№ | Этапы урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1 | Мотивация |
| Приветствие учеников. - Добрый день! Меня зовут Кристина Ильдаровна. Сегодня урок русского языка у вас проведу я. Внимание на экран. (слайд1) На слайде слова: Умная книга научит тебя многому: доброте, честности, справедливости. -Прочитайте предложение. Ребята, как вы понимаете это высказывание? -Спасибо. Да, действительно, книга играет большую роли в жизни человека. Я надеюсь, что вы понимаете это и любите читать.
| Приветствуют учителя и друг друга. Читают предложение, говорят свою точку зрения.
Вступают в диалог с учителем. (Примерный ответ):
|
2 | Актуализация знаний |
| -Ребята, я предлагаю вам поработать с нашим предложением в маршрутных листах, на которых будем работать в течение урока. (сегодня для удобства и экономии времени мы будем работать в них, дата и классная работа уже записаны), -Найдите наше предложение, выделите в нем грамматическую основу. -Назовите, спасибо. -Чем осложнено это предложение? Верно! Подчеркните их как члены предложения. -Докажите, что это однородные члены предложения.
Наглядная схема по ОЧП, во время ответов учащихся учитель открывает признаки ОЧП.
| -В этом предложении присутствуют однородные члены, соединены повторяющимся союзом и, есть двоеточие.
- (Кто?что?) книга – это подлежащее, выр. сущ. -книга (что сделает?) научит – это сказуемое выр. гл. Примерный ответ: -Предложение осложнено ОЧП. Дополнение
- ОЧП отвечают на 1 и тот же вопрос, относятся к 1 и тому же члену предложения, являются одной и той же частью речи, не зависят друг от друга, произносятся с интонацией перечисления.
|
3 | Создание проблемной ситуации. Постановка цели и задач урока. |
| Учитель организует рассуждение, ориентируясь на ответы учеников, подводит к понятию «обобщающие слова» - слово, которое называет общее значение для всех слов.
-Для того, чтобы мы продолжили путь открытия знаний, предлагаю «игровую минутку» -Ребята, внимание на экран. Что вы видите? Назовите одним словом -Верно. А что вы сейчас сделали? - Молодцы! А какое значение имеют названные слова, по отношению к словам, которые называют данные предметы? -Предположите, как оно может называться? -Да, верно! Вы близки к правильному ответу. Такие слова, ребят, называют обобщающими. -А теперь вернемся к нашему предложению, какое слово в нем является обобщающим? -Правильно, для каких слов оно является общим? Значение каких слов обобщает? А какими членами предложения являются эти слова? Значит, сегодня на уроке мы будем говорить об обобщающих словах при однородных членах. -И снова вернемся к нашему предложению А теперь подумайте, в чем особенность предложения с обобщающим словом? Хочу обратить ваше внимание на знаки препинания. Какие вы видите знаки препинания? -Правильно, спасибо. Какой вывод можем сделать? -Действительно, в предложении с обобщающими словами появляются и другие знаки. -Попробуем сформулировать тему урока. О чем же сегодня мы будем говорить? - Запишите темув маршрутный лист.
-Что же мы должны будем узнать на уроке? 1. Что такое обобщающее слово? Почему эти слова так называются? 2. Какие знаки препинания ставятся при обобщающем слове? -Ребят, а чему научимся? | Вступают в диалог с учителем, высказывают свои предположения.
-Ягоды, овощи.
Примерный ответ: -Общие
-Слово «многое» - Для слов «доброте, честности, справедливости» - однородные дополнения.
-Двоеточие
«Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах»
Записывают тему урока в маршрутный лист.
Формулируют вопросы урока. |
4 | Открытие нового знания. Формирование новых понятий и способов действий. |
| -Предлагаю исследовать предложение. Запишите его. -Выполняя эту работу, мы дадим характеристику обобщающему слову и выделим основные признаки. (проговаривает в момент записи) Люди читают разные книги: фантастику, детективы, романы. -Выделите грамматическую основу.
Найдите однородные члены и слово, которое имеет общее значение для всех однородных членов предложения, и подчерните их как члены предложения. От какого слова зависит и обобщающее слово, и однородные члены предложения? На какой вопрос отвечают? -Ребят, посмотрите, какой же вывод мы можем сделать? -Что же такое обобщающее слово?
-Вы правы! Молодцы! | Записывают предложение. Люди читают разные книги: фантастику, детективы, романы.
-(Кто?что?) люди – это подлежащее, выр.сущ. -Люди (что делают?) читают – это сказ., выр.гл. -Читают (что?) фантастику, детективы, романы – это однородн.доп., выр.сущ. -Слово книги – обобщающее, отвечает, дополнением. -Зависят от слова «Читают», отвечают на вопросы «кого?что?»
