Фрагмент урока по русскому языку в 6 классе. Мастер-класс «Обособление причастных оборотов».
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме
Фрагмент урока по русскому языку в 6 классе "Обособление причастных оборотов"
Оборудование: репродукция картины И. И. Левитана «Золотая осень», презентация, толковые словари, мячик.
Задачи:
- активизировать знания об обособлении причастного оборота;
-развивать умение применять теоретические знания на практике, правильно определять условия, при которых необходимо ставить знаки препинания, умение конструировать предложения;
- воспитывать культуру речи, любовь к своему языку, к своей родине.
Скачать:
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа г. Зернограда
Фрагмент урока по русскому языку в 6 классе
Мастер-класс «Обособление причастных оборотов»
Беликова Екатерина Петровна
учитель русского языка и литературы
I квалификационной категории
2013 г.
Мастер-класс «Обособление причастных оборотов»
Оборудование: репродукция картины И. И. Левитана «Золотая осень», презентация, толковые словари, мячик.
Задачи:
- активизировать знания об обособлении причастного оборота;
-развивать умение применять теоретические знания на практике, правильно определять условия, при которых необходимо ставить знаки препинания, умение конструировать предложения;
- воспитывать культуру речи, любовь к своему языку, к своей родине.
(на экране репродукция картины И. И. Левитана «Золотая осень»)
Отгадайте загадки:
Если видишь: на картине нарисована река, Или домик в дымке синей, или луг и облака, Или тонкая рябина, или поле и шалаш – Это значит, что картина называется … (пейзаж)
Вся трепещет на ветру роща золотая, По растрепанным кустам дождик пролетает. Стог на скошенном лугу, над рекой плывет туман. Догадаться я смогу? Кто художник?... (Левитан)
Подберем синонимы к слову художник? Как еще можно назвать художника?
Пейзажист, живописец, творец, колорист (обращаемся к словарным статьям)
ПЕЙЗАЖИСТ, -а, м. Художник, рисующий пейзажи. || ж. пейзажистка, -и.
ЖИВОПИСЕЦ, -сца, м. Художник, занимающийся живописью.
КОЛОРИСТ, -а, м. 1. Живописец, воплощающий свой художественный замысел главным образом средствами колорита. 2. Специалист по расцветке тканей (спец.). || ж. колористка, -и (ко 2 знач.).
КОЛОРИТ, -а, м. 1. Соотношение красок в картине по тону, насыщенности цвета. Теплый, холодный, яркий к. 2. перен. Отпечаток чего-н., совокупность особенностей (времени, местности, характера). К. эпохи в историческом романе. Местный к. || прил. колористический, -ая, -ое (к 1 знач.) и колоритный, -ая, -ое (к 1 знач.).
ТВОРЕЦ, -рца, м. (высок.). 1. Человек, к-рый создает, создал что-н. творчески. Народ - от. и созидатель. 2. (Т пропис-ное).В религии: Бог как создатель мира.
ХУДОЖНИК, -а, х 1. Человек, к-рый творчески работает в какой-н. области искусства. Гениальный х. Х. слова, (о писателе или артисте). Х. по свету, по костюмам (в театре). 2. То же, что живописец. Х.-бата-лист. 3. перен. Человек, к-рый выполняет что-н. с большим художественным вкусом, мастерством. Х. своего дела. || ж. художница, -ы (ко 2 и 3 знач.). || прил. художнический, -ая, -ое. Х. дар.
Составьте предложения с причастными оборотами, которые бы начинались словами …
Пейзажистом называют …
Живописцем называют …
Колористом называют …
Творцом называют …
Художником называют …
Прочитаем текст о художнике и его картине (текст раздается на каждую парту).
Левитан был художником, который очень тонко чувствовал природу, очень любил природу и понимал ее сокровенные тайны и ее законы,. Картина «Золотая осень», которая была написана в имении Турчаниновых Горка в Тверской губернии, занимает совершенно особое место. Простым и привычным кажется нам левитановский пейзаж, который утопает в золотых красках осени. Художник изобразил неширокую речку, которая спокойно несет свои воды меж невысоких берегов. Что-то грустное, прощальное слышится и видится в осеннем лесу, который наполнен тишиной. Идешь по такому лесу, который расцвечен красками, и поэтическим чувством наполняется душа. Небо синее, ясное, покрыто легкими белыми облаками. Лучи солнца, которые пробились сквозь листву, скользят по стволам и ложатся на траву.
Что вы можете сказать о тексте? …
(предполагаемые ответы)
… тип текста – описание. … сложные предложения. … много раз повторяется союзное слово который/которая.
