Вопросы и презентации для общественного смотра знаний по русскому языку за курс 8 класса
консультация по русскому языку (8 класс)

Чако Светлана Иосифовна

Предварительный просмотр:

Вопросы для общественного смотра знаний

по русскому языку за курс 8 класса

Вопросы

Где брать материал

1.

Словосочетание. Типы подчинительной связи в словосочетании: согласование, управление, примыкание.

П.10, стр.29; 32 – 33

Приложение

2.

Главные члены предложения. Подлежащее, способы его выражения. Тире между подлежащим  и сказуемым.

П.13, стр.43-44; П.15, стр.53 – 54

Приложение

3.

Главные члены предложения. Сказуемое и способы его выражения. Простое глагольное, составное глагольное и составное именное сказуемое.

П.14, стр.45 – 49.

4.

Второстепенные члены предложения. Определения согласованные и несогласованные. Приложение как особый вид определения.

П.17, стр.59 – 60, 63 - 64

5.

Второстепенные члены предложения. Дополнения прямые и косвенные.

П.18, стр.67, 70

6.

Второстепенные члены предложения. Обстоятельства. Разряды обстоятельств по значению.

П.19, стр.70 - 72

7.

Виды односоставных предложений с главным членом  сказуемым. Определённо-личные, неопределённо-личные предложения.

П.22, 23, стр.89 – 94

Приложение

8.

Виды односоставных предложений с главным членом  сказуемым. Обобщённо-личные, безличные предложения.

П.25,26, стр.96, 98-99.

Приложение

9.

Односоставные назывные предложения. Неполные предложения, их отличие от односоставных.

П.27, 28, стр. 102 – 104, 106-107.

Приложение

10.

Однородные члены предложения. Сочинительные союзы при однородных членах. Группы сочинительных союзов.

П.30,31, стр.116-117,123-125. Приложение

11.

Однородные члены предложения.  Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания в предложениях с однородными членами  при обобщающих словах.

П.33, стр.136-137

12.

Обращения распространённые и нераспространённые. Знаки препинания в предложениях с обращениями.

П.34, стр.140-142

13.

Вводные слова, словосочетания, вставные конструкции. Группы вводных слов по значению.

П.35, стр.148 – 152, 157.

Приложение

14.

Обособленные члены предложения.  Обособленные определения и приложения.

П.38, стр.167-168

П.39, стр.171-173

Приложение

15.

Обособленные члены предложения.  Обособленные обстоятельства.

П.40, стр.188,195-196

 Приложение

16.

Уточняющие члены предложения.

П.41, стр.200-201

17.

Прямая и косвенная  речь. Оформление прямой речи на письме.

Цитаты и их оформление на письме.

П.43, стр.219 – 222

П.46, стр.231

18.

Диалог. Знаки препинания при диалоге. Замена прямой речи косвенной. Цитаты и их оформление на письме

П.44, стр.224-225.

П.45, стрю227- 229

П.46, стр.231



Предварительный просмотр:

Пунктуационный анализ

1.

Мой читатель  побывав когда(нибудь) в Кавказ…ом заповеднике  и пройдясь по тропе  в…дущей к обелиску  низко покл…нись памяти защитников нашей Родины  отдавших свои жизни за нашу мирную жизнь.

 

2.

Некоторые уже улеглись на влажную  устла(н,нн)ую осыпающейся хвоей  землю  жевали ж…сткие солдатские сухари копчё(н,нн)ую колбасу и  открыв перочи(н,нн)ым ножом жестяную банку  ели свиную тушёнку  намазывая её на тонко нарезанные  ломтики чёрствого хлеба.

3.

Продолжая держаться лапой за ушибле(н,нн)ое место  медвеж…нок стремительно кинулся через реч(?)ку  схватил маленького братишку за шиворот  и  всё ещё вскрик…вая  переволок его   через глубокое место.

4.

