конспект урока "А-о в корнях"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 6 классе
Тема: Буквы О//А в корнях с чередованием (гор //гар, зор //зар, раст / ращ / рос)
Цели урока:
Обучающие:
Познакомиться с правилом написания гласных о и а в корне –гор-гар.
Уметь находить и правильно писать слова с данными корнями.
Развивающие:
Развивать орфографическую зоркость и логическое мышление.
Учиться анализировать, высказывать свои предположения.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к богатству русского языка.
В ходе урока учащиеся должны
знать: условия выбора о - а в корне гор // гар, зор //зар, раст-// ращ //-рос,
условия написания известных корней с чередующимися гласными;
уметь: применять полученные знания на практике;
научиться: правильно выбирать гласную в корне гор //гар, зор // зар, раст / ращ //рос; отличать корни с чередующимися гласными от безударной гласной в корне, проверяемой ударением.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Форма урока: урок - сказка
Оборудование: проектор, таблицы Т.Я.Фроловой, сигнальные карточки, учебник «Русский язык» 6 класс ч.1 под редакцией Л.М.Рыбченковой, О.М.Александровой, О.В.Загоровской, А.Г.Нарушевич
Ход урока
1.Организационный этап.
Приветствие учащихся. Организация внимания школьников. Раскрытие общих целей урока.
Ребята, сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новой темой «Буквы о и а в корнях гор // гар, зор //зар, раст-// ращ //-рос.
Проблемный вопрос: Когда в корнях –гор—гар- пишется О, а когда-А?
Ответ на этот вопрос нам поможет получить сказка, которую я вам расскажу.
2. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний.
Но для начала мы немного поработаем.
1) Давайте вспомним о правописании о и а в корнях -кос – кас-, лаг –лож.
Рассмотрим слова на слайде.
Прол…гать, предл...жение, сл..гать, выл..жить, предл..жить, л..жбинка, сл..жить, прил..гать, к..сательная, соприк..сается, к..силка, к..снулся, к..сичка, прик..сновение.
Посмотрите внимательно, к какой группе относятся слова с пропущенной гласной в корне? (Чередующиеся гласные в корне и безударные гласные в корне слова)
Задание: составьте с этими словами словосочетания, запишите в тетради в два столбика: а) слова с чередованием гласных о и а в корне,
б) с проверяемыми гласными в корне слова,
вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму и обращаем внимание на то, что написание гласных в корнях с чередованием зависит от наличия суффикса а после корня и от конечной согласной корня .
Проверка написанного. (Учащиеся зачитывают составленные словосочетания, объясняя условия выбора написания гласной в корнях.) по цепочке
Мы с вами повторили корни с чередующимися гласными, изученными в 5 классе, сегодня обратимся к изучению корней гор – гар, в которых наблюдается чередование гласных о – а.
3.Этап изучения нового материала.
-Итак, ребята, вы молодцы! Успешно справились с заданием, повторив
корни с чередующимися гласными, изученными в 5 классе. Сегодня обратимся к изучению корней –гор- – -гар-, в которых наблюдается чередование гласных о – а.
Для этого я предлагаю вам прослушать лингвистическую сказку.
СКАЗКА
-За тридевять земель, в Царстве русского языка жила-была гордая и красивая царица Грамматика. Прислуживали ей два брата-Гор и Гар. И она никак не могла отличить их : уж очень они были похожи друг на друга, особенно в окружении других слуг: гласных и согласных.
Много ли, мало ли прошло времени, скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается.Но не выдержала царица, бросила клич по всему Царству русского языка: «Кто научит меня различать моих верных слуг-братьев Гор и Гар, того награжу по –царски».
Со всех земель невиданного Царства-государства съехались Гласные, Согласные, Ударение, Суффиксы, Корни, Приставки.
