ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Формирование универсальных учебных действий на уроке русского языка»
статья по русскому языку по теме
Вопрос о том, каким должен быть современный урок (в том числе и урок русского языка), звучал довольно давно и в разные периоды имел разные отклики в педагогических кругах.
Однако, несмотря на все это, однозначных и вполне обоснованных ответов на него так и не было получено.
Да это и понятно: ведь на успешность построения и проведения уроков влияет множество факторов, большинство из которых образуют определенную систему взаимосвязанных и взаимозависимых причин, положений и следствий, которые так или иначе влияют на теорию и практику этого сложного педагогического явления.
И хотя основные положения школьного урока из года в год повторяются, являясь в определенном смысле базовыми (фундаментальными), каждый последующий значимый этап в развитии системы образования и общества в целом вносит в концепцию урока свои коррективы и такие специфические требования, которые в наибольшей мере отвечают новым целям и задачам обучения, воспитания и развития подрастающего поколения.
Современный урок и сейчас рассматривался не как статическая, а как вариативная и постоянно изменяющаяся форма организации учебной деятельности школьников.
Главное же направление этого развития видится в стремлении добиться того, чтобы урок стал результатом творчества учителя и учащихся, чтобы он отражал те ведущие тенденции и изменения, которые произошли в обществе и в системе школьного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennyy_urok.doc | 41.5 КБ |
uud-urok.doc | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
Вопрос о том, каким должен быть современный урок (в том числе и урок русского языка), звучал довольно давно и в разные периоды имел разные отклики в педагогических кругах.
Однако, несмотря на все это, однозначных и вполне обоснованных ответов на него так и не было получено.
Да это и понятно: ведь на успешность построения и проведения уроков влияет множество факторов, большинство из которых образуют определенную систему взаимосвязанных и взаимозависимых причин, положений и следствий, которые так или иначе влияют на теорию и практику этого сложного педагогического явления.
И хотя основные положения школьного урока из года в год повторяются, являясь в определенном смысле базовыми (фундаментальными), каждый последующий значимый этап в развитии системы образования и общества в целом вносит в концепцию урока свои коррективы и такие специфические требования, которые в наибольшей мере отвечают новым целям и задачам обучения, воспитания и развития подрастающего поколения.
Современный урок и сейчас рассматривался не как статическая, а как вариативная и постоянно изменяющаяся форма организации учебной деятельности школьников.
Главное же направление этого развития видится в стремлении добиться того, чтобы урок стал результатом творчества учителя и учащихся, чтобы он отражал те ведущие тенденции и изменения, которые произошли в обществе и в системе школьного образования.
Урок – это та часть учебного процесса, где реализуются все основные проблемы обучения, воспитания и развития личности. Эффективный и творческий урок требует серьезной психолого-педагогической и методической подготовки учителя, и какими бы хорошими ни были программы, учебники и методические пособия, плохой урок все испортит.
В настоящее время особое значение придается тем идеям и направлениям, которые могут быть реализованы в системе технологий личностно-ориентированного и развивающего обучения.
На это ориентируют школу и основные требования Государственного образовательного стандарта, который делает значительный шаг к обновлению и к разгрузке содержания обучения, с одной стороны, а с другой – впервые нормативно закрепляет вариативность, дифференциацию и индивидуализацию обучения в современной школе.
Стандарт утверждает идею личностно-ориентированного обучения и его развивающую функцию. Он нацелен на большую практическую направленность и жизненную востребованность полученных результатов. Образовательный стандарт ориентирует школу на переход от старых к новым принципам образования, от безличностной, «знаниевой» к деятельностной системе обучения, направленной на умственное и общее развитие учащихся современной школы.
Таким образом, ориентация стандартов на модернизацию школы предполагает не только качественное изменение содержания обучения, но и обновление соответствующих ему методов, средств и форм обучения с учетом новых реалий в обществе и новых закономерностей самой системы образования.
Все эти установки так или иначе направлены на обновление теории и практики урока русского языка в современной школе.
Обновление и модернизация – это не ломка всего и вся и замена его чем-то новым и неординарным. Мы, как говорят, уже это проходили. Для данного этапа, который можно назвать переходным (конец XX и начало XXI века), это прежде всего новый взгляд на всю систему профессионально-методической работы учителя, предполагающий:
– новый подход к системе традиционных средств и методов обучения, усиление их воспитательной и развивающей функции с учетом запросов современного общества и особенностей сложившихся реалий;
– использование (и дальнейшая разработка и совершенствование) новых технологий и инноваций, в основу которых положены передовой опыт учителей и исследования ученых-методистов и педагогов, представителей смежных наук;
– новая стратегия организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке как основной форме учебного процесса в школе;
– повышение уровня профессионально-методической подготовки и переподготовки учителя, осуществляемой на уровне научных знаний, накопившихся к началу нового века.
