Конспект урока по русскому языку 7 классе "Слитное и раздельное написание не с причастиями"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
конспект урока по русскому языку в 7 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_7_kl_ne_s_prichastiyami.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по русскому языку в 7 классе.
Тема урока: «Слитное и раздельное написание НЕ c причастиями».
Тип урока: изучение нового материала
Цель:
формирование знаний, умений, навыков у учащихся написания НЕ с причастиями;
Задачи:
1) закрепить умение написания НЕ с разными частями речи;
2) расширить словарный запас учащихся, их кругозор;
3) воспитывать умение самостоятельно работать, обобщать и делать выводы
4) развивать орфографические умения и навыки.
Ход урока:
- Организационный момент.
Слово учителя:
- Здравствуйте ребята! Я рада вас всех видеть на уроке русского языка. Прошу занять свои рабочие места.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
- Синтаксическая пятиминутка
- Запишите предложение:
ЧЕЛОВЕК, (НЕ)ЖЕЛАЮЩИЙ МЫСЛИТЬ, ЗАКРЫВАЕТ ВХОД В БУДУЩЕЕ.
- Как вы понимаете эти слова?
- Выполните синтаксический разбор предложения.
- Выполните морфологический разбор причастия.
Задание на слайде:
- В слове какой части речи нужно раскрыть скобки? (Причастии).
- Обладаем мы достаточными знаниями, чтобы сделать это безошибочно? (Нет)
- Что надо знать, чтобы правильно написать это причастие? (Правило, как пишется НЕ с причастиями.)
- Назовите теперь тему сегодняшнего урока. («Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями».)
- Запишите ее в тетрадь. (Записывают тему урока на оставленной строке.)
- Какой же будет цель урока? (Называют цель урока: (Изучить, как пишется НЕ с причастиями.)
Прежде чем мы приступим к новой теме, давайте вспомним о правописании НЕ с разными частями речи: с существительными, прилагательными, глаголами, местоимениями и т.д.
Дополнительная информация
Ученику было дано задание, найти что-нибудь интересное о частице НЕ
Запись на слайде:
Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица НЕ.
Посмотрел я вокруг с доумением:
Что за лепое положение!
Но кругом было тихо-тихо,
И во всём была разбериха,
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная
И, виляя хвостом, уклюже
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шёл умытый, причёсанный ряха,
А за ряхой по травке свежей
Шли суразные дотёпа и вежа.
А из школы, взявшись за ручки,
Чинным шагом вышли доучки.
И навстречу им утром рано
Улыбалась царевна Смеяна.
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы НЕ.
- Интересная страна. А почему в этой стране такая неразбериха? В нашей стране знаний порядок, потому что существует правило правописания частицы НЕ.
Дома вы должны были повторить его.
IV. Лингвистическая разминка
Объяснительный диктант: правописание не с различными частями ре
Несколько незнакомцев, ничего не знаешь, ненавидеть лень, невежественный человек, не выполнил задание, ничуть не интересный фильм, некто в чёрном, не с кем поговорить, нелепость, небрежный, негодовал, не широкая, а узкая река; невысокий дом, говорил не правду, а ложь.
Не с глаголами пишется раздельно, кроме случаев, когда слово без НЕ не употребляется: невзлюбить, нездоровится.
Вспомним о правописании НЕ с существительными и прилагательными.
Слитно, если: Раздельно, если:
- без НЕ не употребляется - есть противопоставление с союзом А
(неряха, невзгоды, небрежный); ( не правда, а ложь; не добрый, а злой)
- можно заменить с синонимом без НЕ - с существительными при отрицании
или близким по значению выражением (не волк);
(неправда – ложь); - с краткими прилагательными (не могуч);
- есть слова далеко не, вовсе не, совсем не;
- зависимое слово – отрицательное
местоимение (никому не интересный);
- прилагательное в сравнительной или
превосходной степени ( не громче,
не красивейший).
V. Работа над новой темой.
- Теперь нам нужно узнать, как пишется НЕ с причастиями.
Запись на слайде :
Ощибка не замечена Негодующий взгляд
Не замеченная, а пропущенная ощибка Незамеченная ошибка
Не замеченная учеником ошибка
Анализируют написанное, делают выводы:( Не пишется слитно с краткими причастиями, с причастиями, которые без НЕ не употребляются. Раздельно- с полными причастиями, если есть противопоставление с союзом А, зависимое слово. В остальных случаях слитно.)
- Откройте учебники . Найдите правило о правописании НЕ с причастиями. Читаем вслух.
- Совпадают ли сделанные нами выводы с правилом?
- Запишем полученные сведения в таблицу. Когда причастие пишется НЕ раздельно, когда –слитно.
