Открытый урок: Изучение языка, как духовной памяти народа, проявления национального и личностного самосознания, результат взаимовлияния и взаимопроникновения разных культур. (Комплексный анализ текста). 8 класс.
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Открытый урок: Изучение языка, как духовной памяти народа, проявления национального и личностного самосознания, результат взаимовлияния и взаимопроникновения разных культур. (Комплексный анализ текста). 8 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План-конспект урока | 28.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Изучение языка, как духовной памяти народа, проявления
национального и личностного самосознания, результат
взаимовлияния и взаимопроникновения разных культур»
Цель: апробировать лексический разбор слова на уроке русского
языка, являющегося воплощением ценностей культуры, как
результат сочетания лексического значения слова с
социальным, историческим опытом конкретного человека.
Задачи:
- проанализировать тексты А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова на уроке русского языка в целях сближения изучения языка и литературы;
- определить особенности употребления слова в художественном произведении;
- апробировать лексический разбор слова в результате концептуального анализа текста.
Комплексный анализ текста.
Цели:
- Образовательные
– продолжить подготовку учащихся к итоговой аттестации по русскому языку;
- совершенствовать навыки лингвистического анализа поэтического текста;
- формировать у учащихся умение определять особенности индивидуального стиля автора;
- формировать лингвистическую компетенцию учащихся ( то есть умение пользоваться знаниями о языке и речи в работе с языковым материалом).
2. Развивающие:
- развивать у учащихся образное, ассоциативное мышление на основе языкового чутья;
- развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы, переносить знания и умения в новые ситуации;
- развивать языковую компетенцию учащихся ( то есть практическое владение русским языком, работа по развитию речи, работа со словарем);
- формировать коммуникативную компетенцию учащихся ( проводить смысловой , языковой анализ текста);
3. Воспитательные:
- воспитывать у учащихся эстетический вкус, приобщать их к духовному миру А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, приобщать учащихся к произведениям искусства;
- воспитывать у учащихся интерес к языку как духовной памяти народа, как к проявлению национального и личностного самосознания;
-способствовать развитию интереса к историческому прошлому своей страны.
ТЕМА: А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов
( сравнительный анализ текстов ).
ХОД УРОКА
- Ребята, сегодня на уроке мы будем рассматривать тексты известных нам гениальных поэтов А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов. Два текста, разные авторы, следовательно, мы должны провести не просто анализ этих текстов, а сравнительный.
Задание:- Прочитайте.
- Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Благодарность» было написано в 1840 году, когда поэту было 26 лет. Столько же лет было и Пушкину, когда он создавал шестую главу романа «Евгений Онегин», откуда и взято лирическое отступление.
Задание: Давайте вспомним , по какому плану ведется сопоставление?
( Запись на доске : 1) Общее
2) Различия
3) Вывод )
Задание: В чем можно увидеть сходство этих текстов?
( Запись на доске: 1) Возраст поэтов
2) Тема благодарности
3) Форма, построение
4) Общие слова.)
- Какие?
благодарю | мученье | жизнь | душа |
выразить признательность; | физическое ощущение боли; | физиологическое состояние человека | внутреннее состояние |
сказать спасибо | страдания | Божий дар человека | переживать за что-то |
- Самостоятельное толкование выписанных слов?
- А теперь обратимся к словарям и проверим, правильно ли мы понимаем значения этих слов?
( на доске закрыто правильное толкование слов)
- Какой же вывод мы можем сделать? (правильно)
- Какое из этих слов является ключевым? ( ответ: Слово « благодарю». Оно повторяется и у Пушкина , и у Лермонтова – дважды)
- И все-таки написанные на близкие темы строки поэтов нас поражают тем, что есть в них различия.
Послушаем эти стихи. Девочки прочитают их и постараются передать настроение авторов. А вы подумайте: одинаково оно или разное? ( чтение стихов).
- В чем же вы почувствовали отличие? ( ответ: В интонации . слово « благодарю» у Пушкина звучит искренне, радостно, а у Лермонтова лирично, даже иронически).
