Урок русского языка в 6 классе по теме "Гласные в приставках пре- и при- "
план-конспект урока по русскому языку
Представлена технологическая карта урока. Цели урока: формирование представления о способе выбора написания гласных е, и в приставках пре-, при-; умения определять значение приставок пре- и при-, написания гласных е , и в приставках пре- и при-, комментирование условия написания. Закрепление знания этапов учебной деятельности и их содержания; умения самостоятельного осуществления учебной деятельности под руководством учителя. Развитие речевых и коммуникативных способностей обучающихся и потребности в эстетическом совершенствовании своей речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_obloginoy_uroka_russkogo_yazyka_v_6_klasse.doc | 120.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе
Ф.И.О. Облогина Наталья Сергеевна
ОУ: МБОУ «Холмечская СОШ» Суземского района Брянской области
Класс: 6класс.
УМК: Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. – 31-е изд. – М.: Просвещение.
Учебный предмет: русский язык
Тип урока: урок открытия нового знания
Тема урока: Гласные в приставках пре- и при-
Цели урока: формирование представления о способе выбора написания гласных е, и в приставках пре-, при-; умения определять значение приставок пре- и при-, написания гласных е , и в приставках пре- и при-, комментирование условия написания. Закрепление знания этапов учебной деятельности и их содержания; умения самостоятельного осуществления учебной деятельности под руководством учителя. Развитие речевых и коммуникативных способностей обучающихся и потребности в эстетическом совершенствовании своей речи.
Задачи:
- личностные: самоопределение, нравственно-эстетическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; воспитание внимания;
- метапредметные: развить умение анализировать, сравнивать, обобщать, развить навыки монологической речи, навыки работы со схемами, текстом учебника, алгоритмом, развить умение работать с толковым словарем (словарь С. И. Ожегова); межпредметные связи с музыкой;
- предметные: узнать условия выбора гласных е, и в приставках пре-, при-; уметь определять значение приставок пре-, при- объяснять их написание.
Ожидаемые результаты:
- личностные: обучающиеся смогут сформировать ответственное отношение и интерес к учению, устойчивую учебно-познавательную мотивацию и готовность к саморазвитию и самообразованию; сформировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками; воспитание любви к слову.
- метапредметные: обучающиеся смогут приводить примеры, высказывать собственное мнение, выявлять проблему, видеть проблемную ситуацию и способы выхода из нее; использовать средства ИКТ и межпредметные связи;
- предметные: обучающиеся смогут объяснить правила написания е, и в приставках пре-, при-; научатся выделять необходимую информацию, выполнять все виды языкового разбора; строить речевое высказывание.
Формы работы обучающихся: индивидуальная, групповая, в парах.
Необходимое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, музыка («Вальс» Свиридова к кинофильму «Метель»).
Раздаточный материал: Карточки, схемы-помощницы.
План урока:
I Вводная часть
- Актуализация имеющихся знаний
- Постановка учебных задач
- Совместное исследование проблемы
- Моделирование
II Основная часть (информационно-аналитический блок)
Формирование новых знаний и умений по вопросам
Решение частных задач
III Заключительная часть
- Контроль на этапе окончания учебной темы
- Инструктаж домашнего задания
- Рефлексия
Основные этапы организации учебной деятельности и их цели | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД | ||||||||||||||||
1.Мотивация к учебной деятельности. (3 мин.) Цель:
| Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой. (Звучит «Вальс» Свиридова из к-ф. «Метель») - Ребята, представьте, что мы с вами снежинки. Вот пошел сильный снег, снежинки весело кружат в воздухе, постепенно опускаясь на землю. Сначала опустились маленькие, хрупкие снежинки (сели девочки), затем снежинки побольше (сели мальчики). Все снежинки оказались на земле. Тихо все кругом, наступила ночь. Но с восходом зимнего солнца снежинки начали просыпаться, они обрадовались морозному утру, улыбнулись солнышку и сказали друг другу: «Доброе утро!» Я рада вновь видеть вас, ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Мне очень хочется, чтобы мы с вами во время работы на уроке покорили сегодняшнюю вершину. Успехов вам и удач! Предлагает записать число, классная работа. | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок. Изображают снежинки, машут руками, кружатся, садятся сначала девочки, затем - мальчики. Записывают число, классная работа. | Личностные: самоопределение (осуществление гражданской идентификации личности); воспитание уважения к сверстникам; формирование навыков самооценки. Регулятивные: целеполагание, принятие учебной задачи); мобилизация сил и энергии. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (общение и взаимодействие, ориентировка на позицию партнера). Познавательные: анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, синтез как составление целого из частей. | ||||||||||||||||
2.Актуализация знаний и пробное учебное действие. (10 мин.) Цель: 1.
