Обобщение опыта работы по теме: "Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка как основное требование ФГОС ООО"
методическая разработка по русскому языку

Авакова Кристина Абриковна

Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка как основное требование ФГОС ООО

Из опыта работы

учителя русского языка и литературы

 филиала МБОУ Пеклинской СОШ

Рябчинской СОШ

Аваковой кристины Абриковны

            Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире»

(Национальная инициатива «Наша новая школа»)

            Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей

(Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка как основное требование ФГОС ООО

Из опыта работы

учителя русского языка и литературы

 филиала МБОУ Пеклинской СОШ

Рябчинской СОШ

Аваковой кристины Абриковны

        Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире»

(Национальная инициатива «Наша новая школа»)

        Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей

(Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования)

Универсальные учебные действия – это совокупность способов действий, которая обеспечивает способность обучающегося к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения.

Универсальные учебные действия у учащихся на уроках русского языка формируются путем вовлечения детей в активный процесс изучения языка. При этом предполагаемое движение должно происходить в четырех направлениях, подразумевающих развитие личностных УУД, регулятивных УУД, познавательных УУД, коммуникативных УУД. 

Как формировать и развивать универсальные учебные действия у учащихся? 

Личностные УУД – это система ценностных ориентаций школьника, включающая

Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическую ориентацию. 

Для формирования личностных универсальных учебных действий используются следующие виды заданий:

·    участие в проектно-исследовательской деятельности;

·    выполнение учащимися творческих заданий;

-   мысленное воспроизведение ситуации;

·    оценивание события, происшествия.

 

Формирование личностных результатов на уроках русского языка  происходит посредством тех текстов, которые используются на уроках. Учащиеся приходят к пониманию необходимости беречь свой родной язык как часть русской национальной культуры; работать над развитием и совершенствованием собственной речи (система речевых упражнений: свободные диктанты, обучающие изложения и сочинения, их анализ, редактирование). Многие тексты упражнений учебников несут духовно-нравственный смысл, и, работая с ними, учитель не может пройти мимо нравственной оценки их содержания.

Результатами формирования личностных УУД являются: 

развитие морального сознания;

регулирование морального поведения;

ориентация учащихся на моральное содержание ситуации.

Регулятивные УУД обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;

планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

коррекция - внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

оценка - выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Для формирования регулятивных универсальных учебных действий использую проблемно-диалогические технологии, создаю обстановку творческого поиска, умственного напряжения. Ставлю детей в  проблемные ситуации, организую наблюдение над материалом с помощью специальных вопросов и заданий. Задания для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий:

  • «преднамеренные ошибки»;
  • поиск информации в предложенных источниках;
  • взаимоконтроль;
  • взаимный диктант;
  • заучивание материала наизусть в классе;
  • «ищу ошибки»;
  • контрольный опрос на определенную проблему.

         

ПРИЕМ «»Знаю – хочу узнать – узнал – научился» может быть использован на этапе целеполагания ( после обсуждения полученных результатов учащиеся сами формулируют цели урока) и на этапе рефлексии (после изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока).

Этап «Знаю» - что я знаю о теме урока;

«Хочу узнать» - формулирование цели;

                     «Узнал» - соотношение старой и новой информации;

                     «Научился» - осознание результативности деятельности.

  

   

Критериями сформированности регулятивных УУД являются: 

выбор способа поведения;

планирование, контроль и выполнение действий по заданному образцу, правилу;

планирование результатов своей деятельности;

умение вовремя начинать и заканчивать свои действия. 

Познавательные УУД включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:        

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

структурирование знаний;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

подведение под понятие, выведение следствий;

установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

доказательство;

выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

формулирование проблемы;

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

 

Для формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:

– сравни; – найди отличия (можно задать их количество);

– на что похоже?;

– поиск лишнего;

– лабиринты;

– составление схем-опор;

– работа с разного вида таблицами; пример «Слепая таблица»

– работа со словарями;

– диспут;

  • упорядочивание;
  • «цепочки»;
  • хитроумные решения;
  • составление и распознавание диаграмм.

Формирование познавательных УУД согласно требованиям ФГОС должно учитывать уровень  развития каждого ученика. В каждом классе занимаются учащиеся с разными способностями, с различным темпом усвоения изучаемого материала. Задача учителя усложняется: как научить учиться всех обучающихся?

 Наиболее универсальным, по моему мнению,  является метод интеллект-карт. (mindmapping –майндмэппинг).

Интеллект-карта - это технология изображения информации в графическом виде;  инструмент, позволяющий эффективно структурировать информацию, мыслить, используя весь свой творческий потенциал.

Эффективность использования  данного метода связана с устройством человеческого мозга, отвечающего за обработку информации.  Обработка информации в мозге человека сводится к её обработке правым и левым полушарием одновременно. Левое полушарие отвечает за логику, слова, числа, последовательность, анализ, упорядоченность. Правое полушарие –  за ритм, восприятие цветов, воображение, представление образов, размеры, пространственные соотношения. Обучающиеся, усваивая информацию, используют преимущественно левополушарные ментальные (логические) способности. Это блокирует способность головного мозга видеть целостную картину, способность ассоциативного мышления. 

Интеллект-карты имеют отличительные свойства:        

- наглядность (всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом);

- привлекательность (хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно);

- запоминаемость (благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается);

- своевременность (интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает);

- творчество (интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи);

- возможность пересмотра (пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи).

Суть метода состоит в выделении основного понятия, от которого ответвляются задачи, мысли, идеи, шаги в реализации проекта. Каждая ветка может содержать несколько более мелких ветвей-подпунктов. Ко всем записям можно оставлять комментарии, которые помогут  не запутаться в сложном проекте.

Таким образом, интеллект-карта -  удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Она проста и может быть использована любым учителем-предметником для формирования у учащихся познавательных УУД.

Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию универсальных учебных действий является создание проблемных ситуаций на уроке. Ребенок усваивает какой-либо материал в форме учебной деятельности, когда у него есть внутренняя потребность и мотивация такого усвоения. Ведь мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-либо понять. И начинается мышление с проблемы или вопроса, удивления или недоумения. Проблемная ситуация создается с учетом реальных противоречий, значимых для детей. Только в этом случае она является мощным источником мотивации их познавательной деятельности, активизирует и направляет их мышление.

