Фрагмент урока по русскому языку. ( лингвокультурологическая характеристика текста)
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Шост Наталья Сергеевна

Фрагмент урока по русскому языку. ( лингвокультурологическая  характеристика текста)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fragment_uroka.docx24.87 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексный анализ текста в 5 классе при повторении тем «Текст»,

«Орфография», «Синтаксис и пунктуация». 

Цель  урока:  проанализировать    текст,  развивая    связную    речь  

Комплексный анализ текста в 5 классе при повторении тем «Текст»,

«Орфография», «Синтаксис и пунктуация». 

Цель  урока:  проанализировать    текст,  развивая    связную    речь  

   Методика проведения урока лингвокультурологической характеристики текста.(фрагмент)

 Урок вписывается в программу обучения русскому языку в 5 классе в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова «Русский язык» 5 класс. При систематизации знаний по разделу «Синтаксис и пунктуация» по теме «Однородные  члены предложения».

Приведенные ниже материалы урока посвящены работе с отрывком рассказа  М.Пришвина «Деревья в плену».

1.Чтение отрывка. Читает учитель или заранее подготовленный ученик.

Полагаю, что вы не были снежной зимой в холодном лесу. Там лежат согнутые деревья и так низко, что только зайцу под ними проскакать. Березка вершиной, как ладонью, забирала падающий снег. От этого вырос ком и вершина стала сгибаться. Вершина клонилась, наконец погрузилась в снег и примерзла до весны. Под этой аркой проходили звери, пробирались люди на лыжах.

Я знаю волшебное средство, чтобы идти по такой дорожке, не наклонясь. Беру хорошую палочку и стучу по склоненному дереву. Снег валится вниз. Дерево прыгает вверх и уступает мне дорогу. Медленно иду разгорающимся утром и волшебным ударом с наслаждением освобождаю дерево.

2. Эмоциональный отклик на текст.

- Мы прочитали отрывок из рассказа М.Пришвина. Какие чувства он у вас вызвал? О чем заставил задуматься?

3. Формулирование поверхностных смыслов текста. Фронтальная работа.

 - Почему автор считает, что люди не ходят зимой в лес? (Возможные ответы учеников: Холодно, выпало много снега, грибы и ягоды не собрать. Но некоторые дети начинают высказывать иное мнение с родителями ходят в лес именно зимой, чтобы покататься на лыжах).

-Как вы думаете, что или кого можно увидеть в лесу зимой? (Много снега, лиственные деревья без листьев, хвойные деревья укрыты снежным покрывалом. Зайца в белой шубке.)

-Почему там лежат согнутые деревья? По какой причине они согнуты? (Если деревце тонкое, то под тяжестью снега ствол сгибается)

-  Какое «волшебство» может здесь присутствовать? Какие действия может совершить автор? (Убрать снег взглядом, взмахом руки и т.д.)

- Как можно озаглавить текст? (Ученики предлагают свои варианты. «Зимний лес», «В холодном лесу» и другие.)

 После ответов учеников  учитель сообщает название рассказа «Деревья в плену». – Как вы думаете, почему так назван рассказ? (От снега вершины деревьев склонились к земле и примерзли до весны, поэтому они взяты «в плен»).

- Определите тему текста. (Ученики могут сказать, что этот текст о красоте природы в зимнем лесу. В лесу росли молодые березки, снег в период оттепели налипал на деревьях и их верхушки клонились к земле, образуя мостик. Автор рассказа решил помочь молодым березкам, он всегда брал с собой палочку и стучал по деревьям, они вздрагивали, стряхивая снег, а потом разгибались.

- Какова главная мысль текста? ( Учит бережно относиться к лесу и ценить его красоту. Лес нуждается в заботе человека, который может как помочь, так и погубить лес своим безразличием. Необходимо ценить красоту леса, ведь  такой красоты больше нигде нет и руками ее не создашь).

4. Структурно-содержательный анализ текста.  Индивидуальная работа

На этом этапе учащимся раздаются распечатки текста, в которых они на протяжении урока могут делать пометки.

