Рабочая программа факультативного курса по русскому языку
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Коршуновская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании методического совета Протокол № 1 от 29.08.2022г | Принято на Педагогическом совете Протокол № 1 от 30.08.2022г | Утверждаю Директор МКОУ «Коршуновская СОШ» __________/Н.М.Маслобоева Приказ № 258 от 31.08.2022г. |
Рабочие программы учебных предметов и курсов,
предусмотренных основной образовательной программой
основного общего образования
Предметная область
«Русский язык и литература»
Срок реализации: 1 год
№ | Название рабочей программы | классы |
1 | Рабочая программа факультативного курса «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» | 9 |
Составитель:
Баранникова И.М,
учитель русского языка и литературы,
высшая квалификационная
категория
Аннотация
Рабочая программа факультативного курса «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» составлена на основе ОП МКОУ «Коршуновская СОШ» с учетом программы факультативного курса С.И. Львовой «Уроки словесности» для 7-9 классов. – М.: Мнемозина, 2019.
Данный факультатив открывает новые возможности для углубления содержания лингвистического образования. Он способствует практической подготовке учащихся к сдаче ОГЭ по русскому языку, призван помочь в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности, так как грамотность – залог успешности человека. Курс состоит из трех частей, каждая из которых соответствует той или иной части экзаменационной работы. Занятия проводятся в форме лекций по теоретическому материалы, практикумов по написанию сочинений, выполнению экзаменационных работ.
Цель курса: обеспечить качественную подготовку учащихся к сдаче ОГЭ по русскому языку.
Место учебного курса в обучении
Данная программа рассчитана на 34 учебные недели (1 час в неделю).
Список литературы
1.Государственная итоговая аттестация: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения основного государственного экзамена в новой форме / ФИПИ, авт.сост.: И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова. М.: "Астрель"2022
2. Львова С.И., Замураева Т.И.ОГЭ 2017: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме). – М.: Эксмо, 2017
3. Итоговая аттестация. Русский язык. 9 класс: изложение, сочинение-рассуждение, учебно-тренировочные задания: учеб.пособие/ В.Н. Александров, О.И. Александрова, Т.В. Соловьева. – Челябинск: Взгляд, 2015.
4. Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая аттестация (в новой форме) ОГЭ. - Издательство «Экзамен»
5. ЦыбулькоИ.П. Типовые экзаменационные варианты ОГЭ. Москва, «Национальное образование», 2022.
6. Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/
Планируемые результаты
освоения факультативного курса по русскому языку в 9 классе
«Подготовка к ОГЭ по русскому языку»
Личностные | 1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; 2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; 3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. |
Метапредметные | 1) владение всеми видами речевой деятельности; 2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне; 3) овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. |
Предметные | 1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; 2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; 3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; 4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; 5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний; 6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; 7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка; 8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; 9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы. |
Содержание учебного курса
1. Подготовка к написанию изложения (6 ч).
1. Текст как единица языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления, формулирования.
2. Композиция, логическая, грамматическая структура текста.
3. Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац Синтаксическое богатство русского языка.
4. Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические.
5. Написание изложения.
2. Подготовка к выполнению заданий с кратким ответом (17 ч).
1. Анализ напечатанного текста, отработка умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос
2. Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности.
3. Правописание приставок. Приставки, оканчивающиеся на З - С, иноязычные приставки. Приставки ПРЕ- и ПРИ-; Ы, И после приставок.
4. Правописание суффиксов. Суффиксы причастий, отыменных и отглагольных прилагательных, наречий.
5. Синонимы. Контекстуальные синонимы. Стилистически нейтральные слова. Антонимы. Омонимы. Стилистически и эмоционально окрашенные слова.
6. Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании.
7. Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения.
8. Простое осложненное предложение. Обособленные члены предложения. Пунктуация при обособленных членах предложениях.
9. Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. Обращения.
10. Предложение. Односоставные и двусоставные предложения. Сложное предложение. Грамматическая основа предложения. Количество грамматических основ в предложении.
11. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения. Пунктуация в сложном предложении.
12. Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Однородное, неоднородное и последовательное подчинение.
13. Сложные предложения с разными видами связи.
3. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (7 ч).
1. Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста.
2. Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов из жизненного опыта,из художественной литературы.
3. Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения.
4. Анализ написанного сочинения. Классификация речевых и грамматических ошибок.