Заменим придаточную часть в предложениях причастным оборотом, что у нас получится?
(предложения по одному появляются на экране)
Левитан был художником, очень тонко чувствующим природу, очень любящим природу и понимающим ее сокровенные тайны и ее законы. Картина «Золотая осень», написанная в имении Турчаниновых Горка в Тверской губернии, занимает совершенно особое место. Простым и привычным кажется нам левитановский пейзаж, утопающий в золотых красках осени. Художник изобразил неширокую речку, спокойно несущую свои воды меж невысоких берегов. Что-то грустное, прощальное слышится и видится в осеннем лесу, наполненном тишиной. Идешь по такому лесу, расцвеченному красками, и поэтическим чувством наполняется душа. Небо синее, ясное, покрытое легкими белыми облаками. Лучи солнца, пробившиеся сквозь листву, скользят по стволам и ложатся на траву.
Сравните два текста: первоначальный и конечный вариант. Какой вам больше нравится? Почему?
…
Сравним предложения: (на экране)
Простым и привычным кажется нам левитановский пейзаж, утопающий в золотых красках осени.
Простым и привычным кажется нам утопающий в золотых красках осени левитановский пейзаж.
Что вы можете сказать о них? Чем отличаются эти предложения? Почему в них по-разному расставлены знаки препинания? В каких случаях причастный оборот необходимо выделять запятыми?
…
Перестройте предложения из текста, изменив позицию определяемого слова. Прокомментируйте, как при этом изменится пунктуация предложений.
Очень Тонко чувствующим природу, очень любящим природу и понимающим ее сокровенные тайны и ее законы художником был Левитан. Написанная в имении Турчаниновых Горка в Тверской губернии картина «Золотая осень» занимает совершенно особое место. Простым и привычным кажется нам левитановский пейзаж, утопающий в золотых красках осени. Художник изобразил спокойно несущую свои воды меж невысоких берегов неширокую речку. Что-то грустное, прощальное слышится и видится в наполненном тишиной осеннем лесу. Идешь по расцвеченному красками лесу, и поэтическим чувством наполняется душа. Синее, ясное, покрытое легкими белыми облаками небо. Пробившиеся сквозь листву лучи солнца скользят по стволам и ложатся на траву.
А теперь, глядя на репродукцию картины, самостоятельно составьте предложение с причастным оборотом и объясните знаки препинания.
Бросаю мячик первому человеку. У Вас предложение будет начинаться со слова…
Река
Березки
Трава
Деревушка
Небо
(предполагаемые ответы)
, убегающая вдаль, становилась светлее. , одетые в золото, хвастали своими нарядами. , растущая густо, местами пожухла. , изумрудно, расположенная рядом с полем, была небольшой. ,покрытое облаками, по-осеннему красиво.
Литература:
Великие художники. Том 15 «Исаак Ильич Левитан». – М.: «Директ-Медиа», 2009. – 48с.
Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы авт.-сост. В. Н. Пташкина и др. – Волгоград: Учитель, 2009. – 238с.
«Русский язык в школе» Л. А. Ходякова «Искусствоведческий текст как образец при подготовке к описанию картины», 1991 - №6.
Словарь русского языка С. И. Ожегов. – Москва, "Издательский дом "ОНИКС", 2008. – 976 с.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка по теме "Знаки препинания при причастном обороте"
Презентация к уроку русского языка в 6 классе по теме "Знаки препинания при причастном обороте"...
Презентация урока русского языка. 8 класс. Тема занятия: «Обособление обстоятельств. Построение предложений с обособленными обстоятельствами»
Данная презентация демонстрирует работу учеников по закреплению изученного материала по теме "Обособление обстоятельств". Детям предлагаются упражнения, связанные с преобразованием с...
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Обособление причастного оборота"
Урок составлен по учебному комплексу Львовых...
Урок русского языка 6 класс "Знака препинания при причастном обороте"
Урок сопровождается презентацией, помогает осмыслитьспецифику причастного оборота и употребления его в речи, усвоить правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленны...
Открытый урок по русскому языку 7 класс на тему: "Причастный оборот. Обособление причастного оборота"
quot;Причастный оборот. Обособление причастного оборота"...
конспект урока по русскому языку 7 класс по теме "Деепричастие. Деепричастный оборот".
Конспект урока русского языка по учебнику М.Т.Баранова. Урок закрепления сведений по теме "Деепричастие. Деепричастный оборот и знаки препинания при нём"...
Карточки для 7 класса по теме "Обособление причастного оборота".
Русский язык. 7 класс. Карточки....