Рабочая программа по русскому языку 9 класс
рабочая программа по русскому языку (9 класс)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя школа №8»
_____________________________________________________________________________
РАССМОТРЕНО на ШМО Протокол №_____от «____»__________20____г. Руководитель ШМО И.В. Парунина | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР _____О.Г. Бахматова «___» ____________ 20___ | УТВЕРЖДАЮ: Директор МАОУ «Средняя школа №8» ________________ Е .В. Александрова «___» ___________ 20___ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Русский язык»
на 2022-2023 учебный год
9а класс
Уровень образования: основное общее образование
Срок реализации программы - 2022/ 2023 гг.
Количество часов по учебному плану:
всего – 119 ч./год; 3ч.+0,5 ч./неделю
Планирование составлено на основе:
- Проекта примерной рабочей программы основного общего образования (Русский язык для 5-9 классов образовательных организаций).
- Примерной основной общеобразовательной программы основного общего образования МАОУ «Средняя школа №8»
- Авторской программы по русскому языку (Русский язык. 5—9 классы: рабочая программа / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др. — М. : Дрофа, 2019).
Учебник: «Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений \ М.М.Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред. М.М. Разумовской и др.- 7-е издание, М.: «Дрофа», 2019 г.
г. Когалым, 2022 г.
В программу русского языка в 9а классе добавлено 0,5 часа в неделю на развитие устной и письменной речи (совершенствование навыков выразительного чтения, отработка навыков пересказа текста, составление монологического высказывания, развитие диалогической речи, сжатие текста, написание изложения и сочинения-рассуждения), повторение трудных тем курса 8 класса (способы подчинительной связи, грамматическая основа предложения, обособленные члены предложения) и закрепление отдельных тем курса 9 класса (сложноподчиненное предложение).
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Воспитательный компонент курса.
Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета:
Личностные результаты освоения Примерной рабочей программы по русскому языку для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Патриотического воспитания:
- осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе,
- понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;
- проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России в контексте учебного предмета «Русский язык»;
- ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях;
- уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране
Гражданского воспитания:
- готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
- активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в
литературных произведениях, написанных на русском языке;
- неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
- представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на русском языке;
- готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтёрство)
Духовно-нравственного воспитания:
- ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
- активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства
Эстетического воспитания:
- восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; понимание эмоционального воздействия искусства;
- осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
- осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения; - понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;
- стремление к самовыражению в разных видах искусства
Ценности научного познания:
- ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
- закономерностях развития языка;
- овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного языкового образования;
- установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
- осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный ре- жим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
- осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного языкового образования;
- способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
- умение принимать себя и других, не осуждая;
- умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на русском языке; - сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека
Трудового воспитания:
-установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
- интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей;
- уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
- осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей; умение рассказать о своих планах на будущее
Экологического воспитания:
- ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
- умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;
- повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
- активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы;
- активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
- осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
- готовность к участию в практической деятельности экологической направленности
Адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
- освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
- потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других;
- потребность в действии в условиях неопределённости, в повышении уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
- необходимость в формировании новых знаний, умений связывать образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознание дефицита собственных знаний и компетенций, планирование своего развития;
- умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
- оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации;
- быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Овладение универсальными познавательными действиями
Базовые логические действия:
- выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;
- устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; классифицировать языковые единицы по существенному признаку;
- выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
- выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения поставленной учебной задачи;
- выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
- самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев
Базовые исследовательские действия:
- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;
- формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
- формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
- составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
- проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
- оценивать на применимость и достоверность информацию, по- лученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента); самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования; владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и
обобщений;
- прогнозировать возможное дальнейшее развитие языковых процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах
Работа с информацией:
- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
- выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;
- использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нём информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;
- использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;
- находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
- самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;
- оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
- эффективно запоминать и систематизировать информацию
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
Общение:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах;
- распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;
- знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
- понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
- в ходе диалога/дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
- сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
- публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
- самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала
Совместная деятельность (сотрудничество):
- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
- планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и иные);
- выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;
- оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
- выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
- ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);
- самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
- самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;
- делать выбор и брать ответственность за решение
Самоконтроль (рефлексия):
- владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;
- давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
- предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
- объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому речевому опыту и корректировать собственную речь с учётом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения
Эмоциональный интеллект:
- развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
- выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций
Принятие себя и других:
- осознанно относиться к другому человеку и его мнению; признавать своё и чужое право на ошибку;
- принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость;
- осознавать невозможность контролировать всё вокруг
Предметные результаты.
