Организационная структура урока |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Цели | УУД |
1.Организационный момент. Самоопределение кдеятельности и | Приветствие учащихся - Ребята, встаньте, пожалуйста, прямо, расправьте ваши плечи, поднимите головы, посмотрите друг на друга улыбнитесь, пожелайте друг другу успеха и подарите мне тоже ваши чудесные улыбки. - Я рада нашему очередному сотрудничеству и уверена, что вы сегодня сделаете еще один шаг к постижению глубин безбрежного, могучего и прекрасного русского языка. Мы будем работать сегодня в парах и группах и, конечно, коллективно. Подпишите ваши рабочие листы, запишите сегодняшнее число. | Учащиеся приветствуют учителя, готовятся к уроку, психологически настраиваются на урок. Эмоциональный и интеллектуальный настрой на предстоящую работу: обсуждение с одноклассниками и учителем результатов деятельности и | Цели: - создание условий для изучения нового материала, осуществление эмоционального настроя на будущую деятельность (проверка теоретической | Самоопределение (Л) Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2.Проверка домашнего задания. Систематизация известной информации о причастии.
| Вначале мы отправимся «по следам изученного», и я попрошу вас напомнить мне тему изучаемого нами раздела? Вот свойство мое обязательное: Склоняюсь я как прилагательное. На все вопросы его отвечаю, Глагол по значению напоминаю
Задача – подвести к тому, что первый шаг для усвоения нового (новой орфограммы) – это проверка тех умений и навыков, которые для этого понадобятся. Сыграем в учебную игру «Светофор» Напомню вам правила игры: -Для ответа вы используете сигнальные карточки (красная – не согласен с утверждением, желтая – затрудняюсь ответить; зеленая – согласен с утверждением).
Верно ли, что причастия обозначают постоянный признак предмета? (Нет). - Верно ли, что причастия образуются от существительных? (Нет).
- Верно ли, что причастия склоняется как прилагательные? (Да).
- Верно ли, что причастия бывают совершенного и несовершенного вида? (Да).
- Верно ли, что у причастий нет формы будущего времени? (Да).
- Верно ли, что страдательные причастия обозначают признак, который возник в результате действия самого предмета? (Нет).
- Верно ли, что причастия не имеют краткой формы? (Нет).
- Верно ли, что действительные причастия настоящего времени образуются с помощью суффиксов ИМ, ЕМ? (Нет).
- Верно ли, что полная форма страдательного причастия пишется с двумя Н в суффиксе, краткая – с одной Н? (Да).
- Верно ли, что причастный оборот – это причастие с определяемым словом (Нет).
- Верно ли, что причастный оборот всегда обособляется (Нет).
- Верно ли, что причастие бывает в предложении определением или сказуемым (Да).
| Учащиеся называют изучаемый раздел. Совместное целеполагание Учащиеся называют цель деятельности, предлагают вариант формулировки темы урока, который уточняется учителем.
Учащиеся в игровой форме показывают знания изученного материала.
| Выяснить степень изученного материала, скорректировать понятия.
фронтальная | Познавательные: - владение приёмами анализа и систематизации материала.
Регулятивные: – формирование умения определять и формулировать цели и задачи урока без помощи учителя; Коммуникативные: – формирование умений совместного решения проблемы; – формирование умений работать в группе, в паре; воспитывать уважительное отношение к мнению других;
Контроль и оценка знаний
|
3.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Подготовка к изучению нового материала. | А теперь продолжим наш путь «по следам изученного» Познакомьтесь с содержанием карточки №1. Сформулируйте задание, которое вам предстоит выполнить. (Даны примеры слитного и раздельного написания Не с разными частями речи) _ Что для этого вам необходимо вспомнить? (Для успешного выполнения задания необходимо вспомнить, как пишется Не с именами существительными, прилагательными и глаголами). Записать словосочетания, определить, как пишутся слова с НЕ. Комментарий учеников и учителя к случаям написания, вызвавшим сомнение. -Какими правилами правописания НЕ со словами вы пользовались? Примеры. Какие слова вызвали у вас затруднение? Какая часть речи? Обладаем ли мы достаточными знаниями, чтобы сделать это безошибочно? Почему? Что нужно сделать, чтобы преодолеть это затруднение?
| Работа учащихся в парах
Оценивают свою деятельность в оценочном листе.
