Интегрированный урок развития речи и ИЗО "В поисках красоты" (6 класс)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Интегрированный урок развития речи и ИЗО в 6 классе
В ПОИСКАХ КРАСОТЫ
Учитель: Климина А.И.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_6_kl._.docx | 31.76 КБ |
otkrytyy_urok_6_kl.pptx | 1.55 МБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок развития речи и ИЗО в 6 классе
Тема: В ПОИСКАХ КРАСОТЫ
Учитель: Климина А.И.
Планируемые результаты:
предметные:
- понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений,
- владеют разного вида чтениями, говорением и письмом: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме,
- стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц;
- формулируют свои мысли, высказывают свою точку зрения;
- владеют навыками написания сочинения;
- строят план сочинения.
метапредметные:
- познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию);
- применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам;
личностные:
- понимают, что русский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа,
- осознают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования;
- осознают эстетическую ценность русского языка, проявляют уважительное отношение к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Ход урока
Вступительное слово учителя.
Доброе утро, ребята. Какое у вас сегодня настроение? (отвечают). Надеюсь, в ходе нашего урока ваше настроение обязательно станет лучше и вы пойдете домой счастливыми.
Проверьте, пожалуйста, все ли принадлежности присутствуют на ваших партах? (ручки, карандаши, тетради, черновики).
Сегодня на уроке мы с вами будем готовиться к написанию сочинения по картине. Название картины вы узнаете позже, но данный вид работы вам уже знаком. Попробуйте сами сформулировать цели нашего урока, которые мы должны достигнуть. (отвечают)
Откройте, пожалуйста, ваши тетради для творческих работ. Подпишите число (девятнадцатое марта), на след. строчке - Сочинение по картине К.Ф. Юона «Мартовское солнце».
Ход урока
Вступительное слово учителя.
Как я уже сказала, сегодня мы с вами прикоснемся к творчеству интересной личности, художника – Константина Федоровича Юона. Современники называли его поэтом русской зимы. Давайте предположим, почему? (изображал зимние пейзажи).
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Постановка цели урока. - Сегодня мы обратимся к творчеству К. Ф. Юона, который вошел в историю русского искусства как непревзойденный мастер пейзажной живописи, попытаемся раскрыть сложный процесс рождения пейзажа, изображающего русскую природу. Заглянем, подключив наше воображение, на окраину русской деревни, послушаем «первые» шаги весны, и конечно, начнем описывать свое «мартовское солнце», используя богатство русского языка и те чувства, которые победят на этом уроке. | Слушают учителя |
Экскурс в историю искусств Ребята, ваша одноклассница подготовила нам сообщение о жизни Константина Федоровича. Дадим ей слово. По ходу ее рассказа, вы можете делать какие-то пометки в своем черновике. На экране портрет художника ,годы жизни. (слайд 1) Среди русских пейзажистов конца XIX века - первой половины XX века Константин Федорович Юон (1875-1958) - один из крупнейших мастеров. Он воспел русскую природу в ярких картинах, полных поэзии, свежести, воздуха. С пейзажами Юона в изобразительное искусство вошли мотивы русской провинции. Художник раскрывал историко-национальное своеобразие ее быта и пейзажа в сочной яркой манере живописи(«К Троице. Март», 1903). Занимался Юон в Московском училище живописи, ваяния и зодчества под руководством известных мастеров в мастерской В. А. Серова. Юон любил изображать древние русские города. Художник очень любил природу. Чтобы изучить ее, он много ездил по стране. Природа в произведениях Юона всегда яркая, радостная. | Выступает ученик с сообщением о художнике, остальные слушают, делают заметки в черновиках. Беседуют о биографии художника с учителем. |