Рублевский ангел — возвыше(н,нн)ая мечта об идеальном человеке  позв…ляющая глубоко заглянуть в народную душу  понять мироощущение   духовное богатство  наших далеких соотечестве(н,нн)иков  противопоставле(н,нн)ое  ненависти и отчаянию.

5.

Глубокая тишина   нарушаемая всплесками рыбы   да криками какой(то) еще (не)уснувшей птицы  возившейся (не)подалеку  казалось лишь подчеркивала  (не)одолимое наступление ночного покоя.

6.

Звенящей острой как отчаянье нотой  ворвался вой в моното(н,нн)ый шум дождя  прор…зая тьму  и  зам…рая понесся  над обнаже(н,нн)ыми полями.

7.

Перем…наясь с ноги на ногу  от холода  Дима  (не)много выждав вновь постучал в  обитую толстой жестью  дверь  но   (не)услышав  жела(н,нн)ого отклика   направился домой.

8.

Бросив последний взгляд на девушек   ждавших на берегу   Сергей (на)конец решился  и  глубоко выдохнув  нырнул с  раскач…вающегося на ветру   моста в воду   обж…гавшую утре(н,нн)ей прохладой.

9.

Жаворонки   едва разл…чимые  в воздухе  зал…вались над дымящейся от утре(н,нн)его тумана  степью   и  сообщали  ещё (не)проснувшимся   жителям о долгожданном восходе солнца.

10. Сквозь  наб…равшую всё большую силу  пургу я   напрягая зрение   старался разгл…деть (в)дали маленький домик   засыпа(н,нн)ый  снегом по самые окна и едва различимый среди высоких снежных сугробов.

11.

Всё это   огромная и пышная в…ршина клёна   (светло)зелёная гряда а(л,лл)еи    подвенечная белизна яблонь   груш(?)   черёмух    солнце   синева неба   всё это   поражало своей густотой   свежестью    и новизной.

12.

Можно лишь пр…клоняться перед гением Марины Цветаевой создавшей соверше(н,нн)о (не)повторимый поэтический мир и свято вер…вшей в свою музу яркую и оригинальную.

13.

Утки вероятно  испуга(н,нн)ые внезапным появлением  охотников шумно поднялись  и кувыркаясь (в)воздухе медле(н,нн)о и тяжело полетели проч(?) .

14.

С моря дул влажный х…лодный ветер разнося по степи задумч…вую зв…нящую мелодию плеска волны с шумом набегавшей на песча(н,нн)ый берег.

15.

Зимой дома дремл…т спрятавшись в сугробы летом радуют(?)ся окута(н,нны)е зеленью и шел…стом ветвистых крон.

16.

Густой м…лодичный звон к радости собравшихся вырываясь из высокой к…локольни прол…тал (над)залитой солнечным светом площадью.

17.

Плотно утопта(н,нн)ая тропинка в…ляя в зар…слях к счастью привела к живописной реч(?)ке блестящей под лучами солнца.

18.

Стоявшая над лесами жара разогр…вала сосновую смолу ст…кавшую со стволов возвышавшихся деревьев и почти сразу пр…вращавшуюся в янтарный камень тёплый и прозрач(?)ный.



Предварительный просмотр:

Приложение 2

Тире в простом и сложном предложении

Алгоритм работы:

  1. В предложениях, где есть тире, надо выделить грамматическую основу.
  2. Обозначить части речи над грамматической основой.
  3. Выяснить, простое предложение или сложное. Если сложное и тире находится между его частями, - это БСП.
  4. Если предложение простое, надо применить одно из следующих правил:

  1. Тире между подлежащим и сказуемым.

Тире ставится

примеры

Существительное - существительное

Москва – столица России

Существительное - инфинитив

Дело писателя – противостоять страданию всеми силами, всем талантом.

Инфинитив - существительное

Не навредить больному – первая задача врача

Инфинитив - инфинитив

Жить – Родине служить

Числительное -  числительное

Пятью восемь - сорок

Существительное -  числительное

Высота дома – пять метров

Между подлежащим и сказуемым есть слова: это, вот, значит

Язык – это история народа

Тонкий лиризм вот главное достоинство пейзажей Левитана

Сейчас он хочет помочь нам, и оттолкнуть его – значит навредить себе

  1. Тире в предложении с однородными членами перед обобщающим словом.