Совместное целеполагание. Взаимопроверка и взаимооценка работ учащимися.
| Цель: Выявление причины затруднения, совместное целеполагание
Обеспечение восприятия осмысления новой темы. | Постановка учебной задачи, определение степени успешности своей работы и работы других
Осуществление взаимоконтроля и помощи: согласование усилий по достижению общей цели: планирование учебного сотрудничества. Умение высказывать свои суждения, формирование умения слушать
Личностные: - формирование положительной мотивации к изучению нового |
4.Подготовка к восприятию новой темы. Создание проблемной ситуации.
| Ребята, обратите внимание на данные примеры. На слайде даны примеры слитного и раздельного написания НЕ с причастиями) -Можете вы сейчас заполнить 4-ую колонку вашей таблицы? -Почему у вас возникла трудность? -Что необходимо для того, чтобы успешно заполнить таблицу? (Необходимо знать правило слитного и раздельного написания НЕ с причастиями) | Учащиеся фиксируют трудность и формулируют выход из проблемной ситуации. | Обсуждение Затруднений («Почему возникли затруднения?» «Чего мы еще не знаем?») | Формулирование проблемы (Л) Целеполагание (Р) Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) |
5.Формулировка темы и цели урока | 1. Сформулируем и запишем тему нашего урока. (Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями) 2. Давайте вспомним, в какой роли может выступать НЕ со словом? (отрицательная частица, приставка или часть корня)
ПРОЕКТ «ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТИЦЫ – НЕ» 3. Дополнительная информация. Ученику было дано задание, найти что-нибудь интересное о частице НЕ. ( Стихотворение
-Какие цели мы можем поставить? -Чему нам необходимо сегодня научиться? 1. Работа по карточкам. «Примени правило и объясни» Карточка 1. Спишите предложения, раскрывая скобки и обособляя, где нужно, причастные обороты. Объясните слитное или раздельное написание НЕ с причастиями. (Приложение 1)
Проанализируйте примеры, сформулируйте условия, когда НЕ с причастиями пишется слитно, а когда раздельно. Первая группа: 1.Раскаты грома, не смолкавшие ни на минуту, держали нас в состоянии непрекращающегося страха. 2.Письмо не распечатано. 3.Сквозь не занавешенные, а открытые окна было видно звёздное небо. Вторая группа: 1.Он бросил на нее недоумевающий взгляд. 2.Не вымытая, а только протёртая тарелка стояла на столе. 3.Тетради были ещё не проверены. | Формулируют, записывают тему урока: -выяснить условия слитного и раздельного написания НЕ с причастиями
Выясняют ,что частица НЕ употребляется с существительными, прилагательными, местоимениями, числительными, глаголами, причастиями, деепричастиями. При написании частицы не с частями речи существует определённое правило. Но единым остаётся одно правило для всех. Если слово без НЕ не употребляется | Формулировать тему и цель урока:
Обеспечение восприятия осмысления новой темы. | Целеполагание(Р) Постановка вопросов (К) Самостоятельная формулировка темы и цели урока (П)
Познавательные: - формирование системы знаний; анализ с целью выявления условий правописания НЕ с причастиями; построение речевого высказывания.
Регулятивные: – формирование четких и последовательных действий в процессе работы.
Коммуникативные: – формирование умений совместного решения проблемы; – формирование умений работать в группе, в паре; воспитывать уважительное отношение к мнению других; – формирование умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Познавательные: - формирование системы знаний; анализ с целью выявления условий правописания НЕ с причастиями; построение речевого высказывания. |
6.Физкультми нутка | А теперь, ребята, встали, Дружно ручки вверх подняли, Потянулись, потянулись, А теперь все вниз нагнулись, Все присели, снова встали, Голову нагнули, ручки встряхнули, Вот и отдохнули! Присаживайтесь. | Учащиеся выполняют физические упражнения. | Реализация здоровьесберегающей технологии |
|
7.Открытие новых знаний. Контроль первичного усвоения знания. | - В соответствии с поставленной целью вам необходимо сформулировать правило слитного и раздельного написания НЕ с причастиями.
