Конспект урока русского языка в 8 классе "Характеристика человека"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)
Конспект урока русского языка в 8 классе "Характеристика человека", получивший высокую оценку методиста-эксперта
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 8 классе «Характеристика человека»
- Объявляется тема, записывается на доске.
- Запишите тему урока в тетради эпохи. Сегодня разберём, что такое характеристика человека, на что стоит обращать внимание при чтении/написании характеристики человека. Затем вы напишете собственные тексты-характеристики.
- Для того, чтобы глубже проникнуть в смысл слова, понятия, бывает полезно выполнить его морфемный разбор. Давайте разберём оба слова темы:
- Ещё одна полезное задание: подберите однокоренные слова к слову «Характеристика». Можно работать в паре. Даю 2 минуты, затем проверяем, что получилось.
Бесхарактерный, охарактеризовать, характеризоваться, характерный.
Хара́ктер (от др.-греч. χαρακτήρ «примета, отличительная черта, знак») — структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности.
- Теперь давайте посмотрим, какой материал по этой теме нам предлагают авторы учебника – текст упражнения № 162 на странице 94. Прошу вас прочитать его (вслух) и составить план (3,5 минуты).
- Проверяем, что получилось, теперь запишем вместе план таким образом, чтобы он выглядел как более-менее универсальный план статьи об известном человеке для энциклопедии.
- Сфера деятельности известного человека, его имя в ряду других известных имён.
- Профессиональная биография (др.-греч. βίος «жизнь» + γράφω «пишу»; букв. «жизнеописание») — описание жизни человека, сделанное другими людьми или им самим (автобиография) этого известного человека, его принципы (лат. Principium- первейшее - начало, правило, лежащее в основе поведения человека, теории или закона)
- Его вклад в науку, центральный труд (труды).
- Определите стиль этого текста.
Научный, это найчно-популярный текст.
- Можно ли представить характеристику человека в тексте другого стиля?
- Средства выражения для характеристики человека в текстах разных стилей будут одинаковыми или разными?
- Теперь давайте прочитаем и разберём текст из упраднения № 164. Сначала читаем вслух
- Теперь давайте нарисуем и заполним такую таблицу (ребята выходят к доске для записи определений, обстоятельств, качеств, выводов):
Серёжа Ивин
О чём? | Определения | Обстоятельства | Внешность→красота, здоровье |
Об оттенке кожи | Смуглый | ||
О волосах | Курчавый | ||
О губах | Свежими, красивыми | Резко полностью | |
О зубах | Верхний, белых | ||
О глазах | Тёмно-голубыми, прекрасными | ||
О выражении лица | Бойким | Необыкновенно | Характер→яркий, сильный |
Об отсутствии улыбки | Никогда | ||
О взгляде | Совершенно серьёзно | ||
О смехе | Своим звонким, отчётливым и увлекательным | От души, чрезвычайно |
- Почему автор повести «Детство» даёт столь подробную, с большим количеством деталей, характеристику Серёжи Ивина? Вспомните, как Николенька был очарован этим красивым мальчиком с ярким характером. В какой момент он начинает испытывать разочарование в Серёже?
Когда Николенька видит, как Серёжа издевается над Иленькой Грапом.
- Итак, с какими вариантами характеристики человека мы сегодня работали?
С текстами научного и художественного стилей.
- Какие стороны человека в центре внимания в первом и во втором случае?
Научные труды, принципы, вклад в науку в статье и внешность, характер во втором.
- Домашнее задание. Прочитайте текст задания из упражнения № 165.
- Я хочу предложить вам немного изменённый вариант это задания.
Напишите, пожалуйста, дома сочинение о вашем однокласснике, имя которого выпало вам во время жеребьёвки, как о человеке, который может нравиться. Постарайтесь сосредоточить своё внимание на его положительных качествах, достоинствах. Поможет вам памятка «Как написать характеристику человека». Помните о необходимости сохранять тайну, чтобы игра в ангелов или гномиков не потеряла своего очарования.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
- Изобразите в тетрадях таблицу:
Разговорный | Публицистический | Официльно-деловой | |
Сфера применения | Диалог, беседа | Заметка, статья в газете, журнале | Характеристика от школы, с места работы |
- - Василиса Егоровна прехрабрая дама, — заметил важно Швабрин. — Иван Кузмич может это засвидетельствовать.
— Да, слышь ты, — сказал Иван Кузмич, — баба-то не робкого десятка.
— А Марья Ивановна? — спросил я, — так же ли смела, как и вы?
— Смела ли Маша? — отвечала ее мать. — Нет, Маша трусиха. До сих пор не может слышать выстрела из ружья: так и затрепещется. А как тому два года Иван Кузмич выдумал в мои именины палить из нашей пушки, так она, моя голубушка, чуть со страха на тот свет не отправилась. С тех пор уж и не палим из проклятой пушки.
- -…я уверена, что не вы зачинщик ссоры. Верно, виноват Алексей Иваныч».
— А почему же вы так думаете, Марья Ивановна?
— Да так... он такой насмешник! Я не люблю Алексея Иваныча. Он очень мне противен; а странно: ни за что б я не хотела, чтоб и я ему так же не нравилась. Это меня беспокоило бы страх.
- На другой день поутру я только что стал одеваться, как дверь отворилась, и ко мне вошел молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым. (…) Я догадался, что это был офицер, выписанный из гвардии за поединок. Мы тотчас познакомились. Швабрин был очень не глуп. Разговор его был остер и занимателен….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка
Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...
План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".
Данный конспект урока разработан для уч-ся 6 класса по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...
Конспект урока русского языка (технологическая карта) в 5 классе «Язык и человек»
Цели деятельности учителя: Познакомить учащихся с понятиями «язык», «речь», «слово»; учить работать со словарём; развивать навыки анализа и обобщения; воспитывать бережное отношение к родному яз...
Конспект урока русского языка по развитию речи учащихся 7 класса «Подготовка к сочинению-описанию внешности человека на основе жизненных наблюдений»
Конспект урока разработан с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо...
Конспект урока русского языка по развитию речи учащихся 7 класса «Подготовка к сочинению-описанию внешности человека на основе жизненных наблюдений»
Разработка урока по развитию речи для 7 класса с использованием современных технологий и методик для развития коммуникативных умений учащихся....
Конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Изложение “Характеристика человека”» (учебник Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской, А.Д. Дейкиной, О.М. Александровой)
Данный урок знакомит учащихся с биографией известного лингвиста А.М. Пешковского, готовит восьмиклассников к написанию экзаменационного изложения в следующем году, помогает им учиться работать с текст...
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку
Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта. Пре...