- Различие двух поэтических текстов неслучайно. Оно является отражением мироощущения их авторов, неповторимой индивидуальности их души и поэтического дара. Посмотрим еще раз на значение слова « благодарность»
(чувство признательности за сделанное добро, оказанное внимание, услугу )
Оно предполагает адресата. Кому же направлена благодарность поэтов (ответ: к Творцу).
- Вот еще одна общая черта . Внесем ее в нашу запись. Адресат посланий один, а благодарят Пушкин и Лермонтов его за разное.
- За что же? Запишем в табличку.
А.С. Пушкин | М.Ю.Лермонтов |
За наслаждение | За горечь слез |
За грусть | За отраву поцелуя |
За милые мученья | За тайные мученья страстей |
За шум | За месть врагов |
За бури | За клевету друзей |
За пиры | За все, чем обманут в жизни был |
За дары |
- Что же мы видим?
( ответ: У Пушкина перечисления выражены только существительными, а у Лермонтова существительными с зависимыми словами, то есть словосочетаниями)
- Почему, как вы думаете?
( ответ: это выражает их мироощущение. Если у человека на душе хорошо, спокойно, радостно, если он всем доволен, то он выражается однозначно, точно. А если душу терзают сомнения, неудовлетворенность, то он ищет более подробные объяснения своему состоянию).
- Верно! Посмотрим еще раз на запись ( у Пушкина за грусть , а у Лермонтова непросто за слезы, а за горечь слез…).
- Только одно слово у Пушкина и Лермонтова распространено эпитетом?
–Какое?
( ответ: это слово «мученье» у Пушкина они «милые»)
- Подберите-ка синоним к слову «милые».
( ответ : приятные, радостные)
- «Милые мученья» - это сочетание сложносочиненное. Такой прием в литературе называется оксюморон. Посмотрите значение этого слова в словарике.
- Мученья милыми быть не могут. Посмотрите еще раз на значение этого слова ( на доске значение).
- Какое же значение Пушкин вкладывал в этот эпитет? Какие мучения для него радостные? Какие такие муки может испытывать человек и при этом ощущать радость?
(ответ: В жизни Пушкина окружали друзья, любовь, муки творчества, поэтому он такой жизнелюбивый. Дружбу, любовь, творчество считает «милыми» мучениями)
- А у Лермонтова
( Ответ: тайные мучения)
- Какие синонимы мы можем подобрать к слову «тайные», чтобы было понятно его состояние души?
( Ответ: обманчивые, скрытные, заинтригованные)
- К тому же , что это за слова милые - тайные
(Ответ: это антонимы, противопоставленные по смыслу слова)
- А у нас они контекстуальные. Посмотрите в словарик.
(Контекстуальные антонимы – это сова, которые только в этом тесте выступают как противопоставления )
- Какие еще антонимы встречаются в тексте ? ( продолжаем запись)
Тревога- тишина Новый -прошлый | Враги и друзья - Что оформляется записью? (ответ: мне кажется что антонимы у Лермонтова записаны как ОЧ предложения ) - Действительно, трудно поэту разобраться кто друг, кто враг. Прием противопоставления ( или антитезы) как бы исчез в данном тексте. |
- Вернемся к другим ключевым словам.
Жизнь –… деяния, поступки, похождения
- Это зависит от моральных качеств человека, от того, какова душа.
( бессмертное духовное существо, одаренное разумом и волею).
- В каком контексте встречается это слово у Пушкина и Лермонтова?
Душа
Ясная (то есть чистая, светлая) - В каком значении употребил Пушкин слово «ясною душою» (Ответ: В переносном значении, потому что душу нельзя увидеть ее можно почувствовать) Например: душевный человек добрый искренний отзывчивый Этот прием мы уже встречали и называется он метафорой ( см словарик) | Жар души, растраченный в пустыне. - Каков прием использовал Лермонтов говоря о себе? (тот же ,что и Пушкин) жар души – метафора ( то есть стремление , желание принести тепло. Но у Лермонтова «жар» растраченный в пустыне) -Что представляете себе, когда слышите слово «пустыня»? (то место, где никого и ничего нет) - Вот посмотрите на картину известного художника того же 19 века Крамского «Иисус в пустыне». Он действительно в пустыне. - А какой смысл вкладывал Лермонтов в это слово: (ответ: Лермонтов среди людей как в пустыне, он подразумевал то общество, в котором жил) - Да , он говорил о духовной пустыне. |
- А теперь посмотрим на то, как построены предложения у Пушкина и Лермонтова?