А сейчас давайте поговорим о цвете и красках. Глаз человека способен отличить до 200 оттенков цвета. Когда человек воспринимает цвет предмета, то он ощущает сопутствующие ему настроения: веселье, радость, печаль, страх, легкость и другое. С давних пор известно, что цветовой климат влияет на самочувствие человека, может вызвать бодрость или навеять покой, тревогу. Цвета можно разделить на условные части. Можете ли вы предположить, на какие? (слайд 2) «Теплые» цвета - красные, оранжевые, желтые, желто-зеленые. Они связаны с понятием огня, солнца. «Холодные» цвета - синие, голубые, голубовато-зеленые, фиолетовые. Они напоминают воду, лед, небо. «Бесцветные» (ахроматические) - белый, серый, черный. Человек различает не только цвета, но и их оттенки по насыщенности, светлоте, тону. У одних цветов тон выражен едва заметно, значит, он светлее, менее насыщен. У других цветов тон выражен очень резко. У вас на столах есть словарь искусствоведческих терминов. Рассмотрите их. С этими терминами вы уже знакомы. Данный словарь вам поможет при работе над сочинением-описанием картины. (Слайд 3) Искусствоведческие термины и понятия даны каждому ученику на отдельных листах. Гармония (от греческого) - согласованность частей и элементов художественного произведения. Натура (от латинского) - это человек, предметы, местность, которые художник непосредственно наблюдает при изображении. Пейзаж - общий вид какой-либо местности, картина природы. Картина изображающая природу. Картина - произведение живописи в красках на куске холста. Колорит - сочетание красок, цветов, создающее определенное единство картины. Тон - оттенок какого-либо цвета. Палитра - доска, на которой художник смешивает краски разных цветов. Какие из этих терминов мы можем использовать сегодня? | Слушают учителя, отвечают на вопросы. Работа со словарем искусствоведческих терминов. |
Работа с искусствоведческим текстом. А сейчас давайте поработаем с текстом, который лежит у вас на столах. (слайд 4-5) 1.Знакомство с текстом. Художники, поэты и музыканты всегда стремились выразить переполняющие их чувства любви к природе в стихах и песнях, в картинах. Особенность пейзажной живописи, отличающая ее от портретной, жанровой и интерьерной живописи, заключается в том, что художнику приходится здесь иметь дело с большими пространствами, идущими вширь и вглубь. При этом предметы и люди, по мере своего удаления в глубь пространства, постепенно как бы поглощаются воздушной средой, изменяясь в цвете, плотности и величине. Между красками близкого, первого, плана и дальнего плана пейзажа всегда большая разница. Когда в ясный, синий солнечный день мы наблюдаем лесные дали, то замечаем, что самые далекие леса у горизонта принимают на себя окраску неба, становясь голубыми или синими, между тем как близкие деревья, кусты и леса остаются зелеными. Таким образом, воздушная перспектива в пейзажной живописи играет большую роль. Еще большую роль в пейзаже играет свет, способный преображать любую местность в одно мгновение до полной неузнаваемости, способный превращать самые обыденные куски природы в фантастические зрелища. Передача в картине света и воздушного состояния природы является главной заботой художника пейзажной живописи. Большое значение в пейзажной живописи имеют те чувства, настроения и мысли, с которыми художник приступает к картине. Именно пейзажная живопись дает возможность наблюдать чародействия света, способного к мгновенному превращению любой, самой обыденной и прозаической картины в сложную и красочную симфонию. (К. Ф. Юон. О пейзажной живописи.) Работа с текстом. Подчеркните в тексте выражения, которые вы можете использовать при описании пейзажа. | Дети читают текст по очереди. Отвечают на вопросы. Подчеркивают словосочетания в тексте, которые можно использовать в сочинении. |
Подготовительные упражнения 1.Давайте сейчас с вами рассмотрим картину. Перед вами полотно К.Ф. Юонна «Мартовское солнце» (слайд 6) Знакомство с картиной К. Ф. Юона «Мартовское солнце». 1) Какое настроение вызывает картина? 2) Какие чувства испытываете вы при первом взгляде на пейзаж? 3) Нравится ли вам этот пейзаж? 4) Как вы думаете, почему картина вызывает у вас радостное (грустное) настроение? 5) Почувствовали ли вы дыхание весны при взгляде на эту картину? 6) Удалось ли художнику передать красоту первых весенних дней? 2. Вопросы по содержанию картины. 1) К какому жанру живописи можно отнести это полотно? (На картине изображен зимний деревенский пейзаж.) 