Однородные члены предложения. Урок русского языка в 5 классе. УМК В.В.Бабайцева
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odnorod_chleny_predlozh.rar248.1 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                         Конспект  урока русского  языка

на тему:  «Однородные члены предложения».                                                                                     

Тема урока:            

 «Однородные члены предложения».

Базовый учебник:  

Русский язык. 5 класс.  Учебник для образовательных учреждений под редакцией  В.В.Бабайцевой

Цели

Личностные: 

  • Воспитание интереса к изучению русского языка
  • Развивать зрительную память, самооценку, внимание 

Регулятивные 

  • Учиться анализировать, сопоставлять и рассуждать.
  • Развивать умение работать в сотрудничестве 

Предметные

  • Закрепить знания о простом предложении, однородных членах предложения.

Тип урока.                

Урок обобщения и систематизации знаний

Формы работы учащихся.        

Коллективная и индивидуальная  работа, работа в парах.

Необходимое техническое оборудование.        

Компьютер, проектор, экран.

Структура и ход урока

Этапы урока

Цель этапа

Действия учителя

Действия обучающихся

Результат

Этап 1.

Организационный этап

Включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне.

  1. Учитель организует обучающихся, взаимодействует с классом,  предлагает провести небольшую словарную работу

Сегодня мы проведем словарную работу. Вам нужно будет вставить в тексте в словарных словах пропущенные буквы. После окончания работы вы должны будете записать все словарные слова из этого текста в тетрадь с выделением орфограмм

М...дведь, с...л…вей, к…рова, за…ц,

в…р…бей, с…бака, с…рока, п…тух, в…рона.

  • Что общего у этих слов?
  • На какие группы можно разделить эти слова?

Мужской род: медведь, соловей, заяц, воробей, петух

Женский род: корова, собака, ворона

А также группы – звери и птицы.

Личностные УД: 

  • Самооценка готовности к уроку.

Учащиеся включаются в учебную деятельность,  читают  текст

Учебно-познавательный интерес к данному уроку.

Этап 2.  Мотивационный этап

Вхождение в тему урока. Планирование своей деятельности, формулирование задач урока

Слова есть в русской речи,
Не очень-то внешне похожие,
Но, полномочия на них 
Поровну возложены.
И подчеркнуть в строке их нужно одинаково,
И между ними правильно
Должны расставить знаки мы.
Шагают вереницею они за словом главным,
Оно ими командует и за собой их тянет.
Наверное, вы поняли,
Слова те благородные
Все называют в языке их,
Конечно,… /
однородными./

Так как же называются подобные члены предложения?

Какова же тема урока?  (ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.)

 2. Целеполагание.  (1 мин)

Какие задачи  вы ставите перед собой на сегодняшнем уроке? (Ответы детей.)

Что нам необходимо знать об однородных членах и что мы должны уметь?

Ответы детей:

Признаки однородных членов.                               Находить в тексте  однородные члены.                    Употреблять в своей речи.                                    Правильно расставлять знаки препинания  в предложениях  с однородными членами.

ТЕОРИЯ

Регулятивные УД: целеполагание; Коммуникативные: ответы на  вопросы.

Познавательные: поиск и выделение информации, подведение под понятие, доказательства.

 Фронтальная работа.

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, выделяют информацию, определяют тему урока.

ФРИ КОЛЕМ ЧАРТ (в течение урока)

Личностные :

Осознание ценности изучаемого материала и практической его важности

Метапредметные УД:

Самостоятельное формулирование учебных задач и цели урока, умение выявлять проблему, выбирать действия по достижению цели.

Этап 3.

  Актуализация знаний

Повторение базовых понятий местоимения как части речи

  1. Работа с текстом

Устно объясните постановку знаков препинания между однородными членами.

Утро зачиналось. Еще нигде не румянилась заря, но уже заблестело на востоке. Бледно-синее небо светлело, холодело, синело. Звезды то мигали слабым светом, то исчезали. Отсырела земля, запотели листья, кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса. Жидкий ранний ветерок уже пошёл бродить и порхать над землей.

3.Работа в группах

Составьте предложения по схемам

  • Летом на лугу цветут  и .
  • , , осенью улетают на юг.
  • Ребята на уроке , , .

Физкультминутка

Ребята выполняют несложные физические упражнения.

4.Работа с текстом

Вставьте однородные члены предложения.

Женя и Степа дружат с раннего детства, как говорят, с пеленок. Они все делают вместе: (…), (…) в школу, (….) уроки, (….) в футбол. Стоит одному заболеть, другой тут как тут: книжку (…), анекдот (…), настроение (…). Это большое счастье иметь (…), (…) и (…) друзей, которые тебе всегда (…) и (…). Берегите своих друзей! Работа в паре. Составьте с однородными членами предложения, соответствующие схемам.