Существует 3  основных метода постановки учебной проблемы:

  • Побуждающий диалог. Этот метод требует последовательного осуществления: создание проблемной ситуации, побуждение к формулированию учебной программы, принятие от учеников формулировок проблемы; (диалог применяется для того, чтобы ученики осознали противоречие, заложенное в проблемной ситуации)
  • Подводящий диалог. Этот метод не требует создания проблемной ситуации. Эта система посильных вопросов и заданий, которые пошагово приводят к формулировке темы (вспомним, повторим, сравним, выделите «лишнее»);
  • Сообщение темы с мотивирующим приёмом (использование стихов, загадок с целью вызвать интерес учащихся; приём «актуальности»).

Современный урок русского язык – это не статическая форма организации учебного процесса, а личностно-ориентированная деятельность учителя, направленная на развитие творческого мышления учащихся. Развитие творческого мышления невозможно без развития речи. Поэтому включение методов и приемов ТРИЗ (Технология решения изобретательских задач) способствует развитию и речи, и мышления, помогает строить высказывание в соответствии с законами логики, искать взаимосвязи между предметами и явлениями действительности, видеть мир в системе. Кроме того, урок становится увлекательным, что также позволяет поддерживать интерес к уроку.

Содержание технологии – это процесс поисковой изобретательской деятельности путем решения противоречий.

Эффективные приемы ТРИЗ-технологий на уроках русского языка

1.Прием «Цепочка»

 Задание: Связать слова по смыслу в одну цепочку ( историю, небылицу).
Аллея
арти
ллерия
б
инокль
в
етеран
в
осторгаться
г
ероический
д
иалог
жу
жжать

2.Прием «Поезд»

Ученики называют любые слова. Учитель записывает 10-12 слов в строчку на доске. Это поезд, состоящий из слов-вагонов. Но вагоны должны быть хорошо сцеплены между собой: слова должны иметь сходство.

Задание: записать в тетради общие признаки каждой рядом стоящей пары.

3.Прием «Путаница»

Цель: приобретение навыков выхода за рамки привычных цепочек рассуждений, борьбы с психологической инерцией. 

4.Прием «Мост»

Учитель  записывает на доске два слова. Ученики перебрасывают разные ассоциативные мосты (ассоциации) между этими словами. Задача построить как можно  больше мостов.
Тепл
оход-магнитофон

5.Прием «Теремок» (причастие и его признаки)

 

6.Прием « Да- Нет» 

 (учитель загадывает понятие , дети задают вопросы, на которые учитель отвечает да-нет)

7.Прием « Вспомни больше»

Цель: Назвать больше предложений на одну тему, слов в тематической группе, орфограмм и т.д.

8.Прием « Мысленное вычитание» 

(если из предложения убрать главные члены, оно останется предложением)

9.Прием « Без чего не бывает……»

(предложения, глагола, наречия и т.д.) 

10.Прием « Лингвистические задачи»

Например:

1.  В ЗАГС подано 7 заявлений о заключении брака. Среди желающих 6 существительных, 3 глагола, 1 прилагательное, 2 местоимения, 1 наречие, 1 причастие. Какие пары решили зарегистрировать брак? Кто будет счастливой парой?

2.В лес за грибами приехали на двух автобусах слова: шляпа, гребень, норка, ключ, полотно, кнопка, спутник, лук, оса. Набрав грибов, они хотели побыстрее сесть в автобусы, но не запомнили номера, а автобусы оказались одинаковыми. Как быть?

 11.Прием « Предметные образы»

Предложение – семья: подлежащее – мама, сказуемое – папа, ВЧП – дети (рисунок)

12.Прием « Составь загадку»

Одним из важнейших познавательных УУД является смысловое чтение, работа с текстом. 

-Составление плана

             -Составление граф-схемы

             -Тезирование

             -Составление сводной таблицы

             -Комментирование

             -Чтение с остановками   

             -Чтение с пометами

              -Составление кластера ( 2 примера)

Результат формирования познавательных УУД:

                   выделение типов задач и способов их решения;

обоснование этапов решения учебной задачи;

 анализ и преобразование информации;

проведение основных мыслительных операций;

 установление причинно-следственных связей;

                    владение общим приемом решения задач

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликтов, принятие решения и его реализация;

управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

– составь задание партнеру;

– представь себя в роли учителя и составь задание для класса;

– составь рассказ от имени героя;

– составь рассказ от имени неодушевленного предмета (например, от имени школьной парты, от имени разделительного мягкого знака и т.п.);

– отзыв на работу товарища;

– групповая работа по составлению кроссворда;

– отгадай, о ком говорим;

– подготовь рассказ;

– опиши устно;

– объясни.

            Критериями сформированности коммуникативных УУД являются: 

  • желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!»);
  • знание норм и правил, которым необходимо следовать  при  общении с окружающими;
  • умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника,
  • умение решать конфликтные ситуации

Проектная и исследовательская деятельность формирует:

  • коммуникативные УУД
  •  регулятивные УУД
  • познавательные УУД
  • личностные УУД

«Формирование любых личностных новообразований − умений, способностей,личностных качеств – возможно лишь в деятельности»

Л.С.Выготский  

Примеры типовых задач по формированию личностных УУД

Задание 1. «Анализ текста». 5 класс.

Тема урока «Части речи» (повторение).

Цель: прийти к пониманию необходимости беречь свой родной язык, ценить его и защищать.

Дети получают карточки с текстом:

Самая большая це(н, нн)ость народа - это язык, язык, на котором он пиш..т, говорит, дума..т. Дума..т! Это надо понять досконально, во всей многозначности и многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проход..т через родной ему язык. .

Вернейший способ узнать человека - его умственное развитие, его м..ральный облик, его х..рактер – прислушат(?)ся к тому, как он говорит.

Если мы замеча..м манеру человека себя д..ржать, его похо..ку, его пов..дение и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека - гораздо более точ(?)ный пок..затель его человеческих качеств, его культуры.

Итак, есть язык народа, как пок..затель его культуры, и язык отдельного человека, как пок..затель его лич(?)ных качеств, качеств человека, который пользует(?)ся языком народа.

