Общественный смотр знаний по теме "Глагол" в 5 классе
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему
Зачётный урок в форме Общественного смотра знаний
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchestvennyy_smotr_znaniyword.doc | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Общественный смотр Знаний по теме «Глагол» в 5 классе
Цели смотра
- Развивающие:
-развивать устную и письменную речь учащихся;
-развивать орфографическую зоркость и логическое мышление.
- Обучающие:
-выявить путём индивидуальной работы уровень знаний учащихся по теме «Глагол»;
- Воспитывающие:
Воспитывать ответственное отношение к учёбе, любовь к родному языку.
Тип урока: урок-контроль
Форма урока: общественный смотр знаний
Оборудование: мультимедийная аппаратура, карточки, ОК, билеты, зачётный лист-экран
Организационный момент.
Учитель объявляет тему урока. Представляет собравшихся гостей, называет членов жюри.
Слово учителя. Что для меня предметы?
Лишь названья.
Но я приду - всё в действие придёт:
Летит ракета, люди строят здания,
И рожь в полях растёт.
О какой части речи говорится? (о глаголе)
Почему о глаголе? ( глаголы обозначают действие предмета)
Всё в мире находится в процессе постоянного движения, изменения, действия. Вот почему 2-е место после существительных занимают глаголы, 35% слов, записанных в словарях, являются глаголами. Итак, отправляемся в страну Выученных уроков, стараемся получить отличные отметки.
- Диктант (пишем на листочках, которые заранее подписаны)
Весна в этом году долго не наступала. Потом всё вдруг проснулось, зашевелилось, запело, зашумело, заговорило. И вот уже разносится многоголосое пение птиц.
Поголубело небо, почернели сугробы. Кое-где из-под снега пробивается прошлогодняя трава.
Журчит и сверкает под яркими лучами солнца ручей. Звенит капель.
Дышится легко. В такое время не хочется сидеть дома.
(проверяют члены комиссии)
- Перфокарты (проверяем написание безударных окончаний глаголов)
Учитель диктует слова: 1)колет; 2)вымочит; 3)стелешь; 4)дышит; 5)борешься; 6)надеешься; 7)хочет; 8)думаем; 9) чувствуешь; 10)бреешь
11)ненавидит; 12)трудишься; 13)сеет; 14) молотит; 15)плачет; 16)запирает; 17) обидит; 18) выбросим; 19)вылетит; 20)выльешь.
(проверяют члены жюри)
- Карточки-задания
(каждое учебное звено получает пакет с карточками индивидуального задания для учащихся, карточки в звене раздаёт консультант, задание выполняется на листочках)
Карточка №1.
- Спишите, раскрывая скобки.
(не)чувствовал усталости; (не)был в школе; мне (не)здоровится; (не)прикасался к проводам; (не)участвовал в разговоре.
- Подберите близкие по смыслу глаголы на-ТЬСЯ
Горевать--…………; притаиться-………..
- Сделайте синтаксический разбор предложения.
Нам Родина смелые крылья дала, пути перед нами открыла.
Карточка №2.
- Выпишите 3-5 предложений с глаголами на –ТЬСЯ-ТСЯ из учебника литературы.
- Сделайте синтаксический разбор предложения.
К вечеру всё небо заволокло тучами.
- Вспомните и запишите 3 пословицы на одну из тем: «О труде», «О Родине»
Карточка №3
- Спишите, добавляя –СЯ-СЬ.
Мне хотело… увидеть фазанов. Я забрал… в глубь леса, лёг под развесистым деревом в траву и не шевелился. Вот вышла на дорогу фазанка. За ней показала… ещё фазанка и красавец петух. Оперение петуха переливало… на солнце всеми цветами радуги. Особенно ярко выделяли… красные участки по бокам головы.
- Подчеркните в тексте глаголы
- Разберите по составу. ЗАХОТЕЛОСЬ, СВАРЩИК, БЕРЁЗОНЬКА, ДОБИТЬСЯ
Карточка №4.
- Определите прямое и переносное значение глаголов, вставьте пропущенные буквы и объясните их, спишите.
Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко бл…стало. Лошади тронулись, колокольчик загремел, кибитка полетела. Встаёт з…ря во мгле холодной.
- Установите, какие различные значения будут возникать у глаголов, если их поочерёдно соединять со словами, стоящими в скобках.
Молчать (человек, лес); бить (посуда, фонтан, зенитки); вести (больной, корабль, кружок). Запишите эти значения.
Карточка №5.
- Спишите, обозначьте спряжение глаголов, вставьте пропущенные буквы.
Ничто (не)облагораживает человека больше труда. Если ты что-нибудь дела…шь, делай это хорошо. Если же ты (не)мож…шь или (не)хоч…шь делать
хорошо, лучше совсем (не)делай. Как я чу(?)ствую себя счастливым, когда тружусь.
2 Разберите по составу. РАССКАЗАТЬ, ПРОЧИТАТЬ, ЗАДУМАТЬСЯ, ПЕРЕЛИЛАСЬ
Карточка №6.
- Запишите данные синонимические ряды в порядке возрастания силы действия.
-капать, литься, хлестать (о дожде); идти, мчаться, бежать (об опаздывающем школьнике); греметь, рокотать, громыхать (о громе); аплодировать, рукоплескать, хлопать (о зрителе)
- Составьте простые или сложные предложения с однородными сказуемыми, используя синонимические глаголы на темы, указанные в скобках. Глаголы употребляйте в настоящем или будущем времени.
Карточка №7.
- Определите, какие из каждых 2-х сочетаний слов являются фразеологизмами, составьте с ними предложения.
Принимать участие—принимать подарок; плясать под чужую дудку—хорошо плясать; проявить плёнку—проявить интерес.
