Рабочая программа факультативного курса по русскому языку "Развитие орфографических навыков у учащихся"
элективный курс по русскому языку (7 класс) на тему
Факультативный курс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
f-v_rus_7_razvitie_orfograficheskih_navykov_u_uchashchihsya.docx | 25.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по факультативному курсу русского языка для 7 класса разработана на основе программы по русскому языку для 5 – 9 классов общеобразовательных учреждений под редакцией М.Т.Баранова, Т. А. Ладыженской, Л.А.Тростенцовой. Программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка.
Рабочая программа соответствует Программе, утвержденной Министерством образования и науки РФ, под редакцией М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Л.А.Тростенцовой – М.: Просвещение, 2011 г.
Программа соответствует учебнику Русский язык: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / М.Т.Баранов, Т. А. Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др. – 29-е изд. - М.: Просвещение, 2011.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает факультативное изучение русского языка в VII классе 1 часа в неделю, что составляет 35 часов в год.
Общая характеристика учебного предмета
Общие цели образовательной области
Учебный предмет «русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, т.е он дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией, вырабатывает дружелюбное отношение и толерантность к представителям других сторон и их культуре..
Описание места учебного предмета « русский язык» в учебном плане школы
Факультативный курс русского языка рассчитан на 35 часов. В 7- м классе на изучение курса отводится 1 час в неделю, 35 учебных недель. Из них на проведение
- контрольных работ – 3 часа
Данный факультативный курс является дополнением к основному курсу русского языка и предназначен для учащихся 7 классов. Государственный образовательный стандарт предполагает получение учащимися данной возрастной категории устойчивых знаний в области фонетики, лексики, словообразования, морфологии и, конечно же, орфографии. Зачастую же в практике наблюдается, что орфографические навыки детьми 13-14- летнего возраста, в условиях современной действительности, усваиваются слабо. Проблема отсутствия «языкового чутья» сопровождает современного школьника вплоть до выпускных классов. Именно это заставляет учителей вновь и вновь обращаться к методикам, направленным на развитие навыков орфографической «зоркости».
Данный курс предлагает решить эту проблему через систему морфемико - словообразовательных упражнений. Изучение словообразования является благодатным материалом для решения задач развития мышления учащихся, и задача учителя состоит в том, чтобы полнее использовать эти возможности при обучении детей. Задача данного курса - не только вооружить ученика определённым багажом знаний, но и научить самостоятельно приобретать знания, развивать умения, навыки.
Методика изучения словообразования как основы формирования орфографических навыков и развития мышления предполагает знакомство со словообразовательными гнездами и лексическим значением входящих в них слов, знакомство с морфемами и их морфами: корнем, суффиксом, приставкой, изучение фонемо - буквенного состава морфемы, наблюдение над возможным позиционными и непозиционными чередованиями при словоизменении и словообразовании.
В рамках данного курса целесообразно обратиться к вопросу систематизации морфем (смыслообразующих и формообразующих). Особый раздел курса, конечно же, должен быть посвящен окончанию и правописанию окончаний различных частей речи.
Работа по созданию «банка морфем» помогает решить проблему усовершенствования орфографических навыков учащихся. В практике учителей возможна следующая система работы по созданию «банка морфем».
1.Введение морфем в память.
2.Выделение морфемы в словоформах.
3.Выделение морфем в производных словах.
4.Упражнения по словообразованию.
5.Включение изученных морфем в систему попутного повторения.
Важно отметить, что прохождение данного курса невозможно без знаний учащимися основ морфологии, которую учащиеся параллельно изучают ( а некоторые разделы повторяют) в основном курсе русского языка в 7 классе.
Результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками основного общего образования следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личностной ответственности за свои поступки, в том числе и информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
- Использование знаково-символических средств представления информации.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
- Умение работать в материальной и информационной среде в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
В результате изучения русского языка на базовом уровне ученик должен:
Знать:
- определения основных изученных в VII классе языковых явлений, речеведческих понятий,
- орфографические и пунктуационные правила, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
Уметь:
- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
- находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.
- правильно писать изученные в VII классе слова с непроверяемыми орфограммами.