(Д. С. Лихачев)

Выполнить следующие задания:

  1. Озаглавить текст.
  2. Определить основную идею.
  3. Составить тезисный план: озаглавить каждый пункт плана цитатами из текста:

А)

В)

Б)

Г)

  1. Сформулировать ответ на вопрос: «Что является показателем культуры человека?»
  2. Последние задания на развитие познавательных универсальных учебных действий:

Выписать слова с пропущенными орфограммами и графически их объяснить.


Заполните таблицу примерами из текста:

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

Местоимение

Наречие

Задание 2. «Главная мысль». 8 класс

Тема урока: «Односоставные предложения»

Цель: научиться выделять главную мысль, прийти к пониманию необходимости знать историю своей страны.

Дети получают распечатанный текст на карточках с заданиями:

Выразительно прочитайте текст:

Стоит ли перечитывать рукописные книги, рассматривать почерневшие от времени фрески в давно заброшенных церквях, думать о значении орнамента, высеченного на замшелом камне? Надо ли сохранять бревенчатые избы, домотканые полотенца? Надо. Человек не бабочка-однодневка, весело порхающая на солнце, не знающая, что будет завтра. В судьбе человека сплетаются в единый узел былое, нынешнее и завтрашнее. Человек – сын своего времени и своей страны, и чувство Родины тесно связано с чувством истории.

(Е.Осетров)

Выполнить задания:

  • В каком предложении выражена основная мысль текста?
  • Как человек должен относиться к своей истории?

Устно выделите грамматические основы в данных предложениях и определите, какие они – двусоставные или односоставные.

Задание 3. «Развитие речи».

Цель: привить любовь к родному языку, повысить культуру речи, обогатить учащихся народной мудростью.

Возраст:11-13 лет.

Учебные дисциплины: литература, русский язык

Форма выполнения задания: индивидуальная работа.

 

Описание задания: Учащимся предлагается собрать  пословицу из слов:

Маленькое, большого, лучше, дело, безделья.

Труд, а, портит, человека, лень, кормит.  

                                                                                                                                                Описание задания: Собрать  пословицы из двух частей.

«Кто любит трудиться                    коли делать нечего».

«Не сиди сложа руки                        тому без дела не сидится».  

«Скучен день до вечера                    не будет скуки».

                                                                                                                                                                        Описание задания: По началу пословицы назвать конец пословицы:

Умелые руки…(не знают скуки).

«Землю красит солнце, а человека –…(труд).

Рукам работа -…(душе праздник).

Руки умнеют в …(в труде).

Каков мастер….(такова и работа).

                                                                                                                                                                     Описание задания: По двум словам вспомнить и назвать пословицу.

Дело - мастер  (Дело мастера боится).

Труд - лень      (Труд человека кормит, а лень портит).

Работа - праздник   (Рукам работа - душе праздник).

                                                                                                                                                              Описание задания: Вставить пропущенное слово в пословицу.

«Человек от… лени, от… труда» (болеет, здоровеет).  

 «Труд…, а  лень…» (портит, кормит).

      После выполнения этого задания ребятам предлагается объединиться в группы и написать мини-сочинение на понимание одной из пословиц.

Например: Как вы понимаете пословицу «Труд человека кормит, а лень портит». Готовые работы зачитываются вслух и обсуждаются коллективно.

Материал: бумага, ручка, компьютер, проектор.

Критерии оценивания:

умение ясно и выразительно передавать свои мысли и чувства;

умение связывать пословицы и поговорки с нравственными проблемами и жизненными ситуациями.

Типовые задачи по формированию регулятивных УУД на уроках русского языка

Задание 1. «Выбрать цель урока из предложенных фраз». 5 класс.

Цель: формирование умения определять цель урока по теме урока.

Тема урока «Неопределенная форма глагола».

Выбери из предложенных фраз ту, которая, на твой взгляд, является целью нашего урока:

  1. Дать определение глаголу.
  2. Мне нравится искать глаголы в тексте.
  3. Научиться определять глаголы неопределенной формы, запомнить, какие окончания может иметь неопределенная форма.

Задание 2. «Расскажи все, что ты знаешь о данном члене предложения по плану». 5 класс.

Темы уроков «Подлежащее», «Сказуемое», «Дополнение», «Обстоятельство», «Определение».

Цель: развивать умение соотносить полученный результат с образцом, находить и исправлять ошибки.

Задание: Расскажи все, что ты знаешь о дополнении (определении, обстоятельстве и т.д.) по плану:

  1. Что это такое?
  2. Что обозначает?
  3. На какой вопрос отвечает?
  4. Какими частями речи может быть выражено?
  5. Как подчеркивается?

Все ли верно в вашем рассказе? (дети читают правило в учебнике).

Задание 3. Расположите предложения в нужной последовательности, чтобы получился текст. Спишите его, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы.                                                                                                                            Цель: освоение теоретического языкового материала, применение теории при анализе языковых явлений, повышение речевой активности

Возраст:13-15 лет.

Форма выполнения задания: групповая работа.

Описание задания: учащимся выдаются карточки с заданиями, после выполнения которых происходит обмен и взаимопроверка.

1. Слева  (не)далеко от него  с п_логого склона  шумя по крупной гальке  вп_дала в море (не)большая реч_нка.
2. К_ра на них была шершавая очень п_хожая на войл_к   а на самом верху чуть тр_петали от ветра б_льшие лист_я  похожие на ш_рокие в_ера.
3. С моря ра_дался тонкий  пронзительный крик.
4. Петрушка (вы)шел (из)лодки и обм_тал цепь вокру_ острого камня.
5. Прямо пере_ ним только чуть выше по бер_гу  стояли три высокие пальмы.
6. Волны с шумом выбр_сили лодку Петрушки прямо к большим камням  п_крытым п_зеленевшими  сколь_кими  вод_рослями.
7. Вот какая высокая пальма  успел  п_думать мальчик   нужно подойти п_ближе    но сделать это он (не)успел.
8. Куда же это он п_пал?
9. Все   теперь (не)унесет   облегче(н,нн)о взд_хнул он и огляделся вокру_.

Задание 4.  К какой части речи относится выделенное слово? Докажите. Спишите, расставляя знаки препинания в диалоге. Выполните задания по карточкам.                                                                                                           Цель: освоение теоретического языкового материала,  развитие умения последующего практического применения теории при анализе языковых явлений, а также в повышении речевой активности на основе сравнения, анализа и синтеза при описании изучаемого объекта.