На склонах горы, на деревьях – везде лежал снег.

Ни чувства пылкие, ни блеск ума, ни слог певца, столь чистый, благородный, - ничто не трогает души твоей холодной.

  1. Тире в предложении с  обособленными приложениями.

Некоторые рыбы – макрель, чирус и паламида уходят в море.

В северной части Индийского океана господствуют  муссоны – ветры тропических широт.

Фараоны при жизни считались богами, а после смерти их хоронили в величественных гробницах – пирамидах.

4.Тире в предложении с прямой речью.

          «Княгиня, - отвечал  Печорин сухо,-  я прежде имел глупость думать, что       можно понимать женское сердце».

            «А почему мне ехать вправо?» -  спросил ямщик с неудовольствием.

  1. Тире в бессоюзном сложном предложении.

Условие постановки тире

Можно поставить союз

Примеры

1.

Части  БСП противопоставлены

А, но, однако

Ввысь взлетает сокол – жмётся уж к земле.

Чин следовал ему – он службу вдруг оставил.

2.

Быстрая смена событий

Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

3.

В первой части БСП есть указание на время или условие

Когда

если

Лес рубят – щепки летят.

Назвался груздем – полезай в кузов.

4.

Во второй части БСП указано следствие того, о чём говорится в первой

Так что

Снег долго не выпадал – на санках начали ездить только в декабре.

5.

Обе части выражают сравнение

Как, будто, как будто, словно

Молвит слово – соловей поёт.

Идёт по улице – лебёдушка плывёт.



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Словосочетание. Типы (виды, способы) подчинительной связи в словосочетании.

Словосочетание – это два или несколько самостоятельных слова, связанных подчинительной связью. Эта связь осуществляется грамматически (с помощью окончания зависимого слова, предлога) и по смыслу (с помощью вопроса от главного слова к зависимому).

Например: Однажды, в студёную зимнюю пору, я из лесу вышел. Грамматическая основа – я вышел (не является словосочетанием)

Вышел (откуда?) из лесу; вышел (когда?) однажды; вышел (когда?) в пору; в пору (какую?) студёную зимнюю – это словосочетания, в которых от главных слов к зависимым поставлены смысловые вопросы.

Не являются словосочетаниями:

  1. Грамматическая основа предложения, т.к. слова в ней равноправны по смыслу.
  2. Однородные члены предложения – студёную зимнюю пору (слова равноправны по смыслу)
  3. Сочетание самостоятельного и служебного слова (особое внимание к производным предлогам) – навстречу мне; вокруг стадиона; вопреки совету.

Типы (виды, способы) подчинительной связи в словосочетании

Согласование – такой тип подчинительной связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже. В роли зависимых слов выступают части речи, в которых определяются род, число, падеж:

Главное слово

Зависимое слово

Пример

1.

существительное

Прилагательное

Яркий свет, о яркой вспышке

2.

местоимение

Причастие

Взволнованное море, над взволнованным морем

3.

Любая часть речи в значении существительного

Порядковое числительное

Седьмой день, семерых братьев

Притяжательное местоимение (кроме его, её, их)

Ваш ответ, с вашим знакомым

Определительное местоимение

Всякий человек, о каждой встрече

Указательное местоимение

Тот поворот, с таким примером

Лучший дежурный

Вкусное мороженое

Собравшиеся провожающие

2. Управление – такой способ (тип, вид) подчинительной связи, при котором зависимое

слово ставится в определённом падеже. Главное слово управляет зависимым. Запомни, что все  сочетания с предлогом построены по типу управления.

Главное слово

Зависимое слово

Пример

1.

глагол

существительное

Принять помощь

Существительное с предлогом

Мечтать о встрече

2.

глагол

местоимение

Спешить к нам

3.