Общие сведения о языке
Осознавать роль русского языка в жизни человека, государства, общества; понимать внутренние и внешние функции русского языка и уметь рассказать о них
Язык и речь
- Создавать устные монологические высказывания объёмом не менее 80 слов на основе наблюдений, личных впечатлений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы: монолог-сообщение, монолог-описание, монолог- рассуждение, монолог-повествование; выступать с научным сообщением
- Участвовать в диалогическом и полилогическом общении (побуждение к действию, обмен мнениями, запрос информации, сообщение информации) на бытовые, научно-учебные (в том числе лингвистические) темы (объём не менее 6 реплик)
- Владеть различными видами аудирования: выборочным, ознакомительным, детальным — научно-учебных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи
- Владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым, в том числе с помощью современных средств устной и письменной коммуникации
- Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объёмом не менее 150 слов
- Осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом
- Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка, в том числе во время списывания текста объёмом 140—160 слов; словарного диктанта объёмом 35—40 слов; диктанта на основе связного текста объёмом 140—160 слов, составленного с учётом ранее изученных правил правописания (в том числе содержащего изученные в течение пятого года обучения орфограммы, пунктограммы и слова с непроверяемыми написаниями)
Текст
- Анализировать текст: определять и комментировать тему и главную мысль текста; подбирать заголовок, отражающий тему или главную мысль текста
- Устанавливать принадлежность текста к функционально- смысловому типу речи
- Находить в тексте типовые фрагменты — описание, повествование, рассуждение-доказательство, оценочные высказывания Прогнозировать содержание текста по заголовку, ключевым словам, зачину или концовке
- Выявлять отличительные признаки текстов разных жанров
- Создавать высказывание на основе текста: выражать своё от ношение к прочитанному или прослушанному в устной и письменной форме
- Создавать тексты с опорой на жизненный и читательский опыт; на произведения искусства (в том числе сочинения-миниатюры объёмом 8 и более предложений или объёмом не менее 6—7 предложений сложной структуры, если этот объём позволяет раскрыть тему, выразить главную мысль); классные сочинения объёмом не менее 250 слов с учётом стиля и жанра сочинения, характера темы
- Владеть умениями информационной переработки текста: выделять главную и второстепенную информацию в тексте; извлекать информацию из различных источников, в том числе из лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать её в учебной деятельности
- Представлять сообщение на заданную тему в виде презентации
- Представлять содержание прослушанного или прочитанного научно-учебного текста в виде таблицы, схемы; представлять содержание таблицы, схемы в виде текста
- Подробно и сжато передавать в устной и письменной форме содержание прослушанных и прочитанных текстов различных функционально-смысловых типов речи (для подробного изложения объём исходного текста должен составлять не менее 280 слов; для сжатого и выборочного изложения — не менее 300 слов)
- Редактировать собственные/созданные другими обучающимися тексты с целью совершенствования их содержания (проверка фактического материала, начальный логический анализ текста — целостность, связность, информативность)
Функциональные разновидности языка
- Характеризовать сферу употребления, функции, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для научного стиля; основные особенности языка художественной литературы; особенности сочетания элементов разговорной речи и разных функциональных стилей в художественном произведении
- Характеризовать разные функционально-смысловые типы речи, понимать особенности их сочетания в пределах одного текста; понимать особенности употребления языковых средств выразительности в текстах, принадлежащих к различным функционально-смысловым типам речи, функциональным разновидностям языка
- Использовать при создании собственного текста нормы по- строения текстов, принадлежащих к различным функционально-смысловым типам речи, функциональным разновидностям языка, нормы составления тезисов, конспекта, написания реферата
- Составлять тезисы, конспект, писать рецензию, реферат
- Оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности; исправлять речевые недостатки, редактировать текст