2.
3.
4.
5.Реализация построенного проекта (формирование новых знаний и умений) | Синтаксическая разминка: Пошел сильный снег, снежинки весело кружат в воздухе. (Карточка.) -Итак, снежинки отправляются в путешествие. Отгадайте, по какой стране? Работа по вариантам: 1-й в. – Для этого выясните, из каких частей состоит слово снежинка (окончание, корень, суффикс) и от какого слова и с помощью чего оно образовалось? (От слова «снег» при помощи суффикса –инк). 2-й в. – -Найдите ошибкоопасные места в этом слове. В каких морфемах они встретились? Объясните. - Как называется эта страна? («Словообразование и орфография».)
Молодцы, ребята, справились с первым заданием. - Какой морфемы не оказалось в слове снежинка? (Приставки.) - Что такое приставка? Каково ее место в слове и назначение? Слайд -Внимательно прочитайте записанные на слайде слова и распределите их в три группы: (запись в тетрадь) Д…ехать, бе…болезненный, пр…винтить, и...пугался, на…резал, (с, з)беречь, пр…открыть, ра…писать, пр…рвать.
Проверка вслух. - Что объединяет все эти слова? (Орфограммы в приставках.) - По какому признаку вы определили слова в первый столбик? (Приставки, не изменяемые на письме: до-, над-,с-.). Совпадает ли написание и произношение этих приставок? (Нет). Почему? - Назовите орфограммы в словах. - Какой ещё признак объединяет эти слова? Докажите. (Часть речи – глагол.) - По какому признаку вы определили слова во второй столбик? (Слова с приставками на з-с: безболезненный, испугался, расписать). - Как вы это определили? Докажите. - По какому признаку вы определили слова в третий столбик? (Слова с приставками при-, пре-.) - Какие буквы пишутся в приставках в 3-ем столбике? Можно ли ответить сразу на этот вопрос»? (Нет). Почему? Достаточно ли у вас знаний? - Чем мы сегодня будем заниматься? Сформулируйте тему урока. Что нам надо узнать? Чему должны научиться? На какой вопрос предстоит ответить? Просит записать тему в тетрадь. - Сегодня я получила необычную телеграмму на имя вашего класса. Только вот незадача, видно, с ней что-то случилось в дороге, и некоторые буквы в словах куда-то подевались. Все же давайте попробуем прочитать её (слайд 1 с текстом) Друзья мои! Я пр…ближаюсь к вам, совсем скоро пр..буду в гости. Пр..ходится немножко задержаться, так как возникли непр..двиденные обстоятельства: Осень не хочет уходить. Но я пр..ложу все усилия и пр..ступлю к своим обязанностям. Пр..красного вам настроения, ваша Зима! Ребята, вы обратили внимание на слова, в которых пропущены буквы? Что это за морфемы? Какую орфограмму мы будем сегодня изучать? Какую цель поставили перед собой? 1. Организует ситуацию решения учебной задачи, поиска теоретического основания. Работа с параграфом 32 учебника (с.68) Упр. для самост. наблюдения - Что необходимо знать, чтобы правильно выбрать букву е или и в приставках пре- или при-? - Какие значения имеет приставка при-? (Присоед-е, приближение, близость, неполнота действия, конечный результат, многократное повторение действия) Фиксируется на доске. - Какие значения имеет приставка пре-? (= слову очень, = приставке пере-). 2. Организует проговаривание. 3. Организует деятельность по построению алгоритма. Алгоритм «Правописание приставок» (раздает) Вставьте пропущенные буквы в данную телеграмму, пользуясь алгоритмом. А) Таблица на слайде (слайд 3)
Какое значение имеют приставки в данных словах? Какой вывод можно сделать об их правописании? Б) Рассказ по таблице сопровождается выполнением заданий, предложенных учителем - Запишите слова, обозначающие приближение: человека, птицы, рыбы, автомобиля - Присоедините при помощи веревки, молотка, иголки с ниткой - Запишите слова, называющие край при море, огород при усадьбе, участок при школе - Запишите слова, обозначающие действия: немного поднял, немного хромает, слегка дотронулся - Выпишите слова с приставкой ПРЕ из данного стихотворения: (учитель читает текст) В прекрасном замке на горе Жила-была приставка ПРЕ- Особа преотважная, Важная-преважная, Гордая-прегордая, Добрая-предобрая. Её считали очень мудрой И называли все Премудрой. Был у нее прелестный пудель. Прекрасный пес