-Обобщающее слово имеет общее значение для всех ОЧП, отвечает на 1 и тот же вопрос, является 1 и тем же членом предложения, зависит от 1 и того же слова |
5 | Первичное закрепление нового материала |
| -Предлагаю дополнить наши представления об обобщающем слове. -Работаем в парах. Перед вами предложения, каждый ряд найдите свои примеры.Итак, вы должны найти обобщающее слово и указать какой частью речи оно является. Время выполнения 1 минута. Работаем! 1 ряд: - А.С. Пушкин обращался к разным жанрам: сказкам, стихотворениям, поэмам.
2ряд: - Рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» понравился всем: ребятам и родителям.
3 ряд: 1. Поэзию Г.Тукая знают везде: и в нашей стране, и за рубежом. -Ребята, внимание! Время! Посмотрите на меня, сейчас мы прослушаем ваши ответы. Следите друг за другом, в маршрутном листе выделяйте обобщающие слова и подписывайте, какой частью речи они выражены. -1 ряд, вам слово. -Спасибо, остальные ребята успевают отмечать? Молодцы! -2 ряд. -3 ряд. -Внимательно посмотрите на предложения. Скажите, какой вывод мы можем сделать по проделанной работе? -Вы правы, не забывайте об этом! А сейчас объединим все, что мы узнали. Дайте определение, что такое обобщающее слово
-Проверим наше открытие по учебнику? Откройте п.61, с.174, прочитайте 1 абзац правила. Сравните, формулировку в учебнике и нашу формулировку? Совпали ли выводы, которые даны в учебнике? Ребят, о чем не сказано в учебнике, о чем сказали мы? Посмотрите, мы открыли с вами даже больше, чем предлагает учебник. Вы настоящие исследователи! -А как обозначается обобщающее слово в схемах? -Мы ответили с вами на 1 вопрос. Как он звучал? И сейчас я предлагаю продолжить наше исследование, чтобы ответить на 2 вопрос. Вспомним его.
-И снова мы с вами исследователи! Предлагаю выполнить задание в группах: вы видите предложения, понаблюдайте и сделайте вывод о том -Какие знаки препинания возможны при обобщающем слове? - как расстановка знаков препинаниясвязана с расположением обобщающего слова в предложении? 1 минута на обсуждение. 1. Мы читали разные книги: сказки, повести, рассказы. 2. Сказки, повести, рассказы – разные книги мы читали. 3. Разные книги: сказки, повести, рассказы – мы читали. -Уважаемые группы время. Ваши ответы. -Ребят, сделаем вывод. Какие знаки препинания ставятся в предложении в зависимости от места расположения. -Сформулируйте правило постановки знаков препинания, начните свой ответ со слова «Если…» | Выполняют задания на карточке. Прочитайте предложения. 1.Выделите грамматическую основу. 2.Выделите однородные члены. 3. Найдите обобщающее слово, укажите какой частью речи оно выражено.
Работают в маршрутных листах, каждый ряд со своим примером.
Проверяют выполненное задание, комментируют, дополняют ответы и корректируют их (по необходимости)
Читают предложение, обобщающее слово: простор – выражено сущ. Кто? Что? - подлежащее
Приходят к выводу, что обобщающие слова могут быть выражены: сущ., местоимением, наречием -Обобщающее слово имеет общее значение для всех ОЧП, отвечает на 1 и тот же вопрос, является 1 и тем же членом предложения, может быть выражено сущ., наречием, местоимением. Открывают правило учебника, знакомятся, сравнивают информацию. Отвечают на вопросы учителя.
-Какие знаки препинания ставятся в предложении с обобщающим словом?