1.0 , 0, 0 и 0

2. 0, но 0

3. 0 или 0

4. 0 и 0 ,0 и 0

5. и 0, и  0 , и 0

5. Работа с иллюстрацией. Творческое задание.

- Расскажите по иллюстрации о осени. Используйте однородные члены предложения.

- А вот как о природе в это время года говорили известные поэты.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

А. С. Пушкин.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный.

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над  светлою поляной.

И. А. Бунин.

Как на выставке картин:

Залы, залы, залы, залы

Вязов, ясеней, осин

В позолоте небывалой.

Б. Л. Пастернак.

Познавательные УД:

  • Устная работа с текстом;
  • Работа с учебником;
  • Выполнение практических упражнений

Регулятивные УД:

  • Работа в группах

Коммуникативные УД:

Учащиеся рассуждают и выражают свои точки зрения, учитель обобщает ответы учащихся.

Учащиеся дают ответы, учитель подводит учащихся попробовать самостоятельно сформулировать определение однородных членов предложения.

Предметные :

1. Повторение базовых понятий предложения;

3.Опознавание однородных членов предложения в тексте по заданным признакам

Метапредметные:

1.Научились правильно строить свои ответы и высказывания, извлекать необходимую для выполнения упражнений информацию, отбирать и систематизировать материал по теме урока

Этап 4.

Закрепление материала

Закрепление умений по определению базовых понятий  местоимения как части речи

Учитель предлагает выполнить устное задание, направляет, координирует деятельность обучающихся, корректирует результаты.

- Найдите предложения с однородными членами. Докажите.

Дедушка с внуками идут на рыбалку.

Дедушка и внуки идут на рыбалку.

Лес радует нас весной, летом, осенью, зимой.

В полях лежит снег, но уже показались первые проталинки.

- Давайте с вами обобщим, какие члены предложения могут быть однородными?

Однородные члены предложения:

  • Слова одной и той же части речи.
  • Отвечают на один и тот же вопрос.
  • Относятся к одному и тому же слову в предложении.

Познавательные УД:

Индивидуальная работа. Обучающиеся самостоятельно выполняют задания.

Развитие  коммуникативных  УД, обеспечивающих возможность сотрудничества.

Регулятивные УД: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. Осознание качества и уровня усвоения темы урока.

Личностные:

1.Успешно выполненные задания.

2.Самооценка и адекватное реагирование на свои результаты.

Этап 5.

  Рефлексия

Организация рефлексии.

- Ребята, как вы считаете, достигли ли мы поставленной цели нашего урока?

- Что нам удалось сегодня особенно хорошо?

_ Что не понравилось? Нам чем бы вы хотели поработать еще?

- ПОПРОБУЙТЕ С ПОМОЩЬЮ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ РАССКАЗАТЬ О СВОЕМ НАСТРОЕНИИ НА КОНЕЦ УРОКА.

Личностные:

  • Самостоятельно выбрать задание для домашней работы.

Коммуникативные:

  • Отметить уровень подготовки

Личностные:

1.Осознание обучающимися своей учебной деятельности

2.самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

Этап 6. Домашнее задание

Домашнее задание

Ребята смотрят видеофрагмент и получают задание на дом: написать небольшое рассуждение на эту тему, используя однородные члены предложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Главные члены предложения. Урок русского языка в 8 классе.

Тема урока:   Главные члены предложения. (Обобщающий урок)Цели урока:   1) закрепить  и  углубить  знания  учащихся  о  главных членах...

Однородные члены предложения. Урок русского языка 5 класс

Методическая разработка урока русского языка "Однородные члены предложения"в соответствии с ФГОС.  Технологическая карта урока....

Однородные члены предложения.Урок русского языка в 8 классе

Урок углубляет знания об однородных членах предложения. Урок-объяснение нового материала...

Однородные члены предложения, урок русского языка в 5 классе

Урок построен в рамках требований ФГОС ОО, урок нового материала...

Обобщение изученного по теме "Обособленные члены предложения", урок русского языка в 8 классе

Технологическая карта урока и дидактический материал для урока русского языка в 8 классе по теме "Обобщение изученного по теме "Обособленные члены предложения"...

«Повторение по теме «Обособленные члены предложения» урок русского языка в 8 классе

Урок русского языка в 8 классе по теме «Повторение по теме «Обособленные члены предложения» - это урок развивающего контроля. Школьники работают в группе, распределяя роли, в парах, ...

Однородные члены предложения. Урок русского языка в 8 классе

Тема урока: «Закрепление  темы  «Однородные члены предложения».Цель: Систематизировать и обобщить знания об однородных членах предложения и пунктуации  при н...