Возраст:11-13 лет.  

Форма выполнения задания: индивидуальная  и групповая работа.

Описание задания:                                                                                                                     Часовой! Который час?                                                                                                                                Первый ваше благородье! Давно ли?                                                                                                                                            Часа с полтора ваше благородье.

Карточка № 1

Часовой– имя существительное, потому что...

1) ...; 2) ...; 3) ... .

Карточка № 2

Часовой – имя существительное, потому что:

1) обозначает предмет (кто?);

2) относится к мужскому роду, а также имеет морфологические признаки...;

3) является обращением.

Задание 5. «Оцениваю свое сочинение»

Тема урока: «Создание текста – рассуждения «Что такое…?»

Цель задания: формировать умение анализировать и оценить созданный текст.

Возраст: 8 - 9 классы

После этапа обучения написанию сочинения - рассуждения на основе предложенного текста с заданием "Ответьте на вопрос "Что такое... (доброта, человечность, ответственность, благородство и т. д.)" учащимся предлагается в классе проверить и оценить свое домашнее сочинение. Для этого учителем выдаются сформулированные критерии и баллы. Например, 1. Толкование значения слова (2 балла - автор дал определение и прокомментировал его, 1 - балл - автор дал определение , но не прокомментировал его, 0 баллов - автор дал неверное определение или толкование понятия в работе отсутствует), 2. Наличие 2 примеров - аргументов, один - из прочитанного текста, другой  - из жизненного опыта и т. д., 3. Смысловая цельность, последовательность изложения (баллы определяются количеством логических ошибок), 4. Композиционная стройность текста (баллы определяются в зависимости от наличия или отсутствия ошибок в построении текста).

Учитель получает на проверку уже проверенные учеником работы и оценивает их по тем же критериям. Расхождения в оценке являются поводом для анализа и последующего самоанализа письменной работы.

Самопроверка работы по подробным критериям помогает приобрести навык построения сочинения - рассуждения, связанного с нравственным понятием.  

Задание 6. "Составь алгоритм определения вида придаточного предложения"

Тема урока: "Типы придаточных в сложноподчиненном предложении"

Класс: 9 класс

После изучения типов придаточных предложений в составе сложноподчиненного учащимся предлагается составить словесный алгоритм "Как определить вид придаточного предложения?" После общего обсуждения вариантов и определении всех необходимых шагов этот алгоритм предлагается записать в виде логической схемы, затем обсудить схемы в парах и выбрать лучший вариант, применив алгоритмы к группе примеров, предложенных учителем.

Задание 7. «Сыщик»

Для мотивации объясняется значение слова «сыщик», объявляется индивидуальное соревнование на звание «Самый лучший сыщик» Материал: текст с допущенными орфографическими и пунктуационными ошибками. Условие соревнования: кто быстрее и правильно найдёт все ошибки, тот объявляется победителем. Время засекается.

Несколько чисов брёл ахотник па лесу. Трава в этом лису ни расла_ и емеля шол по мяхкому, светло_ жёлтому мху, как по ковру. Изредко хру_снет какая_ нибуть ветка под ногой. Казалось_ что прошол пол_ леса, осматривая, нет ли где_ либо следа не сломал ли алень кое_ какие ветки не обьедена ли трава где_ нибудь. Начало тимнеть. Старик пачуфствовал усталость. Но вот послышился слабый визк собаки. Впереди затрищали ветки и из_ за диревьеф покозались ветвистые рога оленя.

Задание 8. «Собери пословицы»

Каждое из заданий выполняется в процессе обсуждения и представляется классу как общее решение. Для мотивации можно использовать форму командного соревнования-конкурса. Материал: карточки с пословицами. На карточке приведены пословицы, в которых перепутаны части: первая часть от одной пословицы, вторая – от другой. Необходимо «собрать» пословицы, объединив первую и вторую части.

Таблица 2

1.

Глуп совсем,

тому ни с кем не ужиться.

2.

Есть что слушать,

чего в горшке не варить.

3.

Скучен день до вечера,

кто не знается ни с кем.

4.

Кто умеет беситься,

да нечего кушать.        

5.

Молчанкой никого

ничему не претит.

6.

Нечего про то говорить,

когда делать нечего.

7.

Русский аппетит

не обидишь.








              Аналогичное задание можно придумать и с фразеологическими оборотами. Например, даются разные фразеологизмы с каким-то ключевым словом и их значения. Надо привести фразеологизмы и значения в соответствие.

Таблица 3

1.

Сами с усами

расстроен, потерял душевное равновесие.

2.

Сам не свой

самостоятельно, без помощи, отдельно.

3.

Сам по себе

нисколько не хуже, не глупее других.

4.

Сам себе хозяин

невольно, непроизвольно, без каких либо усилий.

5.

Само собой

совершенно независимый, самостоятельный человек.

Задание 9. «Расскажи все, что ты знаешь о данной части речи по плану». 5 класс.

Тема урока «Части речи»

Цель: развивать умение соотносить полученный результат с образцом, находить и исправлять ошибки.

Задание 10. Расскажи все, что ты знаешь об имени существительном, (об имени прилагательном, о глаголе и т.д.) по плану:

  1. Что такое?
  2. Что обозначает?
  3. На какие вопросы отвечает?
  4. Каким членом может быть в предложении?

Все ли верно в вашем рассказе? (дети читают правило в учебнике).

Задание 11.

Тема урока: «Повторение изученного в 5-9 классах. Орфоэпия». 10 класс

  1. Задание «Ток-шоу».

Вы принимаете участие в телевизионном ток-шоу, посвященном проблемам русского языка. В своем выступлении вам необходимо использовать слова аналог, вандал, жалюзи, завсегдатай, зевота, немота, факсимиле, феномен, вероисповедание, мышление, намерение, обеспечение, ознакомление, разное видение одного и того же вопроса, украинский, отроческий, мизерный, красивее, баловать, звонит. Расставьте ударения, чтобы правильно произнести слова во время выступления.

После окончания работы проверьте правильность выполнения по словарю.

  1. Поставьте себе оценку за качество выполнения задания, исходя из следующих критериев:

«5» - не более 1 ошибки;

«4» - 2-4 ошибки;

«3» - 5-6 ошибок;

«2» - более 6 ошибок.