- На какие части и почему можно разделить данный отрывок рассказа? Обозначьте части текста в распечатке. (На две части.  В тексте две микротемы. Первая часть - автор описывает лес зимой, нахождение деревьев в плену. Вторая часть – освобождение от зимнего плена.)

5. Речеведческий анализ текста. Фронтальная работа

- Вспомним, какие стили и типы речи нам известны. Определите стиль речи данного текста. Аргументируйте свой ответ. ( Художественный стиль. Автор рисует картину зимнего леса. Перед нами возникают образы деревьев зимнего леса. Автор использует яркие средства выразительности: олицетворения  - «вырос ком», «вершина погрузилась», дерево прыгает вверх и уступает мне дорогу»,  эпитеты («разгорающимся » утром, «волшебное» средство, «склоненному» дереву,  сравнение - «как ладонью, забирала падающий снег»).

- Определите типы речи, к которым относится каждая из частей. Как связано употребление этих типов речи с содержанием частей текста?( описание и повествование.)

6.  Синтаксический анализ текста. Работа в группах.

- Вспомним, какие предложения бывают по цели высказывания? Какие предложения используются  в данном тексте? Почему?

- Найдите в тексте и подчеркните предложения с однородными сказуемыми. Какую роль в тексте они играют? (Использование однородных членов, в данном случае сказуемых, помогает охарактеризовать предмет, делают речь яркой и насыщенной.)

- Найдите в тексте простые предложения. Какова роль их в тексте?(Автор концентрирует внимание читателя на действии, благодаря этому появляется яркое проявление чувств, настроений мыслей.)

- Найдите в тексте сложные предложения. Чем сложное предложение отличается от простого?  Какую роль в тексте играют сложные предложения? (Сложные предложения могут не только обозначить констатацию факта, просьбу, пожелание, а и выразить целую гамму чувств и переживаний автора. Также позволяют писателю более точно и с передачей многих нюансов выразить свою мысль, его переживания и искания.)

 - Выполните полный синтаксический  разбор последнего  предложения текста. 

- Выпишите из второй части текста все  прилагательные. Каким членом  предложения они являются? Подчеркните в тексте. Какова роль использования прилагательных в тексте? (Прилагательные описывают предметы и явления, расширяют представление о них, уточняют, дополняют – создают реальную картину, а значит, помогают нам познать и понять окружающий мир. Также помогают сделать текст  ярким, красочным, впечатляющим, запоминающимся.)

- Составьте схему последнего предложения  первой части текста.

наклонясь. Беру хорошую палочку и стучу по склоненному дер..ву. Снег

валит...ся вниз. Дерево прыга..т вверх и уступа..т мне дорогу. Медленно

иду  разгорающимся  утром  и  волшебным  ударом  с  наслаждением

освобождаю дерево. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагменты уроков по русскому языку с применением ТКМЧП

Представлены фрагменты  уроков  по русскому языку   с использованием приемов  технологии критического мышления...

Подготовка к ГИА. Правописание корней с чередованием. Методическая разработка фрагмента урока по русскому языку в 9 классе.

Цель урока: повторить, обобщить и систематизировать правописание корней с чередованием, подготовить учащихся к выполнению задания А - 5 ГИА.       ...

Фрагмент урока по русскому языку в 6 классе. Мастер-класс «Обособление причастных оборотов».

Фрагмент урока по русскому языку в 6 классе "Обособление причастных оборотов"Оборудование: репродукция картины И. И. Левитана «Золотая осень», презентация, толковые словари, мячик.Задачи:- активизиров...

Фрагмент урока по русскому языку в 8 классе

Фрагмент урока по русскому языку в 8 классе.Тема: «Знаки препинания в сложном предложении»...

Модель фрагмента урока по русскому языку с учётом специфики тестовой формы контроля и формируемых компетенций.

7 класс   «Гласные в суффиксах действительных и страдательных причастий»...

Урок по русскому языку "Тема текста"

Технологическая карта урока по русскому языку...