Рабочая программа по русскому языку 6 класс
рабочая программа по русскому языку (6 класс)
Рабочая программа по русскому языку 6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp._russkiy_yazyk_6_kl.docx | 64.75 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя школа №8»
__________________________________________________________________________________
РАССМОТРЕНО на ШМО Протокол №_____от «____»__________20____г. Руководитель ШМО И.В. Парунина | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР _________О.Г. Бахматова «___» ________ 20___ г | УТВЕРЖДАЮ: Директор МАОУ «Средняя школа №8» ___________Е .В. Александрова «___» ___________ 20___ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Русский язык»
на 2022-2023 учебный год
6 класс
Уровень образования: основное общее образование
Срок реализации программы - 2021/ 2022 гг.
Количество часов по учебному плану:
всего – 204 ч./год; 6ч./неделю
Планирование составлено на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
- Проекта примерной рабочей программы основного общего образования (Русский язык для 5-9 классов образовательных организаций).
- Примерной основной общеобразовательной программы основного общего образования МАОУ «Средняя школа №8»
- Авторской программы по русскому языку (Русский язык. 5—9 классы: рабочая программа / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др. — М. : Дрофа, 2019).
Учебник: «Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений \ М.М.Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред. М.М. Разумовской и др.- 7-е издание, М.: «Дрофа», 2021 г.
г. Когалым, 2022 г.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Воспитательный компонент курса.
Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
Личностные результаты освоения программы по русскому языку для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Патриотического воспитания:
- осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе,
- понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;
- проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России в контексте учебного предмета «Русский язык»;
- ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях;
- уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране
Гражданского воспитания:
- готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
- активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в
литературных произведениях, написанных на русском языке;
- неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
- представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на русском языке;
- готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтёрство)
Духовно-нравственного воспитания:
- ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
- активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства
Эстетического воспитания:
- восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; понимание эмоционального воздействия искусства;
- осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
- осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения; - понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;
- стремление к самовыражению в разных видах искусства
Ценности научного познания:
- ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
- закономерностях развития языка;
- овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного языкового образования;
- установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
- осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный ре- жим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
- осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного языкового образования;
- способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
- умение принимать себя и других, не осуждая;
- умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на русском языке; - сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека
Трудового воспитания:
-установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
- интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей;
- уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
- осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей; умение рассказать о своих планах на будущее
Экологического воспитания:
- ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
- умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;
- повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
- активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы;
- активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
- осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
- готовность к участию в практической деятельности экологической направленности
Адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
- освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
- потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других;
- потребность в действии в условиях неопределённости, в повышении уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
- необходимость в формировании новых знаний, умений связывать образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознание дефицита собственных знаний и компетенций, планирование своего развития;
- умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
- оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации;
- быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Овладение универсальными познавательными действиями
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; классифицировать языковые единицы по существенному признаку;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения поставленной учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, по- лученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента); самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования; владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и
обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие языковых процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;
использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нём информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога/дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала
Совместная деятельность (сотрудничество):
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;
делать выбор и брать ответственность за решение
Самоконтроль (рефлексия):
владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому речевому опыту и корректировать собственную речь с учётом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения
Эмоциональный интеллект:
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку и его мнению; признавать своё и чужое право на ошибку;
принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг
Предметные результаты.
Формирование основных видов речевой деятельности
Слушание
Владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным) учебно-научных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи.
Адекватно понимать прослушанные учебно-научные и художественные тексты различных функционально-смысловых типов речи:
▪ формулировать устно и письменно тему и главную мысль прослушанного текста;
▪ формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;
▪ подробно и сжато передавать в устной и письменной форме содержание прослушанного текста.
Владеть навыками информационной переработки прослушанного текста:
▪ составлять план текста (простой, сложный; назывной, вопросный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме;
▪ выделять главную и второстепенную информацию в прослушанном тексте.