Сформулируй свою учебную задачу по теме «Орфоэпия».

Задание 12. Игра «Вратарь»

Тема. Правописание корней с чередованием гласных. 5 класс.

Цель: формировать умение оценивать ответ товарища.

Возраст: 12–13 лет.

Форма выполнения задания: фронтальная работа.

Описание задания.

Занятие начинается с игры «Вратарь» и выбора вратаря, который сможет «отбить» вопросы-«голы» одноклассников. За отбитые «голы» вратарь получает отличительный знак. У ребят есть сигнальные карточки, если вратарь отвечает правильно, они поднимают зеленую карточку, нет – красную.

Примерные вопросы:

– Что такое морфема?

– Какая приставка в слове «сдирать»?

– От чего зависит написание чередующихся гласных в корне -раст-, -ращ-, -рос-? Есть ли исключения из этого правила? (росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль

Задание 13.

Тема урока: «Итоговое повторение», 6 класс

Игра Мозговой штурм.

Дети делятся на группы, им раздаются разноцветные карточки. На одной стороне карточки – вопрос, на другой – ответ. Ведущий группы по кругу раздаёт каждому по очереди по одной карточке. Получивший карточку читает  предназначенный  ему вопрос и затем отвечает на этот вопрос. Сверив свой ответ с правильной версией, отмеченной на обратной стороне карточки, отвечающий или оставляет карточку себе (если ответ верный), или возвращает карточку ведущему ( если ответ неверный). У кого накопится больше карточек, тот и выиграл.

№ п/п

Задание

ответы

1.

Выбери  букву   а/о_выр..щенный  

выращенный

2.

Выбери  букву ли/е_сичка

лисонька

3.

Выбери  букву  рус/сс_кий язык

русский

4.

Выбери букву в приставке Бес/з_ порядок

беспорядок

5.

Выбери букву в приставке  При/пре _школьный

пришкольный

6.

Лыжы ( звук И или Ы)?

[ Ы ]

7.

Запиши правильное окончание у существительного песня, деревня в П.п.

Е

Е

8.

Начальная форма имени существительного?

Им.п., ед. ч.

9.

Определи род существительного неряха, обжора

Общий

10.

Определи род существительного тюль,кофе

М.р.

11.

Почему слова недруг и несчастье пишем слитно?

Можно подобрать синоним без приставки не

12.

Почему слова невидаль и небывальщина пишем слитно?

Без НЕ не имеет смысла.

Не употребляется.

13.

Как написать? Извоз ЩИК/ЧИК

чик

14.

Каким словом проверим слово чёрный?

чернота

15.

Можно ли проверить гласные в слове шоколад?

Нет.

16.

Сколько морфем в слове молочко

3

17.

Подели на слоги слово русский

Рус-ск-ий

В  школьном возрасте актуальным является формирование такого важного компонента учебной деятельности как самоконтроль. 

 Задание 14. Использовании перфокарт.

Например: Укажите бездарные гласные в следующих словах: знамена, площадка, холодный, низина, ленивый, крольчата, связать, далекий, вишневый, держать, кленовый, каток.

Проверять задания следует вдвоем: автор (ученик, выполнивший задание) шепотом читает соседу записанное слово, устно выделяет корень. Сосед оценивает его работу:

а) ставит около слова “+”, если слово считает подходящим;

б) ставит “?”, если неуверен, а сосед не мог его убедит (тогда с этим вопросом следует обратиться к учителю);

в) зачеркивает слово, если нашел его “неподходящим” и сумел доказать автору его неправоту.

Примеры типовых задач по формированию познавательных УУД

Задание 1. «Слепая таблица». 5 класс.

Тема урока: «Сказуемое».

Описание задания: Учащимся предлагается вспомнить все, что они изучали о сказуемом на прошлом уроке, заполнить таблицу и по заполненной таблице рассказать о сказуемом.

В предложениях подчеркните грамматическую основу. Расскажите о сказуемом, заполнив данную таблицу:

Предложение

Вопрос к сказуемому

Чем выражено сказуемое

Ненависть – плохой советчик.

Народные сказки о животных довольно поучительные.

Птицы деловито расхаживают по скалам.

Сказка – это произведение устного народного творчества.

Задание 2. «Заполнение таблицы по тексту». 6 класс.

Тема урока: «Правописание приставок –ПРИ –ПРЕ».

Этап актуализации знаний (вспомнить, что изучали о приставках в 5 классе).

Описание задания: учащимся предлагается прочитать текст и выполнить различные задания к нему. Можно добавить задание на развитие личностных УУД: попробуйте сказать своими словами, в чём главная мысль этой басни? (люди слабы поодиночке и сильны единством).

Детям раздаются карточки:

Прочитайте басню Л. Н.Толстого «Отец и сыновья» и выполните задания:

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии. Они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит: «Сломайте»!

Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломили прутья поодиночке. Отец и говорит: «Так-то и вы, если в согласии жить будете, никто вас не одолеет, а если будете ссориться да всё врозь – вас всякий легко погубит».

  • В чем главная мысль этой басни?
  • На какие группы делятся все приставки?
  • Заполнить таблицу примерами из данного текста:

Неизменяемые приставки

Изменяемые приставки

Приставки, зависящие от

смысла

Задание 3.  Сгруппируйте слова по определенному признаку. Предложите несколько вариантов группировки.

Цель:  совершенствование орфографической грамотности учеников и развитии умения устанавливать причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями, находить обобщенное значение.

Возраст: 11-13 лет.                                                                                                    Форма выполнения задания:  индивидуальная работа.                                             Описание задания:  Дядя, зевака, прадедушка, тетя, недоучка, плакса, прабабушка, сластена, старушка, зубрила.

В результате предложенные слова группируются:

· по наличию звонких, глухих согласных в начале слова;

· по родам (существительные общего рода, мужского и женского);

· по наличию орфограмм;

· по количеству слогов.

Более сложным видом задания является группировка языковых явлений по нескольким признакам одновременно.

 Задание 4. Сгруппируйте слова по нескольким признакам одновременно.

Мякиш_, плач_, молодеж_, приемыш_, теч_, малыш_, брош_, кирпич_, царевич_, экипаж_, суш_, роскош_.