по кличке Дудель Он преспокойно спал у двери, Когда вошла приставка ПЕРЕ- Она сказала: «На заре я уезжаю, друг мой ПРЕ-, Меня не будет два-три дня, Ты поработай за меня. Позаменяй меня, прошу. Спокойной ночи, я спешу». - О каком значении приставки ПРЕ- говорится в данном стихотворении? В) Трудные случаи написания - Скажите, пожалуйста, все ли слова с приставками ПРЕ- и ПРИ- можно объяснить? - Назовите такие слова - Что нужно делать, чтобы не ошибиться в написании таких слов? -Я приглашаю вас совершить путешествие в столицу страны Прилагательных, в город Цветоград. У вас на столах бортовой журнал (заранее отпечатан)
- Но прежде чем мы отправимся в путешествие, скажите: знаете ли вы, что такое прилагательное? (Ответ учащихся.) -А вы знаете, к каким словам, к какой части речи «прилагаются», присоединяются прилагательные? (Ответ учащихся.) - Вставьте в данный текст подходящие по смыслу слова из справок. О чём сообщили скворцы, вернувшиеся с юга. «Весна идёт! Весна идёт! Мы _______________весны гонцы». Зимние дни миновали, ночи ____________ стали. __________ небесная лазурь. Солнышко с неба луч _____________ разливает. Сугробы не так уж ___________ , как зимой. Воздух __________ и _________. __________ теплом подувает ветер с полей. Утро ещё __________. А всё-таки на душе _________ и __________, потому что «весна _____ повеяла крылом». Слова для справок: чиста, короткие, молодой, влажным, небесная, лёгкою, светло и радостно, душистая, золотой, свеж и прозрачен, прохладно, грозны и горды. -Если вы понаблюдаете за своей речью, то убедитесь, что без имени прилагательного, вы не могли бы общаться. -Ребята, приведите примеры, где в нашей жизни встречаются имена прилагательные? (название морей и рек, семь цветов радуги, в загадках и т.д.) - Подберите к слову небесная синоним, к короткие антоним - Выпишите три словосочетания «прил.+ сущ.». Определите род, число, падеж прилагательных. От чего они зависят? (Контроль, коррекция знаний учащихся) | Карточка.1 человек у доски выполняет синтаксический разбор предложения. Самооценка ответа. Выставление отметки за ответ учениками. Класс работает по вариантам, индивидуально: выделяют морфемы (морфемный разбор), производят словообразовательный разбор; называют орфограммы в слове (в корне «Проверяемая безударная гласная», «Буква и после шипящей»), производят орфографический разбор слова. Дают ответ на поставленный учителем вопрос. Фронтальная работа. Учащиеся читают слова на слайде и работают индивидуально, распределяя слова на 3 группы в соответствии с приставками. Дают устные ответы на поставленные учителем вопросы. Повторяют орфограммы в приставках; доказывают, вспоминая орфографическое правило. Коллективная работа, обзорное повторение темы «Приставки». Высказывают свои предположения Формулируют тему «Гласные е, и в приставках пре-, при- » (записывают в тетрадь). Повторно проговаривают тему и цель урока 1.Самостоятельные наблюдения над материалом учебника. Ожидаемый ответ обучающегося: -значение приставки при- в слове: - присоединение, приближение, Близость, неполнота действия и др.; пре- в слове: (= слову очень, = приставке пере-) 2.Проговаривают в парах. 3. С помощью учителя определяют действия и их последовательность; строят и проговаривают алгоритм пошагово. Работают в парах, проговаривание алгоритма во внешней речи Коллективная письменная работа – обзорное повторение сведений по теме «Приставки». Парная работа (учащиеся вставляют в текст, заранее распечатанный, имена прилагательные, находят синонимы, антонимы к именам прилагательным, разбирают словосочетания) | Л4, формирование картины мира культуры как порождения предметно-преобразующей деятельности человека, Л7, формирование позитивной самооценки, Р2, планирование своих дйствий, Р5, адекватное восприятие оценки учителя Р7, оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, К5, формулирование собственного мнения, К6, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, П3, построение речевого высказывания в устной форме. | ||||||||||||||||
3. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи (10 мин.) Цель: воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность; прививать чувство уважения к общечеловеческим ценностям (социальная компетенция); учить видеть предмет как часть целого. | Организация учебной деятельности, консультация по мере необходимости, контроль выполнения задания; организация индивидуальной, групповой и коллективной форм работы. -На таком корабле, да и с таким экипажем, можно плыть даже к самому горизонту. И вот мы в столице страны Прилагательных. -А сейчас из стихотворения вы должны будете выписать любое прилагательное и охарактеризовать его по всем пунктам нашего правила: Имя прилагательное, мы с тобой дружны, Признаки предметов называешь ты. Солнечное лето, праздничная ель, Вкусные конфеты, Машенькин портфель. Один ученик работает у доски:
Н.ф. – солнечный 2. Морфологические признаки: пост. – качественное., непост. – полная форма, с.р., ед.ч., И.п. 3. Лето (какое?) солнечное. -Путешественники, внимание! К нам на борт попала старинная бутылка с посланием, а в ней задание. Разгадаем и выполним (на доске текст с предложениями). -Выпишите имена существительные и зависимые от них прилагательные. Вода у берега голубая, чистая, прозрачная, а дальше от берег а- синяя. (вода голубая, чистая, прозрачная, синяя). По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит, колокольчик однозвучный утомительно гремит. (По дороге зимней, скучной; тройка борзая; колокольчик однозвучный) -Какие отличительные признаки предмета обозначают данные прилагательные? Назовите другие признаки, которые могут быть у этого предмета? Работа со словарем Борзая- быстрая, резвая. Б. конь Борзая -охотничья собака с острой длинной мордой и длинными тонкими ногами.) | 1 учащийся читает стихотворение, 1 учащийся проводит морфологический разбор имени прилагательного, после чего все учащиеся его проверяют. Работа в группах. Учащиеся из предложений выписывают существительные и зависимые от них прилагательные. Работают со словом (именем прилагательным) Работа в парах по толковому словарю ( учащиеся находят в словаре и выписывают лексическое значение слова «борзая» | Контроль (Р4, учет правила в планировании и контроле способа решения) Оценка (Р7, оценка правильности выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки) Коррекция (Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок) Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П3, построение речевого высказывания в устной и письменной форме) Управление поведением партнера (К7, построение понятых для партнера высказываний, учитывающих, что он знает и видит, а что нет, К 10, использование речи для регуляции своего действия) | ||||||||||||||||
Динамическая пауза (2 мин.) Цель: сменить вид деятельности. | Отгадайте кто это? Бурый, мохнатый, косолапый. (Медведь) Зелёный, сладкий, сахарный. (Арбуз) Спелое, круглое, сочное. (Яблоко) Хитрая, рыжая, пушистая. (Лиса) Вкусная, сочная, синяя. (Слива) Маленький, желтый, пушистый. (Цыпленок) Умные, активные, дружелюбные. (это вы, ребята.) | Учащиеся отгадывают загадки, связанные с темой «Имя прилагательное» и изображают предмет | Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке. | ||||||||||||||||
4. Включение изученного в систему знаний.(15 мин.) Цель:
выполнения заданий | Мотивация и координация деятельности учащихся, контроль выполнения задания -Записать упражнение 571 .В предложениях подчеркнуть грамматическую основу, объяснить орфограммы и пунктуацию. - Каким членом предложения могут быть прилагательные? Проверочная работа. -Вдали виден мыс Ошибок. На нем записаны задания, но соленая океанская вода размыла чернила. 1) Какое слово называет признак предмета? Среди тишины послышался тихий говор. А)первое Б) третье В)четвертое 2) Какая часть речи называет различные признаки предметов? А) Имя прилагательное Б) Имя существительное В) Глагол 3) Найдите имя прилагательное, стоящее в начальной форме: А) смышленый (ребенок). Б) о книжном (шкафе.) В) отцовского (участка.) 4) Каким членом предложения является имя прилагательное в полной форме? А) сказуемое Б) дополнение В) определение 5) Имя прилагательное не изменяется А) по родам Б) по числам В) по спряжению 6) В каком словосочетании имя прилагательное является главным словом? А) весенний лес Б) дружелюбный от природы. 