Конспект урока русского языка для 8 класса
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)
Конспект открытого урока русского языка для 8 класса с самоанализом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.doc | 176.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока
по русскому языку в 8 классе
на тему «Понятие об однородных членах предложения. Средства связи однородных членов предложения».
Тема урока: «Понятие об однородных членах предложения. Средства связи однородных членов предложения».
Дата проведения: 27 декабря 2021 года.
Тип урока: комбинированный.
Технология урока: здоровьесберегающая.
Цель урока:
Образовательная:
- обобщить и систематизировать полученные знания об однородных членах предложения;
- закрепить умение распознавать однородные члены предложения, их виды, способы связи;
- формировать умение выделять главные и второстепенные члены, в том числе, и однородные, расставлять знаки препинания, выполнять синтаксический разбор предложения;
- анализировать языковые факты, опознавать языковые единицы.
Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к языку.
Развивающая: формировать общеучебные навыки, в том числе такие, как умение формулировать проблему на основе анализа текста, ставить перед собой задачи, проводить самоанализ и самооценку деятельности.
Задачи:
- повторить и обобщить сведения об однородных членах предложения, изученных ранее, о способах выражения однородных членов.
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков обучающихся;
- воспитывать сознательное отношение к языку как явлению культуры и умение работать в парах.
Планируемые результаты:
Личностные: воспитывать любовь к русскому языку, формировать желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; желание осваивать новые виды деятельности; участвовать в творческом процессе, уметь проводить самооценку учебной деятельности.
Метапредметные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать необходимые действия (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно). Строить небольшие монологические высказывания; осуществлять самостоятельную, совместную деятельность в парах, коллективно.
Предметные: знать изучаемыей материал, уметь применять правила на практике.
Основные термины, понятия: однородные члены предложения, средства связи, члены предложения.
Оборудование: мультимедиапроектор, экран, карточки с индивидуальным заданием.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Орфоэпическая разминка.
3. Введение в тему.
4. Актуализация опорных знаний.
5. Закрепление пройденного материала.
6. Подведение итогов урока. Рефлексия.
7. Сообщение домашнего задания:
Ход урока.
1. Организационный момент (1 мин.).
2. Орфоэпическая разминка (4 мин.) (раздаточный материал в виде карточек у каждого на столе. Необходимо подписать карточку и поставить ударение в словах).
Жалюзи, баржа, щавель, торты, грушевый, закупорить, августовский, звонит, квартал, кухонный, свекла, баловать, столяр, каталог.
Проверка осуществляется учителем.
3. Введение в тему (5 мин).
Синтаксический разбор предложения у доски (1 ученик, проверка с помощью презентации).
О доблестях, о подвигах, о славе я забывал на горестной земле. (Пов.,невоскл., простое, двусостав., распростр., ослож. однор. дополнениями)
Вопросы учителя:
- Чем осложнено предложение? (однородными членами).
- Как вы думаете, какая тема нашего урока? (однородные члены предложения).
- Какие задачи мы должны сегодня решить? (учиться различать и находить однородные члены в предложении, учиться ставить знаки препинания при однородных членах)
Запись в тетради темы урока.
4. Актуализация опорных знаний (13 мин).
Выполнение задания в тетради. Запишите предложения. Сделайте синтаксический разбор.
1. В большом лесу во время бури деревья стонут, трещат, ломаются (С. Аксаков).
2. В свободное от боёв время отряд обучался стрельбе, строю, рытью окопов, искусству маскировки (Б. Полевой).
3. Жёлтые, синие, фиолетовые листы бумаги лежали на прилавке магазина.
• Определите члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и выражены одинаковыми частями речи; подчеркните их.
• Вспомните, как называются такие члены предложения (Однородные члены предложения).
• Как мы их обозначаем схематически? (Берём в кружок).
Итак, сегодня мы с вами будем заниматься повторением изученного материала об однородных членах предложения, расширим и углубим эти знания.
5. Закрепление пройденного материала (10 мин.).
Работа в парах.
Задание: запишите предложения в тетрадь, по очереди объясняя постановку знаков препинания, составить схемы предложений.
Колокольчик звонко плачет и хохочет и визжит. Человек с трудом переносит как мороз так и жару. Вдали не то туман не то дым. Мал золотник да дорог. Виднелись или необозримые песчаные равнины или далекие горы. Ни смех ни говор твой веселый не прогоняли темных дум.
Проверка.[О, и О, и О] ; [как О, так и О] ; [не то О, не то О] ; [не то О, не то О] ; [О, а О] [О, да О] [или О, или О] ;[ни О, ни О]
Ребята, давайте вспомним, что такое обобщающие слова при однородных членах предложения? (Обобщающее слово – слово, которое содержит в себе все значения однородных последующих членов предложения, а однородные члены его поясняют, конкретизируют, уточняют.)
Индивидуальная работа по карточкам (10 мин.).