Варианты выполнения задания, в которых ученики предлагают сгруппировать слова по трем признакам одновременно:

а) по написанию (существительные с ь и без ь); б) по родам (существительные мужского и женского рода); в) по склонениям (существительные 2-го и 3-го склонения).

                                                                                                                                                  Задание 5. Из данного перечня слов найдите четвертое лишнее.                                                    Цель : предлагаемых вариантов заданий состоит в усвоении учащимися большого объема знаний языкового материала на основе установления связей между отдельными его элементами, явлениями, в развитии поэтапных операционных умений переноса знаний в другие области и построения доказательных монологических высказываний.           Возраст: 11-13 лет.                                                                                                                      .   Форма выполнения задания:  индивидуальная работа.                                                 Описание задания:  Сосна, клен, ясень, тополь.                                                                                      Варианты ответов учащихся:

· Сосна – хвойное дерево, остальные – лиственные.

· Клен – 1 слог.

· Ясень – начало – на гласную букву, у остальных – на согласную букву.

· Клен – слово без орфограммы, у остальных – орфограмма «Безударная гласная в корне».

· Сосна – существительное женского рода, остальные – мужского рода.

· Сосна – существительное 1-го склонения, остальные – 2-го склонения.                                                                 2-й вариант задания.

Ученикам предлагается цепочка слов, в процессе работы надо исключать из нее постепенно по одному слову.

Задание. Исключите из цепочки лишние слова по какому-либо признаку так, чтобы в ней осталось только одно слово. Причину исключения каждого слова обоснуйте.

Колонны, костюм, рожь, объединить, какао, школа.                                                                                            Варианты ответов учеников:

- Объединить – это глагол, остальные – существительные.

- Какао – несклоняемое существительное среди существительных, другие – склоняемые.

- Колонны – существительное мн. ч., остальные – ед. ч.

- Костюм – существительное мужского рода, остальные – женского.

- Рожь – существительное 3-го склонения, школа – существительное 1-го склонения.

                     

Задание 6. «Составь слово», 5 класс

В словах, которые я назову, запоминайте букву. Если вы всё сделаете правильно, то получится слово, имеющее непосредственное значение к теме урока.

1. Глухой – ф, звонкий –…
2. Предпоследняя буква в слове 
“ветер”
3. Стоит за буквой 
Р
4. Суффикс в слове 
“речной”.
5. Первая буква алфавита.

Ответ: весна.

Задание 7. «Развиваем логику», 5 класс

По определению назови слово:

  • хрустящий, зелёный, пупырчатый;
  • маленькая, пугливая, компьютерная;
  • интересная, толстая, библиотечная.

Придумайте два аналогичных примера.

1. Вспомните 5 литературных произведений А. С. Пушкина, в названии которых     встречаются имена прилагательные.
2. Подберите сложные антонимы, например:

Умная девочка – глупый мальчик
Хороший друг – 
Поздний вечер –
Грустная старость –
Слабый мороз –
Короткий день – 
Радостная встреча –

Задание 8. Составление слов, словосочетаний, предложений по образцу

Оцениваемые универсальные учебные действия: общеучебные УД - использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач; структурирование знания; логические УД - умение осуществлять синтез как составление целого из частей; постановка и решение проблем - самостоятельное создание способов решения проблем.

Описание задания:

1) Составь и запиши по образцу словосочетания с именами существительными, подобрав к ним имена прилагательные. Выделите окончания.

Текст: 

Яблоко, лимон, слива.                 Кислый, кислая, кислое.

Гвоздь, палка, крепление.         Стальной, стальное, стальная.

Путь, линия, шоссе.                        Прямое, прямая, прямой.

2) По заданным схемам составь слова.

3) Даны схемы предложений. Составь из данных слов верные предложения. Придумай свое предложение к оставшейся схеме.

Слова для выбора: Увидел, захотел, озеро, муравей, и, напиться. Мыл, пол, Брат, посуду, подметал.

 Задание 9. Сравнение слов, их строения

Оцениваемые универсальные учебные действия: общеучебные УД - использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; логические УД - умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; умение осуществлять сравнение по заданным критериям; строить доказательство.

Описание задания: Определите род имен существительных в каждой паре. Являются ли они словами-родственниками? Составьте и запишите предложения с этими словами. Подчеркните члены предложения. Обозначьте части речи.

Текст: Графин - графиня, машинист - машинистка, кувшин - кувшинка.

 Задание 10. Работа с текстом

Оцениваемые универсальные учебные действия: общеучебные УД - осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; структурирование знания; логические УД - овладение основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов; уметь выделять существенную информацию из текста; умение осуществлять анализ прочитанного; умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Описание задания: Прочитайте текст. Обратите внимание на слова с пропущенной буквой. Объясните, какую работу выполняет мягкий знак в каждом из этих слов.

Что нового вы узнали? Озаглавьте каждую часть текста. У вас получится план. Перескажите текст по этому плану. Видели ли вы рыб в аквариуме? Опишите их. Спишите ту часть текста, которая вам больше понравилась, вставляя, где это необходимо, мягкий знак.

Текст: 1. Окраска рыб может быт.. очен.. разнообразной. Своей яркост..ю рыбы могут поспорит.. с птич..им оперением, бабоч..ками и цветами. Они могут быть всех цветов радуги: ярко-жёлтыми, оранжевыми, красными, синими зелеными.

        2. У рыб есть особая "реч..". Рыбы могут издавать звуки, когда питаются, дерутся, когда они испуганы. Огромная рыба-луна скрипит зубами и хрюкает, как свин..я. Рыба-ёж.. издает скрежет и вой.

Задание 11. Игра "Кто самый внимательный?"

          Оцениваемые универсальные учебные действия: логические УД - умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; умение осуществлять и классификацию по заданным критериям.

Описание задания: Исправьте ошибки в распределении прилагательных по значению. Запишите группы слов, исключив лишние.

Текст: Температура: холодный, горячий, прохладный, морозный, теплый, отважный.

Настроение: радостный, веселый, печальный, красный, удивленный.

Форма: каменный, квадратный, прямоугольный, круглый.

Материал, из которого сделан (изготовлен) предмет: деревянный, кожаный, хороший, серебряный.

