Обобщающее слово при однородных членах. Знаки препинания при обобщающем слове.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Майорова Кристина Ильдаровна

Урок. Русский язык

Класс: 5 В

Тема: Обобщающее слово при однородных членах. Знаки препинания при обобщающем слове.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Планируемые образовательные результаты.

Предметные:

Знать понятие «обобщающие слова при однородных членах», уметь находить обобщающее слово в предложении с однородными членами, ставить знаки препинания.

Личностные: уметь использовать полученную информацию для решения образовательных задач.

Регулятивные: уметь оценивать и анализировать собственную деятельность с позиции полученных результатов, осуществлять оценку и коррекциючерез осознание того, что уже усвоено, что подлежит усвоению, определение качества и уровня усвоения.

Познавательные: понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять знания на практике.

Коммуникативные: учить формулировать собственное мнение и позицию, учить сотрудничать.

Цели:

Содержательная цель -дать первоначальное представление об обобщающем слове при однородных членах предложения и употреблении знаков препинания в предложениях с обобщающими словами.

Деятельностная цель- формировать новые способы деятельности. 

Задачи: 

Образовательные: создать условия для усвоения учениками  понятия «обобщающие слова при однородных членах», формирования умения видеть в предложении обобщающие слова, правильно использовать знаки препинания в предложениях с обобщающими словами, закрепить знания об однородных членах предложения.

Развивающие: способствовать развитию познавательных, регулятивных универсальных учебных действий и решению задач речевого развития (привитие навыков формировать связные высказывания, формулировать выводы и обобщения).

Воспитательные задачи: способствовать воспитанию познавательной активности, стимулировать мотивацию к изучению русского языка и к чтению.

Формы организации урока: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, в группах

Методы обучения:практические, поисковые, словесные, наглядные.

Ресурсы: мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал, учебник.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

Урок. Русский язык

Класс: 5 В

Тема: Обобщающее слово при однородных членах. Знаки препинания при обобщающем слове.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Планируемые образовательные результаты.

Предметные:

Знать понятие «обобщающие слова при однородных членах», уметь находить обобщающее слово в предложении с однородными членами, ставить знаки препинания.

Личностные: уметь использовать полученную информацию для решения образовательных задач.

Регулятивные: уметь оценивать и анализировать собственную деятельность с позиции полученных результатов, осуществлять оценку и коррекциючерез осознание того, что уже усвоено, что подлежит усвоению, определение качества и уровня усвоения.

Познавательные: понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять знания на практике.

Коммуникативные: учить формулировать собственное мнение и позицию, учить сотрудничать.

Цели:

Содержательная цель -дать первоначальное представление об обобщающем слове при однородных членах предложения и употреблении знаков препинания в предложениях с обобщающими словами.

Деятельностная цель- формировать новые способы деятельности.  

Задачи:  

Образовательные: создать условия для усвоения учениками  понятия «обобщающие слова при однородных членах», формирования умения видеть в предложении обобщающие слова, правильно использовать знаки препинания в предложениях с обобщающими словами, закрепить знания об однородных членах предложения.

Развивающие: способствовать развитию познавательных, регулятивных универсальных учебных действий и решению задач речевого развития (привитие навыков формировать связные высказывания, формулировать выводы и обобщения).

Воспитательные задачи: способствовать воспитанию познавательной активности, стимулировать мотивацию к изучению русского языка и к чтению.

Формы организации урока: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, в группах

Методы обучения:практические, поисковые, словесные, наглядные.

Ресурсы: мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал, учебник.

Ход урока

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1

Мотивация

Приветствие учеников.

- Добрый день! Меня зовут Кристина Ильдаровна. Сегодня урок русского языка у вас проведу я.

Внимание на экран. (слайд1)

На слайде слова:

Умная книга научит тебя многому: доброте, честности, справедливости.

-Прочитайте предложение. Ребята, как вы понимаете это высказывание?

-Спасибо. Да, действительно, книга играет большую роли в жизни человека. Я надеюсь, что вы понимаете это и любите читать.

Приветствуют учителя и друг друга. Читают предложение, говорят свою точку зрения.

Вступают в диалог с учителем. (Примерный ответ):

2

Актуализация знаний

-Ребята, я предлагаю вам поработать с нашим предложением в маршрутных листах, на которых будем работать в течение урока.

(сегодня для удобства и экономии времени мы будем работать в  них, дата и классная работа уже записаны),

-Найдите наше предложение, выделите в нем грамматическую основу.

-Назовите, спасибо.

-Чем осложнено это предложение? Верно! Подчеркните их как члены предложения.

-Докажите, что это однородные члены предложения.

