Описание эскиза узора Интегрированный урок развития речи и ИЗО (для учащихся 5-го класса)
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Интегрированный урок  развития речи (сочинение-описание) и ИЗО в 5-м классе.

Цель: создать целостное представление об орнаменте русского национального костюма; формировать навыки составления  текста типа описания.

Задачи:
1. формировать умение выражать основную мысль с помощью соответствующего отбора деталей (цвет и расположение) для  составления текста типа описания;
2. развивать ассоциативное мышление, воображение, эмоциональную  сферу, умения видеть и чувствовать прекрасное;

3.  развивать навыки письменной и устной речи;
4. воспитывать любовь и интерес к традициям русской культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass.docx146.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Елунинская основная общеобразовательная школа»

Описание эскиза узора

Интегрированный  урок развития речи и ИЗО

 (для учащихся 5-го класса)

Авторы разработки:

Кремнева Е. Ю., учитель истории,

Решетова Л. И., учитель русского языка

с. Елунино

Интегрированный урок  развития речи (сочинение-описание) и ИЗО в 5-м классе.

Цель: создать целостное представление об орнаменте русского национального костюма; формировать навыки составления  текста типа описания.

Задачи:
1. формировать умение выражать основную мысль с помощью соответствующего отбора деталей (цвет и расположение) для  составления текста типа описания;
2. развивать ассоциативное мышление, воображение, эмоциональную  сферу, умения видеть и чувствовать прекрасное;

3.  развивать навыки письменной и устной речи;
4. воспитывать любовь и интерес к традициям русской культуры.

Коммуникативная компетенция – формирование умений необходимых для создания собственного высказывания.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) – овладение способами действий с изученным и изучаемым материалом.

Культуроведческая компетенция – усвоение национально-культурных традиций русского народа, его речевого этикета.

Форма: интегрированный урок развития речи и ИЗО.

Методы и приемы: репродуктивный, проблемный, диалогический,  игровой.

Деятельность учащихся: индивидуальная, фронтальная.

Средства: печатный материал,  раздаточный материал, наглядность,

Оборудование: эпиграф, картины художников, шаблоны геометрических фигур для составления узора, музыкальные  фрагменты вальса, марша, рока.

Ожидаемые результаты урока:

умение отбирать материал к ответу на вопрос;

умение составлять небольшие тексты;

умение работать в парах, самостоятельно

системность знаний;

обогащение словарного запаса;

создание комфортной обстановки для восприятия учебного материала.

Ход урока

                                                                                   Эпиграф (на доске)

                                                  «Не должно быть слепых к красоте, глухих к слову и                                                            настоящей музыке, черствых к добру, беспамятных к прошлому»

                                                                                                                             Д.Г. Лихачев

1. Организационный момент

Цель: подготовить учащихся к занятию; психологически настроить на совместную работу. 

Учитель русского языка:

- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок, потому что он объединяет два учебных предмета: русский язык и ИЗО.

2. Актуализация знаний

Цель: активизировать соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы.

Учитель русского языка: Многие из вас знают сказку А. Волкова «Волшебник Изумрудного города» и помните описание того фантастического мира: «...путники подошли к высокой каменной стене ярко-зеленого цвета. Прямо перед ними были большие ворота, украшенные огромными изумрудами. ...У этих ворот кончалась дорога, выложенная желтым кирпичом.... По бокам улицы возвышались великолепные дома из зеленого мрамора, стены которых были украшены изумрудами. Мостовая была из зеленых мраморных плит, и между ними тоже были вделаны изумруды ... Жители города были в зеленой одежде. И кожа их отливала смугло-зеленым оттенком. Все было зеленого цвета в Изумрудном городе, и даже солнце светило зелеными лучами».

Какое буйство разных оттенков цвета!

3. Целеполагание.

Цель: сформулировать тему и цель урока, отталкиваясь от проблемного вопроса.

- Как вы думаете, о чем сегодня мы с вами будем говорить?

 - Что нового вы должны узнать?

-  (проблемный вопрос) Какую роль играет в нашей жизни цвет?

 - Чему мы должны научиться сегодня на уроке?

Действительно, сегодня на уроке мы поговорим о тайне цвета. Какую роль играет в нашей жизни цвет, как влияет на наше настроение, на восприятие окружающего мира?

Составить текст-описание, выполнив творческую работу.

- Кто  владеет  тайнами цвета? (художник)

4. Самоопределение к деятельности

 Цель: подготовка к восприятию нового материала через личные наблюдения.

Ученики читают стихотворение В.Г. Абрамова.