5. Корректировка текста.
4. Контроль знаний (4 ч).
Репетиционный экзамен в формате ОГЭ.
Учебно-тематический план:
№ п\п | Наименование разделов | Максимальная нагрузка учащихся | Из них: | ||
Теоретическое обучение | Практикумы | Уроки контроля | |||
1 | Подготовка к написанию изложения | 6 | 2 | 2 | 2 |
2 | Подготовка тестовой части (№2-8) | 17 | - | 15 | 2 |
3 | Подготовка к написанию сочинения-рассуждения | 7 | 2 | 3 | 2 |
4 | Контроль знаний | 4 | - | - | 4 |
Всего: | 34 | 4 | 20 | 10 |
Календарно-тематическое планирование факультатива
«Подготовка к ОГЭ по русскому языку» в 9 классе
на 2022-2023 учебный год
№п/п | Дата | Название раздела. Тема урока | Кол-во часов | |
план | факт. | |||
1-2 | Подготовка к написанию изложения (6 ч). Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования. | 2 | ||
3 | Композиция, логическая, грамматическая структура текста | 1 | ||
4 | Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац Синтаксическое богатство русского языка. | 1 | ||
5 | Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические. | 1 | ||
6 | Сжатое изложение. | 1 | ||
7 | Подготовка к выполнению заданий с кратким ответом (17 ч). Анализ напечатанного текста, отработка умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос. | 1 | ||
8 | Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности. | 1 | ||
9 | Правописание приставок. Приставки, оканчивающиеся на З - С, иноязычные приставки. Приставки ПРЕ- и ПРИ-; Ы, И после приставок. | 1 | ||
Правописание суффиксов. Суффиксы причастий, отыменных и отглагольных прилагательных, наречий. | ||||
10 | Синонимы. Контекстуальные синонимы. Стилистически нейтральные слова. Антонимы. Омонимы. Стилистически и эмоционально окрашенные слова. | 1 | ||
11 | Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. | 1 | ||
12 | Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. | 1 | ||
Простое осложненное предложение. Обособленные члены предложения. Пунктуация при обособленных членах предложения | ||||
13 | Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. Обращения. | 1 | ||
14-15 | Предложение. Односоставные и двусоставные предложения. Сложное предложение. Грамматическая основа предложения. Количество грамматических основ в предложении. | 2 | ||
16-17 | Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения. Пунктуация в сложном предложении. | 2 | ||
18-19 | Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Однородное, неоднородное и последовательное подчинение. | 2 | ||
20-21 | Сложные предложения с разными видами связи. | 2 | ||
22-23 | Выполнение заданий 2-8 | 2 | ||
24 | Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (7 ч). Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста. | 1 | ||
25 | Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов. | 1 | ||
26 | Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения. | 1 | ||
27 | Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. | 1 | ||
28 | Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста. | 1 | ||
29 | Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста . | 1 | ||
30 | Анализ написанного сочинения по выбору учащихся. Классификация речевых и грамматических ошибок. | 1 | ||
31-34 | Контроль знаний (4 ч). Репетиционный экзамен в формате ОГЭ. | 4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для 9 класса «Русская словесность»
Рабочая программафакультативного курса по русскому языку для 9 класса«Русская словесность» Рабочая программа составлена на основеПрограммы по русскому языку для общеобразователь...
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку "Секреты русской орфографии" для 7 класса.
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку "Секреты русской орфографии" для 7 класса....
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для 8 класса "Секреты русской орфографии"
Данная программа, возможно, поможет словесникам, уделяющим особое внимание повышению уровня орфогафической грамотности учащихся....
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку "Развитие орфографических навыков у учащихся"
Факультативный курс...
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для учащихся с умственной отсталостью, 9 класс, 34 часа
Данная программа является вариативной для 9 класса С(К)К VIII вида. Составлена на основе программы С.Ю. Ильиной «Деловое и творческое письмо», программы для специальных (коррекцион...
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку "Загадки русской орфографии", 6 класс.
Факультативный курс «Загадки русской орфографии» рассчитан на 17 часов и предназначен для обучающихся 6 класса. Рабочая программа факультативного курса составлена на ос...
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (для 9 класса).
Рабочая программа составлена с учетом программы факультативного курса С.И. Львовой «Уроки словесности» для 7-9 классов. Программа содержит следующие разделы: 1) пояснительная зап...