Наглядная схема по ОЧП, во время ответов учащихся учитель открывает признаки ОЧП.

-В этом предложении присутствуют однородные члены, соединены повторяющимся союзом и, есть двоеточие.

- (Кто?что?) книга – это подлежащее, выр. сущ.

-книга (что сделает?) научит – это сказуемое выр. гл.

Примерный ответ:

-Предложение осложнено ОЧП. Дополнение

- ОЧП отвечают на 1 и тот же вопрос, относятся к 1 и тому же члену предложения, являются одной и той же частью речи, не зависят друг от друга, произносятся с интонацией перечисления.

3

Создание проблемной ситуации. Постановка цели и задач урока.

Учитель организует рассуждение, ориентируясь на ответы учеников, подводит к понятию «обобщающие слова» - слово, которое называет общее значение для всех слов.

-Для того, чтобы мы продолжили путь открытия знаний, предлагаю «игровую минутку»

-Ребята, внимание на экран. Что вы видите? Назовите одним словом

-Верно. А что вы сейчас сделали?

- Молодцы! А какое значение имеют названные слова, по отношению к словам, которые называют данные предметы?

-Предположите, как оно может называться?

-Да, верно! Вы близки к правильному ответу. Такие слова, ребят, называют обобщающими.

-А теперь вернемся к нашему предложению, какое слово в нем является обобщающим?

-Правильно, для каких слов оно является общим? Значение каких слов обобщает? А какими членами предложения являются эти  слова?

Значит, сегодня на уроке мы будем говорить об обобщающих словах при однородных членах.

-И снова вернемся к нашему предложению

А теперь подумайте, в чем особенность предложения с обобщающим словом? Хочу обратить ваше внимание на знаки препинания. Какие вы видите знаки препинания?

-Правильно, спасибо. Какой вывод можем сделать?

-Действительно, в предложении с обобщающими словами появляются и другие знаки.

-Попробуем сформулировать тему урока. О чем же сегодня мы будем говорить?

- Запишите темув маршрутный лист.

-Что же мы должны будем узнать на уроке?

1. Что такое обобщающее слово? Почему эти слова так называются?

2. Какие знаки препинания ставятся при обобщающем слове?

-Ребят, а чему научимся?

Вступают в диалог с учителем, высказывают свои предположения.

-Ягоды, овощи.

Примерный ответ:

-Общие

-Слово «многое»

- Для слов «доброте, честности, справедливости» - однородные дополнения.

-Двоеточие

«Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах»

Записывают тему урока в маршрутный лист.

Формулируют вопросы урока.

4

Открытие нового знания. Формирование новых понятий и способов действий.

-Предлагаю исследовать предложение. Запишите его.

-Выполняя эту работу, мы дадим характеристику обобщающему слову и выделим основные признаки. (проговаривает в момент записи)

Люди читают разные книги: фантастику, детективы, романы.

-Выделите грамматическую основу.

Найдите однородные члены и слово, которое имеет общее значение для всех однородных членов предложения, и подчерните их как члены предложения.

От какого слова зависит и обобщающее слово, и однородные члены предложения? На какой вопрос отвечают?

-Ребят, посмотрите, какой же вывод мы можем сделать?

-Что же такое обобщающее слово?

-Вы правы! Молодцы!

Записывают предложение.

Люди читают разные книги: фантастику, детективы, романы.

-(Кто?что?) люди – это подлежащее, выр.сущ.

-Люди (что делают?) читают – это сказ., выр.гл.

-Читают (что?) фантастику, детективы, романы – это однородн.доп., выр.сущ.

-Слово книги – обобщающее, отвечает, дополнением.

-Зависят от слова «Читают», отвечают на вопросы «кого?что?»

-Обобщающее слово имеет общее значение для всех ОЧП, отвечает на 1 и тот же вопрос, является 1 и тем же членом предложения, зависит от 1 и того же слова

5

Первичное закрепление нового материала

-Предлагаю дополнить наши представления об обобщающем слове.

-Работаем в парах. Перед вами предложения, каждый ряд найдите свои примеры.Итак, вы должны найти обобщающее слово и указать какой частью речи оно является. Время выполнения 1 минута. Работаем!

1 ряд:

  1. А.С. Пушкин обращался к разным жанрам: сказкам, стихотворениям, поэмам.

2ряд:

  1. Рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» понравился всем: ребятам и родителям.

3 ряд:

1. Поэзию Г.Тукая знают везде: и в нашей стране, и за рубежом.

-Ребята, внимание! Время! Посмотрите на меня, сейчас мы прослушаем ваши ответы. Следите друг за другом, в маршрутном листе выделяйте обобщающие слова и подписывайте, какой частью речи они выражены.

