите рабочую тетрадь для работы над предложениями, записанными на доске.  Оставьте 2 строки для темы.

 -  Запишите  эти предложения в тетрадь, расставьте  знаки препинания. (Один ученик у доски)

 - Что общего в структуре  этих предложений?

 (Наличие однородных членов предложения)

- Чем отличаются эти предложения?

 (Ролью  слова ЗВЕРИ)

- Что обозначает слово звери в первом предложении?

 (Один из однородных членов)

- Что обозначает слово звери во втором случае?  

(Общее значение  однородных членов предложения)

- Как в русском языке называются такие слова?

- Так что же такое обобщающее слово?

- А влияет ли наличие обобщающего слова в предложении на знаки препинания?

- Чем же мы будем заниматься сегодня на уроке? Как вы сформулируете тему урока?  

 «Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них» Кто помог мне сформулировать тему урока, поставьте + в оценочный лист

(слайд №4)

- А  зачем нам нужны эти знания?

Находить  обобщающие слова, ставить знаки препинания при них.

Готовиться к ГИА, быть грамотными и образованным.

Регулятивные УУД

1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель.

IV. Открытие нового знания.

(слайде №5)  

1. Обратимся к  рисункам на слайде. В группе объедините  их по общим признакам, к каждой из которых подберите обобщающее слово. Устно составьте предложения. Укажите место обобщающего слова по отношению к однородным членам. (Устная работа по 2 предложения с каждым обобщающим словом) 

 - А теперь сделаем вывод о месте обобщающего слова по отношению к однородным членам предложения.

2. Обратимся к учебнику. Прочитайте на стр. 116    правило постановки знаков препинания в предложениях с обобщающим словом. Оформите прочитанный материал в виде схем или таблиц.

- Кто готов поделиться своей версией?

(Один-два  ученика  работают  на доске)

- Как мы будем отличать обобщающее слово  от однородных членов в схеме?

- Кто быстро и удачно преобразил прочитанную информацию в схему, поставьте + в оценочный лист.        

Регулятивные УУД

3. Искать пути решения проблемы.

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

2. Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых слов.

3. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

4. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в модель, схему).

V. Развитие учебно­языковых, речевых и правописных умений.

1. А теперь приведите пример из упр. 302 к  первой  схеме, ко второй схеме, к третьей схеме.

- Где может стоять обобщающее  слово  по отношению к однородным членам?

 

2. Творческая работа  в парах по приложению №2. Прочитайте задание. Есть ли у вас вопросы по выполнению?

Развитие речи. Сжатый пересказ.

   Передайте содержание текста одним предложением с однородными членами, перед которыми стоит обобщающее слово.   

    В начале лета в лесу появилось много цветов. На берёзовых опушках зацвела иван-да-марья, показались лиловые колокольчики, высоко поднялся иван-чай. В густой траве на лесных полянках мы находили и собирали душистые ночные фиалки. А у глухого ручья, на берегу реки любовались голубыми незабудками.    
 - Прочитайте исходный текст, что у вас получилось.

- Сверьте свою работу с образцом. Правильно выполнившим задание ребятам поставить + в оценочный лист

(слайд  №6)

- Где вам пригодится умение сжимать текс?

(При работе над изложением, когда необходимо сократить текст)

 (слайд  №7)

3. Следующее задание проверит ваше умение расставлять знаки препинания в  предложениях,  в которых допущены пунктуационные ошибки.

Задание:

Записать предложение,  исправить пунктуационные ошибки.

  1. И тополь, и потемневшая от влаги кровля, и ноздреватый снег - все дышит первыми весенними запахами.
  2. В степи, за рекой, по дорогам  - везде было пусто.
  3. Из - под снега виднелись разные предметы: самовар, кадка и еще кой-какие коробочки.
  4. Все: и товарищи, и дамы -  стали уверять Беликова, что он должен жениться.

(Один ученик исправляет ошибки на компьтере)

(слайд № 8)

4. Сопоставительный анализ предложений.

- Следующее задание поможет нам определить синтаксическую роль обобщающего слова в предложении.

