Урок по теме "Комплексный анализ текста в 11 классе"
план-конспект урока по русскому языку (11 класс)

Сабанцева Ольга Анатольевна

Урок по теме "Комплексный анализ текста в 11 классе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_teme_kat.docx30.34 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по теме «Комплексный анализ текста в 11а классе»

Целеполагание

1. Образовательные:

  • обобщение и систематизация знаний о тексте, стилях и типах речи, орфографии и пунктуации.

2. Воспитательные:

  • культура речи;
  • взаимопонимание;
  • толерантности;
  • ответственности;
  • взаимопомощи;
  • трудолюбия;
  • воспитание любви к русскому языку;
  •  воспитание сознательной дисциплины;
  • активизация познавательной деятельности в коллективе и формирование навыков сотрудничества в решении поисковых задач.

3. Развивающие:

  • развитие логически излагать свои мысли, используя литературный язык;
  • развитие умения аргументировать, доказывать;
  • развитие умения слушать, задавать уточняющие вопросы;
  • развитие умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях;
  • развитие умения выделять главное, обобщать;
  • развитие абстрактного и наглядно-образного мышления.

Тип урока: Урок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся на уроках  русского языка.

Технологии, используемые на уроке:

  • технология проблемного обучения;
  • дифференцированный подход ;
  • технология креативного мышления ;
  • использование ИКТ на уроке;
  • кейс-технологии

Методы:

  • метод взаимо- и самоконтроля;
  • самостоятельная работа (работа по карточкам, у доски);

Оборудование: проектор, доска, использование икт

Этапы урока

  1. Организация начала урока.
  2. Актуализация знаний
  3. Комплексное обобщение материала
  4. Закрепление знаний и способов действий
  5. Контроль и самопроверка знаний
  6. Рефлексия урока
  7. Информация о домашнем задании

                     

                                           Ход урока

1. Организационный момент.

Взаимное приветствие учителя и учащихся. Сообщение целей урока и плана работы на урок, запись темы урока. (Слайд 1)

2.         Актуализация знаний

      1.Проверка домашнего задания .

  • проверка домашнего упражнения по цепочке;
  • фронтальный опрос (какие  предложения называется сложносочиненными; какие предложениями называем сложноподчиненными, чем отличается сложноподчиненное  предложение от сложносочиненного.)

2.Словарная работа (один ученик у доски исправляет ошибки в словах, остальные работают в тетрадях, после выполнения работы ребята меняются тетрадями, проверяют и ставят оценки).

(Слайд 2)

Присутствовать на презентации, беспрекословное подчинение, поражаться причудам природы, преобразить усадьбу, приоритет, беспристрастный взгляд, аккомпаниатор, беспрецендентный случай, преходящее явление, непререкаемый авторитет, непримиримый  борец за идеи гуманизма.

3.        Комплексное обобщение материала. (На партах у каждого ученика лежат памятки работы над текстом, исходный текст)

1. Прочитайте текст. При чтении используйте интонационные подчеркивания, выделения как отдельных слов, так и смысловых отрезков.
2. Вспомните, что вы знаете о его авторе. (Заранее подготовленный ученик кратко рассказывает об авторе.)

(Слайд 3)

3. К какому функциональному стилю речи принадлежит текст? (К художественному, публицистическому, научному/научно-популярному.)

(Слайд 4)
4. Какого типа речи текст? (Описание, повествование, рассуждение.) 

(Слайд 5)
5. К какому жанру относится текст (эпизод художественного произведения, очерк, воспоминание, притча, легенда, стихотворение в прозе и пр.)?

(Слайд 6)
6. Определите тему текста. 

7.Какие проблемы можно выделить в тексте?

(Слайд 7)
8. Почему именно такое заглавие выбрал автор?
9. Разделите текст на смысловые части, составьте для себя план текста.
10. Как связаны части текста? Обратите внимание на лексические и синтаксические средства связи (повторяющиеся слова, синтаксические параллели или, наоборот, резкое изменение синтаксических конструкций и интонации, на порядок слов в предложениях).