-1 ряд, вам слово.

-Спасибо, остальные ребята успевают отмечать? Молодцы!

-2 ряд.

-3 ряд.

-Внимательно посмотрите на предложения. Скажите, какой вывод мы можем сделать по проделанной работе?

-Вы правы, не забывайте об этом! А сейчас объединим все, что мы узнали. Дайте определение, что такое обобщающее слово

-Проверим наше открытие по учебнику? Откройте п.61, с.174, прочитайте 1 абзац правила. Сравните, формулировку в учебнике и нашу формулировку? Совпали ли выводы, которые даны в учебнике? Ребят, о чем не сказано в учебнике, о чем сказали мы? Посмотрите, мы открыли с вами даже больше, чем предлагает учебник. Вы настоящие исследователи!

-А как обозначается обобщающее слово в схемах?

-Мы ответили с вами на 1 вопрос. Как он звучал?

И сейчас я предлагаю продолжить наше исследование, чтобы ответить на 2 вопрос. Вспомним его.

-И снова мы с вами исследователи!

Предлагаю выполнить задание в группах: вы видите предложения, понаблюдайте и сделайте вывод о том

-Какие знаки препинания возможны при обобщающем слове?

- как расстановка знаков препинаниясвязана с расположением обобщающего слова в предложении? 1 минута на обсуждение.

1. Мы читали разные книги: сказки, повести, рассказы.

2. Сказки, повести, рассказы – разные книги мы читали.

3. Разные книги: сказки, повести, рассказы – мы читали.

-Уважаемые группы время. Ваши ответы.

-Ребят, сделаем вывод. Какие знаки препинания ставятся в предложении в зависимости от места расположения.

-Сформулируйте правило постановки знаков препинания, начните свой ответ со слова «Если…»

Выполняют задания на карточке.

Прочитайте предложения.

1.Выделите грамматическую основу.

2.Выделите однородные члены.

3. Найдите обобщающее слово, укажите какой частью речи оно выражено.

Работают в маршрутных листах, каждый ряд со своим примером.

Проверяют выполненное задание, комментируют, дополняют ответы и корректируют их (по необходимости)

Читают предложение,

обобщающее слово: простор – выражено сущ. Кто? Что? - подлежащее

Приходят к выводу, что обобщающие слова могут быть выражены: сущ., местоимением, наречием

-Обобщающее слово имеет общее значение для всех ОЧП, отвечает на 1 и тот же вопрос, является 1 и тем же членом предложения, может быть выражено сущ., наречием, местоимением.

Открывают правило учебника, знакомятся, сравнивают информацию.

Отвечают на вопросы учителя.

-Какие знаки препинания ставятся в предложении с обобщающим словом?

Приходят к выводу, что при обобщающем слове может быть двоеточие и тире. В зависимости от того какую позицию в предложении занимает обобщающее слово знак препинания будет разный.

Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то ставится двоеточие.

Если обобщающее слово стоит после ОЧ, то ставится тире.

6

Практическая деятельность по закреплению изученного материала

«Исследуем».

-Перед вами текст, исследуйте. Какие знаки препинания ставятся  в предложениях с однородными членами при обобщающих словах? Каким членом предложения является обобщающее слово и однородные члены предложения? На какой вопрос отвечают обобщающее слово и очп? Свои наблюдения (схемы предложений) запишите в таблицу. Время работы 5 мин.

«Знаки препинания в предложениях с однородными членами при обобщающих словах»

1

2

3

ʘ: Ο , Ο, Ο

Ο , Ο, Ο, Ο - ʘ

ʘ: Ο , Ο, Ο, Ο -

Тургенев прожил в Спасском-Лутовинове около семнадцати лет. Здесь каждый уголок: дороги, сады, леса, парк - памятен Тургеневу с детства. Славу Спасского - Лутовинова поддерживал сам Тургенев, любивший эти места. Всё перемешано в этом парке: липы, рябины, яблони. Липовые аллеи больше всего нравились писателю во время цветения. Вдали от дорожек можно увидеть шляпки грибов. Зелень, вода в прудах, птичий гомон, охота – всё это было миром Тургенева. Его письма, произведения, рассказы друзьям наполнены описаниями парка, его тенистых аллей, цветов на лужайках. В Спасском можно в полной мере почувствовать красоту и обаяние природы средней полосы России.

-Слово предоставляется 1 группе. 2 и 3 группа во время объяснения приведите пример из текста в соответствии с выступлением 1 группы.

Примерные ответы:

1 группа:

Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то ставится двоеточие. Обобщающее слово и очп отвечают на 1 и тот же вопрос и являются 1 чп.