существительное

Существительное с предлогом

Рубашка в клетку

Лестница на чердак

  1. Примыкание – такой способ подчинительной связи, при котором главное и зависимое слово связаны только по смыслу. Примыкают неизменяемые части речи.

Главное слово

Зависимое слово

Пример

1.

глагол

наречие

Выйти навстречу

инфинитив

Попросили спеть

деепричастие

Рассказывал торопясь

2.

существительное

наречие

Дом напротив

наречие

Шашлык по-кавказски

3.

наречие

наречие

Очень интересно

наречие

Непривычно тихо

4.

прилагательное

наречие

Третий слева

5.

причастие

наречие

Оглядевший вокруг

Помни! Способ подчинительной связи определяй по части речи  зависимого слова.



Предварительный просмотр:

Приложение 7,8,9

Виды односоставных предложений

ОдносостАвным называется предложение, в котором есть только один главный член предложения, подлежащее или сказуемое. Например: Люблю тебя, Петра творенье.

Виды односоставных предложений

Признаки

Примеры

1.

Определённо - личное

Глагол – сказуемое в форме 1, 2 лица единственного или множественного числа (я, ты, мы, вы)

Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье (Пушкин)

(ВЫ – 2 лицо множ.числа)

Спой мне песню, как синица тихо за морем жила (Пушкин)

(ТЫ – 2 лицо един. числа)

Далеко на скалах,в степи, приют сыщу  себе (И.Козлов)

(Я – 1 лицо един. числа)

Стою один среди

 равнины голой (Есенин)

(Я – 1 лицо един. числа)

2.

Неопределённо - личное

Глагол – сказуемое в форме 3 лица множественного числа (они) или  в форме прошедшего времени множественного числа

Теперь зубров не только охраняют, но и разводят (Г.Скребицкий)

(Люди, зоологи, учёные – они – 22 лицо множ. число наст. время)

На берегу разожгли костёр, начали варить уху, затянули песню.

 (Прошедшее время, множ. число)

3.

Обобщённо - личное

Глагол – сказуемое в форме 2 лица единственного числа (ты) или в форме 3 лица множественного числа (они). Действие имеет отношение ко всем лицам вообще. (Обычно это пословицы и поговорки)

Чужим умом умён не будешь.

Цыплят по осени считают.

Дни поздней осени бранят обыкновенно.

4.

Безличное

Сказуемое обозначает действие, которое происходит само по себе, подлежащего нет и быть не может. Сказуемое в безличном предложении:

Безличный глагол

К вечеру подморозило

Безличная форма личного глагола(при нём дополнение, которое может быть подлежащим)

Пахнет душистой черёмухой

Слова – НЕТ, НЕ БЫЛО, НЕЛЬЗЯ, (НЕ ОКАЗАЛОСЬ, НЕ НАШЛОСЬ)

Совсем нет времени на разговоры

Начальная форма глагола

Скоро нам уезжать из этого города

Начальная форма глагола в сочетании с безличным вспомогательным глаголом

Но тут уж нельзя было ничего сделать

Наречие или краткое страдательное причастие в составном именном сказуемом

Увидеть бобра днём невозможно.

К полудню стало совсем ясно.

5.

Назывное

Подлежащее, выраженное существительным в именительном падеже

Опять холодные седые небеса,

Пустынные поля, набитые дороги,

На рыжие ковры похожие леса,

И тройка у крыльца, и слуги на пороге (Иван Бунин)

Отличие односоставных предложений от неполных

Неполное

Пропущен какой-либо член предложения, главный или второстепенный, который восстанавливается по контексту.  Неполной может быть часть сложного предложения.

Через полчаса я сел на своего доброго коня, а Савельич – на тощую и хромую клячу. (Пушкин)

Савельич сел

Двусоставное неполное

На сцене – две скамейки и несколько кустов.

