Фрагмент урока по русскому языку в 6 классе. Мастер-класс «Обособление причастных оборотов».
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Беликова Екатерина Петровна

Фрагмент урока по русскому языку в 6 классе "Обособление причастных оборотов"

Оборудование: репродукция картины И. И. Левитана «Золотая осень», презентация, толковые словари, мячик.

Задачи:

- активизировать знания об обособлении причастного оборота;

-развивать умение применять теоретические знания на практике, правильно определять условия, при которых необходимо ставить знаки препинания, умение конструировать предложения;

- воспитывать культуру речи, любовь к своему языку, к своей родине.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                                                                  основная общеобразовательная школа г. Зернограда

Фрагмент урока по русскому языку в 6 классе

Мастер-класс «Обособление причастных оборотов»

                                                                  Беликова Екатерина Петровна

                                                                 учитель русского языка и литературы

                                                                 I квалификационной категории

                                                    2013 г.

Мастер-класс «Обособление причастных оборотов»

Оборудование: репродукция картины И. И. Левитана «Золотая осень», презентация, толковые словари, мячик.

Задачи:

- активизировать знания об обособлении причастного оборота;

-развивать умение применять теоретические знания на практике, правильно определять условия, при которых необходимо ставить знаки препинания, умение конструировать предложения;

- воспитывать культуру речи, любовь к своему языку, к своей родине.

(на экране репродукция картины И. И. Левитана «Золотая осень»)

Отгадайте загадки:

Если видишь: на картине нарисована река, Или домик в дымке синей, или луг и облака, Или тонкая рябина, или поле и шалаш – Это значит, что картина называется …    (пейзаж)

Вся трепещет на ветру роща золотая, По растрепанным кустам дождик пролетает. Стог на скошенном лугу, над рекой плывет туман. Догадаться я смогу? Кто художник?...    (Левитан)

Подберем синонимы к слову художник? Как еще можно назвать художника?

Пейзажист, живописец, творец, колорист (обращаемся к словарным статьям)

ПЕЙЗАЖИСТ, -а, м. Художник, рисующий пейзажи. || ж. пейзажистка, -и.

ЖИВОПИСЕЦ, -сца, м. Художник, занимающийся живописью.

КОЛОРИСТ, -а, м. 1. Живописец, воплощающий свой художественный замысел главным образом средствами колорита. 2. Специалист по расцветке тканей (спец.). || ж. колористка, -и (ко 2 знач.).

 КОЛОРИТ, -а, м. 1. Соотношение красок в картине по тону, насыщенности цвета. Теплый, холодный, яркий к. 2. перен. Отпечаток чего-н., совокупность особенностей (времени, местности, характера). К. эпохи в историческом романе. Местный к. || прил. колористический, -ая, -ое (к 1 знач.) и колоритный, -ая, -ое (к 1 знач.).

ТВОРЕЦ, -рца, м. (высок.). 1. Человек, к-рый создает, создал что-н. творчески. Народ - от. и созидатель. 2. (Т пропис-ное).В религии: Бог как создатель мира.

ХУДОЖНИК, -а, х 1. Человек, к-рый творчески работает в какой-н. области искусства. Гениальный х. Х. слова, (о писателе или артисте). Х. по свету, по костюмам (в театре). 2. То же, что живописец. Х.-бата-лист. 3. перен. Человек, к-рый выполняет что-н. с большим художественным вкусом, мастерством. Х. своего дела. || ж. художница, -ы (ко 2 и 3 знач.). || прил. художнический, -ая, -ое. Х. дар.

Составьте предложения с причастными оборотами, которые бы начинались словами …

Пейзажистом называют …

Живописцем называют …

Колористом называют …

Творцом называют …

Художником называют …

Прочитаем текст о художнике и его картине (текст раздается на каждую парту).

     Левитан был художником, который очень тонко чувствовал природу, очень любил природу и понимал ее сокровенные тайны и ее законы,. Картина «Золотая осень», которая была  написана в имении Турчаниновых Горка в Тверской губернии, занимает совершенно особое место. Простым и привычным кажется нам левитановский пейзаж, который  утопает в золотых красках осени. Художник изобразил неширокую речку, которая спокойно несет свои воды меж невысоких берегов. Что-то грустное, прощальное слышится и видится в осеннем лесу, который наполнен тишиной. Идешь по такому лесу, который расцвечен красками, и поэтическим чувством наполняется душа. Небо синее, ясное, покрыто легкими белыми облаками. Лучи солнца, которые пробились сквозь листву, скользят по стволам и ложатся на траву.                                                

  Что вы можете сказать о тексте? …

 (предполагаемые ответы)

… тип текста – описание.                                                                                                        … сложные предложения.                                                                                                     … много раз повторяется союзное слово который/которая.  