- Выявлять отличительные особенности языка художественной литературы в сравнении с другими функциональными разновидностями языка
- Распознавать метафору, олицетворение, эпитет, гиперболу, сравнение
СИСТЕМА ЯЗЫКА
Cинтаксис. Культура речи. Пунктуация
Сложносочинённое предложение
- Выявлять основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения
- Распознавать сложные предложения с разными видами связи, бессоюзные и союзные предложения (сложносочинённые и сложноподчинённые)
- Характеризовать сложносочинённое предложение, его строение, смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения
- Выявлять смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения, интонационные особенности сложносочинённых предложений с разными типами смысловых отношений между частями
- Понимать особенности употребления сложносочинённых предложений в речи
- Понимать основные нормы построения сложносочинённого предложения
- Понимать явления грамматической синонимии сложносочинённых предложений и простых предложений с однородными членами; использовать соответствующие конструкции в речи
- Проводить синтаксический и пунктуационный анализ сложносочинённых предложений
- Применять нормы постановки знаков препинания в сложносочинённых предложениях
Сложноподчинённое предложение
- Распознавать сложноподчинённые предложения, выделять главную и придаточную части предложения, средства связи частей сложноподчинённого предложения
- Различать подчинительные союзы и союзные слова Различать виды сложноподчинённых предложений по характеру смысловых отношений между главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим средствам связи, выявлять особенности их строения
- Выявлять сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными, сложноподчинённые предложения с придаточной частью определительной, изъяснительной и обстоятельственной (места, времени, причины, образа действия, меры и степени, сравнения, условия, уступки, следствия, цели)
- Выявлять однородное, неоднородное и последовательное подчинение придаточных частей
- Понимать явления грамматической синонимии сложноподчинённых предложений и простых предложений с обособленными членами; использовать соответствующие конструкции в речи
- Понимать основные нормы построения сложноподчинённого предложения, особенности употребления сложноподчинённых предложений в речи
- Проводить синтаксический и пунктуационный анализ сложноподчинённых предложений
- Применять нормы построения сложноподчинённых предложений и постановки знаков препинания в них
Бессоюзное сложное предложение
- Характеризовать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, интонационное и пунктуационное выражение этих отношений
- Понимать основные грамматические нормы построения бессоюзного сложного предложения, особенности употребления бессоюзных сложных предложений в речи
- Проводить синтаксический и пунктуационный анализ бессоюзных сложных предложений
- Выявлять грамматическую синонимию бессоюзных сложных предложений и союзных сложных предложений, использовать соответствующие конструкции в речи; применять нормы постановки знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях
Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи
- Распознавать типы сложных предложений с разными видами связи
- Понимать основные нормы построения сложных предложений с разными видами связи
- Употреблять сложные предложения с разными видами связи в речи
- Проводить синтаксический и пунктуационный анализ сложных предложений с разными видами связи
- Применять правила постановки знаков препинания в сложных предложениях с разными видами связи
Прямая и косвенная речь
- Распознавать прямую и косвенную речь; выявлять синонимию предложений с прямой и косвенной речью
- Уметь цитировать и применять разные способы включения цитат в высказывание
- Применять правила построения предложений с прямой и косвенной речью, при цитировании
Содержание учебного курса (119 часов)
Общие сведения о языке
Русский язык — национальный язык русского народа. Русский язык — форма выражения национальной культуры.
Русский язык в современном мире. Русский язык как развивающееся явление.
Культура речи. Понятие об этико-речевой норме. Нормативные словари современного русского литературного языка разных типов (в течение всего года).
ЯЗЫК И РЕЧЬ. ПРАВОПИСАНИЕ И КУЛЬТУРА РЕЧИ
Речь. Речевое общение. Текст
Систематизация сведений о тексте, типах речи, строении текста. Сочетание разных функционально-смысловых типов речи в тексте.
Углубление знаний о функциональных разновидностях языка.