Беда, однако, в том, что новые психолого-педагогические подходы к процессу обучения пока еще не интегрированы должным образом в современную дидактическую систему обучения. Все это в совокупности не могло не отразиться и на развитии частных методик, где рецептурность утверждалась подчас как парадигма на все случаи и времена. Поэтому трудно не согласиться с мнением тех ученых, которые утверждают, что сегодняшнее состояние педагогической науки и образования в целом можно характеризовать как период наступившего кризиса и стагнации. Кстати, такое явление наблюдается не только в системе образования при смене типов обучения (переход от предметно-ориентированного к личностно-ориентированному), при обновлении их средств и методов обучения за счет усиления их развивающей направленности. Оно имеет место и в обществе и, бесспорно, влияет на основные установки и ценностные ориентации современного человека.
Развитие ученика осуществляется в процессе учебной деятельности и является результатом обучения. Однако не всякое обучение ведет за собой развитие ученика: очень важно, в какую мыслительную деятельность он включен в процессе усвоения знаний и формирования умений и навыков, в какой мере он активен и какие мыслительные операции выполняет, в какой степени они ему понятны и интересны, как ученик мыслит в процессе выполнения познавательных и практических задач, заданий и упражнений, способствует ли обучение развитию нравственных качеств, воли, эмоций, а значит, общему развитию личности.
Изучение научных основ развивающего обучения показывает, что многие очень важные его аспекты разработаны главным образом в теоретическом плане. Целый ряд практических вопросов методики и технологии развивающего обучения, в том числе и на уроках русского языка, остаются еще недостаточно разработанными.
Согласно современным научным представлениям, одним из ведущих направлений в усилении развития функции обучения является обучение на основе содержательных обобщений, которое (при грамотном построении его методики и технологии) может обеспечить усвоение системных знаний и обобщенных способов деятельности и, кроме того, оказать заметное влияние на умственное развитие учащихся.
Обучение уже рассматривается не только и не столько как простое накопление разнообразных знаний, а как целенаправленное формирование у учащихся стройной и четкой системы понятий, закономерностей, обобщенных структур, свойственных изучаемой науке.
Таким образом, обучение на основе обобщений является одним из ведущих направлений в обновлении и модернизации всех образовательных процессов на современном этапе. Названные идеи и связанные с ними дидактические поиски в наибольшей степени отражают основные прогрессивные тенденции современной педагогической науки. Их нельзя не учитывать при совершенствовании теории и практики современного урока.
Предлагаемая методика формирования системных знаний и обобщенных способов деятельности по русскому языку как основа развивающего обучения требует некоторой перестройки урока и его основных компонентов. Реализуется такое обучение преимущественно в системе обобщенного (одновременного и опережающего) изучения взаимосвязанных тем при блоковой подаче материала.
Блоковая подача материала на основе теоретических обобщений позволяет вести обучение на базе основополагающих принципов и ключевых понятий, делать предварительный обзор любой обобщенной темы, как говорят «с высоты птичьего полета».
При грамотном построении таких уроков достигается более полное и осознанное овладение системными знаниями и обобщенными способами решения задач, что является основной предпосылкой и условием повышения качества знаний и умственного развития учащихся.
В широкой практике обучения русскому языку процессы обобщения знаний и способов деятельности, как известно, связываются главным образом с работой на завершающих этапах, т. е. на этапе закрепления и повторения уже изученного материала, хотя в психологии и дидактике (особенно в психологии) уже четко определилось и другое, достаточно перспективное направление, ориентирующее на такой ход обучения, когда общее усваивается не на завершающем этапе, а в качестве исходной основы. Применительно к курсу русского языка в качестве такого «общего» могут выступать как обобщенные понятия и закономерности, так и целые группы сходных языковых явлений (определений, правил) и способов их применения. К сожалению, учителя-словесники не располагают пока еще такими материалами (в том числе и конкретными методическими разработками уроков), которые могли бы помочь в реализации целей развивающего обучения русскому языку на основе современных педагогических технологий.