Заменим придаточную часть в предложениях причастным оборотом, что у нас получится?

 (предложения по одному появляются  на экране)

Левитан был художником, очень тонко чувствующим природу, очень любящим природу и понимающим ее сокровенные тайны и ее законы. Картина «Золотая осень», написанная в имении Турчаниновых Горка в Тверской губернии, занимает совершенно особое место. Простым и привычным кажется нам левитановский пейзаж, утопающий в золотых красках осени. Художник изобразил неширокую речку, спокойно несущую свои воды меж невысоких берегов. Что-то грустное, прощальное слышится и видится в осеннем лесу, наполненном тишиной. Идешь по такому лесу, расцвеченному красками, и поэтическим чувством наполняется душа. Небо синее, ясное, покрытое легкими белыми облаками. Лучи солнца, пробившиеся сквозь листву, скользят по стволам и ложатся на траву.                                                

Сравните два текста: первоначальный и конечный вариант. Какой вам больше нравится? Почему?

Сравним предложения: (на экране)

Простым и привычным кажется нам левитановский пейзаж, утопающий в золотых красках осени.

Простым и привычным кажется нам утопающий в золотых красках осени левитановский пейзаж.

Что вы можете сказать о них? Чем отличаются эти предложения? Почему в них по-разному расставлены знаки препинания? В каких случаях причастный оборот  необходимо выделять запятыми?

Перестройте предложения из текста, изменив позицию определяемого слова. Прокомментируйте, как при этом изменится пунктуация предложений.

Очень Тонко чувствующим природу, очень любящим природу и понимающим ее сокровенные тайны и ее законы художником был Левитан. Написанная в имении Турчаниновых Горка в Тверской губернии картина «Золотая осень» занимает совершенно особое место. Простым и привычным кажется нам левитановский пейзаж, утопающий в золотых красках осени. Художник изобразил спокойно несущую свои воды меж невысоких берегов неширокую речку. Что-то грустное, прощальное слышится и видится в  наполненном тишиной осеннем лесу. Идешь по расцвеченному красками лесу, и поэтическим чувством наполняется душа. Синее, ясное, покрытое легкими белыми облаками небо. Пробившиеся сквозь листву лучи солнца скользят по стволам и ложатся на траву.                                                

А теперь, глядя на репродукцию картины, самостоятельно составьте предложение с причастным оборотом и объясните знаки препинания.

Бросаю мячик первому человеку. У Вас предложение будет начинаться со слова…          

 Река                  

 Березки

Трава

Деревушка

Небо

(предполагаемые ответы)

, убегающая вдаль, становилась светлее.                                                                        , одетые в золото, хвастали своими нарядами.                                                                             , растущая густо, местами пожухла.                                                                                    , изумрудно, расположенная рядом с полем, была небольшой.                                                                                                                  ,покрытое облаками, по-осеннему красиво.

Литература:

Великие художники. Том 15 «Исаак Ильич Левитан». – М.: «Директ-Медиа», 2009. – 48с.

Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы авт.-сост. В. Н. Пташкина и др. – Волгоград: Учитель, 2009. – 238с.

«Русский язык в школе» Л. А. Ходякова «Искусствоведческий текст как образец при подготовке к описанию картины», 1991 - №6.

Словарь русского языка С. И. Ожегов. Москва, "Издательский дом "ОНИКС", 2008. 976 с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка по теме "Знаки препинания при причастном обороте"

Презентация к уроку русского языка в 6 классе по теме "Знаки препинания при причастном обороте"...

Презентация урока русского языка. 8 класс. Тема занятия: «Обособление обстоятельств. Построение предложений с обособленными обстоятельствами»

Данная презентация демонстрирует работу учеников по  закреплению изученного  материала по теме "Обособление обстоятельств". Детям предлагаются  упражнения, связанные с преобразованием с...

Урок русского языка 6 класс "Знака препинания при причастном обороте"

Урок сопровождается презентацией,  помогает осмыслитьспецифику  причастного  оборота и употребления его в речи, усвоить правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленны...

конспект урока по русскому языку 7 класс по теме "Деепричастие. Деепричастный оборот".

 Конспект урока русского языка по учебнику М.Т.Баранова. Урок закрепления сведений по теме "Деепричастие. Деепричастный оборот и знаки препинания при нём"...