Задание: Найди обобщающее слово, расставь знаки препинания. Сделайте схемы предложений.
а) Будущее принадлежит двум типам людей человеку мысли и человеку труда.
б) Все жители поселка мужчины и женщины старики и дети вышли встречать пароход.
в) Пушкин Лермонтов Некрасов мои любимые поэты.
г) Было нас четверо два студента гимназист и молодой начинающий художник.
Проверка
а) Будущее принадлежит двум типам людей: человеку мысли и человеку труда.
б) Все жители поселка: мужчины и женщины, старики и дети – вышли встречать пароход.
в) Пушкин, Лермонтов, Некрасов - мои любимые поэты.
г) Было нас четверо: два студента, гимназист и молодой начинающий художник.
6. Подведение итогов урока. Рефлексия (1 мин).
Поставить себе баллы за активность на уроке, используя предложенную шкалу.
7. Сообщение домашнего задания (1 мин.):
Формы контроля и оценки результатов урока: проверяется индивидуальная работа с карточкой и оценивается работа на уроке.
Информация о домашнем задании.
§ 40, написать сочинение-миниатюру «В зимнем саду», используя в нем однородные члены предложения.
Список использованной литературы
- Богданова Г. А. Тестовые задания по русскому языку: 8 класс / Г. А. Богданова. - М.: Просвещение, 2016.
- Богданова Г. А. Уроки русского языка в 8 классе: Книга для учителя. - 3-е изд. / Г. А. Богданова - М.: Просвещение, 2016.
- Дейкина А. Д. Универсальные дидактические материалы по русскому языку: 8-9 классы / А. Д. Дейкина, Т. М. Пахнова. - М.: АРКТИ, 2015.
- Еремеева А. С. Русский язык: 8 класс: Рабочая тетрадь / А. С. Еремеева. - Саратов: Лицей, 2015.
- ЖердеваЛ.А. Русский язык в средней школе: Карточки-задания: Синтаксис, пунктуация. - 2-е изд. / Л. А. Жердева. - Новосибирск - М.: Владос, 2014.
- Кусмарская И. В. Русский язык. Тесты и задания по культуре речи / И. В. Кусмарская, А. К. Руденко. - М.: Аквариум ЛТД, 2018.
Электронные образовательные ресурсы
1. gramota.ru
2. infourok.ru
3. ruskorpora.ru
4. znaika.ru
Самоанализ урока
Внешние связи урока.
Данная тема изучается в разделе «Двусоставные предложения». Тема урока взаимосвязана со следующими темами: Предложения с однородными членами. Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. Однородные и неоднородные определения. Стилистические особенности предложений с однородными членами. Синонимия простых предложений с однородными членами и сложносочиненных предложений. Употребление сказуемого при однородных подлежащих. Нормы сочетания однородных членов.
На уроке систематизируются и углубляются знания об однородных членах предложения, которые были заложены ранее, в том числе, и в начальных классах.
Данный урок по типу является уроком повторения пройденного материала.
В связи с этим верно были определены учащимся тема и цели урока. При подготовке материалов использовались в основном интернет-ресурсы и материалы учебника.
Характеристика триединой цели урока
Цели урока полностью соответствуют его содержанию. Цели достигнуты.
Характеристика замысла урока
На уроке акцент делался как на повторение теории, особенно трудных моментов в обозначении однородных членов в предложении, особо не останавливаясь на элементарных явлениях, так и на применение этих знаний на практике, для чего были организованы разные виды деятельности (устная, письменная, работа с карточками, самостоятельная работа). Все виды деятельности предполагали проверку после выполнения, прежде всего, для правильного формирования навыка синтаксического разбора предложения.
Общая организация урока
Для решения поставленных целей была определена структура урока. Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено. Поддерживался средний темп работы учащихся.
Урок включал в себя следующие организационные этапы:
1. Организационный момент.
2. Орфоэпическая разминка.
3. Введение в тему.
4. Актуализация опорных знаний.
5. Закрепление пройденного материала.
6. Подведение итогов урока. Рефлексия.
7. Сообщение домашнего задания:
На уроке были организованы индивидуальная, фронтальная и парная формы работы. Смена видов деятельности и видов работы способствовали стимулированию познавательной деятельности и поддерживали учебный интерес обучающихся.
Интенсивная работа сменялась более напряженной, в результате чего переутомление не наступало. Положительному психо-физическому настрою способствовало словесное поощрение учащихся, воспитательный момент на уроке о роли речи, слова в жизни человека, как необходимом условии нравственного развития личности.
На уроке акцент делался как на повторение теории, особенно трудных моментов в обозначении однородных членов предложении, особо не останавливаясь на элементарных явлениях, так и на применение этих знаний на практике, для чего были организованы разные виды деятельности (устная, письменная, работа по схемам, самостоятельная работа, тесты).
