Конспект урока "Слитное и раздельное написание не с причастиями"
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему
Цель урока: повторить написание не с различными частями речи, показать условия выбора этой орфограммы в причастиях; закрепить пунктуационные навыки; навыки синтаксического и морфологического разбора.
Задачи:
Обучающие: Изучить правописание НЕ с причастиями; выработать навык выбора орфограммы.
Развивающие: Способствовать развитию наблюдательности, умения анализировать, сравнивать, делать выводы.
Воспитательные: Побуждать учеников к само- и взаимоконтролю. Воспитывать любовь к родному слову.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Формы работы учащихся: Ученики самостоятельно выявляют условия слитного и раздельного написания НЕ с причастиями, работают с интерактивными схемами и таблицами из Единой коллекции; закрепляют полученные знания при выполнении различных упражнений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_u_po_prich.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Слитное и раздельное написание не с причастиями
Цели:
- Познавательные:
а) Повторить ранее изученные сведения о написании не с различными частями речи, повторить попутно знаки препинания при причастном обороте и отдельные орфограммы;
б) познакомить с особенностями написания не с причастиями.
Методы познавательные : эвристический(знания добывают сами).
- Практические:
а) закрепить (старое) умение правильно писать не с глаголами, именами существительными, именами прилагательными, обособлять причастный оборот.
б) сформировать (новое) умение различать слитное раздельное написание не с причастиями.
3. Общепредметные:
а) воспитывать:
интерес к предмету в ходе освоения лингвистической темы и размышления над содержанием дидактического материала на нравственную и экологическую темы;
языковую личность учащегося, развивающего разные виды своей компетентности ( лингвистической, языковой, речевой, культуроведческой, правописной);
способность вырабатывать определённый взгляд на нравственные понятия, определённое эмоциональное отношение к ним;
б) развивать: память, логическое мышление (мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация), речь (устную и письменную), волю, эмоции;
Ход урока
- Доброе утро! Я рада вас приветствовать на уроке русского языка. Давайте поделимся. С каким настроением вы пришли на урок. А у меня хорошее настроение! Весёлое! Мне нравится тема урока, я рада, что у нас – гости. И хочется верить. Что сегодня урок пройдёт интересно и ….
А именно все задачи, которые я поставлю перед вами, вы успешно решите и за свой труд получите положительные оценки.
Давайте поиграем! Я показываю картинку, а вы изображаете то, что увидите на карточках.
Слайд 1. Смайлы.
Посмотрите на доску, какие эмоции показывают смайлы?
-Мы будем сегодня удивляться и радоваться новым знаниям!
-Какое изображение оставим на доске? Улыбку!!! Чтобы оно нам напоминало, какое настроение должно быть на уроке.
- Ребята, зачем вы приходите на урок? (За знаниями)
-Сегодня вы получите знания, но их вы должны будите добыть сами.
Надеюсь, вы будите работать активно, с огоньком!!! Работа мастера хвалит.
Слайд 2.
Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Оставьте строчку для записи темы урока. Её вы сформулируете позже.
Проверка домашнего задания.
Слайд 3.
Эдельвейс – пушистый и мягкий цветок. Р…стёт он на самых (не)приступных скалах. Его (не)большие цветы (не)взрачны, но это (не) останавливает (не)вежд, которые срывают р…стение ради забавы. И вот (не)избежный результат: эдельвейс занесён в Красную книгу большинства стран Европы и наход…тся на гран… полного и…чезновения. Негодующие экологи призывают туристов бережно относиться к природе.
-Можно ли эти предложения назвать текстом?
-Какова тема этого текста?(цветок эдельвейс)
- Сформулируйте идею текста. (Берегите природу)
Как озаглавим данный текст?
-Что в вашем заглавии отражено тема или идея?
- Определите тип текста. (повествование, т.к. в тексте говорится о том., что происходит с цветком))
-Стиль? ( публицистический, т.к. нас призывают бережно относиться к природе)
Объяснение орфограмм.
- Какое правило вы чаще всего вспоминали выполняя это упражнение? (написание не с различными частями речи).
- Как пишется не с глаголами?
-Примеры из текста: не останавливает.
-расскажите о написании не с именами существительными.
Примеры из текста: невежд.
- Как пишется не с именами прилагательными?
Примеры из текста: на неприступных скалах. Небольшие цветы невзрачны, неизбежный результат.
Словарная работа.
-Очень часто, ребята , путают слова невежа и невежда.
Кто такие невежды?
Слайд 4. (Лексическое значение слов)
Объяснение нового материала.
- Найдите в этом тексте причастие. (негодующие)
- Как вы определили, что это причастие7 (ющ) – Какое это причастие? (действительное, настоящего времени)
- Как вы понимаете выражение негодующие учёные?
Слайд 5. (лексическое значение слова негодующий)
-Как вы думаете, почему это причастие написано с не слитно?
-Приведите свои примеры причастий, которые без не не употребляются. (ненавидевший, недоумевающий)
- Теперь сформулируйте вывод№1, когда не с полными причастиями пишутся слитно?
Слайд 6. Вывод№1.
Слайд 7.
Дарите не увядшие, а благоухающие свежестью цветы.