Слушая объяснение учителя, следить за ходом его рассуждения, выделять в сообщении главную информацию и запоминать её.
На уроках замечать и фиксировать в устных ответах товарищей недочёты в построении научных определений, в использовании языковых средств, в частности терминов.
Чтение
Владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым.
Осмысленно и бегло, с установкой на различение основной и дополнительной информации читать учебно-научные тексты, составлять план отдельных параграфов учебника. Просматривая тексты учебника, выделять в них определения научных понятий, классификационные схемы, фрагменты с информативным повествованием.
Адекватно понимать содержание прочитанных учебно-научных и художественных текстов различных функционально- смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение):
▪ устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста;
▪ формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;
▪ подробно и сжато передавать в устной и письменной форме содержание прочитанных учебно-научных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи.
Владеть навыками информационной переработки прочитанного текста:
▪ составлять план прочитанного текста (простой, сложный; назывной, вопросный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме;
▪ выделять главную и второстепенную информацию в прочитанном тексте;
▪ кратко, в тезисной форме выражать основную мысль текста;
▪ подробно и выборочно (устно и письменно) пересказывать повествовательные тексты художественного стиля речи с описанием места и (или) состояния природы; сохранять в тексте подробного изложения типологическую структуру исходного текста и языковые средства выразительности;
▪ представлять содержание учебно-научного текста в виде таблицы, схемы.
Говорение
Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст. Создавать устные монологические высказывания на основе жизненных наблюдений, чтения учебно-научной, художественной и научно-популярной литературы: монолог-сообщение, монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование.
Выступать с научным сообщением.
Участвовать в диалоге; владеть различными видами диалога: побуждение к действию, обмен мнениями.
Соблюдать в устной речи нормы современного русского литературного языка. Соблюдать в устной речи правила речевого этикета.
Рекомендуемый объём текста для устного пересказа — 110— 120 слов. Рекомендуемый объём монологического высказывания — не менее 60 слов. Объём диалогического высказывания — не менее 5 реплик (диалог — запрос информации, диалог — сообщение информации).
Письмо
Создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) с опорой на жизненный и читательский опыт; тексты с опорой на картину (произведение искусства).
Создавать текст в жанре научного сообщения.
Составлять краткое информационное сообщение (типа аннотации) о книге (статье, фильме, телепередаче) двух видов: а) о чём говорится и б) что говорится.
Давать отзыв о прочитанной книге в форме рассуждения с оценочным тезисом и его обоснованием.
Оформлять деловые бумаги (заявление, расписка).
Собирать материал к сочинению (с учётом стиля речи и темы) и систематизировать его (с учётом основной мысли); составлять сложный план готового текста и своего высказывания; отбирать для сочинения нужные типы речи и языковые средства, решать вопрос о способах и средствах связи предложений.
Писать небольшие сочинения-рассказы из собственной жизни, используя в них речь типа изобразительного повествования и описания.
Осуществлять адекватный выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом.
Редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставлять исходный и отредактированный тексты.
Соблюдать на письме нормы современного русского литературного языка, правила речевого этикета.
Рекомендуемый объём текста для письма по памяти — 20—25 слов. Словарный диктант должен включать 20—25 слов. Объём диктанта на основе связного текста должен составлять 100—110 слов. Количество проверяемых орфограмм — не более 16; количество проверяемых пунктограмм — 3—4; количество слов с непроверяемыми орфограммами — не более 7. При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи. Рекомендуемый объём классного сочинения — 1,0—1,5 страницы, но необходимо иметь в виду стиль и жанр сочинения, характер темы. Рекомендуемый объём сочинения- миниатюры — 5—7 или более предложений, но допускается также объём, составляющий 2—4 предложения сложной структуры, если этот объём позволяет раскрыть тему (выразить главную мысль). Рекомендуемый объём текста для списывания — 90—100 слов.
