Внеурочная деятельность
рабочая программа по русскому языку (7, 8 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности «Живое слово» составлена на основе Примерной программы внеурочной деятельности под ред. В.А. Горского и др. (Примерные программы внеурочной деятельности: начальное и основное образование/ Под ред. В.А. Горского. М.: Просвещение, 2017) и ДВ. Григорьева (Григорьев ДВ. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор / ДВ. Григорьев, П.В. Степанов. М.: Просвещение, 2017). Программа предназначена для организации работы с учащимися 7-8-ого классов.
Цель курса:
- обогащение активного и потенциального словарного запаса;
- совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Задачи курса:
Обучающие:
- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
- углубление знаний, умений, навыков по лексике русского языка;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка
- совершенствование общего языкового развития учащихся;
- совершенствование коммуникативной культуры учащихся;
- углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
- воспитание культуры обращения с книгой;
- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
- воспитания любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы.
Развивающие:
- развивать смекалку и сообразительность;
- развитие мотивации к изучению русского языка;
- развитие творчества и обогащение словарного запаса;
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Владеть словом - это значит соотносить его с реалией или понятием, знать его семантику, сочетаемость и сферу употребления. Если в сознании ученика слово обладает всеми указанными признаками, то оно входит в активную часть его личного словарного запаса. В настоящее время, чтобы быть действительно образованным человеком, не обойтись без словарей, так как с каждым днём лексикон пополняется новыми словами, значения которых не всегда известны. Однако словарями нужно уметь пользоваться, надо знать, к какому словарю обратиться в том или ином случае, что и как можно узнать в каждом из них. Таким образом, нужно формировать потребность обращаться к словарю, работе со словарем нужно учиться. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений создает именно внеурочная работа. На всех занятиях учащиеся выходят за рамки учебников, приобретают многие жизненные навыки - учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой. Поэтому курс данной программы является актуальным. Еще одной из причин создания данной программы является возможность проводить специальную работу с детьми, мотивированными на изучение русского языка, с высоким уровнем интеллекта с целью стимулирования развития таких школьников, реализации их интеллектуальных и творческих способностей. Овладение словарным составом литературного языка является для учащихся необходимым условием освоения ими языка, его грамматики и правописания. Вот почему работа над словом при обучении русскому языку заслуживает не меньшего к себе внимания, чем работа чисто грамматическая.
Принципы программы:
- научность;
- сознательность и активность;
- наглядность;
- доступность;
- связь теории с практикой;
- индивидуальный подход к учащимся;
- занимательность.
Данный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
Формы проведения занятий:
1. Практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, олимпиадных заданий.
2. Чтение и анализ текстов разных типов и стилей речи.
З. Просмотр и обсуждение эпизодов из художественных, документальных фильмов, рекламных роликов, презентаций.
4. Самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями.
5. Дискуссии.
Содержание программы «Живое слово» предполагает следующие виды деятельности:
- познавательная (работа с текстами, словарями),
- игровая,
- художественная,
- творческая (написание рассказов, эссе),
- лингвистические игры, турниры, марафоны,
- акции по охране чистоты русской речи (создание социальных рекламных роликов),
- экскурсии,
- путешествия во времени и другие.
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов, создание презентаций, видеороликов, буклетов, стенгазет; посещение школьной и сельской библиотек.
Содержание программы внеурочной деятельности связано с такими учебными предметами, как: русский язык, литература, история; изобразительное искусство; ораторское искусство.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab.programma_zhivoe_slovo.docx | 23.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное общеобразовательное учреждение «Новоягодинская средняя школа»
Знаменского муниципального района Омской области
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ |
на заседании МС | Заместитель директора школы по УВР | Директор БОУ «Новоягодинская средняя школа» |
Протокол №___ от _______2022г | ____________В.В. Попова | _______________М.В. Соловьева |
_________ 2022г. | Приказ №___ от ________ 2022г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Живое слово»
7-8 класс
Всего часов на изучение программ: 16
Количество часов в неделю: 1
составитель: Фесюк Ольга Владимировна
учитель русского языка и литературы
2022 — 2023 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Живое слово» составлена на основе Примерной программы внеурочной деятельности под ред. В.А. Горского и др. (Примерные программы внеурочной деятельности: начальное и основное образование/ Под ред. В.А. Горского. М.: Просвещение, 2017) и ДВ. Григорьева (Григорьев ДВ. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор / ДВ. Григорьев, П.В. Степанов. М.: Просвещение, 2017). Программа предназначена для организации работы с учащимися 7-8-ого классов.