Содержание урока
На уроке была организована работа по развитию таких видов мышления, как образное путем погружения в языковую среду (при разборе предложений в начале урока), так и научное (при решении учебных ситуаций, аргументировании собственного мнения).
Для развития метапредметных планируемых результатов были созданы следующие условия или ситуации:
а) для формирования регулятивных навыков – вовлечение учащихся в определение темы, цели урока, умение работать со схемами, умение распознавать ошибки при проверке, аргументировать свое мнение.
б) для познавательных навыков – создание частично проблемных ситуаций, решение учебных задач, где учащийся должен проявить и применить ЗУН (устные, письменные задания).
в) для коммуникативных навыков – постановка вопросов, требующих аргументированного ответа учащегося, работа в паре (обсуждение схем).
Учебный материал был подобран в соответствии с целями урока.
Теоретический материал на уроке давался в тесной взаимосвязи с практическими знаниями в области однородных членов предложения.
Повторить пройденный материал на уроке позволила организация самостоятельной работы учащихся, которая была разработана с учетом уровня образовательных возможностей каждого ребенка и помогла реализовать дифференцированный подход в обучении. На протяжении всего урока учитель осуществлял инструктаж и помощь ребятам, испытывавших затруднения в работе.
Ученики продемонстрировали хороший уровень усвоения материала. Достаточно успешно справились со всеми поставленными задачами на уроке, выполнили все предложенные учителем работы.
Методическая сторона урока
Все подобранные учителем методы и приемы обучения работали на решение задач урока и достижения целей. Использовался проблемно-исследовательский, частично-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем), а также использовались различные практические методы и приемы (синтаксический разбор, построение предложений по заданным схемам).
Надлежащий темп обучения обеспечивался чередованием различных видов деятельности, интенсивностью предлагаемых заданий.
На уроке был задействован мультимедиа проектор, который позволил обеспечить урок презентацией, с помощью которой осуществлялась проверка правильности выполненных заданий.
На уроке использовались приёмы самоконтроля и взаимоконтроля, которые были направлены на развитие внимания, обучение учеников адекватно оценивать свои результаты, так как в классе есть дети не только с завышенной, но и заниженной самооценкой.
Функциональный анализ урока.
Отличительная особенность урока заключается в том, что уровневая дифференциация осуществляется на всех этапах учебного занятия. Приоритетное место на уроке занимает ученик, который самостоятелен в выборе способов обучения. Он учится делать осознанный выбор. Учитываются индивидуальные особенности всех детей: и слабоуспевающих, и сильных. Каждый учащийся имеет возможность перейти в зону ближайшего развития при незначительной помощи учителя, выполняющего на данном уроке роль консультанта и организатора учебной деятельности. Урок прошел на достаточно высоком уровне. Активность ребят была достаточной. В целом класс работал хорошо, задачи, поставленные перед учениками, были выполнены. Наблюдалась заинтересованность учащихся к предложенному материалу. Целесообразно и эффективно были выбраны формы учебной работы.
В течение всего урока соблюдалась логика изложения учебного материала в соответствии с заданной темой. Выполняя один из дидактических принципов обучения – проблемности – в изложении учебного материала использовались проблемные вопросы и ситуации. На уроке ставились учебные задачи, требующие осмысления, доказательства. Задания способствовали развитию мыслительных операций: сравнению и обобщению. На организационном и заключительном этапе, для оценки успешности каждого ребенка, мною была проведена рефлексия –объективное оценивание самого себя. Приёмы подведения итогов урока через рефлексию способствуют развитию мыслительных операций, таких как умение систематизировать, обобщать изученное, анализировать и оценивать свою деятельность на уроке, почувствовать свою значимость и успешность.
Но необходимо отметить следующие погрешности:
– на стадии рефлексии не все учащиеся были активны;
– при ответе некоторые обучающиеся (дети с низким уровнем познавательной деятельности) не смогли выстроить свой устный ответ правильно и уверенно в силу своих психологических особенностей.
На уроке были решены поставленные задачи и достигнуты поставленные цели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока русского языка 5 класс
Конспект урока русского языка по теме "- тся и - ться в глаголах". Урок проводится с использованием ЭОР....
Конспект урока русского языка, 4 класс коррекционной школы первого вида
Представлен конспект урока по русскому языку для 4 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Связь слов в предложении". В Приложении находятся члены предложения в виде фигурок и тесты....
План-конспект урока русского языка 8 класс "Интонация, логическое ударение"
Разработка урока русского языка для аттестации на соответствие занимаемой должности...
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только человек м...
Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»
Работа по подготовке к ЕГЭ и отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель – контроль усвоенных знаний по теме «Словосочетание»....
Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»
Работа по подготовке к ЕГЭ и отработка заданий , связанных с синтаксисом. Цель – контроль усвоенных знаний по теме «Словосочетание»....
Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"
Данный урок ориентирован на учебник "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой. Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...