Фрагмент урока по русскому языку в 8 классе
методическая разработка по русскому языку (8 класс)
Фрагмент урока по русскому языку в 8 классе.
Тема: «Знаки препинания в сложном предложении»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fragment_uroka._znaki_prepinaniya_v_slozhnom_predlozhenii.docx | 17.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Фрагмент урока по русскому языку в 8 классе.
Тема: «Знаки препинания в сложном предложении»
II. Объяснение нового материала.
Учитель: В какой колонке простые предложения, а в какой сложные?
1. Дома и стены помогают. 2. Друзья познаются в беде. 3. Всяк кулик своё болото хвалит. | 1. Дитя плачет, а у матери сердце болит. 2. Глаза страшат, а руки делают. 3. Старое старится, молодое растет. |
Ученик : В левой простые, а в правой сложные.
Учитель: Простые предложения в составе сложного обычно выделяются запятой. Союзные сложные предложения делятся на сложносочинённые и сложноподчиненные. Сложносочиненные предложения состоят из равноправных предложений. Они соединены сочинительными союзами и интонацией. Сложноподчиненные предложения состоят из неравноправных предложений. В них придаточные предложения зависят от главного предложения и поясняют либо его в целом, либо какой-нибудь его член.
Простые предложения в сложносочиненном соединены подчинительными союзами и интонацией.
ССП | Знак | Пример |
Два простых предложения, соединенные при помощи интонации и сочинительного союза. | Запятая | День выпал теплый , и кое-где в последний раз зардела рябина. |
Предложения имеют один общий член, общую подчинительнуючасть, общее вводное слово.
| Запятую не ставим перед союзами и, да (= и), или, либо | В городском саду играл оркестр и пел хор песенников.
|
Предложения, части которых – это два восклицательных, вопросительных или побудительных предложения.
| Запятую не ставим | Который теперь час и сколько времени нам осталось ждать? Какой теплый вечер и какой чистый воздух! Убрать в комнате и накрыть на стол!
|
Во второй части предложения содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление по отношению к первой части. | Тире | С колесницы пал Дадон, охнул раз – и умер он. (А. Пушкин).
|
Упражнение 1. Подчеркните грамматические основы в предложениях. Объясните постановку знаков препинания и отсутствия тх.
(1) Заглянуло солнце в окна и росой умыло стекла. (2) День выпал теплый, и кое-где в последний раз зардела рябина. (3) В городском саду играл оркестр и пел хор песенников. (4) Какой теплый вечер и какой чистый воздух! (6) С колесницы пал Дадон, охнул раз – и умер он. (А. Пушкин).
Упражнение 2. Расставьте знаки препинания и объясните их.
1. Всё живое тянется к воде, и всем вода дарит жизнь (ССП; и – соединительный союз). 2. Снегпохоронит и предаст забвению лесные повести и загадки (простое предложение; и – соединительный союз, связывает однородные сказуемые и дополнения). 3. Верблюжье молоконепривычно сладкое, но пришлось выпить (ССП; но – противительный союз). 4. Барсук пытался уплыть, но был водворен на пятачок земли возле пня (простое предложение; но – противительный союз; связывает однородные сказуемые). 5. Умер от болезни отец, а мать после него от горя умерла (ССП; а – противительный союз). 6. Я тогда не здесь, а у бабушки жил(простое предложение; а – противительный союз; связывает однородные обстоятельства места). 7. При сих словах вышла из-за перегородки девочка лет четырнадцати и побежала в сени (простое предложение; и – соединительный союз, связывает однородные сказуемые). 8. Прошлонесколько лет, и обстоятельства привели меня на тот самый тракт, в те самые места (ССП; и – соединительный союз). 9. Парнишка упал, однако не был убит (простое предложение; однако – противительный союз; связывает однородные сказуемые). 10. Канонада стала слабее, однакотрескотня ружей сзади и справа слышалась всё чаще (ССП; однако – противительный союз). 11. Пусть он перебирается в деревню, во флигель, или я переберусь отсюда (ССП; или – разделительный союз). 12. Я хочу быть отроком светлым иль цветком с луговой межи (простое предложение; иль – разделительный союз; связывает однородные именные части сказуемого).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фрагменты уроков по русскому языку с применением ТКМЧП
Представлены фрагменты уроков по русскому языку с использованием приемов технологии критического мышления...
Подготовка к ГИА.Правописание корней с чередованием. Методическая разработка фрагмента урока по русскому языку в 9 классе.
Цель урока: повторить, обобщить и систематизировать правописание корней с чередованием, подготовить учащихся к выполнению задания А - 5 ГИА. ...
Фрагмент урока по русскому языку в 6 классе. Мастер-класс «Обособление причастных оборотов».
Фрагмент урока по русскому языку в 6 классе "Обособление причастных оборотов"Оборудование: репродукция картины И. И. Левитана «Золотая осень», презентация, толковые словари, мячик.Задачи:- активизиров...
Фрагмент рабочей программы "Русский язык. 5 класс"
Фрагмент рабочей программы по русскому языку в 5 классе с указанием планируемых результатов...
Модель фрагмента урока по русскому языку с учетом специфики тестовой формы контроля и формируемых компетенций
Фрагмент урокм...
Фрагмент урока по русскому языку. ( лингвокультурологическая характеристика текста)
Фрагмент урока по русскому языку. ( лингвокультурологическая характеристика текста)...
Модель фрагмента урока по русскому языку с учётом специфики тестовой формы контроля и формируемых компетенций.
7 класс «Гласные в суффиксах действительных и страдательных причастий»...