Примеры типовых задач по формированию коммуникативных УУД 

Для формирования и  развития коммуникативных УУД на уроках русского языка были подобраны следующие задания:

 устные творческие задания:

  • коллективный рассказ по сюжетным картинкам;
  • придумай историю к заданному концу  (началу, середине);
  • перескажи историю от лица разных героев сказки/рассказа;
  • драматизация диалога (с разными эмоциями (удивление, страх, недоумение и т.д.);

письменные творческие задания:

  • придумай рекламу нашему учебнику (школы, праздника, школьной столовой, библиотеки);
  • напиши объявление от лица литературного героя или анимационного персонажа;
  • придумай текст приглашения на свой день рождения для своих друзей;
  • отредактируй инструкцию;
  • напиши  инструкцию:
  • как подготовить домашнее задание;
  • как выучить стихотворение наизусть;
  • как пользоваться общественным транспортом;

сочинения:

  • Что я знаю о … (кошках, чае, своём городе , Новом годе, Рождестве, Масленице, Пасхе и т.д.). Тему ученик выбирает сам.
  • Расскажу вам о себе.
  • Мое любимое занятие.
  • Самая интересная книга.
  • Любимый литературный герой.
  • Советы нашим учителям.
  • Советы будущим первоклассникам. и т.д.

Планируя коммуникативные речевые задания на уроках русского языка, необходимо найти актуальные темы для класса, руководителем группы назначать не только сильного ученика, но и слабого, тем самым давая слабым ученикам возможность развития.

В достижении метапредметных результатов, в частности и коммуникативных УУД, велика роль проектной деятельности учащихся.

Коллективное сочинение.

Например: «Наш город ».

Класс делится на  группы. Каждая группа получает задание. Темы сочинений для групп:

  • История города.
  • Достопримечательности нашего города.
  • Знаменитые земляки.
  • Наши   традиции.
  • Пожелания родному городу.

Результатом данной коллективной работы может стать книга, фотоальбом, компьютерная презентация.

Коллективное редактирование текста (речевые, стилистические, орфографические, пунктуационные ошибки);

Выставки стенгазет «Русский язык вчера, сегодня, завтра»; «Говорим по-русски» и т.д.

Используя метод проекта, необходимо помнить, что к нему предъявляются особые требования:

- наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической. Поиск социально значимой проблемы – одна из наиболее трудных организационных задач, которую приходится решать учителю;

- выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы;

- каждый проект обязательно требует исследовательской и творческой работы учащихся.

        

Задание 1. «Подготовь связный рассказ на определенную тему».

Цель: развитие у учащихся самостоятельности мышления, умения работать с литературой, выбирать главное, выступать на публике, отвечать на поставленные вопросы.

Описание задания: детям предлагается домашнее задание составить свой связный текст на определенную тему, например: «ура Инфинитиву», служебные части речи, «Стили речи» и т. д. и подготовиться к возможным вопросам по этой теме.

Задание: Поработай над своей устной речью. Подготовь связный рассказ на тему…

Задание 2. «Проверь знания у соседа». 6 класс.

Урок систематизации и обобщения знаний по разделу «Словообразование и орфография».

Форма выполнения задания: работа в парах.

Описание задания: задание состоит из теоретической и практической частей. Теоретическое задание: составить устный рассказ по плану, рассказать его соседу по парте. Поставить оценку соседу за устный ответ. После выполнения задания несколько человек представляют классу свой ответ.

Практическое задание: учащиеся получают карточки с заданиями, после выполнения задание также оценивается соседом. Учащиеся объясняют друг другу свои ошибки. 2 человека делают это задание на закрытой стороне доски (для последующей проверки).

Задание:

Теоретический блок:

План:

  1. Что такое словообразование?
  2. Какие 7 способов словообразования вы знаете?
  3. Что такое словообразовательный разбор?
  4. Что такое словообразовательная цепочка?

После выполнения задания несколько человек представляют классу свой ответ.

Практический блок:

  1. Провести словообразовательный разбор: бесчувственный, росточек, водяной (существительное), выход, листик, вездеход, полететь, бесснежный, сокурсник, кресло-кровать, восход.
  2. Составить словообразовательную цепочку слов: бесчувственность, обогревательный.

Задание 3.  Каждой группе даны слова, нужно за 3 минуты выполнить задание

по данному алгоритму. Алгоритм:1. Прочитай все слова.2. Выдели корень.3. Подумай, все ли слова являются однокоренными.4. Подбери однокоренные слова.

Цель: формирование умения проводить исследование, делать выводы из полученного материала.

Возраст: 11-12 лет.                                                                                                                                                         Форма выполнения задания: работа в группах по 4-5 человек.

Описание задания:                                                                                                                              1_я группа: вода, водичка, водитель,

водный, подводный.

2_я группа: липа, липовый, липка,

липонька, липучий.

3_я группа: сосна, сосняк, сосенка,

сосунок.

4_я группа: осина, подосиновик, по_

синеть, осинка.

5_я группа: белка, белый, белизна,

белила.

После выполнения задания проводится также групповой опрос для повторения закрепления определенной темы. В каждой группе назначается консультант («сильный» учащийся),  который задает каждому члену своей группы вопрос по определенной теме (1. Корень слова – это…2. Слова с одним и тем же корнем

называются…3. Чтобы найти в слове корень, нужно…4. Подчеркни  только однокоренные слова:  свисток,  свист, свисали (с крыш) , свистеть.).  Остальные должны проанализировать ответ товарища и помочь ему, если он затрудняется. Опрос ведется во всех группах одновременно. В конце опроса дается задание на подбор и запись слова на то или иное правило

                                                                                                                                                        Задание 4: первый учащийся называет того, кому адресует вопрос, и задает его. Ученик, кому адресован вопрос, отвечает на него и задает свой вопрос другому однокласснику. Цель: научить детей вступать в общение со сверстниками , освоение теоретического языкового материала, применение теории при анализе языковых явлений,   повышение речевой активности.                                                                                                Возраст: 10-11 лет.                                                                                                               Форма выполнения задания:   индивидуальная и групповая работа.                                              Описание задания: Тема «Орфограмма – безударная гласная в корне, проверяемая ударением».

1. Какими гласными буквами могут обозначаться безударные гласные звуки?