С методической точки зрения очень важным является то, что при разработке новых моделей обучения русскому языку необходимо опираться как на общие закономерности процесса усвоения знаний и формирования умений и навыков, так и на специфические особенности языка как системы. Одна из них состоит в том, что в процессе обучения необходимо формировать у учащихся только такие языковые обобщения, которые в дальнейшем уже не будут подвергаться коренной перестройке. Они могут только дополняться и расширяться. Все это предполагает внесение некоторых изменений как в работу учителя, так и в организацию познавательной деятельности учащихся. В предлагаемой здесь методической системе уроков это достигается с помощью таких основных средств и методов обучения, как структурирование учебного материала по разным признакам и основаниям на основе опознавательных и дифференцирующих признаков правил, словообразовательных типологий и моделей и др.; использование опор (теоретических и наглядных) на всех этапах обучения; усиление эвристической направленности и развивающей функции обучения за счет включения в него различного рода проблемных задач и ситуаций и обучения способам их решения; использование алгоритмических предписаний (особенно модельных) и адекватных им образцов применения знаний; применение упражнений, ориентирующих на рассуждение в процессе письма и графическую фиксацию умственных действий, на обобщение и раннюю дифференциацию языковых явлений; на получение обратной связи и осуществление самоконтроля; на решение познавательных задач и др.
Применение нового подхода к изучению языкового материала на уроке дает в сочетании с традиционными средствами и методами обучения, как показывает опыт, весьма обнадеживающие результаты.
В заключение следует отметить, что многоаспектную проблему совершенствования современного урока можно рассматривать с разных позиций. Нашей задачей была разработка (как в теоретическом, так и в практическом плане) методики современного урока русского языка с учетом идей системно-деятельностного и проблемно развивающего обучения и требований Государственного образовательного стандарта как главного документа, ориентирующего на дальнейшее развитие и модернизацию учебного процесса и современного урока как основной формы обучения в школе.
Предварительный просмотр:
Классификация универсальных учебных действий.
Развитие личности в системе образования на современном этапе обеспечивается через формирование универсальных учебных действий, которые являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.
Обращение к разработке программы развития универсальных учебных действий в системе образования отвечает новым социальным запросам, отражающим переход России от индустриального к постиндустриальному обществу, основанному на знаниях. Процессы глобализации, информатизации, ускорение внедрения новых научных открытий, быстрое обновление знаний и появление новых профессий выдвигают требования повышенной профессиональной мобильности и непрерывного образования. Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся. Эти цели должны обеспечивать такую ключевую сверхзадачу образования, как научить учиться.
Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала образования. Актуальной и новой задачей образования становится обеспечение развития универсальных учебных действий (УУД) как психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД, обеспечивающих умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, так как они порождаются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность.
Функции УУД состоят, во-первых, в обеспечении возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности,
во - вторых, в создании условий для развития личности и ее самореализации в системе непрерывного образования, формирования «компетентности к обновлению компетентностей» (Я.А.Кузьминов), толерантных установок личности, обеспечивающих ее жизнь в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности,
в–третьих, в обеспечении успешного усвоения знаний, умений и навыков, формировании картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
Среди основных видов УУД можно выделить четыре блока:
1.Личностный.
2.Регулятивный.
3.Познавательный.
4.Коммуникативный.
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:
- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
- действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
- действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся следующие:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
- оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
К общеучебным УУД относятся:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- знаково-символические: моделирование- преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
- умение структурировать знания;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлекция способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Логические УУД предполагают:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятия, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
В УУД постановки и решения проблем входят следующие:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Развитие системы УУД в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих становление психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных УУД.
Овладение УУД в конечном счете ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, овладевать умениями и компетентностями, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т.е. умение учиться ориентации учащихся как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно – смысловых и опрерациональных характеристик. Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы;
- учебную цель;
- учебную задачу;
- учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
«Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образ мира и ценностно – смысловых оснований личностного морального выбора.
Формирование УУД на уроке русского языка.
Урок – обобщение и систематизация знаний по теме:
«Правописание безударной гласной в корнях с чередованием». Русский язык/ 6 класс.
Цели и задачи урока: Формирование лингвистической и коммуникативных компетенций.
1) образовательная:
- обобщить и систематизировать знания по теме «Правописание гласной в корнях с чередованием»;
2) развивающая (познавательные общеучебные УУД)
( -Постановка и формулирование проблемы;
- Извлечение необходимой информации;
- Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
- Выбор наиболее эффективных способов решения орфографических задач;
- Моделирование;
- Рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера).