- Сделайте синтаксический разбор предложения
Коростель свою песню пропел, и спустился туман на луга.
Карточка №8.
- Запишите глаголы в 2 столбика, в первый—несовершенного вида, во второй—совершенного вида
Поддержать, рассчитывать, ссориться, восставать, рассуждать, рассказать, оттенить, отталкиваться, воззвать, раззадориться. Объясните, почему во всех словах имеются удвоенные согласные?
- Сделайте синтаксический разбор предложения.
Конькобежцы красиво и быстро мчатся по беговой дорожке.
Карточка №9.
- Спишите пословицы, ставя глаголы в нужном лице и числе.
Не тот друг, кто мёдом (мазать), а тот, кто правду (сказать). Кто (служить) Родине верно, тот долг (исполнять) примерно. Крепкую дружбу топором не (разрубить). Дерево (держаться) корнями, а человек—друзьями.
- Разберите по составу УВЛЕЧЬСЯ, РАСТЁШЬ, УСЛЫШАЛ
Карточка №10.
- Заполните таблицу.
глаголы | вид | спряжение | время | число | лицо | возвратность |
разгорятся | ||||||
начинается | ||||||
обживали | ||||||
задумаешься | ||||||
прочитаю | ||||||
смотреть |
- Спишите, раскрывая скобки, объясняя пропущенные буквы.
Одна ласточка (не)делает погоды. Одной рукой и узла (не)завяж…шь.
Пролитую воду (не)соберёшь. Под лежачий камень и вода (не)течёт.
4.Теоретический материал.
Во время работы по карточкам учебные звенья по очереди выходят отвечать теорию по билетам (вопросы заранее вывешиваются в классе)
Билет №1.
- Что такое глагол?
- Какого вида бывают глаголы? Как определить вид глагола?
- Какие глаголы относятся ко 2 спряжению?
- Расскажите о правописании ТСЯ-ТЬСЯ в глаголах.
Билет №2.
- Что такое инфинитив? На какие вопросы отвечает инфинитив?
- Как изменяются глаголы?
- Как определить спряжение глагола?
- Расскажите о глаголах настоящего времени. Примеры.
Билет №3.
- Какие суффиксы имеет инфинитив?
- Что такое спряжение?
- Какие глаголы называются разноспрягаемыми? Примеры.
- Расскажите о глаголах будущего времени.
Билет №4.
- Какие глаголы называются возвратными?
- Сколько спряжений у глагола? Привести примеры.
- Расскажите о правописании НЕ с глаголами.
- Расскажите о прошедшем времени глагола.
5.Творческая работа
Составьте связный рассказ по предложенному началу.
Идёшь по зимнему лесу и налюбоваться не можешь. От морозной тишины в самом деле кажется, что лес спит, а вместе с ним спят и птицы, и звери. Но это только кажется. (Учащиеся, выполнившие задание по карточкам и ответившие на вопросы по билетам, выполняют творческое задание на листочках, проверяют работы члены комиссии)
6.Работа с классом.
(Пока члены комиссии подводят итоги, проверяют работы и выставляют отметки в электронную ведомость, класс работает с учителем)
Исправьте ошибки в предложениях.
- Павка схватил из кобуры револьвер и прицелился. (выхватил)
- Виктор охотно игрался с младшим братом. (ся-убрать)
- Утром он одел свою новую рубашку (надел)
- Куда ты бегишь? (бежишь)
- Серёжа радовался за мамины успехи. (маминым успехам)
- Недавно у мамы было день рождения. (был)
- Саша подружил с одним мальчиком. (подружился)
- Мы целый день купалися. (купались)
- Володя убёг куда-то, и я его не нашёл. (убежал)
- Брат поклал книги в портфель. (положил)
- Я живу и учусь в 5 классе. (Я учусь в 5 классе)
- Я очень люблю любоваться природой. ( Я любуюсь природой)
Ведомость качества знаний учащихся
Фамилия, имя | диктант | перфокарта | теория | карточки | Творческая работа | итог |
Иванов Александр | 5 | 5 | 5 | 4 | 5/5 | 5 |
Петрова Анна | 4 | 5 | 5 | 4 | 4/4 | 4 |
Голубев Юрий | 3 | 4 | 5 | 3 | 3/3 | 3 |
- Учитель подводит итоги работы учащихся, благодарит всех за работу, родители организовывают чаепитие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общественный смотр знаний в 5 классе по теме "Действия с десятичными дробями"
Разработка внеклассного мероприятия по математике в 5 классе ,направленного на систематизацию и контроль знаний по теме "Действия с десятичными дробями"...
Общественный смотр знаний в 10 классе по разделам "Механика" и "Молекулярная Физика"
В работе приводятся материалы для проведения общественного смотра знаний в 10 классе по разделам "Механика" и Молекулярная физика"...
Общественный смотр знаний в 9 классе
Теоретические билеты для общественного смотра знаний в 9 классе...
Общественный смотр знаний – одна из форм нетрадиционного контроля знаний, умений и навыков учащихсяПроверка знаний учащихся
Общественный смотр знаний – одна из форм нетрадиционного контроля знаний, умений и навыков учащихсяПроверка знаний учащихся...
Общественный смотр знаний – одна из форм нетрадиционного контроля знаний, умений и навыков учащихся
Общественный смотр знаний – одна из форм нетрадиционного контроля знаний, умений и навыков учащихсяПроверка знаний учащихся...
Общественные смотры знаний – эффективная и нетрадиционная форма организации тематического контроля знаний учащихся на уроках математики
В данном докладе говорится о общественных смотрах знаний, которые являются одной из нетрадиционных форм проверки знаний учащихся по определенному, достаточно большому разделу программы. Многолетний оп...
общественный смотр знаний биология 7 класс
материал подготовлен для проверки знаний в интересной форме....