-Сопоставьте пары предложений, разобрав их по членам предложения.  Графически объясните постановку знаков препинания. Определите, в каких предложениях есть обобщ. слово.(Задание выполняется графически, если позволяет время на уроке, то письменно)

1) Лесть, ложь, предательство - самые отвратительные пороки. Лесть, ложь, предательство - все самые отвратительные пороки были в этом человеке.
2) Иванов, Николаев и Смирнов - отличники нашего класса. На смотр поехали Иванов, Николаев и Смирнов - все отличники нашего класса. 3) Береза, рябина, клен, черемуха - лиственные деревья. Береза, рябина, клен, черемуха - все эти лиственные деревья высажены возле наших домов.

Познавательные УУД

5. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

6. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать, строить рассуждение.

7. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в алгоритм).

Коммуникативные УУД

1. Строить связное монологическое высказывание.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

VI. Итог урока.

–  Давайте  подведём итоги:  что такое Обобщающее слово?

- Каким членом предложения является обобщающее слово?

- Где может находиться обобщающее слово по отношению к однородным членам?

 -  Что осталось непонятным?

(слайд № 9)

– Оцените свою работу на уроке  по критериям на слайде

       Я знаю………

       Я умею……….

      Сам выполнял задания?

      Всё сделал правильно?

       Почему допустил ошибки?

      Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

 - Кто готов себя оценить вслух?

- Остальные заполняют лист самооценки

Регулятивные УУД

5. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

6. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

ТОУУ

VII. Домашнее задание.

  1. Параграф 39,
  2. Знать схему постановки ЗП при обобщающем слове
  3. Тем, кто чувствует себя уверенно, упр. 308 подобрать предложения  из художественных произведений к схемам
  4. Тем, кто испытывает трудности по теме, выполнить упр. 303

 

Лист самооценки

Ф.И.

Ф.И.

1. Домашнее задание

1. Домашнее задание

2.Графический диктант

2.Графический диктант

3.Формулирование темы

3.Формулирование темы

4.Преобразование прочитанного материала в схемы

4.Преобразование прочитанного материала в схемы

5.Творческая работа

5.Творческая работа

6.Исправление пунктуационных ошибок

6.Исправление пунктуационных ошибок

7. Сопоставительный анализ предложений

7. Сопоставительный анализ предложений

Самооценка за урок:

Самооценка за урок:

Оценка учителя:

Оценка учителя:

Ф.И.

Ф.И.

1. Домашнее задание

1. Домашнее задание

2.Графический диктант

2.Графический диктант

3.Формулирование темы

3.Формулирование темы

4.Преобразование прочитанного материала в схемы

4.Преобразование прочитанного материала в схемы

5.Творческая работа

5.Творческая работа

6.Исправление пунктуационных ошибок

6.Исправление пунктуационных ошибок

7. Сопоставительный анализ предложений

7. Сопоставительный анализ предложений

Самооценка за урок:

Самооценка за урок:

Оценка учителя:

Оценка учителя:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе "Предложения с обобщающим словом при однородных членах".

Тема урока "Предложения с обобщающим словом при однородных членах". Урок по программе "Школа 2100". Авторы учебника: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. , Комиссарова Л.Ю., Текучева И.В.Образовательная система ...

конспект урока к презентации по теме "Обобщающие слова при однородных членах 8 класс

конспект урока, соответствующий представленной презентации по теме "Обобщающие слова при однородных членах" в 8 классе....

Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания при обобщающих словах.

Урок русского языка в 5-ом классе при изучении темы «Обобщающие слова приоднородных членах предложения. Знаки препинания при обобщающих словах»запланирован, как урок по изучению новой темы с использов...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе. Тема: "Обобщающее слово перед однородными членами. Знаки препинания в предложениях с обобщающим словом"

Презентация к уроку русского языка в 5 классе. Тема: "Обобщающее слово перед однородными членами. Знаки препинания в предложениях с обобщающим словом"...

однородные члены предложения. Обобщающее слово при однородных членах. тест

данная презентация содержит 2 теста по теме: "Однородные члены предложения" и "Обобщающее слово при однородных членах предложения"...

Обобщающее слово при однородных членах. Знаки препинания при обобщающем слове.

Урок. Русский языкКласс: 5 ВТема: Обобщающее слово при однородных членах. Знаки препинания при обобщающем слове.Тип урока: урок открытия новых знаний.Планируемые образовательные результаты.Предметные:...