Приходят к выводу, что при обобщающем слове может быть двоеточие и тире. В зависимости от того какую позицию в предложении занимает обобщающее слово знак препинания будет разный. Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то ставится двоеточие. Если обобщающее слово стоит после ОЧ, то ставится тире. |
6 | Практическая деятельность по закреплению изученного материала |
| «Исследуем». -Перед вами текст, исследуйте. Какие знаки препинания ставятся в предложениях с однородными членами при обобщающих словах? Каким членом предложения является обобщающее слово и однородные члены предложения? На какой вопрос отвечают обобщающее слово и очп? Свои наблюдения (схемы предложений) запишите в таблицу. Время работы 5 мин. «Знаки препинания в предложениях с однородными членами при обобщающих словах» 1 | 2 | 3 | ʘ: Ο , Ο, Ο | Ο , Ο, Ο, Ο - ʘ | ʘ: Ο , Ο, Ο, Ο - |
Тургенев прожил в Спасском-Лутовинове около семнадцати лет. Здесь каждый уголок: дороги, сады, леса, парк - памятен Тургеневу с детства. Славу Спасского - Лутовинова поддерживал сам Тургенев, любивший эти места. Всё перемешано в этом парке: липы, рябины, яблони. Липовые аллеи больше всего нравились писателю во время цветения. Вдали от дорожек можно увидеть шляпки грибов. Зелень, вода в прудах, птичий гомон, охота – всё это было миром Тургенева. Его письма, произведения, рассказы друзьям наполнены описаниями парка, его тенистых аллей, цветов на лужайках. В Спасском можно в полной мере почувствовать красоту и обаяние природы средней полосы России. -Слово предоставляется 1 группе. 2 и 3 группа во время объяснения приведите пример из текста в соответствии с выступлением 1 группы. | Примерные ответы: 1 группа: Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то ставится двоеточие. Обобщающее слово и очп отвечают на 1 и тот же вопрос и являются 1 чп. Слово учителя: -например, 2 группа вам слово. |
7 | Контроль над усвоением |
| Работа по карточкам. -Теперь я предлагаю вам проверить себя и применить знания на практике. Попробуйте самостоятельно определить обобщающее слово, расставить знаки препинания,соотнести их со схемами. Это задание позволит обобщить материал, с которым мы работали на уроке. -Перед вами схемы: выберите и запишите предложения, которые соответствуют им. Знаки препинания не расставлены.Кто желает прокомментировать? -К 1 схеме какое предложение подошло? Прокомментируем знаки. 1. И дети и взрослые все любят сказки. 2. В школьной библиотеке книги увидишь повсюду и на столах и на полках. 3. Хорошие книги сказки повести рассказы учат добру. -Проверьте по эталону.
Схематический диктант. 1) В корзине лежали разные фрукты: яблоки, груши, мандарины. 2) И море, и берег, и горы - все приняло общую окраску. 3) Всюду: вверху и внизу - пели жаворонки Проверка по эталону. |
[ʘ: иΟ , и Ο] | В школьной библиотеке книги увидишь повсюду: и на столах, и на полках. | [ ИΟ , и Ο- ʘ ] | И дети, и взрослые – все любят сказки. | [ʘ: Ο , Ο, Ο, - … ] | Хорошие книги: сказки, повести, рассказы – учат добру. |
|
8 | Рефлексия |
| Сегодня мы с вами выступали в роли исследователей, скажите, что мы с вами узнали? чему мы учились?
-Хорошо, ребят, спасибо. А сейчас обратите внимание на конверты, которые лежат у вас на парте. Думаю, вы уже умеете оценивать свои знания . -Перед вами лежат конверты трех цветов. Если вы смогли ответить на все вопросы, задания не вызывали трудностей, у вас не осталось вопросов по этой теме – выберите зеленый конверт. Если вы смогли ответить на вопросы, но выполнение заданий вызывали затруднения, и у вас остались вопросы – выберите желтый конверт. Если вы затруднялись ответить на вопросы, вы не смогли справиться со всеми заданиями и у вас остались вопросы – выберите красный конверт. Поднимете конверты, которые вы выбрали. | Вступают в диалог, дают оценку своим знаниям. Предполагаемые ответы: -Учились находить обобщающее слово, выделять его на письме, расставлять знаки препинания, находить соответствие схем и предложений.
Выбирают конверты, оценивают свою работу на уроке, дают обратную связь учителю |
9 | Домашнее задание |
| -Откройте конверты, в зависимости от того какой конверт вы выбрали вы получаете домашнее задание. 1 уровень. П.61, упр.486 2 уровень. П.61 Из текста выписать предложения с обобщающим словом, объяснить расстановку знаков препинания, составить схему. В истории русской живописи сохранились имена прекрасных художников-пейзажистов: Саврасова, Васильева, Левитана и других. Один из лучших художников этого жанра – Шишкин. Цветущие поля, сосновые рощи, лесные дали, папоротник в лесу, ручей в лесной чаще – всё это близко и дорого сердцу художника. Всё: обыкновенное дерево, старый пень, полевые цветы – привлекало внимание художника. Во всём умел он находить красоту: в тумане над рекой, в лесной поляне, в чаще леса. 3 уровень. П.61. составьте текст на тему «Зимний лес», используя предложения с обобщающим словом: а) выраженным разными частями речи; б) находящимся в разных позициях в предложении. | Знакомятся с домашним заданием. |