имя существительное 5-й класс
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

имя существительное 5-й класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_5_klass_imya_sushch_-_oe.docx18.74 КБ

Предварительный просмотр:

государственное казённое общеобразовательное учреждение

Краснодарского края «Березанская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Урок письма и развития речи в 5 классе

по теме «Имя существительное как часть речи».

        

                                                                       

                                            Подготовила и провела

                                                                     учитель русского языка и литературы

                            И.Н. Кривуля

2021 год

5 класс. Тема: Имя существительное как часть речи.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Вид урока: урок-путешествие

Цели урока:

Обучающие: закреплять умения обучающихся определять грамматические признаки имён существительных; расширять знания обучающихся об имени существительном как части речи; способствовать формированию навыков грамотного письма;

Развивающие: развивать связную речь обучающихся, обогащать словарный запас; развивать память, внимание, логическое мышление обучающихся;

Воспитывающие: воспитывать у учащихся интерес к предмету, уважительное отношение друг к другу в процессе парной, коллективной работы; способствовать созданию положительного настроя на уроке.

ХОД УРОКА:

I.Организационный момент. Психологический настрой.                                   II.Сообщение темы и целей урока. Тема урока – имя существительное как часть речи, мы с вами обобщим и систематизируем знания по данной теме. Проверка домашнего задания – упр. 231.                                                                              –  что мы должны были сделать в упражнении 231?                                                 –  прочитай словосочетания, которые вы составили.                                             –  прочитай только имена существительные собственные, как они всегда пишутся?                                                                                                                    -  прочитай только нарицательные имена существительные, как они пишутся?                                                                                                                        Итог домашнего задания.  

Учитель: Урок русского языка сегодня будет необычным. Мы отправимся в увлекательное путешествие по Стране слов, где вы вспомните всё о главном жителе этой страны, об имени существительном. Будьте внимательны и терпеливы. А отправятся путешествовать ребята, которые правильно ответят на мои вопросы.

1) Фронтальной опрос по изученному материалу (на доске записан текст)

Есть много интересных слов, их знаете давно.

Вот, например, собака, стол, часы, жираф, кино.

И долго можно говорить про разные предметы.

Возьмём слова, утюг, пенал, котёнок и конфеты.

И будем с ними мы дружить, писать, читать, произносить.

Учитель: - прочитайте текст,                                                                                            –  прочитайте выделенные слова,

-  все выделенные слова относятся к какой части речи?

- на какие вопросы они отвечают?

- что обозначает имя существительное?

- какими членами предложения могут быть имена существительные?                             - Как   подчёркивается в предложении имя существительное?

-какие из данных слов отвечают на вопрос кто, какие на вопрос что?

Учитель: Ну, а теперь, чтобы отправиться в путь, мы должны в своих тетрадях записать сегодняшнее число и слова Классная работа, тему урока. Проверьте, правильно ли вы написали? (дети записывают)

Давайте произнесём хором слова, все слова мы стараемся произносить очень точно.                                                                                                                                 2) Минутка чистописания: Зз, запад.                                                                                              3) Звукобуквенный анализ слова –запад (устно).                                        4)Словарная работа со словом «запад», объяснение орфограмм, выяснение лексического значения слова «запад».

III.Закрепление пройденного материала.

Учитель: Вот мы и добрались до первой станции. А называется она, читаем хором: « КТО? ЧТО?»

-Ребята, что обозначают слова, которые отвечают на вопрос КТО? (животных и людей)

-как называем существительные, отвечающие на вопрос КТО? (одушевлённые)

-приведите свои примеры

-что обозначают слова, отвечающие на вопросы ЧТО? (неодушевлённые существительные)

-приведите свои примеры (индивидуальная работа с карточками: слабые ученики зелёная карточка, сильные ученики красная карточка) (взаимопроверка: сильные-сильные; сильные - слабые)

Учитель: За хорошую работу вы получаете плюсики, они пригодятся нам в конце путешествия. А мы двигается дальше.

Учитель: Мы прибыли на станцию: «Найди ошибки». На этой станции хозяйничает Бармалей, потому что не знает правил, он, что хочет, то и пишет, и чтобы получить плюсик, нам нужно исправить его ошибки. Но для этого необходимо вспомнить правило.

- какие имена существительные пишутся с большой буквы? (имена собственные)

- какие слова относятся к именам собственным?