- познавательные логические УУД
( - анализ объектов с целью выделения признаков (умение видеть морфемную структуру слова, отличать корни с чередующейся гласной);
- обобщение, сравнение, классификация корней с чередованием гласной (навык определения условия выбора гласной в корне, орфографическая зоркость)
- коммуникативные УУД
( - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- умение выражать свои мысли в корректной форме в соответствии с учебной ситуацией;
- владение монологической и диалогической формами речи;
- работа в группе, в паре со своими сверстниками.
3) воспитательная (личностные УУД):
( - самоопределение (воспитывать стабильность положительной самооценки учащихся, активную позицию на уроке);
- смыслообразование ( воспитание стремления к успеху, саморазвитию, любознательности, познавательных интересов);
- формирование и оценивание уровня сформированности личностной рефлексии.
Формы обучения:
- коллективная
- индивидуальная
- групповая
Методы обучения:
- наглядный
- словесный
- практический
- стимулирование и мотивация (игровой момент)
- контроля, самоконтроля, взаимоконтроля.
Оборудование: схемы – таблицы по изучаемой теме, тесты. Тетради-справочники, карточки для цифрового диктанта, сигнальные карточки «О\А»,
«почтовые ящики» для проведения игры «Почтальон», отпечатанные карточки-задания (корреспонденция).
Оформление доски: эпиграф к уроку:
Закрепляем, что учили.
Вспоминаем, что забыли.
Эти корни надо знать
Исключительно на «5».
Ход урока:
- Самоопределение к деятельности. (Л) (Организационный момент.)
Проверка готовности класса к уроку
- Постановка учебной задачи. Мотивация к учебной деятельности. (сообщение темы, цели и задач урока).
УУД:Самоопределение (Л), смыслообразование (Л), целеполагание(П), планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками(К).
Наш урок посвящен теме «Правописание гласных в корнях с чередованием».
Наша задача: повторить изученный материал, подготовиться к контрольному диктанту, словом, (зачитывается эпиграф к уроку).
Обратите внимание: на доске – ваши помощники – таблицы, на партах – материал, с которым мы будем работать на уроке, цветные кружочки, синие и зеленые. Вот и вы сегодня одни – партия синих, а другие – партия зеленых. (Учащиеся делятся на две группы: слабые (синие), а сильные(зеленые). По ходу урока им будут предлагаться дифференцированные задания.
А за окном золотая осень, падают разноцветные листья. За правильные ответы вы будете получать осенние листочки, у кого их окажется 4 и более, тот получит в конце урока хорошую оценку.
3. Актуализация знаний.
Форма: фронтальный опрос, устная работа.
УУД: анализ, сравнение, обобщение (П), осознанное построение речевого высказывания(П), фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии(Р), выражение своих мыслей (К), волевая саморегуляция в ситуации затруднения(Р, владение монологической и диалогической формами речи(К).
- Какие корни с чередованием гласных вам известны?
- Какому общему правилу подчинено правописание всех корней?
(Их нельзя проверить ударением).
- От чего зависит правописание чередующейся гласной в корне слова?
Монологические ответы учащихся. (отвечая на поставленный вопрос, учащиеся указывают на 4 условия зависимости написания гласной в корнях с чередованием: от последующей буквы, от наличия суффикса А после корня, от ударения, от значения слова. Учащиеся формулируют правила, приводят примеры, вспоминают веселые стихи, помогающие в выборе гласной:
«ГОР иль ГАР»?- себя спрошу,
Сомневаюсь –«О» пишу. ЛАГ иль ЛОЖ - узнать легко
Перед «Ж» напишем «О».
«ЗОР иль ЗАР?»- себя спрошу,
Сомневаюсь – «А» пишу.
СКОЧ иль СКАК? –запомню так:
Корень с «А» включает КАК.
Вспоминают слова – исключения.
- Разминка. (Решение учебной задачи).
УУД: использование знаково-символических средств(П), выполнение пробного учебного действия(Р), фиксирование индивидуального затруднения(Р)
Работа по группам. «Зеленые» - цифровой диктант «Зашифруй», а «Синие» работают с сигнальными карточками «О\А». В ходе работы комментируется выбор гласной, исправляются допущенные ошибки. Учитель диктует словосочетания:
Прикосновение руки, загорелый малыш, красивый загар, касаться поверхности, коснулся вопроса, пригорела картошка, выгореть дотла, касаться стены, наклониться вперед, затворить дверь, кухонная утварь.