Содержание тем учебного курса
Основное содержание курса представлено следующими разделами, темами:
1. Введение. Понятие о смыслообразующих и формообразующих морфемах – 1 ч
2. Правописание корней - 11 ч
3. Правописание приставок - 9 ч
4. Правописание суффиксов – 7 ч
5. Правописание окончаний – 4 ч
6. И-Ы после Ц в разных частях слова – 1 ч
7. О-Ё после шипящих в разных частях слова – 2 ч
8. Итоговая контрольная работа – 1 ч
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата план | Дата факт | Тема занятия | |
1 | Понятие о смыслообразующих и формообразующих морфемах. | |||
2 | Корень как основная морфема слова. Классификация корневых морфем. | |||
3 | Правописание корней с безударной гласной, проверяемой ударением. | |||
4 | Правописание корней с безударной гласной, не проверяемой ударением. | |||
5 | Классификация и правописание корней с чередующимися гласными. | |||
6 | Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от ударения (-гор-, -клон-, -твор-, -зар-). | |||
7 | Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от корневых согласных (-лаг-, -раст-, -скоч-). | |||
8 | Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от суффикса А (-бер- и аналогичные , -кос-). | |||
9 | Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от значения слов (-ровн-, -плов-, -мок-). | |||
10 | Правописание корней с сомнительными согласными. Оглушение согласных. Ассимиляция согласных. Чередование согласных в корнях слов. | |||
11 | Правописание корней с непроверяемыми согласными. Удвоенные согласные в корнях слов. | |||
12 | Контрольная работа на тему: «Правописание корней». | |||
13 | Правописание приставок. Классификация приставок (смыслообразующие и формообразующие; приставки с традиционным написанием, приставки с позиционным написанием; приставки с написанием, зависящие от смысла слова). | |||
14 | Приставки с традиционным написанием. | |||
15 | Приставки с позиционным написанием. | |||
Правописание приставок пре, при-; пра-, про-; раз/с-, роз/с-. | ||||
16 | Правописание приставок пре, при-; пра-, про-; раз/с-, роз/с-. | |||
17 | Самостоятельная работа. | |||
18 | Правописание разделительных Ъ и Ь знаков. | |||
19 | Правописание разделительных Ъ и Ь знаков. Буква Ы после приставок. | |||
20 | Контрольная работа. | |||
21 | Понятие о суффиксе. Классификация суффиксов (смыслообразующие и формообразующие; суффиксы различных частей речи). | |||
22 | Правописание суффиксов существительных. | |||
23 | Правописание суффиксов прилагательных. | |||
24 | Правописание суффиксов глаголов. | |||
25 | Правописание суффиксов причастий. | |||
26 | Правописание суффиксов причастий. | |||
27 | Правописание суффиксов деепричастий и наречий. Самостоятельная работа. | |||
28 | Понятие об окончании. Правописание окончаний имен существительных. | |||
29 | Правописание окончаний имен прилагательных и причастий. | |||
30 | Правописание окончаний глаголов. | |||
31 | Правописание окончаний глаголов. | |||
32 | И-Ы после Ц в разных частях слова. | |||
33 34 | О-Ё после шипящих в разных частях слова. | |||
35 | Итоговая контрольная работа. |
Планируемые результаты в конце изучения факультативного курса русского языка в 7 классе
К концу VII класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками
по орфографии:
- находить в словах изученные орфограммы;
- уметь обосновывать их выбор;
- правильно писать слова с изученными орфограммами;
- находить и исправлять орфографические ошибки;
- правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами.
Уметь грамотно и чётко отвечать на вопросы по пройденному материалу; выступать по заданной теме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для 9 класса «Русская словесность»
Рабочая программафакультативного курса по русскому языку для 9 класса«Русская словесность» Рабочая программа составлена на основеПрограммы по русскому языку для общеобразователь...
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку "Секреты русской орфографии" для 7 класса.
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку "Секреты русской орфографии" для 7 класса....
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для 8 класса "Секреты русской орфографии"
Данная программа, возможно, поможет словесникам, уделяющим особое внимание повышению уровня орфогафической грамотности учащихся....
Рабочая программа факультативного курса по математике "Коррекция вычислительных навыков" для специальных (коррекционных) классов VII вида (6 класс)
Рабочая программа рассчитана на преподавание 1 час в неделю, составлена для специальных (коррекционных) классов VII вида. Содержит разделы: пояснительная записка, планируемые результаты освоения курса...
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для учащихся с умственной отсталостью, 9 класс, 34 часа
Данная программа является вариативной для 9 класса С(К)К VIII вида. Составлена на основе программы С.Ю. Ильиной «Деловое и творческое письмо», программы для специальных (коррекцион...
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку "Загадки русской орфографии", 6 класс.
Факультативный курс «Загадки русской орфографии» рассчитан на 17 часов и предназначен для обучающихся 6 класса. Рабочая программа факультативного курса составлена на ос...
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (для 9 класса).
Рабочая программа составлена с учетом программы факультативного курса С.И. Львовой «Уроки словесности» для 7-9 классов. Программа содержит следующие разделы: 1) пояснительная зап...