Подчеркните грамматические основы предложения и обоснуйте свои наблюдения ? (по группам)
Ответ: у А.С. Пушкина предложения односоставные, определенно-личные, предполагающие подлежащее я и мы | У М.Ю. Лермонтова все двусоставные, три раза подлежащее местоимение я. |
- Почему? Как вы думаете?
(Ответ: Каждый из нас может выразить свою благодарность словами Пушкина. Она подходит для многих людей. А у Лермонтова местоимение я подчеркивает только свое , звучит только от его имени. Он такой один. А благодарит за то, что ему не было дано. Звучит не как благодарность, а упрек. Поэтому и ирония.)
- Как выражена искренность благодарности у Пушкина.
(Ответ: есть 2 восклицательных предложения. А у Лермонтова - нет)
- Почему? (упрек)
- Различна, ребята, и композиция ( то есть построение) текстов?
Попробуйте разделить текст на части.
Ответ : 2 части 1) Благодарность за жизнь, за дар. 1 этап жизни закончен 2) надежда на что-то новое, неиспытанное, неизведанное. 2 этап Новый путь в жизни | 1 часть Только упрек за то, что не дал Создатель в жизни поэту, но больше ему и не надо. Нет надежды на будущее. |
- Употребление авторами наречия | |
Ныне –теперь, в настоящее время | Отныне – начиная с данного времени, впредь, навеки, навсегда |
Подтверждают вашу правоту.
- Это, наверное, не случайно. Я уже говорила, что стихотворение «Благодарность» было написано в 1840 году, за год до гибели поэта . Оно как пророчество, ощущение близкого конца. Вот не было в этой жизни радости, но и в будущем ничего уже не будет.
И не только мы с вами сегодня почувствовали разное мироощущение поэтов. В нашем учебнике литературы авторы говорят об этом. Посмотрите на эпиграфы. ( читаем эпиграфы ).
- Это последнее наблюдение за различием душевного восприятия мира Пушкиным и Лермонтовым требует еще одного пояснения, с исторической точки зрения. Оба поэта жили в первой половине 19 века. Но события этого исторического промежутка такие яркие и стремительные, что отразились и на судьбах поэтов, и на их мировосприятии.
- По моей просьбе ученица , посоветовавшись с учителем истории, подготовила нам небольшую историческую справку о том времени (выступление прилагается) .
- Но работу над текстом мы еще не закончили. На следующем уроке мы начнем анализировать орфографическую, пунктуационную направленности текста. А также хотелось бы, чтобы вы поискали у других поэтов благодарственные строчки, пересекающиеся с теми, что мы сегодня прочитали.
Задание на дом на доске.
Домашнее задание:
1.
- объяснить знаки препинания в тексте А.С. Пушкина;
- выполнить морфологический разбор слов.
2.
- синтаксический разбор последнего предложения в тексте М.. Лермонтова;
- произвести фонетический разбор слов.
3.
- выписать слова со всевозможными орфограммами и объясните их;
- разобрать слова по составу.
Яркими событиями первой половины 19 века была Отечественная война 1812 года. Победа России в войне с французами открыла перед царствующим Александром I блестящие возможности для проведения в стране крупных реформ. Свободомыслящее дворянство мечтало и вслух говорило о будущей конституции. Из заграничного похода тысячи молодых офицеров вернулись убежденными противниками самодержавия и крепостничества, так как впервые увидели, что можно жить иначе, чем в России. Но бездействие и нерешительность властей в проведении реформ подталкивали прогрессивное дворянство к созданию тайных обществ и кружков. Итогом стало восстание декабристов 14 декабря 1825 года. Это всколыхнуло передовую часть российского общества, способствовало тому, что ее усилия и таланты оказались направленными на борьбу с крепостничеством и самодержавием. В этом то обществе жил А.С. Пушкин. Круговерть общественного движения захлестывала его кипучую натуру, его творческую мысль, стремящуюся к свободомыслию, к борьбе. У него была цель, желание жить. Отсюда и возвышенность его настроения, радость.