Цель курса:
- обогащение активного и потенциального словарного запаса;
- совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Задачи курса:
Обучающие:
- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
- углубление знаний, умений, навыков по лексике русского языка;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка
- совершенствование общего языкового развития учащихся;
- совершенствование коммуникативной культуры учащихся;
- углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
- воспитание культуры обращения с книгой;
- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
- воспитания любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы.
Развивающие:
- развивать смекалку и сообразительность;
- развитие мотивации к изучению русского языка;
- развитие творчества и обогащение словарного запаса;
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Владеть словом - это значит соотносить его с реалией или понятием, знать его семантику, сочетаемость и сферу употребления. Если в сознании ученика слово обладает всеми указанными признаками, то оно входит в активную часть его личного словарного запаса. В настоящее время, чтобы быть действительно образованным человеком, не обойтись без словарей, так как с каждым днём лексикон пополняется новыми словами, значения которых не всегда известны. Однако словарями нужно уметь пользоваться, надо знать, к какому словарю обратиться в том или ином случае, что и как можно узнать в каждом из них. Таким образом, нужно формировать потребность обращаться к словарю, работе со словарем нужно учиться. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений создает именно внеурочная работа. На всех занятиях учащиеся выходят за рамки учебников, приобретают многие жизненные навыки - учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой. Поэтому курс данной программы является актуальным. Еще одной из причин создания данной программы является возможность проводить специальную работу с детьми, мотивированными на изучение русского языка, с высоким уровнем интеллекта с целью стимулирования развития таких школьников, реализации их интеллектуальных и творческих способностей. Овладение словарным составом литературного языка является для учащихся необходимым условием освоения ими языка, его грамматики и правописания. Вот почему работа над словом при обучении русскому языку заслуживает не меньшего к себе внимания, чем работа чисто грамматическая.
Принципы программы:
- научность;
- сознательность и активность;
- наглядность;
- доступность;
- связь теории с практикой;
- индивидуальный подход к учащимся;
- занимательность.
Данный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
Формы проведения занятий:
1. Практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, олимпиадных заданий.
2. Чтение и анализ текстов разных типов и стилей речи.
З. Просмотр и обсуждение эпизодов из художественных, документальных фильмов, рекламных роликов, презентаций.
4. Самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями.
5. Дискуссии.
Содержание программы «Живое слово» предполагает следующие виды деятельности:
- познавательная (работа с текстами, словарями),
- игровая,
- художественная,
- творческая (написание рассказов, эссе),
- лингвистические игры, турниры, марафоны,
- акции по охране чистоты русской речи (создание социальных рекламных роликов),
- экскурсии,
- путешествия во времени и другие.
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов, создание презентаций, видеороликов, буклетов, стенгазет; посещение школьной и сельской библиотек.
Содержание программы внеурочной деятельности связано с такими учебными предметами, как: русский язык, литература, история; изобразительное искусство; ораторское искусство.
Планируемые результаты курса внеурочной деятельности «Живое слово»
Личностными результатами изучения курса являются формирование следующих умений: эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия — умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; чувство прекрасного — умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения;
Коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений: осознавать значимость чтения для личного развития; формировать потребность в систематическом чтении; использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Содержание курса внеурочной деятельности «Живое слово»
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.
Курс состоит из трех частей:
1) в гостях у лексики.
2) в мире крылатых слов.
З) образность речи.
В первой части учащиеся подробно, в занимательной форме повторяют такие понятия, как синонимы, антонимы, паронимы, архаизмы и т. п., работают со словарями разных типов, углубляют и расширяют знания и представления о литературном языке, о нормах литературного языка. Во второй части большое внимание уделяется изучению фразеологизмов, пословиц, крылатых выражений, исследованию значения и происхождения малоизвестных детям фразеологизмов, с которыми они редко встречаются в повседневной жизни. В третьей части учащимся предлагаются задания по определению изобразительновыразительных средств языка.