Публицистический стиль. Жанры публицистики: эссе, путевые заметки, рецензия. Особенности их строения: коммуникативная задача, содержательно-композиционные особенности жанра, типологическая структура текста, характерные языковые и речевые средства.
Официально-деловой стиль. Основные жанры: заявление, доверенность, расписка, автобиография, резюме, характеристика. Стандартная форма деловых бумаг, специфическая официально-деловая лексика и фразеология.
Язык художественной литературы. Сочетание элементов разных функциональных разновидностей языка в художественном произведении.
Информационная переработка текста: тезисы, конспекты, аннотация, реферат.
Культура речи. Употребление языковых средств выразительности в текстах, принадлежащих к различным типам, стилям речи.
Нормы построения текстов разных типов речи и функциональных разновидностей языка.
Соблюдение норм письменной речи (орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых, этических) в письменных речевых высказываниях.
Синтаксис и пунктуация
Структура сложного предложения
Сложное предложение. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения. Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения: интонация, союзы (сочинительные и подчинительные), союзные слова, указательные слова. Бессоюзные и союзные (сложносочинённые и сложноподчинённые) предложения.
Культура речи. Знаки препинания в сложных предложениях (обобщение).
Выдающиеся лингвисты: Д. Н. Овсянико-Куликовский.
Сложносочинённое предложение
Сложносочинённое предложение, его строение. Средства связи частей сложносочинённого предложения. Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения.
Интонационные особенности сложносочинённых предложений с разными типами смысловых отношений между частями.
Культура речи. Основные грамматические нормы построения сложносочинённого предложения.
Грамматическая синонимия сложносочинённых предложений с однородными членами.
Знаки препинания в сложносочинённых предложениях. Употребление сложносочинённых предложений в речи.
Сложноподчинённое предложение
Сложноподчинённое предложение, его строение. Главная и придаточная части предложения. Различия подчинительных союзов и союзных слов.
Виды сложноподчинённых предложений по характеру смысловых отношений между главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим средствам связи.
Сложноподчинённые предложения с придаточной частью определительной, изъяснительной и обстоятельственной (времени, места, причины, образа действия, меры и степени, сравнения, условия, уступки, следствия, цели).
Различные формы выражения значения сравнения в русском языке.
Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Однородное, неоднородное и последовательное подчинение придаточных частей.
Интонация сложноподчинённого предложения.
Культура речи. Основные грамматические нормы построения сложноподчинённого предложения.
Грамматическая синонимия сложноподчинённых предложений и простых предложений с обособленными членами.
Употребление сложноподчинённых предложений в речи.
Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях.
Выдающиеся лингвисты: С. И. Абакумов, Л. Ю. Максимов, А. А. Потебня.
Бессоюзное сложное предложение
Смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного предложения. Интонация бессоюзного сложного предложения.
Культура речи. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Выразительные особенности бессоюзных предложений.
Синонимия простых и сложных предложений с союзами и без союзов.
Сложные предложения с разными видами связи
Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи. Знаки препинания в таком предложении. Период.
Интонационные особенности сложных предложений с разными видами связи.
Культура речи. Правильное построение сложных предложений с разными видами связи. Уместное их употребление (преимущественно в книжной речи).
Стилистические особенности сложного предложения с разными видами связи.
Тематическое планирование.
