Конспект урока русского языка в 7 классе на тему "Слитное и раздельное написание не с причастиями"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Урок открытия новых знаний с применением ИКТ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slitnoe_i_razdelnoe_napisanie_ne_s_prichastiyami.docx | 46.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 7 классе
Тема урока: «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями».
Цели и задачи:
- Повторить правила постановки знаков препинания при причастном обороте
- Познакомиться с условиями слитного и раздельного написания причастий
- Научиться правильно писать не с причастиями, уметь различать частицу НЕ, приставку НЕ, НЕ - часть корня, обозначать условия выбора орфограмм, составлять алгоритм и использовать его при рассуждении.
- Уметь работать в группе, анализировать и классифицировать изученные языковые единицы, делать выводы на основе наблюдений
- Развивать коммуникативные навыки
- Воспитывать внимательность и аккуратность
Тип урока: урок открытия нового знания
Оборудование: презентация «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями», учебник, интерактивный тест из электронного пособия «Наглядная школа»
План урока:
1. Организационный момент
2. Этап актуализации знаний
3. Этап изучения нового материала
4. Этап закрепления материала
5. Итог урока. Рефлексия.
6. Домашнее задание
Ход урока
- Организационный момент
Записываем дату и тему урока.
- Этап актуализации знаний
Как известно, слова, обозначающие такие признаки, которые создаются действием, в грамматике называются причастиями. На протяжении нескольких уроков мы работали с этой удивительной частью речи и уже немало знаем о ней.
Презентация «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями» https://drive.google.com/drive/folders/0B3VKmjTIYilXcmNzQ0FwbmtSams
Методический комментарий к презентации:
1. Обратите внимание на предложение, которое вы видите в Презентации (Слайд 2). Оно будет эпиграфом нашего урока.
Человек (не)желающий мыслить закрывает себе вход в будущее…
(Слайд 3)
- Объясните смысл этого предложения.
Создание проблемной ситуации:
- В слове какой части речи нужно раскрыть скобки?
- Обладаем ли мы достаточными знаниями, чтобы сделать это безошибочно?
- Какие знания нам понадобятся, чтобы выполнить задание?
- Итак, чему мы должны научиться сегодня на уроке? Дети самостоятельно формулируют цели урока: познакомиться с условиями слитного и раздельного написания причастий и научиться правильно писать не с причастиями (Слайд 4)
3. Этап изучения нового материала
1)Прочитайте слова: 1)Нелепый, невежда, недоумевать, негодующий.
- Определите, какими частями речи являются эти слова? (прил.,сущ., гл., прич.)
- Чем они объединены? (Без не не употребляются)
- Значит, какое можно сформулировать правило, когда не с причастиям пишется слитно?
Если без НЕ не употребляется.
2)- Прочитайте предложения.
Шёл не мелкий, а крупный дождь.
Он мне не друг, а враг.
Не прекращающийся, а набирающий силу ливень.
- С какими частями речи не пишется раздельно? Почему?
- Когда не причастиями пишется раздельно?
Если есть противопоставление с союзом а.
- Давайте посмотрим, от чего ещё зависит выбор правильного написания не с причастиями.
(Слайд 5)
НЕ с причастиями
Слитно | Раздельно |
1. Без НЕ не употребляется: Ненавидимый Негодующий | 1. С краткими причастиями: Работа не закончена |
2.С полными причастиями без зависимых слов и противопоставлений: Непрочитанная книга | 2. С полными причастиями при наличии зависимых слов или противопоставления с союзом а: Не прочитанная мною книга Не прочитанная, а лишь просмотренная книга |
Алгоритм рассуждения (Слайды 6-8)
1. Употребляется ли слово без НЕ
Не употребляется – пишу слитно Употребляется – смотрю:
Недоумевающий взгляд Полное или краткое
2.Полное или краткое
Если краткое – пишу раздельно Если полное – смотрю:
Письмо не отправлено.
1) Есть ли противопоставление с союзом А : В вазе стояли не увядшие, а свежие цветы (Если есть – пишу раздельно)
2) Есть ли зависимые слова: На столе лежало не отправленное мною письмо.