Зритель видит

Односоставное неполное

В молодых сосенках более пахнет нежной смолой зелёной иглы, в старых соснах – зрелой терпкой смолой древесины (В.Солоухин)

Пахнет

Односоставное назывное

Ранняя весна

Двусоставное полное

Весна ранняя

Двусоставное неполное

Весна на дворе



Предварительный просмотр:

Приложение 10

Однородные члены предложения

  1. Отвечают на один и тот же вопрос
  2. Относятся к одному и тому же слову или поясняются одним и тем же членом предложения
  3. Являются одинаковыми  членами предложения
  4. Равноправны по отношению друг к другу и соединяются между собой сочинительной связью
  5. Произносятся с интонацией перечисления

Например:

Поёт зима, аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка   (Сергей Есенин)   Однородные сказуемые

Во дворах и домах снег лежит полотном

И от солнца блестит разноцветным огнём   (Иван Никитин)   Два ряда однородных членов

Проснувшись рано,

В окно увидела Татьяна

Поутру побелевший двор,

Куртины, кровли и забор.

На стёклах лёгкие узоры,

Деревья в зимнем серебре,

Сорок весёлых на дворе

И мягко устланные горы

Зимы блистательным ковром.   (Александр Пушкин) Однородные дополнения.

Однородные члены могут иметь при себе зависимые слова (тогда  они распространённые).

Ряд однородных членов вместе с общим зависимым или главным словом составляет одно словосочетание: увидела двор, куртины, кровли и забор, узоры, деревья сорок и горы – это ОДНО! Словосочетание.

Запомни:

  1. Однородными являются одни и те же члены предложения, кроме того, в ряду однородных должны быть слова одного слова одного смыслового ряда.

 Сравни, например:

Пью чай с лимоном и вареньем (однородные дополнения)

Пью чай с лимоном и удовольствием (дополнение и обстоятельство)

На улице шёл дождь и студент (Антон Чехов) Два подлежащих, разных по смыслу. Это игра слов.

  1. Не являются однородными повторяющиеся слова:

Еду, еду в чистом поле;

Колокольчик дин-дин-дин…

Страшно, страшно поневоле

Средь неведомых равнин! (Александр Пушкин)



Предварительный просмотр:

Сочинительные союзы при однородных членах предложения

Группа

Союз

Как употребляется

Примеры

соединительные

И, ДА(=И)

Могу быть одиночными

Достали нот, баса, альта, две скрипки и сели на лужок под липки (Крылов)

Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз взялись (Крылов)

Могут быть повторяющимися

Пирует Пётр. И горд, и ясен, и славы полон взор его (Пушкин)

Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет  солдат (Пушкин)

Соединяет попарно однородные предметы

Дома и улицы, парки и   скверы – всё было в снежном наряде.

Соединяет слова  в разные  пары ( пары между собой не связаны)

Заболтал ногою и забежал с другой стороны и снова отскочил и отдёрнул руку (Гоголь)

Вдруг, опустившись, неслись вприсядку и били круто и крепко своими серебряными подковами плотно убитую землю (Гоголь)

Тоже = Также

Обычно одиночные союзы (чаще между частями сложного предложения или связывают простые предложения)

Енакиев тоже был храбр не меньше друга своего

Ни…, ни…

Только повторяющийся в отрицательном предложении

Так потчевал Демьян соседа Фоку и не давал ему ни отдыху, ни сроку (Крылов)

Не только.., но и;

как…, так и…

Двойные союз

Книжные, обозначают равнозначность понятий

В уборке территории приняли участие как старшие, так и  младшие классы.

 

Противительные союзы

Группа

Союз

Как употребляется

Примеры

Противительные

Но

Чёткое противопоставление

Погода стояла холодная,  но безветренная

А

Менее категоричное противопоставление

Первенство в соревновании мы выиграли не по конькам, а по лыжам

Да

Разговорный, синонимичный союзу НО

На ель Ворона взгромоздясь, позавтракать было совсем уж собралась, да призадумалась (Крылов)

Зато, Однако

Разговорные, обозначают восполнение, возмещение того, что выражено первым однородным словом

Пирог  у нас получился некрасивый, зато вкусный

Варежки  были большие, неуклюжие, однако тёплые

Разделительные союзы

Группа

Союз

Как употребляется

Примеры

Разделительные

ИЛИ,
ЛИБО

Могут быть одиночными и повторяющимися, указывают на чередование предметов

Хищные птицы поселяются чаще всего на деревьях или на  скалах.