Назовите причастие с частицей не (не увядшие)
-Какое это причастие? ( страдательное причастие прошедшего времени)
-Внимательно прочитайте предложение и скажите, почему причастие с не написано раздельно? Кто сформулирует следующий вывод?
Слайд 8. Вывод №2.
Слайд 9.
Нераспустившиеся одуванчики напоминали ребятишек.
Ещё не распустившиеся одуванчики напоминали ребятишек.
- Внимательно прочитайте предложения.
- Назовите причастие с не.
- Сравните предложения и скажите, как вы думаете почему в одном предложении не с причастием написано слитно, а в другом раздельно?
Запишите предложения в тетради.
Слайд 10. Вывод № 3.
Слайд 11.
Ромашки не посажены, не политы, не сорваны.
-Назовите признак, объединяющий причастия, записанные на доске. ( краткая форма).
- Сформулируйте следующий вывод, как пишется не с причастиями в краткой форме?
Слайд 12. Вывод № 4.
Запишите эти предложения в тетради, выделите орфограмму.
-А теперь давайте сформулируем и запишем тему нашего урока.
Слайд 13. Тема урока.
- Кто расскажет, когда не с причастиями пишутся раздельно?
Слайд 14. Таблица.
-Когда не с причастиями пишется слитно? Примеры.
Закрепление материала.
- Мои любимые цветы – хризантемы. Я принесла сегодня этот прекрасный букет, чтобы украсить класс и поднять вам настроение! А что вы знаете об этих цветах? Хотите узнать больше? Вперёд!!! Какие красивые цветы!!! Не так ли?
Работа с текстом.
-Прочитаем текст.
-Тема текста. ( Император и хризантема)
- Идея. ( Император не получил цветок, потому что только искрений, не желающий зла окружающим человек мог прикоснуться к чудодейственному цветку. Только искренний, добрый человек может рассчитывать на чудо, благо)
- Сейчас самостоятельно поработайте с текстом по заданию.
Слайд 15. Проверка.
Мало кого уже удивляющее слово «хризантема» в переводе с древнегреческого звучит как «золотой цветок». В странах Востока с этим растением связывают и не знающую пределов радость, и невыразимую печаль, и не проходящую со временем скорбь.
Одна из легенд рассказывает, что в III веке до н.э. не имеющий жалости император узнал о существовании неописуемой красоты цветка, который рос на одном из неведомых островов. Мудрецы говорили, что из этого растения можно было приготовить необыкновенный эликсир, помогающий избавиться от неизлечимых болезней и уйти от неминуемой смерти. Но только искренний, не желающий зла окружающим человек мог прикоснуться к чудодейственному цветку. Триста девушек и юношей отправились за нераспустившимся сокровищем. Но ненавидящему людей императору так и не удалось дождаться возвращения оказавшихся в райском уголке смельчаков.
На островах возникло новое государство – Япония. На гербе этой страны и сегодня золотая хризантема.
-Кто не допустил ни одной ошибки?
- Кто одну? Две? Три?
-Подпишите листочки, я их соберу на проверку.
- В тексте встретилось слово, написание которого вы должны запомнить.
Слайд 16. Эликсир.
- А теперь попробуем правильно употребить причастия с не при составлении текста и в то же время познакомимся с ещё одной версией истории хризантемы.
Работа по карточкам.
Слайд 17.
-Прочитаем, что у вас получилась?
- Проверка.
- Конечно, нелегко было в те далёкие времена добыть эликсир жизни, но нам с вами зачастую требуется не меньше труда, чтобы правильно образовать причастия и употребить их в своей речи без ошибок.
Хризантема, не боящая (ся) заморозков, считается постоянным спутником осени. (Ошибка в образовании причастия)
Одна из высших японских наград, не утратящих (неутративших) своей ценности, называется орденом Хризантемы. (Ошибка в образовании причастия)
-Проверка.
VIII. Д/З (на выбор) Упр.134 или написать сочинение-описание комнаты неряхи, используя краткие причастия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Слитное и раздельное написание не с полными причастиями.
Актуальность: Сегодня, чтобы процесс обучения был полноценным, необходимо, чтобы каждый учитель мог подготовить и провести урок с использованием различных электронных образовательных ресурсов, п...
Конспект урока "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями" 6 класс к учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой
"Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями" 6 класс к учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой...
Конспект урока "Слитное и раздельное написание не с причастиями (1-ый урок)." в 7 классе.
Конспект урока с применение элементов сингапура.Можно по нему составить свой конспект урока....
Конспект урока по русскому языку 7 классе "Слитное и раздельное написание не с причастиями"
конспект урока по русскому языку в 7 классе...
Конспект урока "Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных"
Конспект урока для 7 класса по учебнику М.Т.Баранова и др. Разработка содержит 2 урока: изучение нового материала и его закрепление. В конспекте представлены исследовательские и творческие задания. Ур...
Открытый урок "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями"
Тип урока: урок усвоения новых знанийФормы работы: индивидуальная, парная, групповаяЦель урока: УУДЛичностные: развитие познавательной активности учеников; повышение интереса к изучению...
Технологическая карта урока. «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями», 7 кл., учебник русского языка М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др.
В технологической карте урока «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями» представлены все этапы урока в соответствии с требованиями ФГОС...