2. Сколько у картины планов? (Планов три. На первом (по центру) люди и лошади. Снег. На втором плане избы и высокие деревья. Это березы и, очевидно, дубы, которые характерны для средней полосы России. На третьем плане - небо.) 3) Почему художник написал людей и лошадей в темных тонах?(Художник использовал контраст цветов. На холсте, небогатом по палитре, все слилось бы в акварельных тонах, не было бы «опоры» для взгляда.) 4) Какие детали «подсвечивают» полотно? (Желтоватые березы, гнедой жеребенок, внешний вид изб.) 5) Как художник передает ощущение простора? (Облака касаются верхушек берез, много снега. Возникает впечатление широкого простора.) 6) Какая зима изображена на картине? (Настоящая русская зима. Снежная и морозная.) 7) Какой день запечатлел художник? (Солнечный, свежий, но еще очень холодно.) 8) Какова палитра этого полотна? (Небогатая, но использовал оттенки цветов, акварельная зарисовка.) Еще раз внимательно рассмотрите это прекрасную картину и прочитайте термины вашего словаря. Подумайте, какие из них вы могли бы использовать при описании данной репродукции. Выполнение задания (слайд 7) - Закончите предложения подходящими по смыслу словами. 1) Небо на заднем плане холста ...(прозрачно-синее, лазурное) 2) Любуясь картиной К. Ф. Юона «Мартовское солнце»(,испытываешь радость от приближения весны) 3) Высокие деревья составляют (средний) план холста. 4) Умело художник передал ...(гармонию природы, пробуждение природы) 5) Художник предлагает нам испытать чувства ... ( радости, веселья) | Рассматривают картину. Отвечают на вопросы учителя. Выполняют работу в тетрадях, продолжают предложения. |
Беседа по составлению плана. Вспомните сколько частей в плане любого сочинения? Вспомните планы, которые мы писали ранее. Прочитайте план к сочинению по картине К. Ф. Юона «Мартовское солнце», дополните его, сделайте его информационно полным. (слайд 8) I. Вступление. 1. Что изображено на картине. II. Основная часть. Передний план: 1. Люди и лошади. 2. Снег. Средний план: 1. Избы. 2. Деревья. Задний план: Небо. III. Заключение. Какие чувства вызывает картина. | Беседа с учителем |
- Выберите отрывки их стихотворений, которые могли бы стать эпиграфом к сочинению по картине. Вспомним, что такое эпиграф? (Изречение, краткая цитата перед произведением или его частью, характеризующая основную идею произведения.) 1 вариант (слайд 9) Весна, весна! И все ей радо. Как в забытьи каком стоишь И слышишь свежий запах сада И теплый запах талых крыш. (И.А. Бунин) 2 вариант (слайд 10) Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года... А. С. Пушкин | Беседа с учителем. |
Рефлекия слайд 11 Интерес – Было ли мне интересно/неинтересно? Творчество – Какую творческую работу я выполнял/выполняла? Обучение – Чему я научился/научилась на этом уроке? Главное – Главное, что я понял сегодня? Какую цель ставил себе на уроке? Достиг ли цели? | Отвечают на вопросы, рассуждают. |
Написание сочинения-описания. - Друзья мои! Мы подошли с вами к самому прекрасному моменту нашего урока, так как именно сейчас мы начнем творить с вами свои живописные полотна, но использовать в своем творчестве будем только чудные россыпи русского языка. Во время работы идет музыкальный фон - запись из цикла «Времена года» П. И. Чайковского. | Приступают к работе над сочинением. |
Подведение итогов. Выставление оценок. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Теплые» цвета - красные, оранжевые, желтые, желто-зеленые. Они связаны с понятием огня, солнца. « Холодные» цвета - синие, голубые, голубовато-зеленые, фиолетовые. Они напоминают воду, лед, небо. « Бесцветные» (ахроматические) - белый, серый, черный.
Словарь искусствоведческих терминов: Гармония - согласованность частей и элементов художественного произведения . Натура - это человек, предметы, местность, которые художник непосредственно наблюдает при изображении . Пейзаж - общий вид какой-либо местности, картина природы. Картина изображающая природу . Картина - произведение живописи в красках на куске холста . Колорит - сочетание красок, цветов, создающее определенное единство картины . Тон - оттенок какого-либо цвета . Палитра - доска, на которой художник смешивает краски разных цветов.