Тема | Кол-во часов | В том числе | |
Р/р | К/р | ||
О языке | 1 | ||
Повторение изученного в 5—8 классах | 14 | 3 | 1 |
Синтаксис сложного предложения. Пунктуация Структура сложного предложения | 4 | ||
Сложносочинённое предложение | 5 | 1 | |
Речь. Художественная речь | 4 | 4 | |
Сложноподчинённое предложение | 10 | 1 | |
Речь. Текст. Строение текста | 2 | 2 | |
Сложноподчинённое предложение (продолжение) | 9 | 1 | |
Речевые жанры. Путевые заметки | 4 | 4 | |
Сложноподчинённое предложение (продолжение) | 10 | 1 | |
Речевые жанры. Рецензия | 3 | 3 | |
Сложноподчинённое предложение (окончание) | 5 | 1 | |
Речь. Речевые жанры. Эссе | 3 | 3 | |
Бессоюзное сложное предложение | 10 | 2 | 1 |
Речь. Стили речи. Деловая речь | 2 | 2 | |
Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи | 7 | 1 | |
Итоговое повторение | 9 | 1 | |
Всего – часов 102 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Дата | |
План | Факт | ||
О языке (1 час) | |||
1 | Русский язык — национальный язык русского народа | ||
Повторение изученного в 5—8 классах (11 часов + 3 часа) | |||
2 | Р\р Речь. Функциональные разновидности языка | ||
3 | Фонетика. Орфоэпия. Графика | ||
4 | Фонетика. Орфоэпия. Графика | ||
5 | Фонетика. Орфоэпия. Графика | ||
6 | Орфоэпические нормы. | ||
7 | Лексика. Морфемика. Словообразование | ||
8 | Лексика. Морфемика. Словообразование | ||
9 | Лексические нормы. | ||
10 | Морфология и синтаксис | ||
11 | Морфология и синтаксис | ||
12 | Грамматические нормы. Правила употребления существительных, прилагательных, местоимений и числительных. | ||
13 | Орфография и пунктуация | ||
14 | Орфография и пунктуация | ||
15 | Орфография и пунктуация | ||
16 | Контрольная работа № 1. Диктант с дополнительными заданиями | 3.10.2022 | ВПР |
17 | Р\р Типы речи | ||
18 | Р\р Обучение изложению: сжатый пересказ | ||
Синтаксис сложного предложения. Пунктуация Структура сложного предложения (4 часа) | |||
19 | Понятие о сложном предложении | ||
20 | Понятие о сложном предложении | ||
21 | Типы сложных предложений и средства связи между частями сложного предложения | ||
22 | Типы сложных предложений и средства связи между частями сложного предложения | ||
23 | Знаки препинания в осложнённом предложении | ||
Сложносочинённое предложение (5 часов) | |||
24 | Понятие о сложносочинённом предложении | ||
25 | Виды сложносочинённых предложений | ||
26 | Виды сложносочинённых предложений | ||
27 | Монологическое высказывание с включением сложносочиненных предложений. | ||
28 | Контрольная работа №2 по теме «Сложносочинённое предложение» | 24.10.2022 | |
29 | Анализ контрольной работы №2 по теме «Сложносочинённое предложение» | ||
Речь. Художественная речь (4 часа) | |||
30 | Художественная речь и язык художественной литературы | ||
31 | Художественная речь и язык художественной литературы | ||
32 | Пересказ текста. | ||
33 | Изложение по отрывку из рассказа Ф. Искандера «Идеалист (Рассказ Виктора Максимовича). | ||
34 | Изложение по отрывку из рассказа Ф. Искандера «Идеалист (Рассказ Виктора Максимовича). | ||
Сложноподчинённое предложение (10 часов) | |||
35 | Понятие о сложноподчинённом предложении | ||
36 | Понятие о сложноподчинённом предложении | ||
37 | Использование сложноподчинённых предложений в речи | ||
38 | Виды сложноподчинённых предложений | ||
39 | Виды сложноподчинённых предложений | ||
40 | Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным | ||
41 | Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным | ||
42 | Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным | ||
43 | Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с придаточным определительным | ||
44 | Сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным | ||
45 | Сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным | ||
46 | Контрольная работа № 3 по теме «Сложноподчинённое предложение» | 9.12.2022 | |
47 | Монологическое высказывание с включением сложноподчинённых предложений. | ||
Речь. Текст. Строение текста (2 часа) | |||
48 | Строение текста. Сочинение-этюд по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода» | ||
49 | Строение текста. Сочинение-этюд по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода» | ||
50 | Средства художественной выразительности. | ||
Сложноподчинённое предложение (продолжение) (9 часов) | |||
51 | Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. | ||
52 | Сложноподчинённое предложение с придаточным места | ||