Откройте учебник на стр.67, найдите теоретический материал и выполните задание, ответив на вопросы: I вариант: При каких обстоятельствах НЕ пишется с причастиями слитно? II вариант: При каких обстоятельствах НЕ пишется с причастиями раздельно? Итогом вашей работы является заполнение кластера и 4-ой колонки таблицы задания №1 - Ролево-игровой проект. Задание «Продолжи»
Инсценирование сказки «О том, как НЕ искала друзей среди Причастий | I.Работа с материалом учебника и выполнения задания по вариантам. 1 группа: при каких обстоятельствах Не с причастиями пишется слитно. 2.группа: при каких обстоятельствах НЕ с причастиями пишется раздельно II.ответ на вопроспо вариантам. III.Составление кластера. IY.Заполнение 4-ой колонки в таблице. | Умение самостоятельно добыть новые знания и систематизировать новый материал.
Умение в игровой форме, в группе обыграть и систематизировать новый материал | Смыслообразование (Л) Логический анализ текста. Умение обосновывать и доказывать свою точку зрения. (К) |
8.Применение нового знания на практике. | - Цифровой диктант (самостоятельная работа по вариантам)
I-вариант
II-вариант . Цифровой диктант Первая группа
| Написание: 1Слитно2Раздельное | Объяснение выбора орфограммы: - Краткое причастие
- Противопоставление с союзом А
- Одиночное причастие
- Причастие с зависимыми словами
- Причастие без НЕ не употребляется
| (Не)прочитанная книга |
| 3 | Посылка (не)получена |
| 1 | (Не)завершенное в срок строительство |
| 4 | (Не)доумевающий взгляд |
| 5 | Никем (не)убранные вещи |
| 3 | (Не)начатое, а законченное собрание. |
| 2 |
Вторая группа
| Написание: 1.Слитное 2.Раздельное | Объяснение выбора орфограммы: - Краткое причастие
- Противопоставление с союзом А
- Одиночное причастие
- Причастие с зависимыми словами
- Причастие без НЕ не употребляется
| (Не)исправленные, а подчеркнутые ошибки |
| 2 | Контрольная работа (не)сдана |
| 1 | (Не)замерзающий пруд |
| 3 | (Не)раскрытая учеными тайна |
| 4 | (Не)доумевающий собеседник |
| 3 | (Не)исследованные пространства |
| 3 |
Взаимопроверка, оценивание. | Самостоятельная работа учащихся. Взаимопроверка по эталону и самостоятельное оценивание выполненного задания.
Работа в группах по изучению нового материала.
Выполняют задание, проверяют себя по ключу. Оценивают свою деятельность в оценочном листе.
| - развитие регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД; - формирование представления об условиях выбора слитного / раздельного написания не с причастиями. Отработка умения применять новые знания на практике (Правописание НЕ с причастиями)
Разрешают проблемную ситуацию с опорой на новые знания. Решают типовые задания с проговариванием вслух алгоритма
| Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, оцценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (Р) Умение обосновывать свою точку зрения, умение слушать собеседника (К) |
9.Подведение итогов занятия. Рефлексия.
| Итак, мы познакомились сегодня со слитным и раздельным написанием НЕ с причастиями. Еще раз сформулируем правило: Причастия пишутся с НЕ слитно, если... Причастия пишутся с НЕ раздельно, если…
| Учащиеся осуществляют самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия
| Обобщение, сомооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.
| Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности (Л). Умение выражать свои мысли (К). Рефлексия (П)
|
10.Самооценка результатов деятельности. Цель: рефлексия и самооценка учениками деятельности на уроке. | Организуется рефлексия и самооценка учениками деятельности на уроке. Приемы: беседа. - Какие цели ставили в начале урока? Что нового узнали?
- Каким способом?
- Где будете использовать?
- Какие затруднения?
- Твои результаты?
Оценка работы в группе.
| Оценивают свою деятельность на уроке, ее результаты. Выставляют себе итоговую оценку в оценочном листе |
| Регулятивные: - оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.
Личностные: самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности.
Познавательные: умение строить речевое высказывание |
11. Домашнее задание | . Задание с правом выбора (одно из трех) . § 24 - - Упражнение 133 (раскрыть скобки);
- - упражнение 134 (вставить по смыслу зависимые слова, раскрывая скобки);
- - описать сад или цветник, используя слова на изученное правило.
|
|
|
|