(Если есть – пишу раздельно)
4. Этап закрепления материала
- Выполним упражнения, используя наш алгоритм рассуждения.
Упражнение 1. Спишите. Объясните написание, используя алгоритм рассуждения. Обозначьте условия слитного и раздельного написания НЕ с причастиями.
1. Для знающего мир светел, для незнающего — темен. 2. Нежданный успех голову кружит. 3. Письмо так и осталось не отправленным. 4. Я отвел от него недоумевающий взгляд. 5. День зачета был еще не назначен. 6. Он принял совсем не обдуманное решение.
Упражнение 2. Вернемся к нашему эпиграфу (Слайд 9)
- Расставьте недостающие знаки препинания. Объясните свой выбор.
- Раскройте скобки. Используя алгоритм, объясните написание НЕ с причастием.
- Проверьте себя. (Слайд 10)
Упражнение 3. Творческий диктант «Поработаем волшебниками».
- Мы будем слитное написание превращать в раздельное и наоборот. Что для этого надо?
- Хорошее знание правила
Задание. Слитные написания замените раздельными, и наоборот. Обозначьте условие слитного и раздельного написания НЕ с причастием.
Например: невыполненное задание – не выполненное вовремя задание.
- Неосвоенная территория
- Еще не закрытое тучей небо
- Ничем не защищенный от ветра дом
- Непрекращающийся шум
- Не видимая невооруженным глазом звезда.
Упражнение 4. Перейдём к компьютерам и выполним интерактивный тест из электронного пособия серии «Наглядная школа».
- В каком предложении НЕ пишется раздельно?
- Волк смотрел на меня (не)мигающим взглядом.
- На столе стояла (не)распакованная посылка.
- Ещё (не)скошенная трава мешала идти.
- В каком предложении НЕ пишется слитно?
- Дело (не)завершено, а давно бы пора!
- Всё та же обильная, (не)тронутая природа окружает меня.
- Так, никем (не)узнанный я прошёл в депо.
- Укажите ряд, в котором все слова с НЕ пишутся слитно
- (не)оконченная пьеса, окно (не)выкрашено, (не)окрепший от удара
- (не)прекращающийся дождь, (не)годующий человек, (не)затихающая буря
- (не)прочитанный роман, (не)окрепший после болезни, (не)украшенная ёлка
5. Рефлексия.
- Что мы повторили о причастии?
- Что узнали о правописании не с причастиями?
- Поднимите 1 из смайликов, лежащих у вас на партах, который выражает ваше эмоциональное состояние в конце нашего урока:
- отлично усвоил правило и могу применить на практике
- усвоил тему хорошо, но есть вопросы
- мне многое непонятно.
6. Домашнее задание
§26, с.68; упражнение № 155.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме "Слитное/раздельное написание НЕ с прилагательными".
Комбинированный урок (изучение нового материала с элементами повторения)....
Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"
Данный урок ориентирован на учебник "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой. Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...
Конспект урока русского языка 7 класс УМК М.М.Разумовская по теме "Слитное написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО"
Урок получения новых знаний по теме "Слитное написание союзов тоже, также, чтобы, зато". Урок позволяет научить учащихся отличать союзы ТОЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО от местоимений с предлогом и частицами и союза...
Конспект урока русского языка 7 класс " Н и НН в суффиксах страдательных причастий"
Конспект урока русского языка 7 класс "Н и НН в суффиксах причастий", технологическая карта...
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...
Открытый урок Русский язык 6 класс Тема: Слитное и раздельное написание «не» с существительными.
Урок посвящён очень серьёзной теме, так как учащиеся часто ошибаются в написании не с существительными. Чтобы ребятам было не сложно понять правило, на уроке применяются различные виды: презентация, м...
Разработка урока русского языка 5 класс по развитию речи. Обучение написанию текста различных стилей.
Речь - это творческая деятельность: она включает в себя умение наблюдать. мыслить, фантазировать, умение слушать и слышать.Поэтому мной разработан урок группового взаимодействия по обучению написания ...