53 | Сложноподчинённое предложение с придаточным времени | ||
54 | Сложноподчинённое предложение с придаточным времени | ||
55 | Сложноподчинённое предложение с придаточным сравнения | ||
56 | Сложноподчинённое предложение с придаточным сравнения | ||
57 | Сложноподчинённое предложение с придаточным образа действия, меры и степени | ||
58 | Сложноподчинённое предложение с придаточным образа действия, меры и степени | ||
59 | Контрольная работа №4 по теме «Сложноподчинённое предложение» | ||
60 | Знаки препинания в сложном предложении | ||
Речевые жанры. Путевые заметки (4 часа) | |||
61 | Путевые заметки | ||
62 | Путевые заметки | ||
63 | Изложение по тексту Ю. Нагибина «Чистые пруды» | ||
64 | Изложение по тексту Ю. Нагибина «Чистые пруды» | ||
Сложноподчинённое предложение (продолжение) (10 часов) | |||
Сложноподчинённое предложение с придаточным цели | |||
66 | Сложноподчинённое предложение с придаточным условия | ||
67 | Сложноподчинённое предложение с придаточными причины и следствия | ||
68 | Сложноподчинённое предложение с придаточными причины и следствия | ||
69 | Сложноподчинённое предложение с придаточным уступительным | ||
70 | Повторение и обобщение по теме «Сложноподчинённое предложение» | ||
71 | Повторение и обобщение по теме «Сложноподчинённое предложение» | ||
72 | Повторение и обобщение по теме «Сложноподчинённое предложение» | ||
73 | Повторение и обобщение по теме «Сложноподчинённое предложение» | ||
74 | Контрольная работа №5 по теме «Сложноподчинённое предложение» | ||
75 | Анализ контрольной работы №5 по теме «Сложноподчинённое предложение» | ||
Речевые жанры. Рецензия (3 часа) | |||
76 | Рецензия | ||
77 | Рецензия | ||
78 | Сочинение-рецензия на произведение по выбору | ||
79 | Сочинение-рецензия на произведение по выбору | ||
Сложноподчинённое предложение (окончание) (5 часов) | |||
Понятие о сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными | |||
81 | Понятие о сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными | ||
82 | Понятие о сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными | ||
83 | Контрольная работа № 6. Диктант с грамматическими заданиями | ||
84 | Анализ контрольной работы | ||
Речь. Речевые жанры. Эссе (3 часа) | |||
85 | Эссе | ||
86 | Эссе | ||
87 | Сочинение в жанре эссе (типа рассуждения-размышления). Темы на выбор: «Кем быть? Каким быть?» | ||
88 | Сочинение в жанре эссе (типа рассуждения-размышления). Темы на выбор: «Кем быть? Каким быть?» | ||
Бессоюзное сложное предложение (8+2 часа) | |||
89 | Понятие о бессоюзном сложном предложении | ||
90 | Понятие о бессоюзном сложном предложении | ||
91 | Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления | ||
92 | Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения | ||
93 | Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения | ||
94 | Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени или условия, следствия | ||
95 | Контрольная работа № 7. Диктант с грамматическими заданиями | ||
96 | Анализ диктанта с грамматическими заданиями | ||
97 | Р\р Сочинение-описание картины Н. Я. Бута «Серёжка с Малой Бронной и Витька с Моховой» | ||
98 | Р\р Сочинение-описание картины Н. Я. Бута «Серёжка с Малой Бронной и Витька с Моховой» | ||
Речь. Стили речи. Деловая речь (2 часа) | |||
99 | Письменная деловая речь | ||
100 | Письменная деловая речь | ||
Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи (7 часов) | |||
101 | Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи | ||
102 | Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи | ||
103 | Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи | ||
104 | Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи | ||
105 | Знаки препинания в сложном предложении с различными видами союзной и бессоюзной связи | ||
106 | Период | ||
107 | Период | ||
108 | Контрольная работа №8 по теме «Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи» | ||
109 | Анализ контрольной работы №8 по теме «Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи» | ||
Итоговое повторение (9 часов) | |||
110 | Итоговое повторение | ||
111 | Итоговое повторение | ||
112 | Итоговое повторение | ||
113 | Итоговое повторение | ||
114 | Итоговое повторение | ||
115 | Итоговое повторение | ||
116 | Итоговое повторение | ||
117 | Итоговое повторение | ||
118 | Итоговая контрольная работа №9 за курс 9 класса. | ||
119 | Анализ итоговой контрольной работы за курс 9 класса |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....