М.Ю. Лермонтов родился позже, и его творческий путь проходил уже после восстания декабристов, при правлении Николая I, который был напуган освободительным движением и озлоблен на дворянство, которое выступило против него. Одним из важнейших направлений его царствования стала борьба с любыми проявлениями несогласия с политикой власти. Участники общественного движения в эти годы не имели возможности реализовывать свои идеи на практике, они могли лишь готовить сознание современников к будущим переменам.
Настроение Лермонтова очень понятно. Один среди толпы, один и негде применить свой» жар души».
«Печально я гляжу на наше поколение!
Его грядущее иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья
В бездействии состарится оно!»
Так думал Лермонтов . Он считал жизнь пустой и бесполезной. Но мы-то знаем, что Лермонтов очень нужен и нам.
На доске
Двадцать пятое февраля.
Классная работа.
А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов ( Анализ текстов)
- Общие черты:
А) возраст поэтов;
Б) тема благодарность;
В) форма , построения;
Г) общие слова.
* благодарность | * мученья | * жизнь | * душа |
Чувство признательности за сделанное добро, оказанное внимание, услугу | Всякое сильное и длительное или духовное страдание или боль, томленья, истязания | Век, все продолжение земной жизни его от смерти, также род и образа его жизни, его быт, деяния, поступки, похождения | Бессмертное духовное существо, одаренное разумом и волею |
- Различия
За грусть | За горечь слез |
За милые мученья | За отраву поцелуя |
За шум | За тайные мученья страстей |
За бури | За месть врагов |
За пиры | За клевету друзей |
За дары | За все, чем обманут в жизни был |
Антонимы
Тревога- тишина Новый -прошлый | Враги и друзья |
Душа
Ясная | Жар души, растраченный в пустыне. |
Построению
Односотавные Определенно-личные 2 восклицательных арелдожения Ныне | Двусоствные Нет ни одного отныне |
3. Слова, синтаксическое строение, композиционные особенности помогают увидеть разное мироощущение двух поэтов.
Оборудование
Эпиграф
А.С. Пушкин
«Не знаю, стал ил я с годами лучше понимать Пушкина. Но знаю, что я все больше стал ему удивляться, удивляться этому чуду бесконечно и умом , и чувством, и всем опытом своей жизни. Не устаю преклоняться пред нем. Он- это самое светлое и разумное среди всего того, что обещало людям бессмертие»
С.П. Залыгин
М.Ю. Лермонтов
«Удивительная энергетика у стиха Лермонтова . Такое ощущение, что не стихотворение перед тобою, а сгусток человеческой боли, страсти , смятения или, наоборот, возвышенного блаженства»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект открытого урока русского языка в 10 классе "Комплексный анализ текста"
конспект урока русского языка в 10 классе на тему "Комплексный анализ текста" на основе анализа стихотворения Н.Заболоцкого "Некрасивая девочка" на уроке используется современная педагогическая технол...
Формирование национального самосознания личности в процессе изучения языка как духовной ценности народа.
Выступление...
Открытый урок по предмету "Русский язык". 9 КЛАСС. ТЕМА: КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА (ТЕСТ) ПО ТЕКСТУ РАССКАЗА "О ДРУЖБЕ" РОЗЫ ГОСМАН.
ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ "РУССКИЙ ЯЗЫК". УКАЗУНЫ ЦЕЛИ УРОКА И ЕГО СОДЕРЖАНИЕ....
Открытый урок. Комплексный анализ текста на уроке русского языка в 10 классе.
Комплексный анализ текста на уроке русского языка в 10 классе. Подготовка к ЕГЭ....
Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)
Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...
Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)
Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...
Открытый урок комплексного анализа текста по русскому языку в 10 классе. Тема: "Правописание гласных и согласных в разных морфемах"
Данный урок был проведен в рамках регионального методического семинара "Использование технологии дифференцированного обучения как средство повышения качества образования". На данн...