Вечерами либо катались на лодках, либо читали книгу, либо играли в волейбол.

 

То…, то…

Только повторяющийся

Очков с полдюжины она себе достала; вертит очками так и сяк: то к темю их прижмёт, то их на хвост нанижет, то их понюхает, то их полижет (Крылов)

Не то…, не то…

Только повторяющийся, разговорный союз, обозначает неясные, предполагаемые предметы

Послышался не то детский плач, не то крик какой-то птицы

Вдали показался неясный предмет:  не то дерево, не то человек

ТО ли…, то ли…

Только повторяющийся, разговорный союз, обозначает неясные, предполагаемые предметы

То ли цветок, то ли ягода краснеет в траве

Губы то  ли от черники, то ль от холода черны (Твардовский)



Предварительный просмотр:

Приложение 14

Обособление определений и приложений

Обособляется

Не обособляется

1.

Причастный оборот, стоящий после определяемого слова:

Юный лес, в зелёный лес одетый, тёплых грёз нетерпеливо ждёт

Причастный оборот перед определяемым словом без добавочного обстоятельственного значения:

С грохотом сыпался на палубы кораблей слежавшийся на реяхснег.

2.

«Прилагательный оборот», стоящий после определяемого слова:

Небо, полное грозою, всё в зарницах трепетало.

Причастия и прилагательные, если входят в состав сказуемого:

Я сидел погружённый в глубокую задумчивость

3.

Любое определение, относящееся к личному местоимению:

Уставший от долгого пути, он не сразу начал свой рассказ.

Голодный и прозябший, возвращаюсь я вечером в усадьбу.

4.

Два и больше  одиночных однородных определения, стоящих после определяемого слова:

Молодой человек, умный и обаятельный, привлёк внимание присутствующих.

Путники, радостные и довольные, весело делились дорожными впечатлениями.

5.

Одиночные и распространённые перед определяемым словом, если имеют добавочное обстоятельственное

 (причинное, временное  или уступительное значение):

Выросшая на природе, девочка долго не могла привыкнуть к городской жизни.

Солнцем мартовским пригретый, таетстарый снег.

Привлечённые в качестве обвиняемых, Маслова, Бочкова и Картинкин виновными себя не считали.

Обособление приложений (определения, выраженные именами существительными)

Обособляются

Не обособляются

1.

Если относятся к личному местоимению:

Человек дела, он всегда дорожил временем

2.

Распространённое, если стоит после определяемого слова:

Отец Куприна, обнищавший дворянин, был мелким уездным письмоводителем

3.

Приложение с союзом как, если имеет оттенок причинности:

Илюше иногда, как резвому мальчику, так и хочется броситься и переделать всё самому

Приложение с союзом как, если имеет значение «в качестве»:

Прежде всего Коля занялся изучением лесовкак заграждений против пыли.

4.

Если приложение стоит в середине или в  конце предложения и при этом подчёркивается его самостоятельность, то оно обособляется с помощью тире:

Васильев – высокий молодой человек – за весь вечер не проронил ни слова.



Предварительный просмотр:

Приложение 15

Знаки препинания при обособленных обстоятельствах

Обособляются

Не обособляются

  1. Обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями:

Наташа, притихнув, выглядывала из своей засады

  1. Обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями, близкие по функции к наречиям

(нехотя, молча, не спеша, не глядя, стоя, лёжа, молча и др.)

Страшная туча надвигалась не спеша.

Спят журавли обыкновенно стоя.

2.Обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами, независимо от их местоположения:

Гребцы, бросили вёсла и, поставив парус, сами сели на дно шлюпки.