2. Как узнать, есть ли в слове орфограмма – безударная гласная?

3. Как надо действовать, чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова?

4. Запиши слова с безударной гласной в корне слова, подбери проверочные слова.

 

Задание 5.

Учебная дисциплина: русский язык, литература

Тема урока: любая

Класс: 5, 6, 7.

В данном задании используется принцип интеллектуальной игры "Данетки". Учитель или учащийся в зависимости от материала и вида урока загадывают понятие, литературного героя, произведение и т. д. Класс должен выяснить, что загадано, задавая вопросы, на которые можно отвечать только "да", "нет".  Учащиеся учатся слышать других, сопоставлять известное и неизвестное, соотносить свое представление о предмете с представлениями других.

Задание 6.Создание проблемной ситуации

Представленный ниже фрагмент урока русского языка в пятом классе по теме «Повелительное наклонение глагола» иллюстрирует организацию проблемной ситуации.

Ученикам предлагается ответить на вопрос: Почему глагол СКАЗАТЬ в одном случае пишется СКАЖЕТЕ, а в другом СКАЖИТЕ?

А процессе поиска решения данной лингвистической задачи учащиеся, применяя имеющиеся знания, определят, что глагол сказать I спряжения. Значит, форма СКАЖЕТЕ будущего времени написана верно. Форма же СКАЖИТЕ выражает повеление, просьбу, приказ, и этим определяется ее написание.

Какой же будет тема нашего сегодняшнего урока? (Повелительное наклонение глагола)

Что поможет вам не ошибиться в написании глаголов разных наклонений? (Знание морфемного состава слов.)

Каков же состав каждой формы? (Здесь возможны самые разные, в том числе и ошибочные ответы учащихся.)

Что поможет нам убедиться в том, кто же из вас прав? (Доказательство на конкретных примерах.)

Давайте найдем верный путь решения этого вопроса. (Здесь учитель может дать подсказку пятиклассникам: измените форму числа повелительного наклонения глагола.)

После этого пятиклассники самостоятельно смогут объяснить, что в форме повелительного наклонения -И- является суффиксом, образующим форму наклонения, а -ТЕ — окончанием множественного числа в повелительном наклонении. В форме же изъявительного наклонения, с которой учащиеся уже знакомы, окончание множественного числа — ЕТЕ.

Задание 7. Игра "Спорщики"

Оцениваемые универсальные учебные действия: действия умения слушать и вступать в диалог - развитие возможностей ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии, уметь работать в паре с собеседником; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций.

 Описание задания: Со словами для выбора один из играющих составляет предложение-утверждение, другой - предложение-отрицание.

Образец: У меня есть книга. У тебя нет (чего?) книги.

Слова для выбора: кот, собака, портфель, ручка, сапоги, ботинки, яблоки, апельсины.

Задание 8. Составление диалога, учитывая интересы собеседника

Оцениваемые универсальные учебные действия: действия умения слушать и вступать в диалог - развитие умения задавать вопросы; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть диалогической формой речи.

Описание задания: Представьте, что вы пришли в магазин. Составьте диалог покупателя и продавца о покупке имеющихся в магазине товаров. Какие слова вежливости они должны употребить? Запишите четыре-пять составленных вами предложений.

 Задание 9. Игра "Четвертое лишнее".

Оцениваемые универсальные учебные действия: действия умения слушать и вступать в диалог - развитие умения строить монологическое высказывание; уметь договариваться с партнером в паре и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Описание задания: Найди в каждой строчке одно лишнее слово. Объясни свой выбор.

Текст: Я, он, на, ты. Они, мы, но, он. Вы, она, нос, ты.

Задание 10. Игра "Лото".

Оцениваемые универсальные учебные действия: действия работы в группе сверстников - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; действия продуктивного взаимодействия и сотрудничества - уметь  в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.

Описание задания: Выберите одно слово на голубой плашке. Подберите к нему те слова на желтых плашках, которые с ним сочетаются.

Яблоко

вкусное

красное

большое

Перо

острое

Сочная

гусиное

Груша

желтая

душистая

верная

подруга

веселая

близкий

кислый

Друг

стальное

старый

Лимон

овальный

Задание 11. «Расскажи правило»

Тема. Буквы ы-и после ц. 5 класс.

Цель: развитие коммуникативных действий, умения работать в группе; слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Возраст: 12–13 лет.

Учебные дисциплины: русский язык.

Форма выполнения задания: групповая работа.

Описание задания. Класс поделен на 2 группы. Первая группа обсуждает правило написания буквы ы после ц, а вторая – написание буквы и после ц. Далее капитаны обеих команд меняются местами и рассказывают свое правило уже в другой группе таким образом, чтобы все члены группы сумели рассказать перед всем классом. Когда капитаны возвращаются на свои места, учитель просит любого из команды выступить с полным ответом о правописании букв ы-и после ц.

Задание 12.

Учебная дисциплина: литература

Тема урока: Рассказ Н. Лескова «Человек на часах», 7 класс

Описание задания: разбиваю детей на группы, даю задание: составить синквейн на тему «Праведник». Полученные синквейны дети записывают на плакаты, вывешивают на доску. Чтение и обсуждение синквейнов.

Задание 13.

Учебная дисциплина: литература

Тема урока:  «Природа в творчестве русских писателей», 5 класс

Делю весь класс на 4 группы. Распределяю между ними времена года, назначаю ответственного в группе. Дети должны представить своё время года, для этого надо распределить между собой поручения: выучить или сочинить стихотворения об этом времени года, нарисовать рисунок, подобрать пословицы и поговорки, приметы, подобрать репродукции картин и рассказать о них и т.д. Руководитель контролирует ход подготовки к уроку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Формирование универсальных учебных действий на уроке русского языка»

Вопрос о том, каким должен быть современный урок (в том числе и урок русского языка), звучал довольно давно и в разные периоды имел разные отклики в педагогических кругах.Однако, несмотря на все это, ...

Статья на тему: «Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в старших классах»

Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам, отражающим переход России от индустриального к постиндустриальному информа...

Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в старших классах (из опыта работы)

Материал из опыта работы в старших классах для формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка...

Выступление на педсовете по теме: "Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках английского языка"

Целью современного образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Важнейшей задачей обучен...

Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка как основное требование ФГОС

Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире&raq...