Однородные члены предложения. Урок русского языка в 8 классе
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)
Тема урока: «Закрепление темы «Однородные члены предложения».
Цель: Систематизировать и обобщить знания об однородных членах предложения и пунктуации при них
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_klass_odnorodnye_chleny.docx | 28.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Закрепление темы «Однородные члены предложения».
Цель: Систематизировать и обобщить знания об однородных членах предложения и пунктуации при них
Планируемые результаты:
Предметные:
- Формирование прочных знаний об однородных членах предложения, об обобщающих словах при однородных членах предложения.
2. Совершенствование умения различать однородные и неоднородные определения.
3. Формирование умения правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами.
4. Составлять схемы предложений с однородными членами и с обобщающими словами при однородных членах.
5. Вести подготовку к итоговой аттестации по русскому языку.
Метапредметные:
- умение находить однородные члены предложения и обобщающие слова в тексте и употреблять их в своей речи;
- умение анализировать собственную деятельность с позиции полученных результатов.
Личностные:
- Совершенствование монологической речи, умения правильно и лаконично излагать свои мысли.
- Развитие критического мышления, орфографической зоркости.
Оборудование: раздаточный материал (карточки), демонстрационный материал, персональный компьютер, проектор.
Тема урока: «Закрепление темы «Однородные члены предложения».
Цель: Систематизировать и обобщить знания об однородных членах предложения и пунктуации при них
Планируемые результаты:
Предметные:
- Формирование прочных знаний об однородных членах предложения, об обобщающих словах при однородных членах предложения.
2. Совершенствование умения различать однородные и неоднородные определения.
3. Формирование умения правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами.
4. Составлять схемы предложений с однородными членами и с обобщающими словами при однородных членах.
5. Вести подготовку к итоговой аттестации по русскому языку.
Метапредметные:
- умение находить однородные члены предложения и обобщающие слова в тексте и употреблять их в своей речи;
- умение анализировать собственную деятельность с позиции полученных результатов.
Личностные:
- Совершенствование монологической речи, умения правильно и лаконично излагать свои мысли.
- Развитие критического мышления, орфографической зоркости.
Оборудование: раздаточный материал (карточки), демонстрационный материал, персональный компьютер, проектор.
Формы организации деятельности:
- фронтальная работа;
- работа в парах;
- индивидуальная самостоятельная работа.
ХОД УРОКА.
Этап урока 1. Организационно-мотивационный момент. Мотивация учащихся. Выявление учебной задачи.
- - Здравствуйте, ребята! Мы начинаем урок русского языка. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Поприветствуем их. И пожелаем друг другу быть сегодня успешными. В течение нескольких уроков мы с вами изучали тему: «Однородные члены предложения». Сегодня у нас урок – закрепление этой темы. Но для начала давайте определить, какие задачи мы поставим. Но, чтобы наш ответ был полным, сначала посмотрим видеофрагмент.
- А как этот фрагмент связан с нашей темой? Очутившись в Стране невыученных уроков, Витя Перестукин получает шанс исправить ошибки и, в конце концов, понимает важность правильного использования знаков препинания, от которых очень часто зависит смысл предложения, когда запятая имеет решающее значение.
- Итак, какие же задачи мы должны сегодня решить?
Обобщение учителя.
- Действительно, сегодня на уроке обобщим знания об однородных членах предложения; будем совершенствовать умения различать однородные и неоднородные определения; формировать умения правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами и при обобщающих словах при однородных членах предложения. А главное, вести подготовку к итоговой аттестации по русскому языку. Запись в тетради темы урока. Слайд № 1
Этап урока 2. Актуализация знаний.
Задание 1. Повторение теории.
- Для того чтобы начать нашу работу, проведем синтаксический разбор предложения (работа у доски).
О доблестях, о подвигах, о славе я забывал на горестной земле. (пов., невоскл., простое, двусостав., распростр., ослож. однор. дополнениями)
- Чем осложнено предложение?
- Давайте вспомним, что вы знаете об однородных членах предложения. Слайд № 2.
- Какие члены предложения называются однородными?
(Относятся к одному и тому же слову, отвечают на один и тот же вопрос и являются одним членом предложения)
- Как могут быть связаны однородные члены предложения?
( С помощью сочинительных союзов и бессоюзной связью, т.е. интонацией перечисления). Назовите группы сочинительных союзов при однородных членах. (соединительные, разделительные, противительные)
- Какие определения являются однородными, а какие - неоднородными? (Определения являются однородными, если характеризуют предмет с одной стороны.)
- Расскажите о правилах пунктуации при однородных членах, используя схемы. Слайд № 3.
1 ученик – готовит сообщение «Запятая при однородных членах».
2 ученик – готовит сообщение «Не ставится запятая при однородных членах…».
3 ученик – готовит сообщение «Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них».
1) [ О, О, О, О ].