Скажи, скажи, художник,
Какого цвета дождик,
Какого цвета ветер,
Какого цвета вечер?
Скажи, какого цвета
Зима, весна и лето?

Ромашку сделай белой,
Гвоздику сделай красной,
Лилию – оранжевой,

Желтым – одуванчик.

И мы увидим тоже:
Какого цвета дождик,
Какого цвета ветер,
Какого цвета вечер,
Поймем, какого цвета
Огромная планета!

Учитель ИЗО:

- Почему же именно художника просит автор рассказать о цветной планете?

- Как художник рассказывает обо всех красках жизни?

Учитель русского языка: А сейчас мы займемся устным рисованием. Представьте, что вы художники.

 - Какого цвета  день,  утро? Вьюга? Ветер? Ночь?

- Почему одни предметы зеленые, другие синие, красные, бирюзовые, оранжевые и т.д.?

Учитель ИЗО:
Рассмотрите репродукцию картины  В.Н. Бакшеева «Голубая весна»

- Почему  художник назвал весну голубой?

Учитель русского языка: Эксперимент с музыкальными фрагментами.

– Действительно, цветом можно изобразить все, даже музыку. Попробуем это доказать с помощью небольшого эксперимента.

У вас на партах лежат карточки №1 с определениями цвета и музыки. (Приложение 1) Соотнесите музыкальные фрагменты с художественным творчеством.

 - Какую музыку вы слышите?

(Учащимся предлагается рассмотреть репродукции Ю.П. Рейнер «Красная площадь», И.К Айвазовского  «Черное море», А.А. Рылов  «Зеленое кружево»  и послушать отрывки музыкальных произведений  Свиридова «Марш», Чайковского «Вальс цветов», рок-музыка (Аудиоприложение))

(Картина1. Слышатся звуки марша, так как красный цвет в сочетании с желтым – это бодрость и задор.

Картина 2. Звучит вальс. Цвета – бирюзовый, нежно-голубой, бледно-зеленый и розовый – ассоциируются с плавными и нежными звуками мелодии вальса.

 Картина 3. Мы слышим звуки тяжелого рока, так как здесь преобладают темные, тяжелые цвета: темно-малиновый, фиолетовый, черный. Содержание музыкальной зарисовки будет зависеть не только от цвета, но и от формы изображенных на рисунке линий.)

Физминутка

 Цель: помочь учащимся снять напряжение, расслабиться, отвлечься от серьезной работы.

В яркой солнечной стране

Все довольные вполне.

Самые довольные  гномы треугольные        

(Присели, руки  треугольником над головой)                            

А от солнца смуглые

Ходят гномы круглые                                

(Шагают на месте, руки сомкнуты в круге)

Самые опрятные гномики квадратные                

Дружно ножки выставляют,                            

(Шаг на пятку, руки разведены вперед)

Дружно ручки поднимают,

Каждый улыбается, в такт попасть старается.

5. Открытие нового знания

 Учитель русского языка: Вернемся к теме урока.

- Итак, зачем же нужен цвет? Как он влияет на наше настроение, на людей и их отношения? Чтобы наше сочинение  получилось живым, выразительным, проведем лексическую работу.

- В каком случае мы говорим “черные мысли”, “голубые мечты”, “серая личность”? Какие еще выражения вы знаете, где цвет характеризует то или иное явление? («розовые очки», «темна лошадка», «молодо-зелено», «белые мухи», «белая ворона», «оранжевое лето»).

- Какого цвета, по-вашему, зло? Почему вы так думаете?
- Какого цвета добро?

- Я думаю, что вещи, которые могут  радовать и детей и взрослых создают только  добрые люди.

Учитель ИЗО: Ребята! Вы обращали внимание на то, как живописен русский национальный костюм? Украшение костюма – не пустая забава. Это были словно передающиеся из поколения в поколение заветные письмена, которые передавались из поколения в поколение, которые можно читать, как книгу. Основным элементом вышивки является орнамент.

- Что такое орнамент? (ответы детей, на доске карточка с определением)

 Орнамент (лат. наряд, убранство, знаки отличия) – узор, который сочетает в себе ритмическое повторение  элементов: геометрических, растительных и животных.

Каждый элемент орнамента имел свое значение и смысл.

Карточки    № 3.  Различают несколько видов орнаментов: травный, зооморфный и геометрический. У русских вышивальщиц любимый орнамент был геометрический. В них преобладали ромбы, прямоугольники, квадраты. Из этих элементов состояли фигуры людей, зверей и птиц изображения растений, только они стилизованы, упрощены. Обратите внимание на иллюстрацию праздничного костюма.