Художники , поэты и музыканты всегда стремились выразить переполняющие их чувства любви к природе в стихах и песнях, в картинах. Особенность пейзажной живописи, отличающая ее от портретной, жанровой и интерьерной живописи, заключается в том, что художнику приходится здесь иметь дело с большими пространствами, идущими вширь и вглубь. При этом предметы и люди, по мере своего удаления в глубь пространства, постепенно как бы поглощаются воздушной средой, изменяясь в цвете, плотности и величине. Между красками близкого, первого, плана и дальнего плана пейзажа всегда большая разница. Когда в ясный, синий солнечный день мы наблюдаем лесные дали, то замечаем, что самые далекие леса у горизонта принимают на себя окраску неба, становясь голубыми или синими, между тем как близкие деревья, кусты и леса остаются зелеными. Таким образом,воздушная перспектива в пейзажной живописи играет большую роль. Еще большую роль в пейзаже играет свет, способный преображать любую местность в одно мгновение до полной неузнаваемости,способный превращать самые обыденные куски природы в фантастические зрелища. Передача в картине света и воздушного состояния природы является главной заботой художника пейзажной живописи. Большое значение в пейзажной живописи имеют те чувства,настроения и мысли, с которыми художник приступает к картине. Именно пейзажная живопись дает возможность наблюдатьчародействия света, способного к мгновенному превращению любой, самой обыденной и прозаической картины в сложную и красочную симфонию. ( К. Ф. Юон . О пейзажной живописи.)
К.Ф. Юон «Мартовское солнце»
- Закончите предложения подходящими по смыслу словами. 1) Небо на заднем плане холста … 2) Любуясь картиной К. Ф. Юона «Мартовское солнце», испытываешь … 3 ) Высокие деревья составляют … план холста. 4) Умело художник передал … 5) Художник предлагает нам испытать чувства ...
Выберите несколько подходящих определений к понятиям: зима , небо, лошадь . Слова для справок: крепкая , тихая , снежная, молодая, вьюжная, лютая, теплая , длинная, старая, долгая, голубая, ясная, спокойная , ухоженная , рыхлый, крепкий, серый .
ПЛАН: I . Вступление. 1. Что изображено на картине. II. Основная часть. Передний план: 1. Люди и лошади. 2. Снег. Средний план: 1. Избы. 2. Деревья. Задний план: Небо. III. Заключение. Какие чувства вызывает картина.
Весна, весна! И все ей радо. Как в забытьи каком стоишь И слышишь свежий запах сада И теплый запах талых крыш . (Иван Алексеевич Бунин)
Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года ... (Александр Сергеевич Пушкин)
Мне в душу повеяло жизнью и волей: Вон - даль голубая видна... И хочется в поле, в широкое поле. Где, шествуя, сыплет цветами весна! (Аполлон Николаевич Майков)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок: развитие речи + музыка 3 класс для глубоко умственно отсталых детей Тема : «Путешествие из города в деревню»
На уроке дети повторяют о обощают знания о домашних животных в игровой форме, развивают певческие навыки....
План-конспект интегрированного урока (развитие речи-классный час) 5 класс
Нетрадиционный урок объединяет тему "сочинение" - развитие речи и тему классного часа "Права и обязянности гражданина"...
Интегрированный урок (развитие речи, ручной труд, логоритмика) в классе «Особый ребенок» (дети с умеренной умственной отсталостью) Тема: «Чебурашка».
Успех в обучении глубоко умственно отсталых детей не может быть достигнут без учета имеющихся у них специфических психофизических нарушений, проявления которых затрудняют овладение ими знании, умении ...
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ИЗО В 5 КЛАССЕ НА ТЕМУ "ТЫ, КАК ДУША У НАРОДА, КРАСИВА,,,(ОПИСАНИЕ ИГРУШКИ)"
Цели урока: развивать устную и письменную речь учащихся, учить художественному видению окружающего мира; создать целостное представление о роли игрушки в жизни русского народа; закрепить знания, получ...
Интегрированный урок развития речи в 7 классе (русский язык - литература - ИЗО) «ПОЭТ ПУШКИН И ЖИВОПИСЕЦ БРЮЛЛОВ»
Интегрированный урок развития речи в 7 классе (русский язык - литература - ИЗО) «ПОЭТ ПУШКИН И ЖИВОПИСЕЦ БРЮЛЛОВ»- полностью разработанный и подготовленный для проведения. Урок сопровождает красочная ...
Описание эскиза узора Интегрированный урок развития речи и ИЗО (для учащихся 5-го класса)
Интегрированный урок развития речи (сочинение-описание) и ИЗО в 5-м классе.Цель: создать целостное представление об орнаменте русского национального костюма; формировать навыки составления...
Интегрированный урок развития речи и ИЗО в 8 классе
Цели: развивать речь учащихся, формируя навыки самостоятельного описания окружающего мира; помочь понять образный язык искусства на основе искусствоведческого текста; ввести в активный словарь учащихс...