7) Какая часть речи отвечает на вопросы: какой? чей? каков? А) Имя существительное Б) Имя прилагательное В) Глагол - Продолжите заполнение бортового журнала - Запись словосочетаний и их анализ. Стойкий солдатик, храбрый портной, Василиса Премудрая. Вывод о согласовании прилагательного с существительным. - Маруся всякий раз всплёскивала ручонками, и глаза её загорались огоньком восторга; бледное лицо девочки вспыхивало румянцем, она смеялась, и этот смех нашей маленькой приятельницы отдавался в наших сердцах. Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца. Несмотря на свои четыре года, она ходила ещё плохо. Неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка; руки её были тонки и призрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика. - Выписать словосочетания с прилагательными, с помощью которых автор описывает девочку, сделать их анализ. | Учащиеся выполняют упражнение по заданию. При проверке оценивают себя. Учащиеся выполняют тестовую работу, после чего обмениваются тетрадями и проверяют работу соседа Индивидуальная работа учащихся по уровню сложности:
Сильный ученик проверяет у слабых, а сам отчитывается учителю. | Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р4, осуществление итогового и пошагового контроля по результату, Р5, адекватное восприятие оценки учителя, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок) Самоопределение (Л6, самооценка личности, Л7, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия) | ||||||||||||||||
7.Рефлексия. (5 мин.) Цель:
| Рефлексия -Давайте вспомним все об имени прилагательном, заполним до конца наш бортовой журнал. -Что нового вы узнали об имени прилагательном? Напишите в тетрадях свое впечатление об уроке, ответив на вопрос: «Каким сегодня был урок?» Используйте только прилагательные. -Вот и подошло к концу наше опасное, но интересное путешествие в страну Прилагательных. Благодарю вас, ребята, за сотрудничество и активное участие на уроке. Вы настоящая сплоченная команда, желаю вам и дальше держаться вместе и плыть по морям жизни дружно. Удачи всем. Спасибо. Штормы и ветры нам не страшны. Будь смел и отважен - | Учащиеся высказывают свое впечатление от урока, используя только прилагательные. Каким сегодня был урок? | Умение выражать свои мысли (К1, понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, К3,4, учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве) Рефлексия (П5, структурирование знаний, П16, 17,выдвижение гипотез и их обоснование) Смыслообразование (Л7, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия) | ||||||||||||||||
Домашнее задание: Параграф 101, упр 577 Для сильных учащихся дополнительно: написать лингвистическую сказку об имени прилагательном |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...
Урок русского языка. 7 класс. Буквы о и а на конце наречий с приставками из-, до-, с-
Буквы о и а на конце наречийс приставками из-, до-, с-...
Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При-
Расширение понятийной базы об орфограммах в приставках слова; с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися условий выбора гласной в приставках пре- и при-...
Урок русского языка "Правописание гласных и согласных в приставках" (5 класс)
Цель урока:Образовательная: дать понятие об изменяемых и неизменяемых приставках; развивать умения различать близкие по звучанию, но разные по значению и написанию слова; обогащать словарный запас уча...
Урок. Русский язык 10 класс/Тема. Гласные и согласные в приставках. Ъ и Ь. И или Ы после приставок.
Тема. Гласные и согласные в приставках. Ъ и Ь. И или Ы после приставок.Учитель: Ширяева Татьяна Михайловна, учитель русского языка и литературы ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 109 Приморского...
Методическая разработка урока русского языка "Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий"
В материале представлен подробный конспект урока по теме "Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий" и презентация к уроку...