Освоение основных разделов науки о языке
Фонетика, орфоэпия, графика
Распознавать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава; правильно произносить употребительные сложносокращённые слова; употреби- тельные слова изученных частей речи; свободно пользоваться орфоэпическим словарём; проводить фонетический и орфоэпический анализ слов; использовать знания по фонетике, орфоэпии и графике в практике произношения и правописания слов.
Лексикология и фразеология
Объяснять лексическое значение слова разными способами (использование толкового словаря; подбор однокоренных слов; подбор синонимов и антонимов; определение значения слова по контексту и др.); распознавать однозначные и многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы; прямое и переносное значение слова; характеризовать слово с точки зрения сферы его употребления и стилистической окраски; употреблять слова (термины, профессиональные, заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим значением, с учётом условий и задач общения; толковать значение фразеологизмов, пословиц и поговорок; свободно пользоваться различными видами лексических словарей (синонимов, антонимов, иностранных слов, фразеологизмов); проводить лексический анализ слова; применять знания по лексикологии и фразеологии при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике.
Морфемика и словообразование
Выделять морфемы на основе словообразовательного анализа (в словах более сложной структуры); составлять словообразовательную цепочку слов, включающую 3—5 звеньев; опознавать изученные способы словообразования (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение разных видов); применять знания по морфемике и словообразованию при выполнении различных видов языкового анализа.
Морфология
Распознавать имена существительные, имена прилагательные, имена числительные, местоимения, глаголы, наречия, слова категории состояния в речи; проводить морфологический анализ имён существительных, имён прилагательных, имён числительных, местоимений, глаголов, наречий, слов категории состояния; образовывать и употреблять формы изученных в 6 классе частей речи в соответствии с нормами литературного языка; применять знания по морфологии при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике.
Орфография
Распознавать изученные орфограммы; проводить орфографический анализ слова и объяснять написание слов; правильно писать слова, написание которых подчиняется правилам, изученным в 5—6 классах, а также слова с непроверяемыми орфограммами, написание которых отрабатывается в словарном порядке; свободно пользоваться орфографическим словарём; применять знания по орфографии в практике письма.
Синтаксис и пунктуация
Распознавать словосочетания, простые неосложнённые предложения; простые предложения, осложнённые однородными членами, обращением; сложные предложения; предложения с прямой речью; определять синтаксическую роль частей речи, изученных в 6 классе; проводить синтаксический анализ словосочетаний, синтаксический и пунктуационный анализ предложений; применять знания по синтаксису и пунктуации при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике.
Текст
Анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам (наличие темы, главной мысли, грамматической связи предложений, цельности и относительной законченности; указывать способы и средства связи предложений в тексте); анализировать текст с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу речи; использовать знание основных признаков текста и особенностей функционально- смысловых типов речи в практике его создания; находить в текстах языковые средства, характерные для научного и делового стилей; выделять в текстах художественных произведений фрагменты с описанием места и состояния окружающей среды, в учебной литературе находить информативное повествование, рассуждение-доказательство, рассуждение-объяснение, проводить стилистический и типологический анализ текста; определять в отдельных абзацах текста способы и средства связи предложений.
Функциональные разновидности языка
Распознавать тексты разных функциональных разновидностей; анализировать тексты разных стилей и жанров (рассказ, заявление, расписка, словарная статья, научное сообщение); применять знания о функциональных разновидностях языка при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике.
Тематическое планирование.
Тема | Кол-во часов | К/р | К/д | Р/р |
О языке. | 2 | - | - | - |
Речь. Правописание (повторение изученного в 5 классе) | 20 | 1 | ||
Лексикология и фразеология | 10 | |||
Морфология | 3 | |||
Имя существительное | 14 | |||
Речь | 7 | 7 | ||
Имя прилагательное | 17 | |||
Речь | 5 | 5 | ||
Орфография (повторение и обобщение) | 5 | |||
Имя числительное | 13 | |||
Речь. Типы речи. Описание | 4 | 4 | ||
Местоимение | 25 | |||
Глагол | 17 | |||
Речь. Типы речи. Повествование | 8 | 8 | ||
Наречие. Слова категории состояния | 23 | |||
Речь. Текст | 4 | 4 | ||
Наречие. Слова категории состояния (продолжение) | 13 | |||
Повторение изученного | 15 | |||
Всего | 204 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
6 КЛАСС (204 ч)
Общие сведения о языке (2 часа)
Русский язык — государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения.