Слово учителя:

-например, 2 группа вам слово.

7

Контроль над усвоением

Работа по карточкам.

-Теперь я предлагаю вам проверить себя и применить знания на практике. Попробуйте самостоятельно определить обобщающее слово, расставить знаки препинания,соотнести их со схемами. Это задание позволит обобщить материал, с которым мы работали на уроке.

-Перед вами схемы: выберите и запишите предложения, которые соответствуют им. Знаки препинания не расставлены.Кто желает прокомментировать?

-К 1 схеме какое предложение подошло? Прокомментируем знаки.

1. И дети и взрослые все любят сказки.

2. В школьной библиотеке книги увидишь повсюду и на столах и на полках.

3. Хорошие книги сказки повести рассказы учат добру.

-Проверьте по эталону.

Схематический диктант.

1) В корзине лежали разные фрукты: яблоки, груши, мандарины.

2) И море, и берег, и горы - все приняло общую окраску.

3) Всюду: вверху и внизу - пели жаворонки

Проверка по эталону.

[ʘ: иΟ , и Ο]

В школьной библиотеке книги увидишь повсюду: и на столах, и на полках.

[ ИΟ , и Ο- ʘ ]

И дети, и взрослые – все любят сказки.

[ʘ: Ο , Ο, Ο,  - … ]

Хорошие книги: сказки, повести, рассказы – учат добру.

8

Рефлексия

Сегодня мы с вами выступали в роли исследователей, скажите, что мы с вами узнали? чему мы учились?

-Хорошо, ребят, спасибо. А сейчас обратите внимание на конверты, которые лежат у вас на парте. Думаю, вы уже умеете оценивать свои знания .

-Перед вами лежат конверты трех цветов. Если вы смогли ответить на все вопросы, задания не вызывали трудностей, у вас не осталось вопросов по этой теме – выберите зеленый конверт.

Если вы смогли ответить на вопросы, но выполнение заданий вызывали затруднения, и у вас остались вопросы – выберите желтый конверт.

Если вы затруднялись ответить на вопросы, вы не смогли справиться со всеми заданиями и у вас остались вопросы – выберите красный конверт.

Поднимете конверты, которые вы выбрали.

Вступают в диалог, дают оценку своим знаниям.

Предполагаемые ответы:

-Учились находить обобщающее слово, выделять его на письме, расставлять знаки препинания, находить соответствие схем и предложений.

Выбирают конверты, оценивают свою работу на уроке, дают обратную связь учителю

9

Домашнее задание

-Откройте конверты, в зависимости от того какой конверт вы выбрали вы получаете домашнее задание.

1 уровень.

П.61, упр.486

2 уровень.

П.61

Из текста выписать предложения с обобщающим словом, объяснить расстановку знаков препинания, составить схему.

В истории русской живописи сохранились имена прекрасных художников-пейзажистов:  Саврасова, Васильева,  Левитана и других. Один из лучших художников этого            жанра –  Шишкин. Цветущие поля, сосновые рощи,  лесные дали,  папоротник в лесу,  ручей в лесной чаще – всё это близко и дорого сердцу художника. Всё:  обыкновенное дерево,   старый пень,   полевые цветы – привлекало внимание художника. Во всём умел он находить красоту:  в тумане над рекой,  в лесной поляне,  в чаще леса.

3 уровень.

П.61. составьте текст на тему «Зимний лес», используя предложения с обобщающим словом:

а) выраженным разными частями речи;

б) находящимся в разных позициях в предложении.

Знакомятся с домашним заданием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них"

Данная презентация использовалась на уроке открытия новых знаний в 8 классе...

Открытый урок в 8 классе по теме "Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них".

Комплексный анализ текста на уроке позволяет повторить сведения практически из всех разделов русского языка и подготовить учащихся к ГИА....

«Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них».

Цель урока: научить находить в предложении с однородными членами обобщающие слова; познакомить с постановкой знаков препинания при однородных членах с обобщающими словами....

Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания при обобщающих словах.

Урок русского языка в 5-ом классе при изучении темы «Обобщающие слова приоднородных членах предложения. Знаки препинания при обобщающих словах»запланирован, как урок по изучению новой темы с использов...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе. Тема: "Обобщающее слово перед однородными членами. Знаки препинания в предложениях с обобщающим словом"

Презентация к уроку русского языка в 5 классе. Тема: "Обобщающее слово перед однородными членами. Знаки препинания в предложениях с обобщающим словом"...

Технологическая карта урока на тему "Знаки препинания в предложении с однородными членами и обобщающим словом перед однородными членами"

Материал представляет собой технологическую карту, разработанную к уроку русского языка в 5 классе по данной теме...