(Слайд 8)
11. Как соотносятся начало и конец текста? 
12. Отметьте основные образы текста (не забудьте об образе автора).

(Слайд 9)
13. Понаблюдайте над лексикой текста:
Обратите внимание на стилевую принадлежность лексики, на употребление архаизмов, историзмов, неологизмов терминов; на оценочные слова, на разговорные, просторечные или, наоборот, слова возвышенного стиля. Зачем они употреблены автором?

(Слайд 10)

14.Какова позиция автора данного текста?

15.К чему он нас призывает?

 (1)Работа писателя напоминает тяжелейшую работу землекопа, роющего колодец в выжженной степи. (2)Обливаясь потом, он день за днём – иногда годами – вгрызается в землю с фанатичным упорством, стараясь добраться до глубинной воды и испробовать вкус её. (3)Потом он отдаёт отрытые колодцы людям. (4)Нередко же вода в них бывает солоноватой, порой с железистым привкусом горечи, тогда она не освежает, но люди пьют её, испытывая ещё большую жажду.
          (5)Константин Паустовский черпал из своих колодцев первозданно чистую воду – от неё исходит лесная прохлада, она утоляет жажду.
          (6)Его кристально отточенные слова сияют, переливаются, как капли на листьях, освещённые солнцем. (7)И его книги наполнены прозрачным и душистым воздухом. (8)Они издают запах утреннего моря, благостно-тихих лугов, закатного леса с сухим туманцем в коридорах просек. (9)От страниц веет мягкой тишиной вечереющих полей.
          (10)Может быть, во всём этом ощутимо умилённое созерцание окружающего мира? (11)Умиротворённый взгляд окрест себя? (12)Нет, в этом лиричное познание самого человека как частицы природы, рождённой ею, и познание доброты, которая подчас в сумасшедшем ритме каждодневных дел раздробляется, распыляется в мелочах. (13)И тогда уже некогда внимательно оглянуться, всмотреться в предметы, осмыслить прожитый день, ощутить вне себя и в себе извечную красоту. (14)Но именно она делает нас добрее, цельнее, благороднее. (15)Почему же так заметно стремление Паустовского идти через красоту мира к доброте и от доброты к красоте мира?
          (16)Пути воздействия литературы не изведаны, так же как не изведаны психология творчества, стилистические склонности или верность писателя своим героям. (17)Мы утверждаем: оселок образа – острейший конфликт. (18)Да, разумеется, это так. (19)Но истина эта не может быть абсолютной, ибо, признавая её непоколебимой, мы надеваем на неё обруч литературной догмы и в конце концов ограничиваем самих себя. (20)От частого употребления, от беззастенчивой заёмности общеизвестных положений они нередко теряют свою воздействующую силу.
          (21)Сила таланта Паустовского в неизмеримом ощущении молодой открытости и чистоты его героев, и я беру на себя смелость сказать, что для него критерий истины и морали – красота мира и красота духовная.
          (22)Нет сомнения, что в этом неотразимость прозы Паустовского и этим объясняется его неугасающая популярность. (23)Он никогда не был «моден» или «немоден» – его читали всегда. (24)Он всегда был далёк от всякой литературной суеты вокруг своего имени, от ложных фейерверков неудержимых восторгов, от фельдмаршальства в искусстве, разрушающих талант любой величины.
          (25)Эмоциональное воздействие Паустовского, видимо, объясняется не только человеческой чистотой, естественным благородством его героев, не встающих на цыпочки, но и тем, как писатель умеет создавать неповторимую атмосферу, настроение, тот вещественный и порой невещественный мир, окружающий героя, ту пленительную обстановку, без которой герой бестелесен и тускл. (26)Эта поразительная игра светотеней, точное сочетание красок, звуков, запахов, ритм, тональность – завидная способность, встречающаяся не так часто в нашей литературе.
          (27)У Константина Паустовского удивительное и завидное свойство точно передавать свои ощущения, это, совершенно очевидно, достигается лишь высоким мастерством. (28)Паустовский – писатель точного эпитета. (29)Он создаёт пейзаж так осязаемо отчётливо, так лаконично и просто, что изумляешься его зоркому глазу, его ясности.
          (30)Герои его всегда соучастливы, мужественны, скромны и лиричны. (31)Добр и пейзаж – пусть не покажется это странным. (32)Неразделимо и герои, и пейзаж несут тот эмоциональный заряд человеколюбия, который неизменно вызывает ответную эмоциональную волну. (33)И это – качество тонкого писателя.