Раздел 1. В гостях у лексики. Знакомство с термином «лексика». Обогащение словарного запаса учащихся. Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями. Знакомство с многозначными словами, словами-омонимами. Рассматриваются способы и причины образования нескольких значений у слова. Практическая работа «Отличие многозначных слов и слов-омонимов». Продолжение знакомства с лексическим значением слов. Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке. Рассказ о свойстве «многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа с толковыми словарями. Игра «Прямое и переносное значение слов». Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и историческими словарями. Определение первоисточников слова. Изучается особенность синонимического ряда слов. Работа со словами синонимами и правильным употреблением их в речи. Беседа по содержанию стихотворения В. Полторацкого «Слово о словах». Вводится понятие «антонимы». Работа с пословицами и поговорками. Работа со «Словарем антонимов русского языка». Знакомство с иноязычной лексикой. Рассматриваются особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов. Работа со словарем иностранных слов и определением значения этих слов. Исследуются языковые особенности произведений А. С. Пушкина. Вводится понятие «литературный язык» и «живая народная речь». Нахождение строк народной речи в произведениях АС. Пушкина. Изучение особенностей устаревших слов-архаизмов. Знакомство со словами - новичками. Работа над пониманием и умение правильно употреблять архаизмы в речи. Рассматриваются виды неологизмов и виды архаизмов. Знакомство с понятием «паронимы». Рассматриваются виды паронимов и способы их образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи.
Раздел 2. В мире крылатых слов. Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятия «фразеологизмы», «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи. Нахождение фразеологизмов в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша». Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы». Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях АС. Пушкина. Работа по обогащению словарного запаса учащихся.
Раздел З. Образность речи. Изучение изобразительно-выразительных средств языка, их роли в художественных текстах, уместное и неуместное использование образности речи. Вводятся понятия «тропы», «фигуры», «выразительность, образность речи», «метонимия», «синекдоха», «перифраза» и др. Анализ текстов.
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности «Живое слово»
Класс: 7-8
Учитель: Фесюк Ольга Владимировна
Срок реализации: 2-3 четверть
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата | |
план | факт | |||
Раздел 1. В гостях у лексики. (10ч.) | ||||
1 | Знакомство с термином «лексика». Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. | 1 | ||
2 | Многозначные слова и слова-омонимы вокруг нас. | 1 | ||
3 | Практическая работа «Отличие многозначных слов и слов-омонимов». | 1 | ||
4 | Работа с толковыми словарями. Игра «Прямое и переносное значение слов». | 1 | ||
5 | Понятие «этимология», строение словарной статьи этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и историческими словарями. | 1 | ||
6 | Особенность синонимического ряда слов. | 1 | ||
7 | Иноязычная лексика. Особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов. | 1 | ||
8 | Исследование языковых особенностей произведений А. С. Пушкина. Понятие «литературный язык» и «живая народная речь». Нахождение строк народной речи в произведениях АС. Пушкина. | 1 | ||
9 | Особенности устаревших слов-архаизмов. Знакомство со словами - новичками. Работа над пониманием и умение правильно употреблять архаизмы в речи. Виды неологизмов и архаизмов. | 1 | ||
10 | Понятие «паронимы». Виды паронимов и способы их образования. Правильное употребление паронимов в устной и письменной речи. | 1 | ||
Раздел 2. В мире крылатых слов. (3ч.) | ||||
11 | Особенности фразеологических сочетаний. Употреблении фразеологизмов в речи. | 1 | ||
12 | Фразеологизмы в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша». | 1 | ||
13 | Понятия «крылатые выражения» и «афоризмы». Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях АС. Пушкина. | 1 | ||
Раздел З. Образность речи. | ||||
14 | Изобразительно-выразительные средства языка, их роль в художественных текстах, уместное и неуместное использование образности речи. | 1 | ||
15 | Понятия «тропы», «фигуры», «выразительность, образность речи», «метонимия», «синекдоха», «перифраза» и др. Анализ текстов. | 1 | ||
16 | Подведение итогов | 1 |
Список использованной литературы
1 .Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы.— М.: Просвещение, 2019. ,
2.Современные стратегии чтения: теория и практика: учебное пособие. — М.: Форум, 2015. Русский язык
Интернет-ресурсы
1.Федеральный портал «Российское образование» http://www. edu. ru
2.Служба русского языка, словари, справочная литература http://www. slovari. ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»
В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на взаимосвязи внутре...
программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"
Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Основные задачи внеурочной деятельности
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется обра...
"Приемы формирования исторического мировоззрения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности "городской семинар «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности»
Презентация к выступлению на городском семинаре «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности» в рамках инновационной площад...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности. Формирование УУД в художественном обрвзовании, во внеурочной деятельности духовно-нравственной и направленности. Используемые педагогические методики.
Представление опыта рабботы на уроках изобразительного искусства. Доклад включает в себя примеры практического применения современных педагогических технологий на уроках и во внеурочной деятельности. ...
План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности».
План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности"Тема: "Экология Земли"На своем занятии, я решила связать 2 предмета: информатик...