  1. Фразеологизмы, в составе которых есть  деепричастия

Вся команда чинит паруса не покладая рук

И день, и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя.

  1. Всегда обособляются  обстоятельства уступки, выраженные производными предлогами   несмотря на…, невзирая на…,.

Несмотря на ранний час, Маши не было дома.

  1. Обстоятельства с производными предлогами  благодаря, согласно, ввиду, при наличии, при отсутствии, за неимением, по причине, вследствие, по случаю, особенно перед глаголом – сказуемым

По случаю заносов, целых два часа я сидел и ждал на вокзале.

Вопреки ожиданиям, ночь была тёплая, несмотря на безоблачное небо.

Весь май, за исключением нескольких ясных и солнечных  дней,  шли непрерывные дожди.



Предварительный просмотр:

Приложение 16

Уточняющие обособленные  члены предложения уточняют, конкретизируют или поясняют значения разных членов предложения – главных или второстепенных

Уточняющие обособленные обстоятельства места и времени

Примеры

1

Уточняется обстоятельство места: оба отвечают на один и тот же вопрос (Где? Где именно?)

На той стороне, за рекой, запевал соловей.

2

Уточняется обстоятельство времени: оба отвечают на один и тот же вопрос (Когда? Когда  именно?)

Один раз, перед вечером, мы отправились на прогулку.

Однажды, в студёную зимнюю пору, я из лесу  вышел.

Уточняется определение со значением цвета, размера, возраста и т.д.

Высокая, в рост человека, трава была на лугу.

Молодая, лет семнадцати, девушка…

Уточняется дополнение с предлогами кроме, помимо, сверх, вместо, исключая, включая, за исключением, наряду, в отличие от…, по сравнению с…

Никто, кроме солнца и голубого неба, не глядит в него.

Сверх всякого ожидания, бабушка подарила мне несколько книг.

Пояснительные члены предложения

Перед пояснительными словами можно поставить слова: а именно, то есть, или, в том числе, например, в частности, главным образом, по имени, особенно и другие

Ноздрёв во всех отношениях был многосторонний человек, то есть человек на все руки

Буквы алфавита, или азбуки, располагаются в принятом порядке

Присоединительные члены предложения

Перед присоединительными словами: даже, особенно, в частности, главным образом, в том числе, притом, да и, да и вообще и другие

Он не сказал, да и не мог сказать этого

Это замечание касается многих, в частности Богомолова и Давыдова.

Карл Иванович большую часть своего времени проводил за чтением, даже испортил своё зрение.

У меня сегодня голова болит, притом сильно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг качества знаний по русскому языку в 5 классе за 2011-2012 уч. г.

Мониторинг качества знаний в 5 классе по русскому языку за 2011 - 2012 учебный год.   1. Запишите слова по их транскрипции. [буквар\'] - … , [дач\'н\'ик] - … , [кам\'эн\'щ\'ик] - … , [проз\'ба] - … ,...

Материалы к мониторингу качества знаний по русскому языку учащихся 5 класса по теме "Имя прилагательное"

Мониторинг качества знаний учащихся 5 класса по теме "Имя прилагательное"  включает различные формы деятельности, которые позволят учителю оперативно отслеживать продвижение каждого ученика,...

Общественный смотр знаний по русскому языку по теме "Сложноподчинённые предложения" в 9 классе

Разработку можно использовать на уроках обобщенияи систематизации знаний по сложноподчинённому предложению. Обучающимся предлагаются различные задания в игровой занимательной форме....

Общественный смотр знаний по теме "Глагол" в 5 классе

Зачётный урок в форме Общественного смотра знаний...

Вопросы к смотру знаний по русскому языку в 5 классе

Данный материал содержит вопросы по всему курсу русского языка в 5 классе. Полезен для ознакомления учащимся и их родителям....

Вопросы к смотру знаний по русскому языку в 6 классе

Данный материал содержит вопросы по всему курсу русского языка в 6 классе.Полезен для ознакомления учащимся и их родителям....