4.        Закрепление знаний и способов действий

  1. В каком предложении выражена основная мысль текста?

1)Работа писателя – это тяжелейший труд;

2)Пути воздействия литературы не изведаны;

3)Паустовский опытнейший мастер слова

4)Паустовский мастер безупречного эпитета

  1. Определите стиль речи текста ?
  1. разговорный стиль;
  2. художественный стиль;
  3. публицистический стиль;
  4. научно-популярный стиль;
  1. Какое значение имеет слово колодец в предложении 5?

1)резервуар с водой;  3)душевные силы

2) жизненный материал для литературного творчества; 4) литературные произведения Паустовского

4. Из предложений 2-7 выпишите слова, образованные постфиксальным способом.

5. Из предложений 7-11 выпишите действительное причастие настоящего времени.

6. Укажите способ подчинительной связи в словосочетании обливаясь потом

7. Среди предложений 13 — 18  найдите сложное предложение, в составе которого есть односоставное безличное.

8. Среди предложений первых 3х абзацев найдите предложения, осложненные обособленным обстоятельством образа действия

9. Среди предложений 10 — 16 найдите сложные предложения с придаточным изъяснительным

10. Среди предложений 9 — 15 найдите предложение, которое связано с предыдущим при помощи анафористических местоимений

11.Какие изобразительно-выразительные средства используются в тексте

Список терминов:

  1.   Метафоры
  2.   Синтаксический параллелизм
  3. Сравнения
  4. Олицетворения
  5. Эпитет
  6. Гипербола
  7. Литота
  8. Анафора
  9. Инверсия
  10. Ряды однородных членов

5.        Контроль и самопроверка знаний

После выполнения заданий происходит самопроверка

(Слайд 11)

5.Рефлексия урока.

  • Что нужно знать, чтобы написать сочинение-рассуждение?
  • Выставление оценок

9.Информация о домашнем задании. (Слайд 12)

Напишите сочинение-рассуждение по данному тексту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло

Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о  ли...

Урок-практикум "От анализа текста - к сочинению" (11 класс, русский язык - подготовка к ЕГЭ)

Создать условия для закрепления знаний учащимся по выполнению элементов комплексного анализа текста и написанию творческой работы по предложенному тексту в связи с заданиями ЕГЭ по русскому языку част...

урок-исследование "Комплексный анализ текста" (по тексту Ю.Бондарева "Звезда и Земля")

Разработка открытого урока по комплексному анализу текста Ю.Бондарева "Звезда и земля"....

Работа с текстом. Комплексный анализ текста. 9 класс.

Комплексный анализ текста предназначен для подготовки учащихся 9 класса ГИА по русскому языку. В него входит синтаксический материал части В9 - В14. Повторяются простое осложненное предложение, а так ...

Открытый урок: Изучение языка, как духовной памяти народа, проявления национального и личностного самосознания, результат взаимовлияния и взаимопроникновения разных культур. (Комплексный анализ текста). 8 класс.

Открытый урок: Изучение языка, как духовной памяти народа, проявления национального и личностного самосознания, результат взаимовлияния и взаимопроникновения разных культур. (Комплексный анализ текста...

Развитие творческой компетенции старшеклассников при работе с текстом на уроках русского языка. Анализ текста О.М.Безымянной «Притча об истине» (подготовка к выполнению части «С»)

Работа с текстом на уроках русского языка – одно из условий развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи. Текст – это основа создания развивающей ...

КОНТРОЛЬНЫЙ УРОК ЕГЭ русский язык КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА 5 КЛАСС РАБОТА №1.

КОНТРОЛЬНЫЙ УРОКЕГЭ русский языкКОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА5 КЛАССРАБОТА №1....