2) [ О и О ].
3) [ О, а О ]
[ О, но О ].
4) [ и О, и О, и О ].
5) [ То О, то О, то О ].
[ Или О, или О ].
6) [… не только О, но и О ].
[… как О, так и О ].
7) [О: О, О, О].
8) [О, О, О - О ].
9) [О: О, О, О - …].
Этап урока 3. Организация деятельности обучающихся по усвоению материала в процессе выполнения комплекса учебных заданий.
Задание 1. Работа в парах (карточки).
- В левой части таблицы даны предложения. В правой части таблицы укажите номер схемы, соответствующую этому предложению. Расставьте знаки препинания. Обсудите сначала друг с другом варианты и сделайте правильный выбор. (Знаки препинания не расставлены).
1 | Радостью, счастьем, надеждой - всем поделись со своим другом. | № 8 |
2 | Я закрыл свою тетрадь и вышел в сад. | № 2 |
3 | Друг говорит в глаза не только о достоинствах, но и о недостатках своего товарища. | № 6 |
4 | Далеко гулы повторяют и рёв, и треск , и шум, и гром. | № 4 |
5 | Орловский мужик невелик ростом, сутуловат, угрюм , глядит исподлобья. | № 1 |
6 | Ищи товарища лучше себя, а не хуже. | № 3 |
7 | В людях мы особенно ценим следующие черты: ум, волю , трудолюбие. | № 7 |
8 | То садился он на диван , то подходил к окну, то хотел мыслить. | № 5 |
9 | Родные знакомые места: узенькая речка, заросшая тропинка к дому, старый сад - заставили сердце биться сильнее. | № 9 |
Меняемся карточками и проверяем. Слайд № 4.
Задание 2. Самостоятельная индивидуальная работа (дифференцированная)
- Вам даны 5 предложений. Знаки препинания не расставлены. Оцените свои возможности и выберите, задание, которое будете выполнять: А, Б или В.
- Мы читаем, любим, заучиваем стихотворения А.С.Пушкина.
- Имя Пушкина известно не только в нашей стране, но и далеко за её пределами.
- А.С.Пушкин оставил нам стихотворения и поэмы, повести и драмы.
- Лирические чувства поэта выливаются в самую разнообразную форму: дружеские послания, оды, баллады, поэмы, романсы.
- И русские, и зарубежные читатели - все ценят творчество гениального поэта.
А) Спишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания.
За каждый правильный ответ – 1 балл.
Б) Спишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Подчеркните второстепенные члены предложения.
За каждый правильный ответ – 2 балла.
В) Спишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Подчеркните второстепенные члены предложения. Начертите схемы предложений.
За каждый правильный ответ – 3 балла.
(Работы сдаются учителю).
Разминка.
- Задание 1 (На листочках на доске) Задание: найдите в предложениях однородные члены, подчеркните, если необходимо – расставьте знаки препинания. Выберите соответствующую схему и прикрепите магнитиком.
Русский лес хорош зимой и летом. [O и O]
Мороз крепчал и щипал уши, лицо и руки. [O и O]; [O, O и O]
Трава, земля, крыши домов - всё было покрыто белым налётом инея. [O,O,O,O - O]
Жёлтым и красным огнём полыхают вязы и клёны в пойме. [O и O] ; [O и O]
В пруду водились караси , лещи, окуни. [O,O,O].
Работа со словарем.
Пойма - часть речной долины, затопляемая в половодье или во время паводков.
Проверяем. Слайд № 5.
- Задание 2 (слайд 6, 7).
На месте пропуска вставьте подходящие по смыслу союзы как - так и, не только – но и, не столько – но и, если не – то.
Игра оказалась непростой и заинтересовала не только детей, но и взрослых.
Как дыхание, так и питание из воздуха на свету – необходимые процессы в жизни растения.
Если не через неделю, то немного позже я вам верну эту книгу. - Задание 3 (слайд8,9).
Дополните предложения однородными членами.
Мчится поезд мимо леса, поля, луга.
При постройке дома работали каменщик, плотник, маляр, штукатур.
В зоопарке мы любовались обезьянами, львами, медведями, тиграми.
- Задание 4. (слайд 10).
Составьте предложения с однородными и неоднородными определениями, объясните постановку запятой.
- розовые, лиловые, палевые сыроежки;
- холодная, ясная погода;
- незнакомая красивая девушка;
- резиновые большие сапоги.
Работа со словарём :
Лиловые – цвета сирени или фиалки, фиолетовый.
Палевый - бледно – жёлтый с розоватым оттенком.
- Задание 5. (слайд 11).Не записывая предложений, поднимите букву О, если определения однородны и букву Н, если – неоднородны, и буквы О и Н в нужной последовательности, если есть и однородные, и неоднородные определения.