Запись на слайде:
Слитно | Раздельно |
1.С полными причастиями, при которых нет пояснительных слов (несделанное задание) 2. Если причастие без не не употребляется (ненавидевший ложь) 3.Если имеются наречия меры и степени – совершенно, очень, весьма, крайне, вполне, в высшей степени (совершенно неподготовленный ответ) | 1.Если причастие имеет при себе зависимые слова (не сделанное мною задание) 2.С краткими причастиями (не прочитана книга) 3.Когда не входит в состав усилительных отрицаний: далеко не, отнюдь не, вовсе не (отнюдь не решенная задача) 4.Когда есть противопоставление (не написанная, а напечатанная работа) |
- А теперь снова обратимся к предложению, которое мы записали в начале урока.
- Как нужно написать НЕ с причастием желающий?
(Раздельно, так как у причастия есть зависимое слово)
VI.Закрепление материала.
- -Закрепим полученные знания на практике. Перепишите, раскрывая скобки, комментируя:
Запись на слайде:
(Не)собранные грибы; никем (не)собранные грибы; грибы (не)собраны; (не)пойманная рыба; (не)пришитая, а оторванная пуговица; мясо (не)поджарено; (не)пройденный путь; (не)мигающие на небе звёзды; книги (не)сложены; (не)слышимый шорох.
(Выполняют задание, записывают в тетрадь, по цепочке комментируют написанное)
- -Самостоятельная работа.
Запись на слайде
Воздух, еще (не) ставший знойным, приятно освежает. Осенью идут (не)прекращаюшиеся дожди. Молнии, (не)разъяренные, а обессиленные, полыхали за рекой.
- - Работа в парах.
Проверьте друг друга в парах. Сравните с эталоном на доске.
4. Цифровой диктант
- Я вам читаю выражения, а вы ставите только цифры: 1-раздельно; 2-слитно.
Не сшитый, а связанный костюм; напиток не допит; недостижимая цель, негодующий политик, не рассказанная на ночь сказка; трава не скошена; незакрытое окно; правило не вызубренное, а осознанное.
- Проверьте себя по ключу.
Запись на слайде
Читаю ключ вслух. 1,1, 2, 2,1, 1,2, 1.
«5» - нет ошибок
«4» - 1-2 ошибки
«3» - 3-4 ошибки
-Поставьте себе оценку.
- Если вас устраивает полученный результат, поставьте себе оценку в дневник.
VI.Подведение итогов урока. Рефлексия
- Какое правило мы сегодня изучили на уроке?
- Когда НЕ пишется раздельно с причастиями? А слитно?
Слитно | Раздельно |
1.С полными причастиями, при которых нет пояснительных слов (несделанное задание) 2. Если причастие без не не употребляется (ненавидевший ложь) 3.Если имеются наречия меры и степени – совершенно, очень, весьма, крайне, вполне, в высшей степени (совершенно неподготовленный ответ) | 1.Если причастие имеет при себе зависимые слова (не сделанное мною задание) 2.С краткими причастиями (не прочитана книга) 3.Когда не входит в состав усилительных отрицаний: далеко не, отнюдь не, вовсе не (отнюдь не решенная задача) 4.Когда есть противопоставление (не написанная, а напечатанная работа) |
- А теперь подумайте и ответьте на вопросы в листах самооценки.
Запись на слайде
- Сумели Вы решить поставленную перед собой задачу?
- Доволен ты своим результатом или нет и почему?
- Что именно помогло тебе сегодня безошибочно справиться с работой?
- Что для меня самым полезным было на уроке?
- Что на уроке для меня было трудным?
- На что мне надо обратить внимание в домашней работе при подготовке к следующему уроку?
(Работают с листами самооценки )
Домашнее задание.
Выписать из текстов русской художественной литературы 10 предложений, иллюстрирующих правописание НЕ с причастиями
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Слитное и раздельное написание не с причастиями"
Урок изучения нового материала....
Урок русского языка Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями (7 класс)
Урок русского языка Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями (7 класс)...
Урок-модуль русского языка "Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на О и Е".
Конспект урока русского языка в 7-м классе "Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на О и Е."...
Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме "Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени"
Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме "Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени"...
Конспект урока по русскому языку в 7 классе на тему : «Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий».
Конспект урока...
Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Написание большой буквы в именах, фамилиях людей и кличках животных»
Дата: 28.02.18 (по счёту 7 урок по теме «Большая буква в именах, фамилиях людей и кличках животных». 9 урок - контрольный диктант по теме.)Тема урока:«Написание большой буквы в...
Конспект урока в 7 классе "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями"
Главные цели данного урока: познакомить учащихся с правилом написания НЕ с причастиями;- способствовать изучению учащимися закономерностей в правописании НЕ с причастиями;- способствовать формиро...