Понятие о литературном языке. Литературные нормы.
Речь. Речевое общение. Текст (35 часов)
Повторение изученного о тексте, типах речи, функциональных разновидностях языка. Расширение представления о языковых средствах, характерных для изученных стилей речи.
Развитие мысли в тексте: параллельный и последовательный (цепной) способы связи предложений, средства связи — местоимение, видовременная соотнесённость глагольных форм. Текстовая роль повтора: нормативный повтор как средство связи предложений, как стилистический приём, повышающий выразительность речи, и повтор-недочёт.
Стили речи: научный и официально-деловой стиль (сфера употребления, задача общения, характерные языковые средства). Характерные для научного стиля речи фрагменты текста (определение научного понятия, классификация научных понятий), структура и языковые средства выражения дефиниций. Словарная статья. Научное сообщение. Характерные для делового стиля композиционные формы (жанры): инструкция, объявление, заявление, расписка.
Типы речи. Типовые фрагменты текста: описание места, описание состояния окружающей среды, информативное и изобразительное повествование, рассуждение-объяснение; типовое значение, схема построения, способы выражения «данного» и «нового» в предложениях фрагмента; способы соединения фрагментов в целом тексте.
Описание как тип речи. Описание внешности человека.
Описание помещения.
ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Правописание (30 часов)
Орфография: употребление прописных букв; букв ъ и ь; орфограммы корня; правописание суффиксов и окончаний слов; слитное и раздельное написание не со словами разных частей речи.
Пунктуация: знаки препинания в конце предложения; запятая при однородных членах, между частями сложного предложения, при обращении; пунктуационное оформление прямой речи перед словами автора и после слов автора; тире и двоеточие в предложениях с однородными членами и обобщающим словом; тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже.
Выдающиеся лингвисты: А. Х. Востоков.
Лексикология и фразеология (10 часов)
Лексика русского языка с точки зрения сферы её употребления: общеупотребительные слова; диалектизмы, термины и профессионализмы, жаргонизмы.
Лексика русского языка с точки зрения её происхождения: исконно русские слова, заимствованные слова.
Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного запаса: архаизмы, историзмы, неологизмы.
Лексика русского языка с точки зрения стилистической окраски. Стилистические пласты лексики: высокий, нейтральный, сниженный.
Фразеологизмы (повторение). Пословицы и поговорки.
Культура речи. Употребление лексических средств в соответствии с ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Работа со словарями различных видов.
Морфология (3 часа)
Система частей речи в русском языке (повторение). Грамматическое значение слова.
Имя существительное (14 часов)
Имя существительное как часть речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного (повторение).
Словообразование имён существительных. Основные способы образования имён существительных: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение (в том числе и сложение с одновременным присоединением суффикса). Сложносокращённые слова; верное определение их родовой принадлежности.
Словообразовательные цепочки однокоренных слов. Типичные словообразовательные модели имён существительных.
Культура речи. Правильное употребление сложносокращённых слов. Правильное употребление в речи имён существительных.
Наблюдение за употреблением имён существительных в художественной речи.
Выдающиеся лингвисты: Л. В. Щерба.
Имя прилагательное (17 часов)
Имя прилагательное как часть речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени прилагательного (повторение).
Словообразование имён прилагательных. Основные способы образования имён прилагательных: суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, сложение разных видов. Типичные словообразовательные модели имён прилагательных.
Синтаксическая роль имени прилагательного в словосочетании и предложении.