- какие существительные пишутся с маленькой буквы? (нарицательные)

- какие существительные мы называем нарицательными (остальные слова, т.е. это множество одинаковых предметов)

- мы сыграем с вами в игру «Найди ошибки»

На доске запись:

1.Улетел Орёл за город орёл.

2.Наша девочка поля вернулась с Поля.

(дети исправляют ошибки и переписывают предложения в тетрадь)                             3.В данных предложениях подчеркнём подлежащие и сказуемые, то есть сделаем синтаксический разбор.

Учитель: За работу вы получаете ещё плюсик. Пришла пора двигаться к следующей станции.

Учитель: Мы прибыли на третью станцию. Как она называется? «Наоборот!» Нас встретил Винни-Пух, он идёт на день рождения сразу и к Ослику и к Пятачку, и не знает какую коробочку выбрать. На одной надпись «Подарок», на другой «Подарки». Давайте ему поможем. Вы какую коробочку выберите? С какой надписью? (Подарки)

Учитель: Почему? (там не один подарок, а много)

Учитель: Молодцы. Давайте разберём слово ПОДАРКИ по составу, выделим корень, приставку, суффикс и окончание. А теперь поиграем в игру «Наоборот».

Школа (школы)

Гости (гость)

Книга (книги)

Дома (дом)

Учитель: Ребята, какой можно сделать вывод? (Существительные бывают единственного числа, если обозначают один предмет, и множественного числа, если обозначают много предметов)

Учитель: Винни-Пух предлагает нам выполнить упр. 245 (у доски 3 ученика)

Учитель: Проверим, ребята. Молодцы!  Нам пора дальше. Но мы все устали, поэтому проведём физкультминутку (дети читают стихи и маршируют)

Имя существительное очень удивительное.

На вопросы КТО? и ЧТО? отвечать оно должно.

Учитель: Если слово будет отвечать нам на вопрос КТО?,то поднимите руки вверх, если на вопрос ЧТО? - руки вперёд, если оно отвечает на другие вопросы -  присесть.

Люстра, мальчик, бегать, гроза, карась, окно, зелёный (дети играют)

Учитель: Какая перед вами станция? «Один или много»

Учитель: На этой станции ждёт вашей помощи Буратино, вы помните, что он не хотел учиться в школе. Поэтому не может определить число имён существительных. Поможем ему, ребята? (упр. 246, к доске 2 ученика).

Сверяем написанное в тетрадях с доской.

Учитель: Буратино желает объяснить вам домашнее упр. 249 (устный разбор)

IV.Итог урока. Выставление оценок.

Учитель: За хорошую работу получаете последний плюсик.

Учитель: Призами за работу на уроке для вас будут оценки и сладкие призы (оценить каждого).

Учитель: Ребята, понравилось вам путешествовать по Стране слов? Я вижу, что вы уже многое знаете об имени существительном, но путешествовать по волшебной Стране слов нам ещё предстоит не один раз, ведь у имени существительного имеются ещё некоторые признаки, о которых мы будем учить в следующих классах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Обобщающий урок по теме:"Имя существительное" в 5 классе

Урок обощения знаний по теме "Имя существительное" в 5 классе с использованием интерактивной доски....

Обобщение по теме «Имя существительное» в 5 классе.

Обобщить и  углубить знания учащихся, совершенствовать культуру умственного труда, совершенствовать умения применят полученные знания; самостоятельно отбирать материал и готовить на ег...

Конспект урока "Повторение и обобщение имени существительного в 5 классе"

В  игровой форме повторяем основные сведения по теме "Имя существительное": грамматические признаки, употребление в речи, роль существительных в предложении....

Разработка урока. "Не с существительными. Закрепление". 6 класс

Формирование лингвистической и языковой компетенций (знать правило о правописании не с существительным; уметь при помощи алгоритма применять данное правило на практике; закрепить орфограмму "Не с глаг...

Проверочная работа по теме "Имя существительное" в 5 классе

Проверочная работа содержит различные задания по теме "Имя существительное" курса 5 класса ОС "Школа 2100"...

Интерактивный тренажер "Имя существительное" для 5 класса кор.школы VIII вида

Тренажер можно применить на обобщающих уроках по разделу "Имя существительное" в 5 классе коррекционной школы VIII вида, можно и после разделов "Падеж существительных", "Род существительных","Три скло...

Презентация к уроку "Имя существительное. Повторение". 5 класс.

Презентация содержит материалы к уроку -   обобщению изученного по теме "Имя существительное". Я назвала его уроком лингвистического эксперимента. На нем исследуются основные свойства имени сущес...