6. Первичное закрепление знаний

Цель: определить уровень освоение материала.        

- Предлагаю вам самостоятельно поработать. Задание: составить свой узор при помощи цветных геометрических фигур.

Карточка 2. Задание: описать составленный узор.  Подумайте  о своем орнаменте,  какой цвет  преобладает в вашем узоре, чем нравится вам узор, какое настроение он создает и почему. В работе вам помогут следующие слова и словосочетания:

посередине расположены;
внутри образуют;
вокруг сливаются;
рядом находятся;
по краям разбросаны;

ближе к центру размещаются;
дальше разбегаются

узор красив

причудливое сочетание

придают яркость

выразительные формы

орнамент хранит

7. Включение новых знаний в систему знаний

Цель: развитие навыков письменной речи учащихся.

Учитель русского языка:  А теперь пришло время показать на практике, что вы готовы к написанию сочинения.

 (Учащиеся работают над текстом сочинения)

Сейчас самый важный момент. Вы будете читать свои шедевры, а мы внимательно слушать, чтобы определить наиболее удачные моменты мини-сочинения. (Обсуждение 2-3 работ).

Действительно.  Каждый орнамент хранит в себе тайну. И цвет нужен любому предмету, чтобы передать его силу и красоту. Словом вы смогли описать эту неповторимость и поделиться своими впечатлениями. Единство  музыки, слова и художественного творчества  отметил Д.Г.Лихачев. (Хоровое чтение эпиграфа)

8. Подведение итогов урока

Цель: обобщить знания, полученные на уроке.

Учитель ИЗО: В нашем классе от узоров  стало теплее.

- Ребята, что вам сегодня в новой теме запомнилось?

Чему вы научились?

Что поняли?

9.  Рефлексия

Цель: провести рефлексию знания учащихся.

- Что было на уроке самым интересным? Трудным?

Цветными  магнитами на ватмане с изображением елочки отметить ответы на вопросы:

1. красным магнитом отметьте, если этот урок тебе очень понравился и ты узнал то, что не знал раньше о народном костюме.

2. синим  магнитом, если урок  не понравился и многое из этой темы ты не запомнил.

Домашнее задание: оформить сочинение на листе А4.

Приложение 1

Карточка 1. Задание: проведите эксперимент. Соотнесите  музыкальный фрагмент с картинами художников.

Марш  – красный  цвет в сочетании с желтым –  бодрость и задор, торжественность, праздничность

Вальс  – бирюзовый, нежно-голубой, зеленый и розовый – ассоциируются с плавными и нежными звуками мелодии

Звуки  тяжелого рока темные, тяжелые цвета: темно-малиновый, фиолетовый,  темно-синий, черный – буйство, буря, непогода

                                                             Приложение  2

Карточка  2. Самостоятельная работа.

Задание: описать составленный узор.  Подумайте,  о своем орнаменте,  какой цвет  преобладает в вашем узоре, чем нравится вам узор, какое настроение он создает и почему. В работе вам помогут следующие слова и словосочетания:

посередине расположены;
внутри образуют;
вокруг сливаются;
рядом находятся;
по краям разбросаны;

ближе к центру размещаются;
дальше разбегаются

узор красив

теплые тона

причудливое сочетание

придают яркость

выразительные формы

орнамент храни

Приложение 3

                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание башни Сююмбике ( урок развития речи в 5 классе)

Родной край, родная земля – понятия очень широкие. У человека есть корни, которые дают ему жизнь, у каждого из нас в душу теплится огонек любви к родной стране. ...

Развитие речи и повышение грамотности учащихся.

В статье речь идет о том, что работа по орфографии и пунктуации должна вестись в единстве с работой по развитию речи, что позволит решить важнейшие учебные задачи....

Описание памятника (к урокам развития речи в 8 классе). Презентация учащихся.

Описание памятников литературных героев, архитектурных сооружений, знаменитых людей.Данные презентации подготовлены учениками 8 "Г" класса к урокам развития речи по  теме "Описание памятника"....

Виды пересказов, их роль в развитии речи и творческого воображения учащихся

Виды пересказов, их роль в развитии речи и творческого воображения учащихся....

Статья по теме: « Пальчиковая гимнастика как одно из средств развития речи и мелкой моторики учащихся с задержкой психического развития ».

В статье  кратко описываются особенности речевого и двигательного развития учащихся начальной школы с задержкой психического развития и  основные группы пальчиковых игр....