Культура речи. Роль имени прилагательного в речи. Нормы произношения имён прилагательных, нормы ударения (в рамках изученного). Нормы словоизменения прилагательных (повторение). Правописание прилагательных (повторение).
Имя числительное (13 часов)
Имя числительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении.
Разряды числительных по строению: числительные простые, сложные и составные; их правописание.
Разряды числительных по значению: числительные количественные, порядковые, собирательные, дробные; их значение, особенности склонения и правописания.
Словообразование числительных.
Синтаксическая роль числительных в словосочетании и предложении.
Имя числительное в научных текстах и деловой речи.
Культура речи. Нормы употребления числительных в устной речи. Правильное чтение (с учётом грамматических норм) текстов с именами числительными. Правильное употребление в речи имён числительных (в частности, составных) в косвенных падежах. Верное согласование собирательных числительных (оба, обе; двое, трое) с именами существительными. Правильное произношение имён числительных. Употребление ь в именах числительных.
Местоимение (25 часов)
Местоимение как часть речи. Общее грамматическое значение местоимения.
Разряды местоимений: личные, притяжательные, возвратное, вопросительные, относительные, отрицательные, неопределённые, указательные, определительные.
Склонение местоимений. Словообразование местоимений. Синтаксические свойства местоимений.
Культура речи. Правильное употребление местоимений ты, Вы в соответствии с требованиями русского речевого этикета.
Правильное употребление местоимений 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего текста (устранение двусмысленности, неточности).
Уместное употребление в речи фразеологизмов, включающих в свой состав местоимения (взять себя в руки, перейти на «ты» и т. п.).
Правописание местоимений с не и ни.
Слитное, раздельное и дефисное написание местоимений. Употребление местоимений для связи предложений в тексте. Выдающиеся лингвисты: А. А. Шахматов.
Глагол (17 часов)
Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства глагола (повторение).
Словообразование глаголов. Основные способы образования глаголов: приставочный, приставочно-суффиксальный, суффиксальный. Типичные словообразовательные модели глагола. Синтаксическая роль глагола в словосочетании и предложении. Роль глагола в тексте.
Культура речи. Нормы ударения в глагольных формах (в рамках изученного). Нормы словоизменения глаголов (повторение).
Правописание глаголов (повторение).
Наречие (32 часа)
Наречие как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении.
Разряды наречий по значению: образа и способа действия, меры и степени, места, времени, причины, цели.
Степени сравнения наречий (положительная, сравнительная, превосходная). Образование сравнительной и превосходной степени.
Словообразование наречий. Основные способы образования наречий: суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный.
Синтаксическая роль наречий в словосочетании и предложении.
Наречие в художественном тексте (наблюдение и анализ). Синонимия наречий при характеристике действия, признака.
Культура речи. Правильное произношение употребительных наречий. Нормы образования степеней сравнения наречий. Нормы употребления наречий с учётом точного лексического значения, лексической сочетаемости, стилистической окраски. Использование местоименных наречий как средства связи предложений в тексте.
Правописание не и ни в наречиях; не с наречиями на -о (-е); о и а на конце наречий; ь после шипящих на конце наречий; употребление дефиса, н и нн в наречиях; слитное и раздельное написание наречных слов.
Свободное владение орфографическим, толковым, орфоэпическим, этимологическим словарями для получения необходимой справки.
Выдающиеся лингвисты: А. Н. Гвоздев.
Слова категории состояния в системе частей речи (2 часа)
Вопрос о словах категории состояния в системе частей речи.
Общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая роль слов категории состояния.
Роль слов категории состояния в речи.