Первой вызвалась Гласная А, подскочила к братьям. Стала сначала с братом Гор, затем- с Гар. Но ничего у неё не получилось. Царица всё равно их перепутала. Согласные вовсе не стали пробовать, слишком сложной оказалась им эта задача. А вот Ударение оказалось более проворным, уж очень ему понравился братец Гар. Ударение быстро подпрыгнуло и стало к брату Гар. Да так и осталось с ним навсегда.
С тех пор, как увидит Царица Грамматика ударение, то уже знает, что где-то рядом обязательно будет братец Гар. А братец Гор ходит в одиночку.
- Итак, ребята, вы услышали удивительную историю о корнях –гар-и-гор-.
Отвечаем на вопрос: Когда в корнях –гор-гар- пишется О, а когда- А?
- Работа с учебником п.10 стр.42-43. Чтение и заучивание правила.
- Работа с таблицей Т.Я.Фроловой.
Вывод: В корнях –гор-гар под ударением пишется А, в безударном положении- О.
Исключение: пригарь
Физкультминутка
Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.
4.Этап первичной проверки знаний.
- выполнение упражнения 70 стр.42-43 ( выпишите слова в 2 столбика ( таблица).вставьте пропущенные буквы. С 2 словами придумайте распространенные предложения. Объясните лексическое значение слова погорелец.
- Словарная работа со словами в рамках: зоревать, пригарь.
3) Правда в огне не горит и в воде не тонет. (Пословица).
- Как вы понимаете эту пословицу? (ответы учащихся).
- Какое правило мы сформулировали? (ответы учащихся). Сверим с учебником.
5. Этап закрепления знаний. Работа с сигнальными карточками
Заг..р, сг..рели, подг..ревшим, дог..рает, наг..р, разг..рается, уг..р, перег..рают, заг..релый, приг..рь, предпол.. гать, изл..жение,
6.Этап самопроверки.
Буквенный диктант. Предлагается 10 словосочетаний (на слайде). Списывать их не нужно.
Инструктаж.
- заг.рать на солнце
- г.релые спички
- к.снуться рукой
- к.сание мяча
- разг.релся спор
- ог.рок свечи
- разг.релся костер
- молоко с приг..рью
- к.сается дна
- сг.ревшая листва
В тетради учеников это должно выглядеть так:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
О О О А О А О А А О
Проверка буквенного диктанта.
7.Подведение итогов урока.
Оценивание работы учащихся. Комментирование и выставление оценок в журнал.
Сегодня мы познакомились с правилом «Буквы о и в корнях -гор- – -гар-».
- Отчего зависит выбор гласной в корнях -гор- – -гар-?
- Скажите, зачем нам нужно знать о правописании букв о и а в этих корнях?
- Где нам пригодятся эти знания?
(ответы учащихся)
8. Домашнее задание.
Выучить правила в учебнике п.10, выполнить упр.73
9.Рефлексия.
Сегодня на уроке я:
научился ...
было интересно ...
было трудно ...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
использование информационно-коммуникативных технологий на урокаах географии в коррекционной школе
научная разработка по использованию ИКТ на уроках географии в коррекционной школе 8 вида...
Конспект урока русского языка. Корни с чередованием е-и
Разработка урока в 5 классе....
Использование сети Интернет на урокаах математики и при подготовке к ЕГЭ.
Статья и презентация об использовании очень полезного сайта uztest.ru,рекомендую коллегам и благодарю организатори сайта Ким Н.А....
Конспект урока закрепления знаний корне и однокоренных словах в 5 классе
План - конспект урока обобщения знаний корне и однокоренных словах. Работа по восстановлению деформированного текста....
План-конспект урока русского языка "Корни с чередованием букв Е-И".
Урок открытия новых знаний....
План-конспект урока "Функция квадратного корня"
На уроке испльзованы различные приемы работы с классом....
Конспект урока по теме:"Корни с чередованием букв е,и".
Урок формирует орфографические умения и навыки правописания букв Е–И в корнях с чередованием....