Самостоятельная работа с самопроверкой.
УУД: анализ, сравнение, классификация(П), использование знаково-символических средств(П), моделирование (П), выполнение действий по алгоритму(П), контроль(Р), оценка(Р), коррекция(Р).
В это время 1 из «зеленых» работает у доски. Задание для цифрового диктанта распечатаны и лежат на партах. Нужно зашифровать слова, обозначив слово с «О» цифрой 1, а с «А» цифрой 2. Проверка. (Учитель открывает шифр, заранее записанный на доске). Учащиеся проверяют работы (самопроверка), сравнивая свои ответы с доской, делают выводы.(Задания для цифрового диктанта см. в приложении).
Выводы:
- С какими корнями работали?
- Сформулируйте правила, которыми Вы пользовались, выбирая гласную букву?
- От чего зависит выбор гласной буквы?
( отвечая на данный вопрос учащиеся указывают, что в корнях КОС-КАС выбор гласной зависит от наличия после корня суффикса А.
В корнях ГОР-ГАР, КЛОН-КЛАН, ТВОР-ТВАР гласная «А» пишется в безударном положении.
- Все ли слова с этими корнями, в которых выбор гласной зависит от ударения, подчиняются этому правилу?
- Нет, есть слова – исключения.
- Назовите их. ( Пригарь, изгарь, выгарки, утварь)
5. Физминутка.
6. Систематизация знаний.
Игра «Почтальон».
УУД: постановка и формулирование проблемы(П), структурирование знаний(П), выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К), аргументация своего мнения(К), оценка (Р, волевая саморегуляция(Р).
-Сегодня на уроке мы повторяем правописание корней с чередованием гласной, выбор которой зависит не только от ударения. Мы знаем 4 условия выбора гласной. Давайте их вспомним в процессе игры. У Вас на партах лежат карточки со словами, ваша задача- вставить буквы и разложить их по нужным «почтовым ящикам», размещенным на доске. Подобную работу проводят почтальоны при сортировке корреспонденции на почте.
(1-ый ящик: гласная зависит от ударения
2-ой ящик: гласная зависит от суффикса А
3-ий ящик: гласная зависит от следующей буквы
4-ый ящик: гласная зависит от значения слова). Учащиеся по очереди выходят к доске, раскладывая слова по «ящикам». Затем к доске вызываются 4 консультанта из «зеленых» и проверяют (взаимопроверка), объясняя выбор буквы.
7. Контроль.
Форма: Работа в парах. Выполнение и проверка теста.
УУД: волевая саморегуляция(Р), выполнение пробного учебного действия(Р), анализ объектов(П), рефлексия способов и условий действия(П), оценка (Р, планирование учебного сотрудничества со сверстником(К), управление поведением партнера (К).
8. Итоги урока. Рефлексия.
- О чем сегодня на уроке шла речь?
- От чего зависит выбор гласной в корне с чередованием?
Анализируя свою работу на уроке, ответьте на вопрос:
- Вы устали?
- Вам понравился урок?
- Завершите фразу: « Сегодня на уроке я с удовольствием …
«Самым интересным для меня было…
«Самым сложным для меня было…
- Подсчитайте ваши осенние листочки. (Поднимите руки те, кто набрал 5 и более листочков, 3-4, а есть такие ученики, кто за урок не получил ни одного листочка?). Выставление оценок.
9. Домашнее задание.
1. Подготовиться к контрольному диктанту.
2. Повторить изученный материал.
3. Сделать компьютерную презентацию по изученной теме. (групповая работа во внеурочной деятельности).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме "Средства формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка в 5-х классах"
Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного ч...
Формирование универсальных учебных действий на уроке русского языка в процессе изучения темы «Наречие»
Цели:1. Показать способы образования степеней сравнения наречий.2. Научить различать степени сравнения наречий и степени ...
Статья на тему: «Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в старших классах»
Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам, отражающим переход России от индустриального к постиндустриальному информа...
Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка (фрагменты уроков)
статья включает в себя фрагменты уроков русского языка в 7 классе....
Современные педагогические технологии формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы
В презентации показаны разнообразные приемы и методы формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы...
Обобщение опыта работы по теме: "Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка как основное требование ФГОС ООО"
Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка как основное требование ФГОС ОООИз опыта работыучителя русского языка и литературы филиала МБОУ Пеклинской СОШРябчинской СОШАв...