№ | Тема урока | Дата | |
План | Факт | ||
О языке (2 часа) | |||
1 | О языке | ||
2 | Понятие о литературном языке | ||
Речь. Правописание (повторение изученного в 5 классе) (20 часов) | |||
3 | Речь. Повторение изученного в 5 классе | ||
4 | Речь. Типы речи | ||
5-7 | Орфография и пунктуация | ||
8 | Употребление прописных букв | ||
9 | Буквы ъ и ь | ||
10-12 | Орфограммы корня. Правописание приставок | ||
13 -14 | Правописание окончаний слов | ||
15 - 16 | Слитное и раздельное написание не с глаголами, существительными и прилагательными | ||
17 | Входная диагностическая работа №1 | 19.09.2022 | ВПР |
18 | Анализ входной контрольной работы. | ||
19 | Р.Р. Текст (повторение) | ||
20 | Р.Р. Подготовка к сочинению «Мало ли что можно делать в лесу (в поле, на речке)!» | ||
21-22 | Р.Р. Сочинение «Мало ли что можно делать в лесу!» | ||
23 | Анализ сочинения «Мало ли что можно делать в лесу!» | ||
Лексикология и фразеология (10 часов) | |||
24—26 | Слово — основная единица языка | ||
27, 28 | Исконно русские и заимствованные слова | ||
29, 30 | Профессиональные и диалектные слова | ||
31 | Устаревшие слова | ||
32 | Контрольная работа № 2 по лексикологии и фразеологии | 8.10.2022 | |
33 | Анализ контрольной работы № 2 по лексикологии и фразеологии | ||
Морфология (3 часа) | |||
34—36 | Части речи и члены предложения | ||
Имя существительное (14 часов) | |||
37 | Роль имени существительного в предложении | ||
38—41 | Словообразование имён существительных | ||
42, 43 | Правописание сложных имён существительных | ||
44—47 | Употребление имён существительных в речи | ||
48, 49 | Произношение имён существительных | ||
50 | Контрольная работа № 3 по теме «Имя существительное» | 25.10.2022 | |
Речь (7 часов) | |||
51 | Стили речи. Разграничение деловой и научной речи. Характеристика научного стиля | ||
52 | Научное рассуждение | ||
53 | Изложение учебно-научного текста «Связанные корни» | ||
54 | Определение научного понятия | ||
55 | Рассуждение - объяснение | ||
56, 57 | Официально-деловой стиль речи | ||
Имя прилагательное (17 часов) | |||
58 | Роль имени прилагательного в предложении | ||
59—62 | Словообразование имён прилагательных | ||
63, 64 | Правописание сложных прилагательных | ||
65 | Контрольная работа № 4 по теме «Имя прилагательное» | 21.11.2022 | |
66—69 | Правописание Н и НН в прилагательных, образованных от существительных | ||
70—72 | Употребление имён прилагательных в речи | ||
73, 74 | Произношение имён прилагательных | ||
Речь (5 часов) | |||
75 | Текст. Повторение: «данное» и «новое» в предложениях текста | ||
76 | Средства связи предложений в тексте | ||
77 | Употребление параллельной связи предложений в тексте с повтором | ||
78 | Повтор | ||
79 | Изложение текста с экспрессивным повтором «Тоска по Москве» | ||
Орфография (повторение и обобщение) (5 часов) | |||
80—82 | «Проверьте свою подготовку по орфографии» | ||
83 | Контрольная работа № 5. Диктант с грамматическими заданиями по теме «Орфография» | 8.12.2022 | |
84 | Анализ диктанта по теме «Орфография» | ||
Имя числительное (13 часов) | |||
85 | Что обозначает имя числительное | ||
86—88 | Простые, сложные и составные числительные, их правописание | ||
89—91 | Количественные числительные, их разряды, склонение, правописание | ||
92, 93 | Изменение порядковых числительных | ||
94—96 | Употребление числительных в речи. Произношение числительных | ||
97-98 | «Проверьте свою подготовку по орфографии и пунктуации» | ||
99 | Контрольная работа № 6 по теме «Имя числительное» | 23.12.2022 | |
Речь. Типы речи. Описание (4 часа) | |||
100-101 | Описание места | ||