- Олимпийские игры – это самые масштабные и престижные международные спортивные соревнования. О Н
- Миллиарды зрителей во всем мире с нетерпением ждут начала соревнований, поддерживают спортсменов и с непередаваемым азартом следят за яркими, красочными церемониями Игр. О
- Российская женская команда по биатлону на Олимпийских Играх в Ванкувере завоевала золотые медали в эстафете. Н
- Олимпийские игры Древней Греции – крупнейшие спортивные соревнования древности. Н
- Талисманом летних московских Олимпийских игр 1980 года был Михаил Потапыч Топтыгин. Н
- Его автором стал известный книжный иллюстратор Виктор Чижиков. Н
ЗАРЯДКА ДЛЯ ГЛАЗ.
Задание 3. Тестирование (1 балл за каждый правильный ответ)
1. Укажите предложение, в котором перед союзом и ставится запятая (знаки препинания не расставлены):
а) С улицы раздались крики и гул машин.
б) Рожь густая, рослая темнеет и волнуется вдали.
в) Радостно было на небе и на земле и в сердце человека.
г) Погода была пасмурная и дождливая.
2. Укажите предложение с обобщающим словом при однородных членах (знаки препинания не расставлены):
а) Скворцы синицы воробьи, живущие в наших садах, поедают вредных насекомых.
б) И видишь ты синий свод неба да солнце да лес.
в) Я стал посещать музеи и галереи и читать книги.
г) Далёкие гулы повторяют и рёв и треск и шум и гром все звуки моря.
3. Укажите предложение с неоднородными определениями (знаки препинания не расставлены):
а) На дворе стояла совершенно чёрная непроницаемая ночь.
б) Давно – давно закат, чуть млея, чуть горя, померк над сонными весенними полями.
в) Всё было завешено зыбкой бесформенной пеленой.
г) Тянет гарью сухой от костра распалённого жаркого.
4. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую (знаки препинания не расставлены).
а) Из листового металла делают корпуса машин и приборов и посуду.
б) Жестянщики должны знать устройство различных станков и приспособлений для обработки листового металла и уметь работать на них.
в) Мы долго не ложились спать и любовались то небом то морем.
г) Столярный клей выпускают в виде зерен или твердых плиток с блестящей поверхностью.
Меняемся карточками, проверяем. Слайд № 12.
Задание 4. Работа с предложением. ОГЭ. Слайд № 13.
Учитель: Ребята, перед вами предложение с пронумерованными запятыми. Выпишите номер запятой, которая обозначает знак препинания при однородных членах.
По спокойной воде пруда медленно,1 лениво
покачиваются листья кувшинок,2 напоминающие
кораблики или маленькие плавающие острова.3
Этап урока 4. Итог урока (оценки).
Этап урока 5. Домашнее задание.
Оцените свои знания по данному вопросу знаком «+» или «-»
Итог моей работы
Тема | «+» или «-» | Домашнее задание |
Хорошо знаю признаки однородных членов предложения | П. 40, 41 | |
Могу начертить схему предложения с однородными членами | П. 41, 43, 44 | |
Знаю группы сочинительных союзов | П. 43 | |
Безошибочно ставлю знаки препинания в предложениях с обобщающим словом | П. 44 | |
Могу отличить однородные и неоднородные определения. | П. 42 |
Обведите в кружок номера тех параграфов, напротив которых стоит знак «-». Повторите их. Подготовиться к контрольному диктанту по теме «Однородные члены предложения»
Этап урока 6. Рефлексия.
Итог |
1. Уверен в своих знаниях. |
2. Нужно повторить некоторые правила. |
3. Понял, что плохо усвоил тему. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Главные члены предложения. Урок русского языка в 8 классе.
Тема урока: Главные члены предложения. (Обобщающий урок)Цели урока: 1) закрепить и углубить знания учащихся о главных членах...
Однородные члены предложения. Урок русского языка 5 класс
Методическая разработка урока русского языка "Однородные члены предложения"в соответствии с ФГОС. Технологическая карта урока....
Однородные члены предложения.Урок русского языка в 8 классе
Урок углубляет знания об однородных членах предложения. Урок-объяснение нового материала...
Однородные члены предложения. Урок русского языка в 5 классе. УМК В.В.Бабайцева
Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО...
Однородные члены предложения, урок русского языка в 5 классе
Урок построен в рамках требований ФГОС ОО, урок нового материала...
Обобщение изученного по теме "Обособленные члены предложения", урок русского языка в 8 классе
Технологическая карта урока и дидактический материал для урока русского языка в 8 классе по теме "Обобщение изученного по теме "Обособленные члены предложения"...
«Повторение по теме «Обособленные члены предложения» урок русского языка в 8 классе
Урок русского языка в 8 классе по теме «Повторение по теме «Обособленные члены предложения» - это урок развивающего контроля. Школьники работают в группе, распределяя роли, в парах, ...