102, 103 | Соединение в тексте описания предмета и описания места. Сочинение по картине (фотографии) «Кабинет Пушкина (или Лермонтова)» | ||
Местоимение (9 часов) | |||
104, 105 | Какие слова называются местоимениями | ||
106, 107 | Разряды местоимений по значению | ||
108, 109 | Личные местоимения | ||
110 | Возвратное местоимение себя | ||
111 | Притяжательные местоимения | ||
112 | Указательные местоимения | ||
Речь. Типы речи. Описание (продолжение) (2 часа) | |||
113 | Описание состояния окружающей среды | ||
114 | Соединение в тексте описания места и описания состояния окружающей среды. Сочинение по картине И. И. Левитана «Лесистый берег» | ||
Местоимение (продолжение)(16 часов) | |||
115 | Определительные местоимения | ||
116-117 | Вопросительно- относительные местоимения | ||
118-119 | Отрицательные местоимения | ||
120-121 | Неопределённые местоимения | ||
122—123 | Употребление местоимений в речи. Произношение местоимений | ||
124—126 | «Проверьте свою подготовку по орфографии и пунктуации» | ||
127 | Контрольная работа № 7. Диктант с грамматическими заданиями. | ||
128 | Анализ контрольного диктанта | ||
Глагол (17 часов) | |||
129—131 | Морфологические и синтаксические признаки глагола | ||
132-137 | Словообразование глаголов | ||
138—142 | Употребление глаголов в речи | ||
143, 144 | Произношение глаголов | ||
145 | Контрольная работа №8 по теме «Глагол» | ||
Речь. Типы речи. Повествование (8 часов) | |||
146, 147 | Повествование в художественной и разговорной речи | ||
148 | Повествование в рассказе | ||
149, 150 | Изложение по рассказу Б. Васильева «Как спасали крысу» | ||
151, 152 | Повествование делового и научного стиля | ||
153 | Сочинение в жанре рассказа. Страничка в коллективный сборник под названием «Однажды...» или «Наши проделки». | ||
Наречие (21 час). Слова категории состояния (2 часа) | |||
154—157 | Какие слова являются наречиями. Как отличить наречия от созвучных форм других частей речи | ||
158—160 | Разряды наречий по значению. Слова категории состояния | ||
161, 162 | Степени сравнения наречий. Морфологический анализ наречий | ||
163, 164 | Словообразование наречий | ||
165 | Контрольная работа № 9 по теме «Наречие» | ||
166 | Анализ контрольной работы по теме «Наречие» | ||
167—170 | Правописание наречий | ||
171-172 | Правописание НЕ с наречиями на -о (-е) | ||
173-174 | Буквы о и е на конце наречий после шипящих | ||
Речь. Текст (4 часа) | |||
175, 176 | Соединение в тексте разных типовых фрагментов | ||
177 | Изложение текста «Речкино имя». | ||
178 | Анализ изложения «Речкино имя». | ||
Наречие. Слова категории состояния (продолжение) (13 часов) | |||
179 | Буквы о и а на конце наречий | ||
180, 181 | Дефис в наречиях | ||
182, 183 | Приставки не- и ни- в отрицательных местоимениях | ||
184 | Буква ь на конце наречий после шипящих | ||
185—187 | Употребление наречий в речи | ||
188, 189 | Произношение наречий | ||
190 | Контрольная работа № 10. Диктант с грамматическими заданиями по теме «Наречие» | ||
191 | Анализ контрольного диктанта по теме «Наречие» | ||
Повторение изученного (15 часов) | |||
192—195 | «Проверьте свою подготовку по орфографии и пунктуации» | ||
196 | Повторение по теме «Орфография и пунктуация» | ||
197 | Повторение по теме «Орфография и пунктуация» | ||
198 | Повторение по теме «Орфография и пунктуация» | ||
199 | Повторение по теме «Глагол. Культура речи» | ||
200 | Промежуточная аттестация. Годовая контрольная работа | ||
201 | Анализ промежуточной аттестации. | ||
202 | Повторение по теме «Местоимение. Культура речи» | ||
203 | Повторение по теме «Наречие» | ||
204 | Обобщение изученного в 6 классе. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....